Урок-игра на тему: «Птицы»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Чембрович Елена Анатольевна

Предлагается проведение данного урока в качестве итогового, закрепляющего при изучении класса Птицы, также возможно провести данный игровой урок в качестве внеклассного мероприятия, в рамках недели биологии в школе.

         Урок ориентирован на учащихся 7-х классов.

         Время проведения – 45 минут.

         Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_ptitsy.docx60.85 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чембрович Елена Анатольевна

Должность: учитель биологии  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Симферополь Республика Крым

Урок-игра на тему: «Птицы»

         Предлагается проведение данного урока в качестве итогового, закрепляющего при изучении класса Птицы, также возможно провести данный игровой урок в качестве внеклассного мероприятия, в рамках недели биологии в школе.

         Урок ориентирован на учащихся 7-х классов.

         Время проведения – 45 минут.

         Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Птицы».

         Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения, процессов жизнедеятельности и разнообразия птиц.

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;   развивать логическое мышление и речь учащихся, развивать и повышать познавательную активность учащихся; формировать коммуникативную компетентность через групповую работу.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к живым организмам.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы: в основе - групповая, также фронтальная, индивидуальная; форма проведения – интеллектуальная игра.

Технологии: в основе – игровые технологии, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:  рисунки и таблицы с изображением птиц, инструктивные карточки с условиями конкурсов, бланки ответов для жюри, листочки для терминологического диктанта, цветные карточки с вопросами, сигнальные карточки для команд, презентация – слайды с изображениями птиц.

Ход урока

I. Организационный момент (2-3 мин).

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – игра, вы будете соревноваться, показывая свои знания о таких животных как птицы. Мы подведём итоги изучению данной темы сегодня на уроке». Учитель настраивает учащихся на работу, желает успехов. Рекомендуется до начала урока разделить класс на команды. Раздать командам черновики для записей, карточки  с условиями конкурсов.

Правила игры.

Соревнуются команды. Класс делится на 3-4 команды (на усмотрение учителя). Жюри: двое-трое учащихся помощники учителя (возможно старшеклассники), их задача - внимательно следить за ответами команд и заполнять бланки ответов – выставляя баллы (Приложение 1). В конце урока подсчитываются баллы каждой команды, определяется победитель. В качестве ведущего может выступать либо учитель, либо старшеклассник, а учитель во втором случае корректирует его роль.

Команды в течении 1-2 минут придумывают себе название, определяют капитана (рекомендуется заранее обговорить эти вопросы с ребятами).

II. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.

 «Разминка» (3 мин).

Задания разминки не оцениваются баллами, цель - подготовить учащихся к работе, вспомнить основные понятия и термины, настроиться на игру.

          «Правда или нет?»  Учитель: Определите, верно ли утверждение, ответив «да» или «нет»:

1. Ихтиология - это наука, изучающая птиц.

2. Температура тела птиц не постоянна.

3. В коже практически отсутствуют железы, кожа сухая.

4. Кости имеют полости.

5. У птиц циркулирует смешанная кровь.

6. У птиц отсутствует мочевой пузырь.

7.  Сердце трёхкамерное.

8.  Все птицы высиживают яйца.

9.  По форме клюва можно определить характер питания птицы.

10. Пища переваривается очень медленно.

Ответы:  1-нет (наука о птицах - орнитология), 2-нет, 3-да, 4-да, 5-нет, 6-да, 7-нет, 8-нет, 9-да, 10-нет.

III. Соревнование команд (основной этап урока: обобщение и систематизация знаний)

1) Конкурс №1 «Головоломка».

Учитель: Расшифруйте термины или названия видов птиц.

Зашифрованные термины и понятия либо изображены на слайде, либо вывешиваются на доску на листах А4, либо записываются на доске учителем до урока.

Условия конкурса: команда, которая готова дать ответ, поднимает сигнальную карточку (в том случае, если команды одновременно поднимают карточки, они записывают на листочке свой ответ и передают ведущему, если у обеих команд ответ верный – каждая получает по 1 баллу).

