Урок "Многообразие и значение грибков"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 5 классе по теме: "Многообразие и значение грибков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_gribov.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Многообразие и значение грибов»

Пояснительная записка.

Урок биологии в 5 классе  «Многообразие и значение грибов» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-методического комплекта издательства «Вентана-Граф», поддерживающего  ФГОС ООО.

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, коммуникативное обучение, частично-поисковая.

Методы и методические приёмы: работа с учебником,  работа в рабочей тетради, работа в парах и в группе, самонаблюдение, заполнение таблиц, тестовый контроль, самооценка; диалогический метод, наглядный метод, метод познавательно-проблемного изложения.

Цель урока: сформировать представление о многообразии и значении грибов.

Задачи урока:

Образовательные

  • сформировать знания о многообразии  грибов;
  • углубить знания о типах питания грибов;
  • расширить знания о симбиозе на примере некоторых грибов и растений;
  • систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности грибов;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень, сапрофиты, паразиты.
  • продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)

Развивающие

  • сформировать умения различать съедобные и ядовитые для человека грибы;
  • сформировать знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
  • продолжить развитие умений работать с информацией: анализировать полученную в ходе урока информацию, выделять главное в изучаемом материале, обобщать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни организма на примере бактерий;
  • развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь других людей, умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • продолжить формирование основ гигиены человека.

Воспитательные

  • формировать интерес к предмету, к живым организмам;
  • в целях профилактики утомления учащихся на уроке использовать разнообразные виды деятельности, следить за их осанкой;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих;
  • формировать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование

  • Презентация  к уроку: «Грибы»
  • Комплект мультимедийного оборудования: компьютер, проектор, экран
  • Раздаточный материал к уроку
  • Словари: Даля, Ожегова.

Литература для учителя и учащихся:

  • Учебник Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013
  • Методическое пособие. Биология. 5 кл. И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2013
  • Рабочая тетрадь. Биология. 5кл.  О.А. Корнилова, И.В. Николаев, Л.В. Симонова – М.: Вентана-Граф, 2014
  • Контрольно-измерительные материалы. Биология . 5 класс. /Сост. Н.А.Богданов. – М.: ВАКО, 2014

Технологическая карта урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас на уроке биологии. Сегодня мы продолжим знакомство с видами грибов.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Личностные: самоопределение;

смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками

2

Актуализация и пробное учебное действие

Работая в паре, смоделируйте строение гриба с помощью пластилина.

Почему вы сделали именно такой гриб? Все ли грибы имеют одинаковое строение?

Моделируют строение гриба с помощью пластилина

Высказывают своё мнение  в ответе на поставленные вопросы.

Познавательные: 

 Анализ объектов, сравнение,

обобщение, аналогия,

классификация;

Регулятивные:

выполнение пробного учебного

действия;

фиксирование индивидуального

затруднения в пробном действии

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества;

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

3

Выявление места и причины затруднения.

Ребята, среди грибов встречаются и такие, которые не образуют плодовых тел. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах, квартирах. Часто мы их даже не замечаем, пока они не проявят себя слишком уж явно. Как вы думаете, о каких грибах идёт речь? Знакомы ли они вам? Могли ли вы их видеть раньше?

Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии решения проблемы

Коммуникативные умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Для устранения возникшего затруднения, работая в паре, определите тему и цель урока. Составьте план своих учебных действий на уроке, направленных на реализацию поставленной цели, в соответствии с текстом § 14 учебника. Слайд № 2. 

Запишите тему и цель урока в тетради 

Работают в парах.

 Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Формулируют вопрос урока:

Какие виды грибов существуют в природе? Каково их значение в природе и жизни людей.

Регулятивные:

искать самостоятельно средства достижения цели;

определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать пути её достижения

Коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; аргументация своего мнения

Познавательные:

структурирование знаний;

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

5

Реализация построения проекта

1.Работая в группе, изучите многообразие и значение грибов, следуя указаниям в маршрутных листах   

 Приложение № 1. Маршрутные листы № 1-4. Слайды № 3-11

2. Послушайте сообщения ребят об истории открытия пенициллина, о грибах Саратовской области

Занимают места в группах. Выполняют предложенные задания, оценивают собственный вклад в работу группы.

Слушают сообщения ребят, участвуют в обсуждении, вносят дополнения

Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение; составлять схемы-опоры, работать с таблицей;

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнёром, учителем.

