Открыты й урок по биологии интегрированный
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Прашутина Лидия Георгиевна

Цель урока: систематизировать знания о питательных веществах, поступающих в наш организм с пищей.

Задачи урока:

  • Образовательные: продолжить развитие понятия об обмене веществ, начатое при изучении клетки; раскрыть особенности пищи, её значение, химический состав; разъяснить понятия «пищевые продукты и питательные вещества», «пищеварение»; показать роль питательных веществ в организме.
  • Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни;формировать навыки адаптации к условиям постоянно изменяющейся жизни с помощью приобретенных знаний, умений и навыков; формировать научное мировоззрение учащихся на примере интеграции естественных наук; продолжить развитие навыков ведения здорового образа жизни на основе знакомства с пищевой ценностью органических и неорганических веществ; прививать навыки коммуникативного общения, рефлексии, создать условия для повышения уровня мотивации к учению.
  • Развивающие: развивать умение на основе наблюдений хода эксперимента делать выводы и умозаключения; умение самостоятельно проводить лабораторные опыты; интерпретировать информацию, полученную из инструктивной карточки;развивать мышления через формирование причинно-следственных связей между строением, свойствами и биологической функцией, развивать познавательные способности ( памяти, воображения) через знакомство с понятиями «пищевые продукты и питательные вещества»;развивать грамотную устную речь, самостоятельность мышления; развивать умения классифицировать, обобщать, составлять схемы, таблицы, формулировать выводы по изученному материалу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок биологии и химии

по теме «Пищевые продукты и питательные вещества»

8 класс

Цель урока: систематизировать знания о питательных веществах, поступающих в наш организм с пищей.

Задачи урока:

  • Образовательные: продолжить развитие понятия об обмене веществ, начатое при изучении клетки; раскрыть особенности пищи, её значение, химический состав; разъяснить понятия «пищевые продукты и питательные вещества», «пищеварение»; показать роль питательных веществ в организме.
  • Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к здоровому образу жизни;формировать навыки адаптации к условиям постоянно изменяющейся жизни с помощью приобретенных знаний, умений и навыков; формировать научное мировоззрение учащихся на примере интеграции естественных наук; продолжить развитие навыков ведения здорового образа жизни на основе знакомства с пищевой ценностью органических и неорганических веществ; прививать навыки коммуникативного общения, рефлексии, создать условия для повышения уровня мотивации к учению.
  • Развивающие: развивать умение на основе наблюдений хода эксперимента делать выводы и умозаключения; умение самостоятельно проводить лабораторные опыты; интерпретировать информацию, полученную из инструктивной карточки;развивать мышления через формирование причинно-следственных связей между строением, свойствами и биологической функцией, развивать познавательные способности ( памяти, воображения) через знакомство с понятиями «пищевые продукты и питательные вещества»;развивать грамотную устную речь, самостоятельность мышления; развивать умения классифицировать, обобщать, составлять схемы, таблицы, формулировать выводы по изученному материалу.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование и материалы:  инструктивные карточки к проведению опытов и с опорными знаниями, вода, раствор йода, творог, сыр, лук, сырой и варёный картофель, хлеб пшеничный, лабораторная посуда (химические стаканы, спиртовки, пробирки,  ступки, пробиркодержатели, ложечки для насыпания веществ), спички, салфетки.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в  группах.

Ход урока

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас открытое занятие. У нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами. Не стесняйтесь высказывать свои суждения, отстаивайте их. Я надеюсь, что у нас все получится.

Какой ребята праздник у нас идет? (Белый месяц. Сагаалган) Я всех поздравляю вас желаю успехов в учебе и здоровья, а гостям  Пусть в ваших домах будет достаток, уют, доброта и понимание.

 Работать будем в группах. Каждая группа имеет свое название: 1- «Вегетарианцы», 2- «Мясоеды», 4- «Сладкоежки». Все ваши ответы будут оцениваться в маршрутном листе, где к концу урока вы подведете итог и поставите себе оценку

1.Организационный момент Сегодня мы проводим необычный урок. Особенность урока заключается в том, что это интегрированный  урок биологии и химии, Знания из одной предметной области «Химия» необходимо применить в другом предмете «Биология».

2. Подведение к теме урока. Актуализация знаний.

Каждой группе выдаётся конверт с набором слов (сердце, капилляры, вены, артерии, нервы, головной и спинной мозг,  желудок, пищевод, кишечник, печень).

