Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: «Лишайники»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Матлаева Алла Михайловна

Предлагаю вам технологическую  карту  урока по биологии в 6 классе по теме: «Лишайники». Форма записи урока в виде  технологической  карты  дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Кроме того, Данный материал будет полезен учителям биологии, при объяснении нового материала по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.k._lishayniki_a.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: « Лишайники»

 Автор: Матлаева Алла Михайловна, учитель биологии ГБОУ СОШ № 398 , г. Санкт-Петербург
Описание материала:
 Предлагаю вам технологическую  карту  урока по биологии в 6 классе по теме: «Лишайники». Форма записи урока в виде  технологической  карты  дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Кроме того, Данный материал будет полезен учителям биологии, при объяснении нового материала по данной теме

Тема: " Лишайники".

Цели:

  1.  Обучающая: продолжить  развитие представлений учащихся о многообразии живых организмов; сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах;  определить их роль в природе и в жизни человека; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания Обеспечение практической направленности учебного процесса.

.2 . Развивающие:  продолжить формировать умение самостоятельно работать с натуральными объектами;  развивать умения сравнивать, анализировать, проводить простейшие лабораторные опыты. Расширение объема жизненных наблюдений, кругозора учащихся.

 3.  Воспитывающие:  воспитывать любовь к родной природе и потребность в ее сохранении.

Оборудование: компьютер, слайды: "Лишайники",  натуральные образцы лишайника, дидактические карточки.      

Тип урока:   Урок открытия нового знания .

Технология : Проблемное обучение. Игровая технология

 Результаты

 Личностные УУД

 Метапредметные УУД

 Предметные

·Формирование:     

 -   познавательного интереса к изучению биологии:

- ценностного  отношения  к умению узнавать лишайники как биоиндикатора окружающей среды;                                    

-осознания значимости данного умения для формирования экологического мировоззрения;

- ценностного  отношения  к совместной познавательной деятельности.

Познавательные:

-  работать с различными источниками информации,
 -  моделирование понятия;
- готовить сообщения и презентации
-  работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- пользоваться поисковыми системами Интернета.
Коммуникативные :

-  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 - отвечать на вопросы и формулировать их.

 Регулятивные:

 - организовать выполнение заданий учителя;

 - планировать и прогнозировать результаты своей деятельности;

 - осуществлять рефлексию деятельности

Базовый уровень 

По стандарту и программе учащиеся должны         знать:
- строение и жизнедеятельность лишайников как симбиотических организмов;

 - выделять у лишайников признаки растений и грибов.

уметь:               

- приводить примеры;

лишайников с разной формой слоевища;

 - описывать места обитания лишайников:

 - объяснять значение лишайников в природе и жизни человека.
Повышенный уровень:
· составлять систематику лишайников;
· характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах.
 

Ход урока.

Этапы урока

Время (мин.)

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы

работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1 Этап

Организационный момент

1-2 мин

Мобилизация внимания учащихся. Определение целей и задач урока.

Фронтальная беседа

Приветствует учеников. Определяет цели и задачи  урока.

Отмечает  отсутствующих

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

2

2 Этап

Актуализация опорных знаний

10 мин.

Отработка понятий : "грибница", "паразитизм", "симбиоз", способы питания живых организмов

Проведение инструктажа по всем заданиям данного этапа

Объяснения

Выдаёт учащимся информационные листы ( приложение № 1) для работы на уроке.  Проводит инструктаж по работе с листком.

Подписывают свою фамилию внизу на информационном листке. Слушают инструктаж

Задание №1

Работа по вопросам фронтальной беседы

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности водорослей и грибов.     Давайте попробуем ответить  на следующие вопросы:                         Вопрос № 1                               Что представляют собой грибы?                                     Вопрос № 2                                Какие грибы вы знаете?                  Вопрос №3                          Сравните способы питания грибов и водорослей.                        Вопрос №4                                Что называется грибницей?             Вопрос №5                              Какие организмы называют паразитами? Приведите примеры организмов-паразитов.                          Вопрос №6                                           Что такое симбиоз?                       Вопрос №7                             Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

Рассказ с элементами фронтальной беседы

Организует беседу с учащимися по вопросам фронтальной беседы

Подводит итоги беседы.

Отвечают на вопросы фронтальной беседы.     Отмечают в информационных листах количество правильных    ответов в графе " Задание №1"

Задание № 2

Разгадывание кроссвордов

Расширение кругозора, развитие интереса к предмету.

Кроссворд  по теме: «Грибы» (приложение №2)

Работа в группах

1. Раздает листы с кроссвордом.

2. Проводит инструктаж:

-разгадать кроссворд;

-получить оценку за работу и выставить ее в информационный лист задание № 2

Работают по разгадыванию кроссворда, получают оценку и выставляют ее в информационный лист в графу    «Задание №2»

3

3 Этап

Изучение нового материала

18 мин.

Разгадать некоторые секреты лишайников.