А) Термины и понятия, касающиеся строения птиц:

1. АКАКЛО    (Клоака)

2. ВКАЦЕ         (Цевка)

3. ХАЛОАПО    (Опахало)

4. ЛОВИЧКА      (Вилочка)

5. ЗОМЖЕКОЧ         (Мозжечок)

6. ЛЬИК        (Киль)

Б) «Собери название птицы»:

1. ЗАН + АФ               (фазан)

2. ВЕЙ + ОС+ ОЛ      (соловей)

3. ГО + МИН + АЛФ      (фламинго)

4. ПУ + ОП + ЙАГ        (попугай)

5. РА + УЖ + ЬЛВ         (журавль)

2) Конкурс № 2 «Узнай птицу» (4-5 мин)

Условия конкурса. Необходимо угадать зашифрованные названия птиц. Зашифрованные задания представлены на слайдах или доске, признаки зачитывает учитель. За правильный ответ команда получает 1 балл. Команда, которая готова дать ответ, поднимает сигнальную карточку (в том случае, если команды одновременно поднимают карточки, они записывают на листочке свой ответ и передают ведущему, если у обеих команд ответ верный – каждая получает по 1 баллу).

Вопросы:

Зашифрованное слово

Характеристика, признак

Ответ

1

П

И

А

под клювом имеют кожный мешок, который может сильно растягиваться

Пеликан

2

Т

А

у этих птиц на ногах всего два пальца

Страус

3

Т

И

самая стремительная в полёте птица

Стриж

4

А

И

самцы имеют роскошный «хвост», образованный на самом деле длинными сине-зелёными перьями спины

Павлин

5

Л

Р

во время токового «пения» теряют слух, за что и получил своё название

Глухарь

6

О

Б

птицы, которые могут совершать до 100 взмахов в секунду

Колибри

7

И

Л

самая крупная ночная хищная птица, голос его называют «уханье»

Филин

8

Т

имеют сильный клюв и длинный тонкий язык, «санитары» деревьев

Дятел

3) Конкурс № 3 «Знатоки»  (7 мин)

Условия конкурса. Учитель (ведущий) зачитывает вопрос. Команда, которая готова дать ответ, поднимает сигнальную карточку. Важна быстрота реакции. Если вопрос вызвал затруднение, максимальное время на обдумывание - 15 секунд, помощник ведущего следит за временем. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы:

1. Как называется документ, содержащий сведения о распространении и  мерах охраны редких видов растений и животных? (Красная книга)

2. Назовите птиц, исчезнувших с лица Земли за последние 300 лет. (Дронт, странствующий голубь) (можно засчитать даже один названный вид птиц)

3. Именем этой птицы называют человека, переживающего подъём активности в утренние часы. (Жаворонок)

4. Назовите два отдела желудка птиц. (Железистый и мышечный)

5. Как называют птиц, у которых птенцы вылупляются голыми, слепыми? (Птенцовые, или гнездовые)

6. Как называется вырост грудной кости?   (Киль)

7.  Птицы, у которых недоразвиты крылья или экзотический фрукт?    (Киви)

8.  Сколько камер сердца у птиц?     (Четыре)

9.  Самые маленькие в мире птицы?    (Колибри)

10. Эти птицы известны тем, что подкладывают свои яйца в чужие гнёзда.   (Кукушки)

4) Физкультминутка (в течение 1-2 минут)

5) Конкурс № 4 «Радуга» (12 мин)

Условия конкурса. Учитель указывает учащимся на разложенные на столе карточки с вопросами. Карточки раскладываются по секторам, каждый сектор имеет свой цвет (предлагается по цветовой гамме радуги) (Приложение 3). Карточки для удобства можно пронумеровать: К-1, К-2, и т.д. красного сектора, О-1 и т.д. оранжевого и т.д. В каждом секторе находятся вопросы определённой тематики. Суть конкурса: к столу подходят одновременно по одному представителю от каждой команды, выбирают себе карточку из секторов. Команды в течение 30 секунд обдумывают вопросы, затем представитель от каждой команды зачитывает вопрос и представляет ответ. Правильный ответ оценивается в 2 балла. Рекомендуется общее количество карточек – чётное, так чтобы каждая команда смогла вытащить равное количество вопросов (по 2-3 на усмотрение учителя).

