Урок в 8 классе на тему: «Травмы опорно-двигательной системы и оказание первой помощи»
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Чембрович Елена Анатольевна

Урок в 8 классе на тему: «Травмы опорно-двигательной системы и оказание первой помощи»

Данному уроку предшествует урок на тему: «Осанка, профилактика нарушений осанки», где изучаются понятия осанка, основные виды нарушений осанки (сколиоз, лордоз, кифоз), гиподинамия; рассматриваются меры предупреждения нарушений осанки.      

Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой медицинской помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе на тему: 

«Травмы опорно-двигательной системы и

оказание первой медицинской помощи»

      Цель урока: познакомить учащихся с видами травм опорно-двигательной системы и приобрести теоретические и практические навыки оказания первой медицинской помощи.

      Задачи:

Образовательные: изучить виды травм опорно-двигательной системы, научиться различать признаки повреждений скелета, сформировать знания и выработать умения оказания первой медицинской помощи при повреждениях скелета.

Развивающие: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником, работы в группе; развивать логическое мышление и речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать гигиенические навыки у учащихся, способствовать пониманию  ценности здоровья и жизни человека.

      Тип урока: комбинированный.

      Методы организации учебной деятельности: словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); наглядные (плакаты, учебник, раздаточный дидактический материал, презентация); практические (решение тестовых заданий, работа с учебником, составление опорного конспекта, ситуационные задания).

      Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

      Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение с элементами системно - деятельностного подхода, игровые технологии,  разноуровневое обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

      Оборудование: рабочие тетради,  учебник по биологии для 8 класса, дидактические материалы (карточки, бланки с таблицами, плакаты, рисунки), мультимедийная установка.

      Базовые понятия и термины:  ушиб, растяжение, вывих, перелом (закрытый, открытый), шина.

        На примере данного урока предлагаю методику с использованием своеобразных «Карточек индивидуальных достижений учащихся» (см. Приложение 1), которые заранее подготавливаются учителем (или старшеклассниками), распечатываются на каждого учащегося, раздаются до начала урока. Учащиеся работают в них в течение всего урока - на разных его этапах, выполняя задания различного характера, и заносят в карточки свои ответы.

       Такая форма работы усиливает внимание учащихся на уроке, способствует повышению познавательных способностей учащихся, интереса к изучаемой теме. Также даёт возможность проводить самоконтроль (и/или взаимоконтроль) и самооценку знаний и умений учащимися. Учитель получает возможность оценить каждого из учащихся, проанализировать, как проявляется активность и способности учащихся в течение урока, на разных его этапах.

       Возможно проведение предлагаемого урока и без «карточек индивидуальных достижений», учитель может проводить выборочное оценивание учащихся, на своё усмотрение.

      Данному уроку предшествует урок на тему: «Осанка, профилактика нарушений осанки», где изучаются понятия осанка, основные виды нарушений осанки (сколиоз, лордоз, кифоз), гиподинамия; рассматриваются меры предупреждения нарушений осанки.

Ход урока

I. Организационный этап (1-2 мин)

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу. У каждого из вас на партах находятся карточки ваших личных достижений для работы на сегодняшнем уроке (Приложение 1). Прошу вас быть внимательными, вы будете отвечать на различные вопросы на протяжении всего урока, заносить результаты в эти карточки и в конце урока вы сможете сами проверить и оценить свою работу. Желаю удачи!» (Учащиеся подписывают карточки)

II. Актуализация знаний (10 мин)

Фронтальный опрос

Учитель зачитывает предложения, учащиеся должны продолжить предложения необходимым термином, понятием.

Вопросы:

1. Активная часть ОДС - … (мышцы)

2. Пассивная часть ОДС - … (кости, связки)

3. Вещества, придающие твёрдость костям  - … (минеральные)

4. Вещества, придающая костям гибкость и упругость - … (органические)

5. До какого возраста растут кости скелета человека? (до 20-25 лет)

6. Как называется неподвижное соединение костей? (шов)

7. Как называется подвижное соединение костей? (сустав)

8. Чем образован пояс верхних конечностей? (две лопатки, две ключицы)

9. Мышца, отделяющая грудную полость от брюшной полости - … (диафрагма)

10. Привычное положение тела во время покоя и движения - … (осанка)

«Термины»

Работа с биологическими понятиями и терминами.

Задание: переставить буквы таким образом, чтобы получить биологические термины  и понятия (записать на доске полученные термины):

1. ЯМАИНИДОГИП         (гиподинамия)

2. ДЗОРОЛ                                  (лордоз) 

3. ПИЕСТОПЛОСОК         (плоскостопие)

4. ЗОЛИСКО         (сколиоз)

5. ЗИФОК         (кифоз)

6. СТУВСА         (сустав)

       А теперь запишите определения терминов в индивидуальные карточки. При этом один из учащихся приглашается учителем к доске, он зачитывает свои ответы, учащиеся проверяют, корректируют друг друга при необходимости.  