План изложение учебного материала:

1. Разнообразие лишайников.                Вопрос:  К какому царству живых организмов, населяющих нашу планету относится данный объект? 2.Строение и физиология лишайника.                Проблемный вопрос : Почему великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал лишайники растениями - сфинксами.  Вопрос : Можно ли  опытным путем доказать двойную природу лишайника?                           3 Обобщение знаний учащихся по вопросу строения и . питания лишайников.                  Вопросы :      1) как вы думаете, может ли существовать самостоятельно водоросль , входящая в состав лишайника, отделенная от гриба?                                           2) может ли отдельно от водоросли существовать гриб, входящий в состав лишайника?

Презентация

Демонстрирует натуральные экземпляры изучаемого объекта. Выслушивает ответы учащихся на поставленный вопрос.

Формулирует проблемный вопрос Демонстрация слайдов презентации.              Предлагает  двум учащимся продемонстрировать результаты опытов, которые были предварительно ими поставлены для данного урока. Сделать соответствующие  выводы.                             Делает обобщения по строению и питанию лишайника: Обобщение Лишайники представляют собой сложный организм на основе симбиоза гриба и водоросли, которые в процессе эволюции приспособились к тесному сожительству и образовали новый организм, качественно отличающийся от всех компонентов. Каждый вид лишайника включает в себя определённый вид гриба и водоросли. Двойная природа лишайника была установлена в 1867 г. русскими учёными А. С. Фаминицыным и С. А. Баранецким. Водоросли создают органическое вещество, а грибы защищают водоросль и снабжают их водой и минеральными солями. Организует беседу по вопросам. Проводит просмотр слайдов.

Рассматривают предложенные коллекции                  Отвечают на поставленный вопрос Просматривают   слайды и пытаются решить проблемный вопрос в ходе объяснения новой темы.

Рассказывают методику проведения опытов:   истолченный в ступке лишайник увлажняют и выдерживают в банке при комнатной температуре. Через 10 – 12 суток грибница гриба темнеет, а затем сгнивает. Одноклеточные водоросли во влажной среде размножаются и в виде зеленого налета находятся на дне и стенках банки.   Учащиеся обсуждают, результаты опытов и делают выводы.

Вывод: тело лишайника – это два организма: одноклеточная водоросль и грибница. Внимательно слушают и отвечают на вопросы, которые задает учитель в ходе обобщения .

4.Размножение лишайников

Рассказ с элементами беседы и демонстрацией  презентации

Объяснение  учителя.           Лишайник размножается своеобразно:                   1) частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра и других  факторов среды.                              2) специальными образованиями:            Они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окружённых гифами гриба, которые выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.

Задание

Заполнить таблицу: «Типы талломов лишайника»

5.Многообразие и распространение лишайников.

Демонстрирует коллекцию лишайников Осуществляет контроль за  самостоятельной работой учащихся

Рассматривают лишайники, среды их обитания . Заполняют  таблицу " Типы талломов лишайника".

6.Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человек. Охрана лишайников.

Объяснитель-но-иллюстратив-ный

Прослушивает и оценивает сообщения учащихся.                Обсуждает с учащимися вопросы  охраны лишайников

Слушают объяснения учителя. Рассматривают  слайды презентации. Работают с учебником с параграфом 13. Выписывают в рабочую тетрадь   роль лишайников в природе и жизни человека. Сообщения учащихся о роли лишайников в природе и жизни человека, об их охране.

4

4.Этап

Закрепление изученного нового материала:

9мин.

Организует работу с тестами по теме "Лишайники". (приложение №3)

Проводит игру (приложение № 4)

Проводит конкурс (приложение № 5)

Отвечают на тесты. Проводят взаимопроверку. Сверку с ответами учителя. Заполняют информационный листок.

Участвуют в игре. Записывают количество правильных  ответов в информационный лист.

Участвуют в конкурсе Записывают количество правильных  ответов в информационный лист.

5

5.Этап

Итог урока.

4 мин

Аргументиро-вано ответить на проблемный вопрос : "Почему великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал лишайники растениями - сфинксами.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Организует беседу с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?
  2. Что было главным на уроке?
  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
  4. Что нового вы узнали?
  5. Что было интересным?

Чему научились?

Отвечают на вопросы.

Подсчитывают количество правильных ответов и записывают в информационный лист и сдают его учителю на проверку.

6

6 Этап

Домашнее задание

1-2мин.

Параграф 13, вопросы № 1-7 (устно) с.65 учебника

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Слушают инструктаж. Записывают домашнее задание в дневник.

                                                                                                                         Вывод                                                                                                                                                                                                                                   Данная разработка урока  даёт  возможность увидеть , осознать важность и необходимость в умении планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения  образовательных результатов:  личностных, метапредметных и предметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности. Однако следует сказать , что если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.


Литература

  1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
  2. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
  3. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
  4. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
  5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Санкт-Петербург :Каро, 2015
  6. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012


Приложение № 1 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Таблица №  1

1

2

3

4

5

6

Вопросы фронтальной беседы :

Вопрос № 1 Что представляют собой грибы?

Вопрос № 2 Какие грибы вы знаете?