Возможные варианты вопросов предложены в Приложении 2, для удобства использования - можно распечатать, разрезать по линии.

III. Контроль знаний и умений учащихся (7 мин)

Учитель: «Итак, конкурсная часть нашего урока завершена. Сейчас жюри подводит итоги, и в конце урока мы узнаем победителя! А сейчас настройтесь на финальный этап – терминологический диктант». На столах у ребят разложены листочки, они подписывают их. На слайде появляются задания (либо учитель зачитывает), задача – продолжить предложение определённым термином, понятием. На листочках ребята пишут сразу ответ. Время выполнения работы – 5 минут. После выполнения, учащиеся обмениваются листочками с соседом, проводят взаимопроверку (можно провести самопроверку).

Вопросы:

1. Наука о птицах - … .

2. Вырост грудной кости у птиц - … .

3. Как называется единственная кожная железа, хорошо развитая у птиц - … .

4. Обтекаемую форму тела птицам придают перья – … .

5. Тип оплодотворения у птиц - … .

6. По строению сердце птиц - … .

7. Сколько кругов кровообращения у птиц – … .

8. Отдел головного мозга, обеспечивающий координацию движений и поддержание

равновесия - … .

9. Расширение пищевода, временное вместилище пищи - … .

10. Сросшиеся кости предплюсны и плюсны у птиц образуют - … .

11. Птицы, у которых птенцы появляются покрытые пухом, зрячие - … .

12. Расширение кишечника, в которое открываются протоки половых путей

и мочеточников - … .

13. Плотная известковая оболочка яйца птиц - … .

14. Страусы, киви – это представители надотряда птиц - … .

15.  Надотряд  птиц, у которых передние конечности преобразованы в ласты, хорошо развит

киль, обитают в Южном Полушарии - … .

(Ответы: 1-орнитология, 2- киль, 3 – копчиковая, 4 – кроющие, 5 – внутреннее, 6 – трёхкамерное, 7 – два, 8 – мозжечок, 9 – зоб, 10 – цевку, 11 – выводковые, 12 – клоака, 13 – скорлупа, 14 – Бескилевые, 15 – Пингвины)

IV. Рефлексия, подведение итогов урока (5 мин).

Жюри подсчитывает баллы. В это время учитель предлагает провести своеобразную игру «Мини-интерьвью»: по очереди учащиеся задают вопрос друг другу, выступая в роли журналиста, вопрос можно начать словами: «Хочу спросить…», тот, у кого спрашивали, затем сам выступает в роли журналиста.

Варианты вопросов:

Хочу спросить: …

… какой конкурс тебе понравился больше всего?

… что тебя удивило?

… что вызвало затруднение?

… что ты запомнил(а) лучше всего?

Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победитель. Учитель оценивает учащихся, благодарит всех за работу.

Список литературы:

1. Биология. Разнообразие живых организмов. Базовый уровень: учеб. для 7 класса общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова; – М.: Просвещение, 2014.

2. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / сост. С.М.Курганский. - 2-е изд. - М.:ВАКО, 2017.

3. Костин А.Б., Рубинштейн Н.Р., Тарханова М.А. Птицы: научно - познавательное издание для детей. М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 71с.

4. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007. – 512с.

Приложение 1

Бланки ответов

(заполняются жюри во время проведения конкурсов)

Название

 конкурса

команда № 1

«________»

команда № 2

«________»

команда № 3

«________»

команда № 4

«________»

1

 «Головоломка»

2

«Узнай птицу»

(правильный ответ – 1 балл)

3

«Знатоки»

(правильный ответ – 1 балл)

4

«Радуга»

(правильный ответ – 2 балла)

Итого:

        Приложение 2

Красный сектор (кровеносная система птиц)

К-1.  Какая кровь в правой половине сердца?

К-2. Сколько камер в сердце птиц? Сколько кругов кровообращения?

К-3. Дополните предложения: 

Кровеносная система у птиц _________ типа, имеет ______ круга кровообращения. Сердце состоит из ________ камер: в правой половине содержится _________ кровь, а в левой - ________. К органам и тканям поступает чистая ________ кровь, насыщенная _______, что обеспечивает высокую интенсивность обмена веществ.

