Урок биологии в 5 классе
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Золотухина Елена Николаевна

Урок-систематизации  знаний по биологии в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок-систематизации  знаний по биологии в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"

Золотухина Е.Н.

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: урок-систематизации знаний.

Цель: обобщить и систематизировать знания о многообразии живых организмов и их взаимосвязи по теме "Многообразие живых организмов".  

Формы работы: индивидуально-групповая работа по инструктивной карте, работа в парах, индивидуальная раббота

Информационно-технологические ресурсы: плакаты, мультимедийный проектор, ноутбук.

Материалы и оборудование:

Оценочные листы на каждую группу, биологическое лото ( вопросы и ответы); на демонстрационном столе: молоко, квашеная капуста,сухие дрожжи, трутовик,  мукор, лакмус, корень бобовых растений, клубень картофеля, гербарный экземпляр лишайника,  гриба-трутовика.                                      

Ход урока

1.Организационный этап.

Ребята мы с Вами на протяжении 10 уроков изучали очень большую и интересную тему, кто мне скажет какую(ответ ребёнка Многообразие живых организмов).  Познакомились с представителями разных  групп ( ответ царств)  живых организмов  - (каких) бактериями, грибами, растениями и животными. Также познакомились с вирусами и лишайниками.

2. Этап мотивации к учебной деятельности

  Сегодня на уроке мы еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе, и какую важную роль они играют в жизни человека.

 И так, тема нашего сегодняшнего урока (кто мне скажет) обобщение изученного материала по теме  "Многообразие живых организмов, их значение в природе и жизни человека".

Поэтому цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных и их значении в природе и жизни человека.

3. Актуализация знаний.

 Описание механизма работы на уроке по инструктивной карте.

Инструктивная карточка темы "Многообразие организмов".

По итогам изучения материала темы вы должны

Знать:

- о разнообразии живых организмов;

- об особенностях строения бактерий, грибов, растений и животных;

- о среде обитания бактерий, грибов, растений и животных;

- о роли различных организмов в природе и жизни человека;

Уметь:

- распознавать организмы, относящиеся к различным царствам;

- сравнивать организмы, относящиеся к различным царствам, указывать их особенности;

- отличать основные виды съедобных грибов от ядовитых.

3. Учет и контроль знаний. Тестовые задания (2 варианта).

Вопросы в составе теста:

1. Царства живой природы.

2. Бактерии: строение и жизнедеятельность.

3. Значение бактерий в природе и для человека.

4. растения.

5.Животные.

6. Грибы.

7. Многообразие и значение грибов.

8. Лишайники.

9. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

4. Этап применения способов и действий 

"Зарядка для ума"

Задание №1  (вопросы задает учитель, за правильный ответ - 1 балл.)

1.Сожительство двух организмов, полезное обоим. (Симбиоз.)

2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету. (Фотосинтез.)

3. Плесень, из которой впервые получили лекарство. (Пеницилл.)

4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов. (Паразиты.)

5. Доядерные организмы. (Бактерии.)

6. Грибы - это растения или животные? (Эти организмы образуют отдельное царство.)

7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапротрофы.)

8. Грибы, которые используют в хлебопечении. (Дрожжи)

Задание № 2. Дайте определения следующим понятиям (работа в парах)

1пара

1) Флора - …

2) Микология - …

3) Прокариоты - …

4) Гетеротрофы - …

5) Спириллы - …

6) Лихенология - ….

7) Эукариоты - …

8) Симбиоз - …

      2пара

     1) Вибрионы - …

     2) Слоевище - …

     3) Фотосинтез - …

     4) Зоология - …

     5) Автотрофы - …

     6) Бациллы - …

     7) Грибница - …

     8)Фауна……..

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы.

"Биологическое лото"

Задание №3

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.

( Учитель  проверяет правильность и быстроту выполнения задания и оценивает работу учащихся.) Алгоритм действий (смотри приложение№1)

Группа "Растения"

1.Голосеменное растение (Ц)

2.Чем размножаются папоротники, хвощи, плауны?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4.Как называются растения, которые размножаются семенами? (Е)

5.Питание растений.

6.Орган растения, где происходит фотосинтез

Ответы на лепестках.

Ель (Ц), споры (В), водоросли (Е), цветковые (Т),

автотрофное (О), лист (К).

Кодовое слово ЦВЕТОК

Группа "Животные"

1. Самое крупное животное .

2.Домашнее животное.

3.Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете.

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5.Питание животных.

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Синий кит (Х), лошадь (И), фауна (Щ), амеба(Н), гетеротрофное (И), насекомые (К)

Кодовое слово "Хищник"

Учащиеся активно и самостоятельно работают в соответствии со своими обязанностями.

Задание №4 Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.

1. Буквы л, ш, н, к

2. Буквы ж, в, т, н.

3. Буквы г, р, б, к, р ,н.

4. Буквы р, с, т, н.

Учащиеся выполняют задание

  Проектная работа (работа с презентацией)

Слайд 1. Тема проектной работы.