Вопрос №3  Сравните способы питания грибов и водорослей.

Вопрос №4 Что называется грибницей?

Вопрос № 5 Что такое симбиоз? .

 Вопрос №6 Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

 Результаты выполнения заданий

 № задания

Количество правильных ответов

Количество баллов

Задание №1

Задание №2

Тесты

Игра " Верно ли суждение"

Конкурс  «Отгадай загадку и реши вопрос»


Приложение № 2Кроссворд по теме " Грибы".

грибы кроссворд

Вопросы:

1.Вещество – продукт жизнедеятельности дрожжевых клеток.      

2.Способ вегетативного размножения дрожжевых клеток.

3.Грибы, получающие питание за счет других живых организмов.

4.Совместное взаимовыгодное существование, например осины и подосиновика.

5.Плесневый гриб сапрофит, растущий, например, на хлебе.

6.Гриб, широко культивируемый в  искусственно созданных условиях.

7.Второе название грибокорня.

8.Вещество, образующее клеточную оболочку гриба.

9.Особые клетки, с помощью которых грибы размножаются.

10.Второе название грибницы.

11.Микроскопические грибы с клетками шарообразной формы, питающиеся растворами глюкозы.

Ответы на вопросы кроссворда

грибы кроссворд по биологии 6 класс

1. спирт

2. почкование

3. паразиты

4. симбиоз

5. мукор

6. шампиньон

7. микориза

8 хитин

9. споры

10. мицелий

11. дрожжи


Приложение №3

Тест по теме «Лишайники»

Выберите один правильный ответ

1. Наука о лишайниках называется:

1).Ботаника

2)Альгология

3).Бриология

4).Лихенология.

2. Лишайники это:

1). Растения

2). Животные

3) Симбиотический организм

4). Грибокорень

3.  Чем представлено тело лишайника:

1) Корнем, стеблем, листьями

2) Пеньком и шляпкой

3) Слоевищем

4) Корнем, стеблем, листьями, цветком

 4.  Что получает водоросль от гриба

1) Воду

2) Органические вещества

3) Углекислый газ

4) Минеральные вещества

5.Что получает гриб от водоросли в симбиозе

1) Воду

2) Органические вещества

3) Углекислый газ

4) Минеральные соли

6. Как  происходит размножение лишайника

1.Нитями грибницы

2.Семенами

3.Спорами

4..Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.

7.Каков прирост слоевища ягеля за год

1) 1-3 мм

2) 5 мм

3) 10 мм

4) более 10 мм

8. Какие лишайники имеют вид корочки, тесно сросшейся с субстратом:

1) Кустистые

2) Накипные

3) Листоватые

4) Сложные

9. Какое приспособление помогает лишайникам выжить в Антарктиде:

1) Надежная защитная оболочка

2) Темная окраска слоевища

3) Отсутствие листьев

4) Мощная корневая система.


Приложение №4

Игра " Верно ли суждение?"

1. Лишайник имеет стебель с листьями.

2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.

3. Водоросли лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза

4. Лишайники могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.

5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.

6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.


Приложение № 5

Конкурс : « Отгадай загадку и реши вопрос»

 Вопросы викторины: «Эти удивительные лишайники !»

 Вопрос 1. Как называется тело лишайника?

Ответ. Таллом.

 Вопрос 2. Какие организмы образуют слоевище лишайника?

Ответ. Водоросль и гриб.

 Вопрос 3. Какие водоросли обнаружены в теле лишайника?

Ответ. Зелёные, иногда сине – зелёные.

 Вопрос 4. Каков максимальный возраст отдельных лишайников?

Ответ. 600 лет.

 Вопрос 5. Сколько видов лишайников известно науке?

Ответ. Около 25000 видов.

 Вопрос 6. Сколько видов лишайников встречается на территории

России?

Ответ. 1500 видов.

 Вопрос 7. Как быстро растут лишайники?

Ответ. От 1 до 8 мм в год.

 Вопрос 8. Чем обусловлен цвет лишайников?

Ответ. Пигментами, которые расцвечивают их в коричневые, красные, жёлтые, серые цвета?

 

 Загадки о лишайниках

1.Свыклась водоросль с грибком

 Да с развесистым дубком,

Зацепилась за кору и пришлась ко двору. (Лишайник)

 2.Удивительное дело – как дружны зеленый с белым!

Друг за друга отвечают и друг друга выручают! (Лишайник)

 3.У осины на коре, у забора на дворе –

Накипь, будто золото, к дереву приколота. (Накипные лишайники)

 4.На полене иногда вырастает борода. (Кустистые лишайники)


Литература

  1. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
  2. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
  3. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
  4. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
  5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Санкт-Петербург :Каро, 2015
  6. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока биологии 8 кл по теме "Иммунитет"

Тип урока: Урок изучения и первичного   закрепления    новых знаний. Цели по содержанию:обучающие: ознакомление  учащихся с понятием иммунитета, его видах и способах...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы"

Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы" по учебнику Биология. 7класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций./ В.М.Константинов, В.Г Бабенко,в.С. Ку...