«Найди ошибки» 

Работа с текстом. Учитель: «Перед вами на слайде представлен текст с ошибками. Найдите их, запишите в карточки ваших ответов уже исправленный, верный, по вашему мнению, вариант» Можно данный текст распечатать на каждую парту:

«1. Непривычное положение тела во время покоя и движения называется осанкой. 2. Она начинает формироваться в подростковом возрасте. 3. При правильной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, голова наклонена вперёд или держится прямо, плечи развёрнуты, живот несколько выступает над грудью. 4. При таком положении обеспечивается самая оптимальная нагрузка на все группы мышц. 5. Плоскостопие – это повышение свода стопы из-за нарушения мышечного и связочного аппаратов»

 (верно: привычное положение; в детском возрасте; голова слегка наклонена назад; грудь несколько выступает над животом; понижение свода)

      После: само- или взаимопроверка под контролем учителя. Выставление баллов в карточку индивидуальных достижений.

III. Целеполагание, формулировка темы урока (2 мин)

       «Знание – орудие, а не цель»

Л.Н.Толстой

      Учитель объявляет тему урока, а затем обращает внимание на высказывание Л.Н. Толстого, записанное на слайде (или доске): «Ребята, как вы понимаете данное высказывание? Как применимо оно к теме нашего сегодняшнего урока? И какова же цель нашего урока?» Учащиеся высказывают предположения (главная цель – не просто получить знания, изучить биологические понятия и термины, а научиться на практике применять свои знания, уметь грамотно действовать при оказании первой доврачебной помощи).

IV. Изучение нового материала (проблемное изложение) (15 мин)

Формулировка основных понятий урока

Учитель предлагает с помощью учебника (стр. 57) назвать основные травмы опорно-двигательной системы [1]. Виды травм записываются на доске (либо прикрепляются магнитами заранее подготовленные карточки с терминами).

Учитель: «А теперь вы сами попробуете дать определения каждому виду травм». Учитель предлагает учащимся на выбор вытащить карточку, с определением той или иной травмы ОДС. Учащиеся зачитывают, определяют, к какому виду травм относится данное определение, и прикрепляют напротив нужного термина.

На доске:

Виды травм

Определения (на карточках)

Ушиб

закрытая травма тканей без нарушения их целостности

Растяжение

повреждение связок, соединяющих кости в суставе

Вывих

выход головки кости из суставной впадины

Перелом:

закрытый

нарушение целостности кости без повреждения мышц и кожных покровов

открытый

нарушение целостности кости с повреждением мышц и кожных покровов

Заполнение таблицы в тетради. Учитель предлагает учащимся начертить таблицу, которая будет заполняться по ходу урока (для экономии времени можно распечатать и раздать учащимся перед уроком бланки таблицы, которые вклеиваются после заполнения в рабочую тетрадь – Приложение 2).

Работа с учебником. Учитель предлагает учащимся найти с помощью учебника и сформулировать основные признаки травм, оказание первой помощи. Учитель контролирует работу учащихся.

Виды травм ОДС и оказание первой помощи

Вид травмы

Признаки

Первая помощь

1. Ушиб

Боль, припухлость, подкожное кровоизлияние

Приложить холод, обеспечить покой, неподвижность, наложить давящую повязку

2. Растяжение

Отёчность, резкая боль, нарушение функций сустава

Сустав туго забинтовать, приложить холод.

3. Вывих

Резкая боль в суставе, конечность в неестественном положении; движения в суставе невозможны

Фиксирующая повязка, обеспечивающая неподвижность. Не вправлять!

Приложить холод.

4. Перелом

Резкая боль, неестественное положение формы и длины конечности, отёчность, кровоподтёк.

Обездвиживание. Наложить шину (под неё - ткань), захватывая суставы выше и ниже места повреждения.

При открытом переломе: края раны обработать, наложить чистую повязку, затем – шину.

       Одновременно с изучением нового материала, учитель задаёт учащимся проблемные вопросы:

- Почему нельзя вправлять кости при вывихе?

(возможно ещё большее травмирование, повреждение тканей)

- Зачем под шину подкладывать марлю, вату или ткань?

(чтобы шина не давила на сломанную конечность)

- Почему надо фиксировать при переломе не только повреждённое место, но и ближайшие суставы? (предотвратить смещение сломанных костей)

      Учитель обращает внимание учащихся на особенности поведения при подозрении на перелом ребра, повреждение позвоночника или костей черепа.

     Если подозрение на:

-  перелом ребра: предложить пострадавшему сделать сильный выдох, после этого дышать не глубоко, а грудную клетку туго забинтовать, вызвать скорую помощь;

- повреждение позвоночника: пострадавшего уложить лицом вниз на твёрдую ровную поверхность, вызвать скорую помощь;

- повреждение костей черепа: уложить пострадавшего на спину, голову слегка приподнять, вызвать скорую помощь.

 

V. Физкультминутка. (1-2 мин)

     Учитель: «Ребята, давайте немного отдохнём, выполним гимнастику для глаз»

1. Глазами двигаем по горизонтали.

2. Глазами двигаем по вертикали.

3. Круговые вращательные движения глазами.

4. Круговые вращательные движения, рисуя в воздухе цифру 8, лежащую на боку.

5. Сжимания век в быстром темпе.

