Рабочая программа, 5класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 5 класс | 48.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Комитет по образованию г.Улан Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №47 г. Улан – Удэ»
ПРИНЯТО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании МО | Зам. директора по НМР | Директор школы |
Протокол № от 08.2017г | __________ Е.С. Цыдыпова | _______ Т.М. Трофимова |
________Е.Г. Матхеева | _________ 2017 г. | ________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень общего образования (класс)
__________________________5 класс_________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __34____
Учитель Леонтьева Инна Михайловна
Улан – Удэ, 2017 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии для 5 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для среднего общего образования.
Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание тем по биологии; календарно -тематическое планирование .
Курс биологии направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению по биологии:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
- Рабочая программа по биологии для 5 класса на 2018/19 учебный год составлена на основе авторской программы курса «Биология»( авторы : И.Н.Пономарева, И.В.Николаева, О.А.Корнилова )
с целью :
- Адаптировать авторскую программу к ШУП на 2018- 2019 учебный год,
- Обеспечить технологию качественной реализации данной программы и достижения целей, поставленной в ней и ФГОС по биологии.
- Рабочая программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012№ 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) ;
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Росстйской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 » (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационый № 40937);
- Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).
- Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334 «О внесении изменений в федеральные государственное образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов".
- Авторская программа курса Биология. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова. Изд-во «Вентана-Граф», 2015 год)
- Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2018 – 2019 учебный год (от 25.04.2018 № 24/4.1-5705.).
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса ( учебника) Биология. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова. Изд-во «Вентана-Граф», 2015 год)
Федеральный базисный план отводит 34 часов для образовательного изучения биологии в 5 классе из расчёта 1 час в неделю.
В соответствии с этим реализуется 33 часа в объеме 1 час в неделю.
Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания учебных занятий на 2018-2019 учебный год и обеспечивает рациональное распределение учебного материала:
Планируемые результаты освоения Биологии
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1.усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития 2.формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии. 3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов 4. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире. 5.формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы. 6.научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе 7.овладение методами: наблюдение, описание. 8.формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем 9. освоение приемов оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха. | 1.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности. 2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи. 3Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию. 4. Уметь самостоятельно планировать пути достижения целей. 5 умение соотносить свои действия с планируемым результатом. 6.владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности 7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе , здоровью своему и окружающих 8 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 9.умение использовать речевые средства для дискуссии , сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения. 10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками ; работать индивидуально и в группе, находить общее решение . 11.формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. | 1.воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. 2.формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию. 3.знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии. 4.Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ( доказывать , строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам. 5.формирование личностных представлений о целостности природы. 6.формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности 7.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций . 8.Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 9.Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно- полезной деятельности. 10.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах. 11.формироование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. 12. осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. |
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Практические и лабораторные работы, экскурсии , проекты |
1. | ТЕМА1 Биология- Наука о живом мире. | 8 часов | Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличи- тельных приборов». Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». | |
2. | Тема 2 Многообразие живых организмов | 12часов | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». | |
3. | Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля | 8 часов | Фронтальный,индивидуальный опрос,проекты,презентации | |
4. | Тема 4 Человек на планете Земля | 4 часа | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». |
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Содержательные линии и их характеристика | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету | Система оценки планируемых результатов | |
