Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Бабина Ольга Анатольевна

Рабочая программа по биологии составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и с учетом  программы по биологии В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочие программы 5-9 классы. М., Дрофа 2014 г.Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-9 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klassbiologiya_2018g.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета        

«_____»_________20    г.                                                                                                                                                        

Утверждаю

Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

Приказ №____ от «____»_________20    г.

 

Рабочая программа

по  биологии

5 класс

                                                                           

Составители:

Бабина О. А.,  учитель биологии

Фишер Е.А., учитель биологии

Тюменцево, 2018г.

  1. Пояснительная записка

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа по биологии составлена  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и с учетом  программы по биологии В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочие программы 5-9 классы. М., Дрофа 2014 г.Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-9 классы.

Общие цели учебного предмета

Главная цель изучения биологии в школе – формирование у учащихся биологического мышления как основы биологической, экологической и природоохранной грамотности. Идентичности ценностно-ориентированной личности, образование, развитие и воспитание личности школьника,  способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления биологического опыта, научного мировоззрения, своей значимости и человечества в целом, активно и творчески применяющего биологические знания в учебной, социальной и  практической деятельности.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение предмета  «Биология. Бактерии, грибы, растения»  в 5 классе  отводится 35 ч. в год, по 1 ч. в неделю. Программа по биологии предполагает, что усвоение учащимися курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» станет основополагающим для понимания и осмысления курса «Биология».

  1. УМК.

УМК для учителя:

-В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-9 классы.

-В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник / М.: Дрофа 2013 год. 5 класс

- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Методическое пособие. 5 класс

- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. 5 класс

- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Диагностические работы. 5 класс

УМК для учащихся:

-В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник / М.: Дрофа 2013 год. 5 класс

  1. Планируемые результаты образования.

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного  подходов в процессе усвоения программы, что обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Результатам образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

Планируемые результаты реализации программы.

Планируемые результаты реализации программы по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения»

Личностные результаты

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
  • использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
  • различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
  • объяснять мир с точки зрения биологии

Метапредметные результаты

      регулятивные:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;
  •  умения управлять своей познавательной деятельностью;
  •  умение организовывать свою деятельность;
  •  выбирать средства   и применять их на практике;
  • оценивать достигнутые результаты.
  • прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

познавательные:

- составлять план текста;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

     - владеть таким видом изложения текста, как повествование:

    - под руководством учителя проводить наблюдения;

   - получать биологическую информацию из различных источников;

коммуникативные:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  •  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  •  управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
  •  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Предметные результаты

  • понимать признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

сущность биологических процессов:  питание,  дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

  • уметь наблюдать влияние факторов среды на живые организмы; объяснять общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России;
  • изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов;
  •  наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
  • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
  • сравнивать биологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  •  давать характеристику растениям различных систематических групп;  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
  • оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм; формулировать выводы на основе собранного материала;
  • прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты  ; применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
  • различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии:  безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные);  и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
  • определять основные органы растений (части клетки);
  • объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов:  (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,  голосеменные и цветковые);
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
  • использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников.

  1. Содержание учебного предмета, курса.

Содержание курса «Биология. Бактерии, грибы, растения»

Введение

            Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации  Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы  Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы 

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3.4 Царство Грибы

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы  Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Раздел 3. Царство Растения

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация  Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы  Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

  1. Тематическое поурочное планирование  

урока

Наименование раздела программы, тем уроков

Кол-во

часов

Введение (6 ч.)

1

Введение. Биология – наука о живой природе

1

2

Методы исследования в биологии

1

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

4

Среды обитания живых организмов

1

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

6

Обобщающий урок. Лабораторная работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

7

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа. Правила работы с ними. Рассматривание строения растения с помощью лупы.

1

8

Строение клетки.

1

9

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа.

1

10

Пластиды. Лабораторная работа. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата.

1

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание и питание)

1

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

14

Деление клетки

1

15

Понятие «ткань». Лабораторная работа. Приготовление препарата кожицы лука, изучение под микроскопом микропрепаратов различных растительных тканей.

1

16

Обобщающий урок.

1

Раздел 3. Царство Бактерии (3 часа)

17

Бактерии,  их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

19

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Раздел 4. Царство Грибы (5 часа)

20

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

21

Шляпочные грибы.

1

22

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

1

23

Грибы – паразиты.

1

24

Обобщающий урок.

1

Раздел 5. Царство Растения (11 часов)

25

Ботаника – наука о растениях.

1

26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа. Строение зеленых водорослей.  Строение хламидоманады и хлореллы.

1

27

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

1

28

Лишайники

1

29

Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа. Строение мха. Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.

1

30

Голосеменные растения

1

31

Голосеменные растения. Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных растений.

1

32

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа. Строение цветкового растения.

1

33

Покрытосеменные растения.

1

34

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

35

Обобщающий урок

1

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Дата

Причины  изменений

(прописываются конкретные обоснования)

Содержание изменений

Подпись сотрудника, внесшего изменения

Подпись

курирующего

администратора

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...