6

Физкультминутка

7

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работая в группе, решите биологическую задачу о грибах:

1-ая группа. Гриб чёрный трюфель (французский) выращивают в дубовых рощах. Для разведения этого гриба обычно закладывают новую плантацию. При этом в почву обязательно добавляют немного земли со старой, уже плодоносящей плантации. Для чего это делают? Дайте развёрнутый ответ.

2-ая группа. На лугах часто встречаются луговые опёнки. Иногда они образуют круги, в середине которых не растёт даже трава. Объясните этот факт.

3-я группа. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Ответ поясните.

4-ая группа. Если долго хранить хлеб в полиэтиленовом пакете, то через некоторое время на хлебе сначала появляется пушистый белый налёт, который через некоторое время начинает темнеть. Что произошло с хлебом? Обоснуйте свой ответ.

 Приложение № 2. Карточка № 1 «Биологические задачи»

Работают в группе. Готовятся к выступлению перед классом с результатами работы.

Оценивают работу каждой группы. При необходимости корректируют и дополняют ответы других групп.

Познавательные:

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания;

построение логической цепи

рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации;

учет разных мнений, достижение договоренностей и

согласование общего решения

Личностные: осознание ответственности за

общее дело

8

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

  Работая самостоятельно, «Выберите верные утверждения»: 

1) Человек использует в пищу плодовые тела шляпочных грибов.

2) Грибы – гетеротрофные организмы.

3) В трубчатых и на пластинчатых шляпках образуются споры.

4) Ложный опёнок относят к съедобным грибам.

5) Гриб трутовик способствует лучшему росту растения.

6) Мицелий пеницилла состоит из одной клетки.

7) Гриб мукор – это зелёная плесень.

8) Мухомор опасен для человека.

9) Дрожжи размножаются почкованием.

10) Некоторые грибы являются паразитами людей и животных.

 Карточка № 2 Приложение № 2

Эталон верного ответа: 1), 2), 3), 8), 9), 10).  

Самостоятельно

выполняют задания.

Осуществляют самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Выявляют и корректируют

возможные ошибки

Познавательные: анализ, сравнение,

обобщение, классификация;

Регулятивные:

саморегуляция в

ситуации затруднения;

Личностные:

умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности

9

Включение в систему знаний и повторение

Работая самостоятельно, выполните задания карточки № 5. Приложение № 2:  «Что я знаю о грибах?» Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените работу друг друга.

Работают индивидуально с тестовыми заданиями.

Выявляют ошибки, оценивают работу товарища. Обсуждают результат,

устраняют пробелы в знаниях.

Познавательные: 

установление причинно-

следственных связей;

построение логической цепи

рассуждений, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности;

Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения;

взаимопроверка

10

Рефлексия учебной деятельности

на уроке (итог урока)

Царство грибов насчитывает около 100 тысяч грибов. Некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому мы должны беречь и заботиться  о них.

Регулятивные: оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и

результатов деятельности

Личностные:

самооценка на основе критерия

успешности;

адекватное понимание причин

успеха / неуспеха в учебной

деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

формулирование и аргументация

своего мнения, учет разных

мнений

Самооценка деятельности

Можем ли мы ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока?  Достигли ли цели урока? Что вас поразило больше всего на уроке? Что запомнится надолго? Где пригодятся знания по данной теме? Оцените свою работу на уроке.

Дети сравнивают глубину своих знаний о бактериях в начале урока и после изучения темы.

Дают оценку своей работе на уроке, заполняют «Лист учёта знаний»

Домашнее задание

Изучить текст § 14 учебника и ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради.

Записывают задания.

Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Подведение итогов урока

Выступление учителя. Анализ деятельности учащихся на уроке.

Подают дневники учителю для выставления отметок

                                                                                 

                                                                             


Приложение 1.

Маршрутный лист № 1

1) Изучите строение шляпочных грибов. Учебник:  § 14 с. 61.Слайды № 3-4

2) Ответьте на вопросы:

-какие грибы называют шляпочными? Почему они получили такое название?

- у всех ли грибов шляпки имеют одинаковое строение?

-приспособлением к чему может являться наличие трубочек или пластиночек на  нижней части шляпки плодовых тел грибов? Почему говорят «плодовое тело»?

3) Заполните схему: «Типы шляпочных грибов»

                            Типы шляпочных грибов

       ?                                                                            ?

Нижний слой  шляпки                         Нижний слой  шляпки

состоит из узких трубочек,                 образован тонкими пластинками,

в них созревают    …                            на стенках созревают     …

(Маслята,      …              )                      (Рыжики,        …                 )      

4) Каково значение шляпочных грибов для человека?