Учитель биологии: Чтобы узнать, о чём будет наш урок, выполним задание. Задание каждой группе: разделите всё содержимое на 3 группы. Время – 1 минута.

        - По какому принципу вы распределили эти слова? (1-органы кровеносной системы (сердце, капилляры, вены, артерии); 2 - органы нервной системы (нервы, головной мозг, спинной мозг); 3 – органы пищеварительной системы (желудок, пищевод, кишечник, печень). Проверим выполнение задания. Слайд №1

- Какие системы органов вы уже изучили? (кровеносная и нервная)

- Какую систему органов мы начинаем изучать сегодня? (пищеварительная)

Запись в тетрадь – Пищеварительная система. Слайд №2

Откуда человек берёт необходимую ему энергию? Что является источником энергии?

Источником энергии является пища.)Чтобы жить – человек должен питаться. Слайд №3Питание – необходимое условие для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма.

Слайд №4(пищевые продукты)

-  Что изображено на слайде? (пищевые продукты – пища растительного и животного происхождения)

 - Из чего состоят пищевые продукты? (из питательных веществ)

 -  Используя ключевые слова (пищевые продукты и питательные вещества), сформулируйте тему урока – Пищевые продукты и питательные вещества (запись в тетрадь).Слайд №5 (тема урока)

-  Пищевые продукты и питательные вещества –  это одно и тоже понятие или нет? Давайте выясним:

- Что такое питательные вещества? (Питательные вещества – это вещества, входящие в состав пищи) Слайд №6 ( Запись в тетрадь)

- Как вы думаете О чём мы будем говорить на уроке?) ( цель урока систематизировать знания о питательных веществах, поступающих в наш организм с пищей.)

3.Изучение нового материала

. Сейчас мы проведём небольшое исследование, чтобы определить, какие питательные вещества входят в состав пищевых продуктов. На ваших столах находится оборудование и пищевые продукты..

— А давайте посмотрим на то, что находится у вас на столах в подносах.

-Но перед тем, как вы приступите к выполнению лабораторной работы, необходимо вспомнить технику безопасности при работе со стеклянной посудой, химическими реактивами.

- Сейчас я вам раздам инструктивные карточки по выполнению лабораторной работы.

  Я вам даю ровно минуту для прочтения текста карточек.

А я подготовила эти карточки для упрощения вашей деятельности. Здесь  есть опорные знания, которые вам пригодятся для анализа результатов, а так же цели  и порядок хода эксперимента.

Инструктивная карточкаХимический состав пищи

Опыт 1. Обнаружение воды

Поместите в пробирку небольшие кусочки растительной пищи (лук), нагрейте содержимое на спиртовке.

_ Что наблюдаете? (на стенках пробирки появляется вода)

- Сделайте вывод. (В состав пищи входит вода)

Сейчас идет праздник Белого месяца в этот праздник очень много разных национальных блюд на столе В какое национальное блюдо добавляют лук? (буузы, бухлер, кровянная колбаса)

Опыт 2. Обнаружение минеральных солей

Продолжайте нагревание содержимого пробирки до тех пор, пока не появится дым и содержимое пробирки не начнёт темнеть.

- Что наблюдаете?

- Сделайте вывод. ( Появление дыма – сгорание органических веществ; содержимое пробирки потемнело – образуется зола, состоящая из минеральных веществ)

Опыт 3.Обнаружение белка. Чтобы сделать  следующий опыт мы посмотрим с вами видеоопыт.

- Что наблюдаете? (Если в продукте есть белки, то смесь из бледно-голубой становится бледно-фиолетовой).

- Сделайте вывод. (В состав пищи входит белок)

Опыт 4. Обнаружение углеводов

Для следующего опыта ответьте на такой вопрос какую белу пищу готовят на праздник(Творог, пенка, сметана, масло и т.д.) сейчас мы проделаем опыт с творогом

Поместите в пробирку небольшое количество творога, добавьте 1 каплю йода, размешайте содержимое стеклянной палочкой Что наблюдаете? (сли продукт посинел, значит в его составе присутствует крахмал. Вы приобрели качественный творог, если в результате добавления йода он не поменял своего цвета. Продукт без крахмала в месте соприкосновения с йодом должен только окраситься в светло-желтый цвет.)

Также еще один опыт на обнаружения углеводов в картофеле добавьте 1 каплю йода на срез картофеля. Вторым кусочком разотрите.

