Урок географии в 6 классе
план-конспект урока по географии (6 класс)

Золотухина Елена Николаевна

Минералы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: география.  6  класс. (ФГОС)

 Учитель:  Золотухина Е.Н.                           Тема урока: Минералы.

 Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

- сформировать понятия и представления о минералах и горных породах, их разрушении в процессе выветривания, их перемещении в пространстве
- углубить знания о происхождении, классификации и свойствах горных пород.

Задачи урока:

образовательные: сформировать представление о происхождении минералов и горных пород; ввести понятия «минералы», «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы»,

развивающие: развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.

Образовательные результаты урока

Предметные:

        - сформировать представления о минералах, горных породах и их основных свойствах.                                  

        - Сформировать представление об Ильменском минералогическом  заповеднике

        - Научиться описывать свойства минералов, определять их твёрдость

        - научиться объяснять связь горных пород со строением Земли, особенности их происхождения и использовании в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные: 

Межпредметные понятия

   - развивать  умение применять  межпредметные  понятия:  (вещество, метод, объект (идеальный), объект (реальный), планета Земля, природа, процесс)  в ходе изучения данной темы УУД

  • Регулятивные: умение ставить учебную проблему, планировать, адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
  • Познавательные: умение ориентироваться в системе своих знаний, находить ответы на вопросы учителя в учебнике, анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины, делать выводы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, заполнять таблицу,устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: умение работать в парах, группах, положительное отношение к урокам географии;

умение находить ошибки в работе соседа и признавать собственные;

формировать внимание, ответственность и аккуратность;

проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

борудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебники, раздаточный материал с заданиями, коллекции горных пород и минералов, презентация «Горные поды и минералы», атлас Курской области, рабочие тетради.


«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…

не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни»

К.Г.Паустовский

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Технологическая карта урока

Этап урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Звенит звонок. Начинается урок. Все расселись по местам? Никому не тесно? Обещаю, что у нас будет интересно.

Приветствие  учителя стоя, дежурные сообщают об отсутствующих

2

Этап мотивации к учебной деятельности

Включить учающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока

Вопросы к обучающимся:

- Что лежит у меня на столе? (мел, галька, уголь, обсидиан)

- Задайте к каждому объекту по несколько вопросов.

- А на все ли эти вопросы вы уже знаете ответы и можете полностью сами описать эти предметы?

- Так что между этими объектами общего? Как их можно назвать одним словом? Правильно: «Горные поды». А знаете ли вы , из чего состоят горные породы.

Итак,  тема нашего урока: «Минералы».

-Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир минералов. Знакомство с  особенностями их строения   и свойствами. Будьте внимательны, ничего не упустите.

3

Проверка домашнего задания

Обобщить, закрепить  и оценить знания обучающихся, которые они получили  при изучении темы «Внутреннее строение Земли»  на уроках в 5 классе.

Я вас просила повторить материал 5 класса, касающийся литосферы. Сейчас проведем  турнир юных  знатоков географии. Кто больше всего знает о литосфере.

На ваших столах лежат   листы достижений, возьмите их и оцените себя.

Обучающиеся должны дать по каждому вопросу развернутые ответы

4

Актуализация знаний

Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала

Учитель читает стихотворение В. Слётова

Полезно камни наблюдать,

Над ними можно размышлять,

Ценней же прочего – желанье

Законы жизни их понять,

Прочесть сокрытые в них тайны,

Что им присуще, что случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.

Подводит к цели урока:
- сформировать представление о минералах и горных породах;
- разделить горные породы на группы по происхождению;
- научиться различать горные породы и минералы по внешним признакам.

Записывают тему урока в тетрадь

5

Изучение нового материала

Углубить, расширить и систематизировать знания обучающихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору ,познакомить с классификацией горных пород, выяснить практическое значение горных пород и минералов,

формировать коммуникативные компетенции через работу в парах, умение аргументировать свою точку зрения, продолжить формировать умение работать с таблицей, учебником, преобразовывать один вид информации в другой.