Слайд 2. Проектная работа приведёт нас к достижению поставленной цели: доказать, что всё многообразие живой природы взаимосвязано между собой.

Слайд 3.

Поделиться по 4 человека в группу (можно выполнять работу в парах).

Проделать работу так, чтобы потом можно было её защитить.

На выполнение 15 минут.

На защиту по 2 минуты.

Слайд 4.

По слайдам презентации ответить на вопросы и загадки.

Задание: по ходу презентации, выписывайте ключевые слова. НО, ВНИМАНИЕ! Вы не должны исправлять написанное,  на обсуждение и запись даётся 1 минута.

Слайд 5. Пять царств, в которых организмов много, мы называем матушкой-...

Ответ детей: природой.

Слайд 6. Загадка:

Предметы природы, которые дышат,

Растут, размножаются, бегают, слышат,

Могут ходить и вертеть головой, -

Это предметы природы...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: живой.

Обобщение знаний. Все живые организмы в природе связаны через пищевые цепочки.

Слайд 7. Вопрос: Кто первым и откуда берёт энергию для пищевых цепочек?

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: растения от солнца.

Слайд 8. Давайте проверим, кто даёт первичную энергию.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: солнце.

Слайд 9. Давайте теперь проверим кто первым стоит в цепочке питания.

Вырос мягкий стебелек,

Он и ростом невысок,

Достает до ног едва,

Называется...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: трава (вариант "растение" то же правильный).

Слайд 10. Ответьте на вопрос: а мы с вами можем сами создавать органические вещества как растение? Ответ детей: нет. Подумайте и угадайте, какое растение для нас является очень важным!

В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пшеница (возможен вариант рожь).

Слайд 11. Угадайте, кто стоит в цепочке питания на 2 и на 3 месте?

Белый по белому

Написал белым.

Рыжая пойдет,

Белого найдет.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: заяц - 2, лиса - 3 место.

Вопрос учителя: кто из животных травоядный, кто плотоядный. Ответ детей: заяц - травоядный, лиса - плотоядное животное.

Итак, мы выяснили, что в цепочке питания растение стоит на первом месте, так как оно связывает энергию Солнца в энергию органических веществ.

Слайд 12. Но растения для животных являются не только источником питания, но и для многих животных это дом.

Высоченный великан

Будто угодил в капкан,

Никуда он не идет,

На одной ноге растет.

Как огромными руками,

По ветру шуршит ветвями.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: дерево (возможен вариант "дуб").

Слайд 13. Если мы говорим о взаимоотношениях царства Растений и царства Грибов, то деревья и грибы создают микоризу - взаимовыгодное сожительство.

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это - белый...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: боровик.

Слайд 14. Грибы также участники пищевой цепочки: Они разрушают отмершее органическое вещество.

Слайд 15. Итак, кроме трав и деревьев, есть ещё одна жизненная форма растений.

Он деревьев младший брат,

Только ростом маловат,

А еще стволов полно

У молодчика того.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: кустарник.

Слайд 16. Растения являются пищей, жильём для животных, но и роль животных для растений то же велика. Без этих животных не могут опылиться многие растения.

Полетала над цветами,

Полетала над полями.

Весело жужжала.

Набрала нектара.

И добычу понесла

Прямо в дом к себе...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пчела.

Мы должны беречь этих маленьких тружениц.

Слайд 17. Обобщаем знания. Если не будет солнца, то...

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: солнце - первоначальный источник энергии, растения связывают солнечную энергию в энергию органического вещества.

Слайд 18. Обобщаем знания. Если не будет растений, то...

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет первоначального звена, готовых органических веществ для животных.

Слайд 19. Обобщаем знания. Если не будет бактерий, червей, грибов, то...

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет разложения органических веществ до минеральных.

Слайд 20. Правда ли, что всё взаимосвязано? Ответ детей: да.

Вправе ли человек поступать с Землёй так, как изображено на рисунке?

Ответ детей: нет.

5. Этап закрепления изученного материала

 Итак, мы приступаем к созданию синквейна (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочной стихотворной формы. Работа индивидуальная. Даётся 5 минут. Первое слово "Жизнь".

1.        Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2.        Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3.        Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.        Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5.        Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

 Заключительный этап урока: малые группы зачитывают лучший синквейн. Обсуждение. Сдаются листочки, на которых дети писали ответы на вопросы и загадки, а также индивидуально созданный синквейн.

Учитель выставляет отметку.

6. Домашнее задание:составить синквейны со словами «растения», «животные».

7. Этап Рефлексия

Каждый ученик в своих листочках ставит один из знаков:

Красный круг- " Все понял"

Зелёный руг- " Понял, но не все"

Жёлтый круг- " Не понял"

Приобретают навык рефлексии результатов деятельности

Урок окончен. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Алгоритм действий

1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.

 

Игровое поле

2. Прочитайте ответы на всех карточках.

3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.

5. На демонстрационном столе выберите предметы, которые отражают многообразие и роль организмов этой группы.

6. Дополните свой ответ о значении этих организмов в природе, их многообразии и использовании человеком материалами из сообщений, которые вы готовили дома, используя дополнительную литературу.