VI. Закрепление знаний (10 мин)

Ситуационные задания. Работа в группах

       Класс делится на 4-5 групп. Раздаются карточки с заданиями. Учащиеся обсуждают предложенные ситуации, определяют вид травмы, составляют алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи. Ответы на задания оформляют кратко, тезисами в индивидуальных карточках. После выполнения, один учащийся из каждой группы выступает с ответом.  

     

   Примеры ситуационных заданий:

1. Молодая женщина подвернула ногу. Возникла резкая боль в области голеностопного сустава. При осмотре: припухлость, умеренная болезненность при пальпации.

2. Во время игры в футбол, молодой человек получил травму руки. Возникла резкая боль. При осмотре: форма и положение предплечья руки неестественны, невозможность шевелить пальцами, целостность кожных покровов не нарушена.

3. Мальчик занимался на турнике. После резкого и неосторожного движения он упал и почувствовал резкую боль в области локтевого сустава. При осмотре: рука находилась в неестественном положении, движения невозможны, отёчность.

4. Мужчина спускался по ступенькам, оступившись, он упал. Почувствовал сильную боль в области боковой части туловища, при глубоком вдохе и выдохе боль усиливалась.

Задание «Почемучка»

       Учитель предлагает одному из представителей группы вытащить карточку, на которой записан вопрос. Учащиеся в группе могут обсудить его, ответ записать в карточки.

Вопросы:

1. Почему нельзя самому вправлять сустав при вывихе?

   (так как возможно ещё большее травмирование, повреждение тканей)

2. Почему при переломе бедренной кости надо фиксировать три сустава: бедренный, коленный, голеностопный? (чтобы предотвратить смешение костей)

3. Почему под шину подкладывают ткань?

       (чтобы не травмировать ткани, не давить на перелом)

4. Почему тепло нельзя прикладывать при травмах, а холод - нужно? (холод способствует сужению кровеносных сосудов, что предотвращает кровотечение, уменьшает отёчность)

5. Почему пострадавшего с повреждением позвоночника нельзя транспортировать сидя?

      (чтобы не допустить повреждение спинного мозга)

6. Почему при повреждении черепа голову нужно слегка приподнять?

      (чтобы предотвратить кровоизлияние)

VII. Подведение итогов, рефлексия (4-5 мин)

         Учащиеся подсчитывают количество баллов, заработанных на уроке. Можно предложить обменяться карточками с соседом по парте, провести взаимопроверку. С помощью ключа (см. Приложение 1) учащиеся переводят количество набранных баллов в оценки. Проводят анализ своей работы.

         Учитель: «Поставьте на полях в тетради, а также карточках личных достижений  восклицательный знак (!) напротив тех вопросов, которые вызвали затруднение; напротив понравившегося задания (☺) смайлик». Учитель останавливается на наиболее сложных вопросах материала (там, где поставили «!»); по просьбе учащихся – поясняет.

Учитель объявляет Д/з, благодарит учащихся за работу на уроке.

Список использованных источников:

1. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс: учебник  для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Т. А. Цехмистренко. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.

2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. М.: Просвещение, 1983.

3. http: // www.wisdoms.ru/ 60.html

Приложение 1

Карточка  учащегося(-щейся)______ класса              Фамилия Имя_______________________

Выполнение заданий

Баллы

1. Термины (запишите определения, кратко, тезисно):

Лордоз -

Кифоз -

Сколиоз -

Плоскостопие –

Гиподинамия –

(за каждый верный ответ – 1б, max – 5 б)

2. Работа с текстом (найдите ошибки, запишите уже исправленные варианты ответов, указав номер предложения, в котором найдена ошибка):

 

(за каждый верный ответ – 1б, max – 5 б)

3. Ситуационное задание (определите вид травмы, составьте алгоритм действий при оказании первой медицинской помощи)

(за правильное определение вида травмы – 2б, за алгоритм помощи – 4б, max – 6 б)

4. Задание «Почемучка»

(за полный обоснованный ответ – max 4б)

Итого:

Оценка: _____________

«Ключ»:

19-20 баллов  –  оценка «5»

16-18 баллов  –  оценка «4»

9 – 15 баллов – оценка «3»

8 и менее баллов – оценка «2»

Приложение 2

Таблица: «Виды травм ОДС и оказание первой помощи»

Вид травмы

Признаки

Первая помощь

1. Ушиб

2. Растяжение

3. Вывих

4. Перелом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологии 8 класс "Условия правильного формирования опорно-двигательной системы"

Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...

урок по теме "Строение и значение опорно-двигательной системы"

Урок раскрывает строение и значение опорно-двигательной системы, построен с использованием технологии трезменой системы обучения и ИКТ....

Урок "Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы".

Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию....

Тест для 8 - го класса по биологии.Тема:Опорно-двигательная система.

Интерактивное тестовое задание с выбором одного или нескольких правильных ответов....

Мастер-класс по теме: "Травмы органов дыхания профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации"

Мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи при остановке сердца....


 

Комментарии

Шаронова Светлана Владимировна

Урок интересный, я буду использовать его. Спасибо за урок.

Чембрович Елена Анатольевна

Спасибо Вам за положительный отзыв, рада поделиться.