К-4.  Объясните понятие теплокровные животные.

Оранжевый сектор (дыхание, выделение)

О-1.  Чем представлены органы выделения у птиц? Какой основной продукт белкового обмена выводится?

О-2. В каком направлении движется воздух через легкие птиц при вдохе и выдохе?

О-3. Дополните предложения: 

Дополните предложения: Часть бронхов у птиц выходят за пределы лёгких и образуют тонкостенные расширения - ____, расположенные между ____. По объёму они примерно в 10 раз превышают объём ____. Выросты воздушных мешков проникают в полости крупных ____. Эти образования имеют значение: ___, ___, __.

О-4.  Какие приспособления в выделительной системе птиц связаны с полётом?

Жёлтый сектор (скелет птиц)

Ж-1.  Из каких отделов состоит скелет птиц? Какие отделы позвоночника птиц срослись?

Ж-2. Какие мышцы поднимают крыло? Опускают крыло? Чем представлен пояс передних конечностей?

Ж-3. Из каких костей состоит передняя конечность? Из каких костей состоит задняя конечность?

Ж-4.  Какие особенности в строении скелета птиц, обуславливают приспособление к полёту?

Зелёный сектор (пищеварительная система)

З-1.  Почему птицам требуется большое количество пищи?

З-2. Какие приспособления в пищеварительной системе возникли у птиц в связи с полётом?

З-3. Дополните предложения: Роговые края челюстей образуют ____, который служит для ____. Пищевод длинный, нижняя часть его образует временное вместилище пищи - ____. Желудок разделён на два отдела: ____ и ____. Прямая кишка короткая и непереваренные остатки пищи ____ выводятся наружу.

Голубой сектор (покровы птиц)

Г-1.  Какие особенности внешнего строения позволили птицам освоить воздушную среду обитания?

Г-2. Чем образованы опахала контурных перьев птиц?

Г-3. Какая железа у птиц хорошо развита? Каково её значение?.

Синий сектор (нервная система и органы чувств)

С-1.  Какие отделы головного мозга у птиц по сравнению с пресмыкающимися развиты лучше?

С-2. Какие рефлексы называются условными?

С-3. Дополните предложения: Нервная система состоит из ________ и ________с отходящими от них _______. _________ мозг имеет развитые большие полушария, которые регулируют сложные формы _____. Мозжечок хорошо развит в связи с ________ и _______  во время полёта. ________ мозг переходит в спинной мозг.

Фиолетовый сектор (размножение и развитие)

Ф-1.  Рассмотрите птенцов на рисунке. Чем они отличаются? К каким группам относят этих птиц? Дайте им краткую характеристику.

Цыплята

Ф-2. Дополните предложения: В половом отношении птицы - ___ животные. Половые органы у самцов - ___,  у самок обычно непарный - ___. Оплодотворение у птиц ___. Снаружи яйцо покрыто известковой _______, которая защищает зародыш от ___.

Ф-3. Какие яйцевые оболочки различают в яйце? Каковы их функции?

        Приложение 3

Конкурс «Радуга»

На столе карточки с вопросами по секторам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра " КВН" по теме " Периодическая система химических элементов" 8 класс

Предлагаю разработку урока, но можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук в школе. Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к предмету, вырабат...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс "Крестики-нолики"

Цели и задачи игры: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. Правила игры: • Участники игры разделены на две...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

урок -игра при обобщении темы "Строение и функции клеток. Метаболизм"

При обобщении темы   "Строение и функции клеток. Метаболизм" можно немножко разгрузить учащихся проведением урока в игровой форме. Учащимся очень нравится такой урок, они чувствуют себя наст...

Разработка урока - игры "Кулинары" по теме: "Работа с пищевыми продуктами."

Тип урока: контрольный. Форма урока: дидактическая игра. Цели урока:1.     Систематизировать теоретические знания и оценить практические умения по теме, полученные на пре...

Урок -игра "Повторение по теме "Части речи" для учащихся 5 - 6 классов

Данная презентация содержит материал для повторения в игровой форме изученного по теме "Части речи" в 5- 6 классах....