Приложение №2

Дополнительные задания

Игра "Выбери меня"

Перед вами - чудо-стол. На нем предметы, продукты, изображения организмов, гербарии. Каждая группа по очереди выбирает группу организмов (бактерии, грибы или лишайники, растения, животные), отбирает на столе всё, что связано с представителями этой группы, а затем должна объяснить свой выбор и пояснить, какое значение для человека имеет этот организм. За правильно выполненное задание - 2 балла.

Бактерии

1. Простокваша, сметана или кефир. (Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки - в сметану.)

2. Квашеная капуста. (Молочная кислота предохраняет капусту от разложения, гниения.)

3. Гербарий бобового растения с клубеньками. (Клубеньковые бактерии, поселяясь на корнях бобовых растений, усваивают азот из воздуха, после отмирания корней обогащают почву азотом.)

Грибы

1. Дрожжевое тесто. (Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ, который поднимает тесто.)

2. Соленые грибы. (Грибы употребляют в пищу. Они содержат до 40% белка, 15% углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины. Но нужно хорошо знать съедобные и ядовитые грибы.)

3. Гриб трутовик. (Приносит вред лесному хозяйству, разрушая древесину.)

4. Гриб мукор. (Разлагает остатки организмов, продукты до минеральных веществ, которые усваивают растения.)

Лишайники

1. Лишайники. (Индикаторы загрязнения воздуха.)

2. Ягель. (Корм для оленей.)

3. Лакмус. (Из некоторых видов лишайников получают краску и лакмус для химической промышленности.)

Растения

1. Клубень картофеля. ( Используют в пищу, корм для домашних животных)

Животные

1. Молоко ( Питательный пищевой продукт, который использует человек)

Учитель дополняет ответы учащихся.

Учащиеся от каждой группы по очереди выбирают на столе всё, что связано с представителями этой группы,а затем объясняют свой выбор и поясняют, какое значение для человека имеет этот организм.

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество при выборе правильного ответа;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Инструктивная карточка темы "Многообразие организмов".

По итогам изучения материала темы вы должны

Знать:

- о разнообразии живых организмов;

- об особенностях строения бактерий, грибов, растений и животных;

- о среде обитания бактерий, грибов, растений и животных;

- о роли различных организмов в природе и жизни человека;

Уметь:

- распознавать организмы, относящиеся к различным царствам;

- сравнивать организмы, относящиеся к различным царствам, указывать их особенности;

- отличать основные виды съедобных грибов от ядовитых.

Алгоритм действий

1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.

 

Игровое поле

2. Прочитайте ответы на всех карточках.

3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.

5. На демонстрационном столе выберите предметы, которые отражают многообразие и роль организмов этой группы.

6. Дополните свой ответ о значении этих организмов в природе, их многообразии и использовании человеком материалами из сообщений, которые вы готовили дома, используя дополнительную литературу.

Группа "Бактерии"        Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.

2. Бактерии, имеющие форму шариков.

3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).

4. Бактериальное желудочно-кишечное заболевание.

5. Инфекционное заболевание, наиболее распространенное у лошадей.

6. Сочный корм для сельскохозяйственных животных, приготовленный из зеленой массы кукурузы, подсолнечника; не подвергается гниению благодаря деятельности молочнокислых бактерий.

Ответы на лепестках.

Спириллы (А). Дизентерия (И). Сено (В). Кокки (Н). Сап (Н). Споры (У). Ангина (Г). Силос (А).

Кодовое слово - АНГИНА.

Группа "Грибы"      Вопросы для игрового поля.

1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней.

2. Заболевание кожи, вызываемое различными возбудителями, в том числе и грибами-паразитами.

3. Сизая плесень, вырабатывающая антибиотик, широко используемый в медицине.

4. Плесень, которая поселяется на хлебе.

5. Пластинчатый съедобный гриб. Судя по его названию - его плодовые тела растут рядами.

6. Ядовитый гриб, похожий на шампиньон.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Рядовка (Ж). Подосиновик (Б). Лишай (Р). Бледная поганка (И). Пеницилл (О). Myкор (Ж). Боровик (В).

Кодовое слово - ДРОЖЖИ.

Группа "Лишайники"       Вопросы игрового поля.

1. Организм, который образуется при сожительстве гриба и водоросли.

2. Иное название оленьего мха.

3. Лишайник золотисто-желтого цвета, часто встречается на коре осин.

4. Как называется тело лишайника?

5. Иное название исландского мха.

6. Лишайники, которые имеют форму тонкой или толстой корочки.

Ответы на лепестках.

Лишайник (С). Ягель (И). Ксантория настенная (М). Слоевище (Б). Цетрария (И). Накипные (ОЗ). Кладония (Б). Листовидные (В).

Кодовое слово - СИМБИОЗ.

В конце этапа проводится беседа по следующим вопросам.

1Что объединяет организмы в отдельные группы, царства?

2. Какие признаки характерны для грибов?   3. Что общего у всех бактерий?

4. Каковы особенности лишайников?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...