Базовый уровень | Повышенный (функциональный) уровень | ||||
1. | ТЕМА1 Биология- Наука о живом мире. Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология.Свойства живого. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой прир оды. Органы организма их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. | 8 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. | Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличи- тельных приборов». Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». |
2. | Тема 2 Многообразие живых организмов Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент, описание. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы .Первое применение микроскопа Р.Гуком. | 12 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. | Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения». Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных». |
3. | Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни | 8 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности ( формулировка вопроса урока) Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений. Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле | Фронтальный,индивидуальный опрос,проекты,презентации |
4. | Тема 4 Человек на планете Земля Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. | 4 | Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта | Формировать умения слушать и понимать речь других людей. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе. | Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». |
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
№ П/П | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид и форма контроля (темы контрольных, практических, лабораторных, тестовых работ, экскурсий) | ||
план | факт | |||||
ТЕМА1 Биология-наука о живом мире. (8 часов) | ||||||
1 | 04.09 | Биология. Роль биологии в практической деятельности | 1 | Фронтальный опрос | ||
2 | 11.09 | Отличительные признаки живых организмов | 1 | Фронтальный опрос | ||
3 | 18.09 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. | 1 | Лаб.работа № 1«Изучениеустройствувеличительныхприборов | ||
4 | 25.09 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 1 | индивидуальный | ||
5 | 02.10 | Методы изучения клетки. | 1 | лабораторнаяработа № 2«Знакомство с клеткамирастений» | ||
6 | 09.10 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | 1 | составление плана работы, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов | ||
7 | 16.10 | Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение | 1 | Фронтальный опрос | ||
8 | 23.10 | Биология как наука. Обощение и стематизация знаний по теме №1 | 1 | Индивидуальный опрос | ||
Тема 2 Многообразие живых организмов (12часов) | ||||||
9 | 30.10 | .Разнообразиеорганизмов.Принципыклассификации.Отличительныепризнакипредставителейцарствживойприроды | 1 | Фронтальный опрос | ||
10 | 18.11 | Бактерии.Многообразие бактерий | 1 | Индивидуально опрос | ||
11 | 25.11 | Бактерии.Многообразие бактерий. Бактерии-возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Индивидуально опрос | ||
12 | 02.12 | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека | 1 | Индивидуально опрос | ||
13 | 09.12 | Методыизученияживыхорганизмов:наб-людение,измерение,эксперимент. | 1 | Лаб.работа № 3«Знакомство с внешнимстроениемпобеговрастений» | ||
14 | 23.12 | Животные. Строение животных.Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека | 1 | Индивидуально опрос | ||
15 | 15.01 | Методыизученияживыхорганизмов:наблюдение,измере-ние,эксперимент. | 1 | Лаб.работа № 4«Наблюде-ниезапередвижениемживотных» | ||
16 | 22.01 | Грибы. Многообразие грибов. | 1 | Фронтальный опрос | ||
17 | 29.01 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами | 1 | Фронтальный опрос | ||
18 | 05.02 | Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
19 | 12.02 | Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | 1 | Фронтальный опрос | ||
20 | 19.02 | Значение живых организмов. Обобщение и систематизация знаний потеме. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
Тема 3 Жизнь организмов на планете Земля (8 часов) | ||||||
21 | 26.02 | Среды жизни планеты Земля | 1 | Фронтальный опрос | ||
22 | 05.03 | Экологические факторы среды | 1 | Фронтальный опрос | ||
23 | 12.03 | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | Индивидуальный опрос | ||
24 | 19.03 | Природные сообщества | 1 | Фронтальный опрос | ||
25 | 24.03 | Природные зоны России | 1 | Фронтальный опрос | ||
26 | 02.04 | Жизнь организмов на разных материках | 1 | Индивидуальный опрос | ||
27 | 09.04 | Жизнь организмов в морях и океанах | 1 | Индивидуальный опрос | ||
28 | 16.04 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 1 | Индивидуальный опрос | ||
Тема 4 Человек на планете Земля (4 часа) | ||||||
29 | 23.04 | Как появился человек на Земле. | 1 | Фронтальный опрос | ||
30 | 30.04 | Как человек изменял природу. | 1 | Фронтальный опрос | ||
31 | 02.05 | Важность охраны живого мира планеты | 1 | Фронтальный опрос | ||
32 | 11.05 | Сохраним богатство живого мира Экскурсия «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира». | 1 | Индивидуальный опрос | ||
33 | 18.05 | Задание на лето Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |||
34 | 23.05 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 5класс литература
Рабочая программа по литературе Курдюмовой Т.Ф. для 5 класса...
Рабочая программа, 5класс
Рабочая программа, 5класс, учебник Н.Я.Виленкин...
рабочая программа 5класс(В.В.Пасечник)
В рабочей программе размещены:пояснительная записка ,требования,содержание,календарно-тематическое планирование,литература....
Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.
Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.(тат.яз,тат.литер)...
рабочая программа 5класс
рабочая программа 5класс.ФГОС...
Рабочая программа 5класс по ФГОС ОБЖ
Рабочая программа...
Рабочая программа 5класс
Рабочая программа...