1.Минералы в горных породах.

А) Работа с текстом учебника (§19, с.100 – 101 )

Ученики с помощью учителя  дают  определение горных пород и минералов

Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов.
Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.

Б) Работа с текстом учебника (с.100,3-й абзац). После прочтения текста выполнить задания:

На белых карточках - простое задание

На синих карточках  – более сложнее

На красных карточках –самое сложное

Вам надо выбрать одну карточку, которая  вам под силу.

Задание на белых карточках:

1.Самородные элементы – это……

2.Примеры самородных элементов…….

 Задание  на  синих карточках:

1.Выпишите самородные элементы, о которых говорится в учебнике.(………….)

2.Назовите отличие алмаза и графита

Алмаз

Графит

Задание на красных карточках:

1.Подчеркните самородные элементы: слюда, медь, графит, полевой шпат, золото, кварц.

2.Назовите две разновидности углерода

2.Свойства минералов

Работа с образцами минералов из школьной коллекции “Горные породы и минералы” как источниками информации.

Заполните таблицу «Горные поды и минералы». Рабочая  тетрадь на стр. 50

Свойства

минералов

Название минерала

Блеск

Цвет

Цвет черты

Твёрдость

Магнитность

3.Физкультминутка

4.Заочное путешествие в Ильменский минералогический заповедник.              

                                                                                                     

Рефлексия:  Какой источник информации поможет в том случае, если вам встретился неизвестный объект (минерал, растение, насекомое и т.д.)? (Определитель)

Записывают определения в тетрадь

Выбирают карточку и выполняют задание.

Рефлексия:  

Какие методы мы использовали при изучении минералов с различными свойствами? (Сравнение и классификация)

Предлагают возможные пути использования горных пород в хозяйственной деятельности человека

Рефлексия:

“1”- не могу определить свойства;

“2”- знаю свойства, но могу определить только совместно с помощником;

“3”- удовлетворительно;

“4”- хорошо,

“5” – отлично

Работа на карточках:

Ильменский минералогический заповедник

В каких горах расположен Ильменский минералогический заповедник? ______________________________

В каком году создан заповедник? ______________________________

Площадьтерритории заповедника: _________________кв.км

Сколько видов минералов найдено в Ильменах?   около__________

6

Закрепле

ние

Обобщить полученные на уроке знания и умения

 «Минералы Курской области»

 Работа с дополнительной информацией

А как вы думаете, есть ли в Курской области минералы?

Перед вами дополнительный текст. Прочитайте и ответьте на вопросы.

 -  Какими минералами богата наша область?

- Где используются минералы?

- Как другими словами назвать минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности?

Проверка.                                                                                               

Самостоятельно работают с атласом Курской области, заполняют таблицу,

 Приводят примеры  использования горных пород в хозяйственной деятельности человека.

7

Домашнее задание

Параграф 19, Используя материалы об Ильменском заповеднике, опубликованные в Интернете, ответить на вопросы и заполнить таблицу в РТ (задание 3, с 49-50).

Записывают задание в дневник

8

Подведение итогов. Рефлексия.

Анализ работы обучающихся на уроке.

Диагностика предметных результатов урока (выберите правильные ответы).

1. Какие три минерала наиболее распространены в земной

    коре? алмаз. гипс, золото, кварц, полевой шпат, слюда, сода, тальк.

2.Наибольшей твёрдостью (по шкале Мооса) обладает        минерал: алмаз, золото, кварц, тальк.

3.Наименьшая твёрдость (по шкале Мооса) у минерала: гипс, слюда,   сода, тальк

Выставление оценок.

Работа с листом достижений

Делают отметки в рефлексивной карте



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Таблица «Классификация горных пород»

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Глубинные

Излившиеся

Неорганические

Органические

Обломочные

Химические

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии

Урок географии 7 класс. Тема урока: Природные условия и ресурсы Австралии...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...