Конспект урока биологии в 5 классе
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Конспект урока биологии в 5 классе по теме: " Сообщество  живых организмов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 5 классе

Тема урока: Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе.

Цель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать с разнообразными информационными ресурсами.

Задачи урока:

  1. Образовательные: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать взаимосвязь между устройством и особенностями сообщества, обобщать, работать с разнообразными информационными ресурсами.
  3. Воспитывающие: формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • называть жизненные формы растений и иллюстрировать их примерами;
  • определять понятия по теме урока;
  • распознавать жизненные формы растений, виды-строители на таблицах, рисунках;
  • описывать особенности естественных и искусственных растительных сообществ;
  • сравнивать растения разных жизненных форм;
  • объяснять необходимость ухода за культурными растениями;
  1. Метапредметные
  • умение составлять алгоритм действий;
  • ставить перед собой учебную задачу;
  • прогнозировать результат;
  • выполнять задания по плану;
  • умение работать с различными источниками информации.
  1. Личностные:
  • культура общения и взаимодействия в учебной деятельности;
  • морально-волевые (упорство, целеустремленность) качества;
  • сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • оценивание себя;
  • желание получать новые знания.
  1. гармоничных отношений учащихся с природой.

Оборудование: электронное приложение к учебнику

Тип урока: комбинированный.

                                               Ход урока:

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний

-Ребята, давайте вспомним, какие места обитания живых организмов вам известны?

-Какое значение имеет свет в жизни наземных растений и животных?

-Как приспособлены организмы к жизни в различных средах?

Перед вами на столе лежит растение. Как вы думаете, почему оно завяло? (Растение изъяли из обычной среды обитания: оставили без почвы и воды)

Составь рассказ о приспособленности живого организма к своей среде обитания (самостоятельная работа)

  1.  Постановка целей урока

 Могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды? (ответы обучающихся)

Обучающиеся, с помощью учителя формулируют тему и цель урока.

-Ребята, а чтобы достичь цель урока, что нам необходимо сделать? (наметить план урока)

-Какие факторы природы влияют на растения?

-Основные группы экологических факторов?

- Какие факторы выходят на первое место по уровню влияния на растения?

Таким образом давайте сделаем вывод…

Совокупность видов растений, животных, грибов бактерий, приспособленных к совместному существованию на одной территории составляют природное сообщество. (запись в рабочий лист)

- Какое влияние оказывают животные на растения? (параграф 10, пункт 1)

- Какое влияние оказывают микроорганизмы и грибы на растения?

Т.е. в пределах одного сообщества различают сообщество растения, животных, грибов и бактерий.

-Сформулируйте определение растительного сообщества?(параграф 10, пункт 2)

Растительное сообщество-совокупность растений разных видов, которые живут совместно, оказывают влияние друг на друга и на среду обитания.

                          Растительные сообщества

Естественные                                   Искусственные

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Используя, параграф 10, пункт 2 сформулируйте понятие «жизненные формы растений», и приведите их примеры.

Жизненные формы растений-это растения со сходным внешним видом надземных и подземных частей.

-А как вы думаете, что такое видовой состав?

Видовой состав-набор видов, характерных для сообщества.

В любом растительном сообществе есть виды-строители. Что это за виды? Найдите в учебнике.

Чем отличаются естественные сообщества от искусственных? (параграф 10)

  1. Изучение нового материала
  2. Первичное закрепление знаний

Проверь себя:

1.Природное сообщество составляют виды:

А. только растения Б. растения и животные В. только животные Г. растения, грибы, бактерии, животные

2. Укажите, какое растение является видом-строителем для изображенного растительного сообщества

А. сосна-обыкновенная Б. дуб черешчатый В. ель обыкновенная

Г. береза-бородавчатая

3. Какое сообшество является искусственным?

А. луг Б. сад В.степь Г. болото

4. Выберите естественное видовое сообщество

А. парк Б. огород В. болото Г. оранжеерея

  1. Домашнее задание: § 10, читать.

Творческое задание:  «Докажите, что огород- искусственное природное сообщество»

  1. Рефлексия

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...