Маршрутный лист № 2

1) Изучите строение плесневых грибов. Учебник:  § 14 с.62, рис. 53 с.61. Слайды № 9-10. По мере выполнения задания, делайте записи в тетради.

2) Какое строение имеют плесневые грибы мукор и пеницилл? Найдите черты сходства и отличия. Нарисуйте в тетради  грибы мукор и пеницилл.

3) Ответьте на вопросы:

-все ли грибы похожи друг на друга?

-чем пеницилл отличается от мукора?

-что общего у этих плесневых грибов?

-в какой части грибницы образуются споры плесневых грибов?

-каково значение плесневых грибов в природе и жизни человека?

-из чего получают лекарство пенициллин?

Маршрутный лист № 3

1) Изучите строение одноклеточных грибов дрожжей. Учебник:  § 14 с. 62, рис.54 с. 62. Слайд № 11. По мере выполнения задания, делайте записи в тетради.

2) Ответьте  на вопросы:

-какое строение имеют дрожжи?

-как питаются и размножаются дрожжи?

-зачем разводят дрожжи?

Маршрутный лист № 4

1) Изучите  строение съедобных и ядовитых грибов. Учебник:  § 14 с.62, рис 55 с. 63. Слайды № 5-8. По мере выполнения задания, делайте записи в тетради.

-назовите съедобные грибы

-назовите ядовитые грибы

-как отличить «кто есть кто»  среди грибов? Есть ли надёжный способ сделать это?

-обсудите и запишите в тетради правила профилактики отравления грибами

-назовите меры оказания доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами.

2) Ответьте на вопросы:

-нужно ли уничтожать ядовитые грибы? Какова их роль в природе?

Предлагаю вам послушать сообщения ребят о значении грибов в природе и жизни человека.                                                                    

                                                                                         


Приложение 2.

Карточка № 1. Биологическая задача.

1-ая группа. Гриб чёрный трюфель (французский) выращивают в дубовых рощах. Для разведения этого гриба обычно закладывают новую плантацию. При этом в почву обязательно добавляют немного земли со старой, уже плодоносящей плантации. Для чего это делают? Дайте развёрнутый ответ.

2-ая группа. На лугах часто встречаются луговые опёнки. Иногда они образуют круги, в середине которых не растёт даже трава. Объясните этот факт.

3-я группа. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Ответ поясните.

4-ая группа. Если долго хранить хлеб в полиэтиленовом пакете, то через некоторое время на хлебе сначала появляется пушистый белый налёт, который через некоторое время начинает темнеть. Что произошло с хлебом? Обоснуйте свой ответ

За верное решение задачи выставляются  2 балла.

Карточка № 2. «Выберите верные утверждения»

1) Человек использует в пищу плодовые тела съедобных шляпочных грибов.

2) Грибы – гетеротрофные организмы.

3) В трубчатых и на пластинчатых шляпках образуются споры.

4) Ложный опёнок относят к съедобным грибам.

5) Гриб трутовик способствует лучшему росту растения.

6) Мицелий пеницилла состоит из одной клетки.

7) Гриб мукор – это зелёная плесень.

8) Мухомор опасен для человека.

9) Дрожжи размножаются почкованием.

10) Некоторые грибы являются паразитами людей и животных.

 Карточка № 3. Эталон верного ответа 

1) Человек использует в пищу плодовые тела съедобных шляпочных грибов.

2) Грибы – гетеротрофные организмы.

3) В трубчатых и на пластинчатых шляпках образуются споры.

8) Мухомор опасен для человека.

9) Дрожжи размножаются почкованием.

10) Некоторые грибы являются паразитами людей и животных.

 За каждый верный  ответ выставляется  1 балл.

Карточка №4. «Что я знаю о грибах?»

1. Выберите три правильных ответа из шести

Чем отличаются грибы от бактерий?  

1) составляют группу эукариот

2) относятся к гетеротрофным организмам

3) размножаются спорами

4) одноклеточные и многоклеточные организмы

5) при дыхании используют кислород воздуха

6) участвуют в круговороте веществ в природе

За верный  ответ выставляются  2 балла.

2. С какой целью при выпечке хлеба применяют дрожжи? Какие процессы при этом происходят?

За верный  ответ выставляются  2 балла.

Лист учёта знаний учащихся 

(если вы набрали 12 баллов, ваша оценка за урок – «5», 10-11 баллов – «4», 7-9 баллов – «3», менее 7 – «2»).

№ п/п

Фамилия, имя

Количество баллов

Оценка за работу в группе

Оценка за урок

Биологическая задача

Выберите

верные суждения

Что я знаю о грибах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»

Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных  растений....

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.

Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции

Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...