Биологическая викторина "Живая природа"
методическая разработка (5 класс)

Димитриева Нина Павловна

Биологическая викторина "Живая природа" развивает познавательную и творческую активность обучающихся, любознательность и интерес к предмету «биология» у пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Живая природа48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по биологии «Живая природа»

для обучающихся 5 классов

Димитриева Н.П.,

учитель биологии

МБОУ «Лицей № 3»,

МО г. Братска

Цели:  

  • обобщить знания обучающихся о живой природе, полученные в начально школе;
  • развивать познавательную и творческую активность, любознательность и интерес к предмету «биология»;
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся при работе в команде;
  • воспитывать бережное отношение к живым организмам и любовь к окружающему миру.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки-загадки, карточки-задания, турнирная таблица.

Подготовка: каждый класс представляет на игровое состязание команду в количестве 4-5 человек.

Ведущий: Наша сегодняшняя викторина посвящена живой природе. Для начала давайте вспомним, что же такое живая природа? (беседа)

А теперь каждой команде предстоит пройти несколько конкурсов, в результате которых будет определена команда-победитель биологической викторины. Желаю всем удачи!

1 конкурс  «Кто вперед?»

1. Какие организмы изучает наука ботаника? (растения)

2. Какое дерево рекордсмен долголетия? (дуб)

3. У кого глаза на одном боку? (камбала)

4. У какой рыбы рот на брюхе? (акула)

5. У кого одна нога дом перевозит? (улитка)

6. Какие птицы не летают? (пингвины, куры, страусы)

7. Какие жуки носят название «Майские»? (появляются в мае)

8. Какие звери летают? (летучие мыши)

9. Растет ли дерево зимой (нет)

10. Сколько ног у паука? (8)

11. У кого скелет снаружи тела? (черепаха)

12. Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору)

13.Какая рыба носит мужское имя? (карп)

14. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

15. Как узнать возраст дерева? (по годичным кольцам)

16. Какие грибы выращивают в теплице? (шампиньоны)

17. Какой гриб растет на березе? (трутовик)

18. Какие органы у моркови съедобны? (корни)

2 конкурс «Угадай!»

Ведущий: - Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может

быть название животного, птицы или растения.

 (Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.

Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдешь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

И лист и почки - все врачует,

И сок - целебное сырье,

Шумит от ветра, если дует,

Краса России - ствол её. (Береза)        

У меня длинней иголки

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке. (Сосна)

Чей пух по городу летает?

Среди июля - снегопад.

Прохожие его ругают,

А это ветер виноват. (Тополь)

Две сестры летом зелены;

К осени одна краснеет,

Другая - чернеет.

(Красная и черная смородина)

Вот за огородами

Поднялась уродина.

Кто ее сорвать

Захочет -

Как ужаленный,

Отскочит. (Крапива)

Вот чудеса бывают, ребята:

Выросла в поле белая вата!

Вату колхозом всем собирали.

Срочно на фабрику вату послали.

Будут обновки у наших ребят:

Братишкам - штанишки,

Сестренке - халат. (Хлопок)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнечник)        

Где сбегают

Травы в яр,

Красовался

Белый шар.

Ветерок,

Смешной проказник,

Что-то шару

Прошушукал -

И с него взлетело

Сразу триста парашютов. (Одуванчик)

Сам страдалец,

Он не прочь

И чужой беде помочь.

Может верно послужить,

Если кто поранится:

Стоит листик приложить -

Ранка и затянется. (Подорожник)

Как это скучно -

Сто лет без движения

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила гибкие ветви с обрыва

Нежная, тихая, грустная (Ива)

4 конкурс  «В каких словах ивы плачут?»

ИВА_ (герой русских сказок)

_ИВА_ (предмет мебели)

_ _ИВА (звериная прическа)

_ _ИВА (синий фрукт)

_ _ _ИВА (туго натянутая бечева, струна)

ИВА_ _ (рыба семейства сельдевых)

_ _ _ _ ИВА (жгучее растение)

Физкультминутка "Жизненные формы растений"

Называются разные формы, а ребята выполняют определенные действия. Например:

---травы--- ученики приседают; (укроп, земляника, горох, одуванчик, георгин)

---кустарники---встают;(малина, шиповник, крыжовник, смородина)

---деревья---потягиваются вверх, руки подняты.(яблоня, черемуха, рябина, черешня, виноград)

5 конкурс называется " Изобрази животное".

А теперь даю картинку.

На картинке чудный зверь.

Вы его нам покажите,

Да все так изобразите,

Чтобы мы все удивились

И сквозь землю провалились.

И хоть мы его не знаем

На вас глядя, угадаем

Без слов, с помощью мимики и жестов вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное. 

(Участвуют по два представителя от каждой команды.)

А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю поиграть игру " Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". 

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки оторвать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

6 конкурс «Превращение»

Ведущий показывает записанные на листках слова. Ребята (по переменке из каждой команды) должны в них изменить одну букву так, чтобы получилось название дерева.

  1. Зуб (дуб)         
  2. Кадр (кедр)         
  3. Ольга (ольха)
  4. Лупа (липа)         
  5. Линия (лилия)         
  6. Машина (малина)
  7. Клин (клен)         
  8. Два (ива)         
  9. Кафтан (каштан)
  10. Слава (слива)         
  11. Осень (ясень)         
  12. Луч (лук)
  13. Лиман (лимон)         
  14. Плюс (плющ)         
  15. Соска (сосна)

Итоги

Сегодня мы с вами были участниками викторины "Живая природа". Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли.

Определение победителя. Награждение.

Надеюсь, что после викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который нас окружает и будете его оберегать.

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (тематическое планирование) Курса «Краеведение. 6 класс» Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»

Рабочая программа (тематическое планирование)Курса «Краеведение. 6 класс»Раздел «Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области»(34 часов в год, 1 часа в неделю).Предлагаемая м...

Урок по химии "Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме"

Урок по химии "Биологическая функция жиров, жиры в природе, превращение жиров в организме" может быть использован и на уроках биологии....

Длительная досуговая программа эколого-биологической направленности для учащихся 9-11 классов "Саммит природы"

Программа носит конкурсный характер и рассчитана на участие 4-6 команд и их руководителей....

Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Урок № 3, 4.Тема: Простейшие. Многообразие, среда обитания. Образ жизни и поведение. Биологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Задачи: познакомить учащихся с общей характеристикой...

Урок по ФГОС «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов».

Урок по ФГОС   «Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов»....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...