Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и с учетом программы по биологии В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочие программы 5-9 классы. М., Дрофа 2014 г.Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5_klassbiologiya_2018g.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________20 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ №____ от «____»_________20 г. |
Рабочая программа
по биологии
5 класс
Составители:
Бабина О. А., учитель биологии
Фишер Е.А., учитель биологии
Тюменцево, 2018г.
- Пояснительная записка
- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и с учетом программы по биологии В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочие программы 5-9 классы. М., Дрофа 2014 г.Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-9 классы.
Общие цели учебного предмета
Главная цель изучения биологии в школе – формирование у учащихся биологического мышления как основы биологической, экологической и природоохранной грамотности. Идентичности ценностно-ориентированной личности, образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления биологического опыта, научного мировоззрения, своей значимости и человечества в целом, активно и творчески применяющего биологические знания в учебной, социальной и практической деятельности.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе отводится 35 ч. в год, по 1 ч. в неделю. Программа по биологии предполагает, что усвоение учащимися курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» станет основополагающим для понимания и осмысления курса «Биология».
- УМК.
УМК для учителя:
-В.В Пасечник, В.В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.В. Пасечника 5-9 классы.
-В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник / М.: Дрофа 2013 год. 5 класс
- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Методическое пособие. 5 класс
- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. 5 класс
- В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Диагностические работы. 5 класс
УМК для учащихся:
-В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. Учебник / М.: Дрофа 2013 год. 5 класс
- Планируемые результаты образования.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Результатам образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
Планируемые результаты реализации программы.
Планируемые результаты реализации программы по курсу «Биология. Бактерии, грибы, растения» | |
Личностные результаты |
|
Метапредметные результаты | регулятивные:
познавательные: - составлять план текста; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. - осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - владеть таким видом изложения текста, как повествование: - под руководством учителя проводить наблюдения; - получать биологическую информацию из различных источников; коммуникативные:
|
Предметные результаты |
сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.
|
- Содержание учебного предмета, курса.
Содержание курса «Биология. Бактерии, грибы, растения»
Введение
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3.4 Царство Грибы
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
- Тематическое поурочное планирование
№ урока | Наименование раздела программы, тем уроков | Кол-во часов | |
Введение (6 ч.) | |||
1 | Введение. Биология – наука о живой природе | 1 | |
2 | Методы исследования в биологии | 1 | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | 1 | |
4 | Среды обитания живых организмов | 1 | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | |
6 | Обобщающий урок. Лабораторная работа. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | |
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч) | |||
7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа. Правила работы с ними. Рассматривание строения растения с помощью лупы. | 1 | |
8 | Строение клетки. | 1 | |
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Лабораторная работа. | 1 | |
10 | Пластиды. Лабораторная работа. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата. | 1 | |
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | |
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание и питание) | 1 | |
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | 1 | |
14 | Деление клетки | 1 | |
15 | Понятие «ткань». Лабораторная работа. Приготовление препарата кожицы лука, изучение под микроскопом микропрепаратов различных растительных тканей. | 1 | |
16 | Обобщающий урок. | 1 | |
Раздел 3. Царство Бактерии (3 часа) | |||
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность | 1 | |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | |
19 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | |
Раздел 4. Царство Грибы (5 часа) | |||
20 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | |
21 | Шляпочные грибы. | 1 | |
22 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа. Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. | 1 | |
23 | Грибы – паразиты. | 1 | |
24 | Обобщающий урок. | 1 | |
Раздел 5. Царство Растения (11 часов) | |||
25 | Ботаника – наука о растениях. | 1 | |
26 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа. Строение зеленых водорослей. Строение хламидоманады и хлореллы. | 1 | |
27 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | 1 | |
28 | Лишайники | 1 | |
29 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа. Строение мха. Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. | 1 | |
30 | Голосеменные растения | 1 | |
31 | Голосеменные растения. Лабораторная работа. Строение хвои и шишек хвойных растений. | 1 | |
32 | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа. Строение цветкового растения. | 1 | |
33 | Покрытосеменные растения. | 1 | |
34 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 1 | |
35 | Обобщающий урок | 1 |
Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Причины изменений (прописываются конкретные обоснования) | Содержание изменений | Подпись сотрудника, внесшего изменения | Подпись курирующего администратора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...