- Что наблюдаете? (клубень картофеля посинел)

- Сделайте вывод (В состав пищи входит крахмал – углевод)

Опыт 5. Обнаружение жира.

Просмотрим видеоопыт

- Что наблюдаете? (на бумаге образуется масляное пятно)

- Сделайте вывод (В состав пищи входят жиры)

Ребята ,не забываем проставлять в маршрутные листы балы за правильное выполнение и правильные сделанные выводы по опытам

 Давайте повторим В ходе исследования мы узнали что  «Химический состав пищи» Слайд №7(запись в тетрадь)

Химический состав пищи

 неорганические вещества                                органические вещества

вода                   минеральные соли             белки     углеводы   жиры  

Сейчас вы поработаете в группа вашему вниманию будут приставленныВопросы, на которые вы должны ответить:

1 вопрос:

-  Кому требуется большее количество белков – подросткам или взрослому человеку? Ответ пояснить. (подростку, т.к. белки – это строительный материал, а у подростка происходит активный рост клеток)

Углеводы

Комментарий учителя:

2 вопрос- Какой из продуктов целесообразнее давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил -   немного сливочного масла, кусочек сахара, кусок мяса, немного минеральной воды? Ответ пояснить.(кусочек сахара, Углеводы – всё сладкое и мучное!)

3 вопрос - В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако полным людям не рекомендуется употреблять много углеводов. Почему? (избыток углеводов превращается в жиры, которые откладываются под кожей, в сальнике на животе, увеличивая массу тела)

4 вопрос всем. Почему продукты питания, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

Почему пища должна перевариваться? Почему она не может сразу усваиваться организмом?Слайд № 9Выслушиваем ответы детей.

Да, действительно, белки, жиры и углеводы, содержащиеся в пище, не могут сразу усваиваться организмом, т. к. это крупные сложные молекулы, нерастворимые в воде. Вначале они должны превратиться в более простые химические соединения, которые поступают в кровь и клетки.  А уже в клетках образуются свойственные человеку органические вещества.  Учебник Рисунок на стр.172

-  Что такое пищеварение?  Подумайте.Слайд №10Сверяем с учебником определение пищеварения (стр.173)

Пищеварение – процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества. (запись в тетрадь)

А сейчас ребята мы  отдохнем и поиграем

Учитель проводит физминутку «Съедобные и несъедобные»

-  Давайте выясним, из каких этапов состоит процесс пищеварения. Итак, пища попала в ротовую полость? Что с ней происходит? (пережёвывание, измельчение, смачивание слюной – пищ. соками) Это I этап пищеварения - механическая обработка пищи. Слайд №16

II этап пищеварения – химическая обработка пищи – расщепление сложных органических веществ на более простые вещества под действием ферментов.

- Что такое ферменты?Найдите в учебнике определение ферментов на стр. 173. Ферменты – вещества белкового происхождения, которые ускоряют химические реакции.  Для каждой химической реакции в организме человека вырабатываются определенные ферменты. Слайд № 17.

 Задание из ОГЭ

1)Какой орган пищеварения на рисунке обозначен буквой А?

 https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=8037

1) пищевод

2) желудок

3) тонкая кишка

4) толстая кишка

2)Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим источником кальция?

 

1) сыр

2) макароны

3) рис

4) красное мясо

Пояснение.

Кальций является важным питательным элементом для человека, который необходим для построения и укрепления костей и зубов. Также кальций регулирует мышечные сокращения, нервную систему и секрецию гормонов, играет важную роль в процессах свертывания крови и помогает регулировать кровяное давление. Наш организм не способен вырабатывать кальций самостоятельно, поэтому для поддержания достаточного уровня кальция, мы должны получать его из различных продовольственных источников кальция.

Молоко, йогурт и сыр являются хорошим источником кальция. Рыбные консервы, содержащие мягкие кости, являются лучшим мясным вариантом потребления кальция. Зеленые овощи, в особенности темно-зеленые листовые, содержат удивительно большое количество кальция. Петрушка (245 мг), листовая капуста (210 мг), шпинат (106), листья одуванчика (103), листья горчицы (61), зелень репы являются прекрасными источниками кальция, многие орехи, соя.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

4. Закрепление Слайд № 23.

Учитель биологии: Перед вами 8 утверждений. Найти верные высказывания.

  1. Питательные вещества – это вещества, входящие в состав пищи.
  2. Ферменты – это вещества углеводного происхождения, ускоряющие хим. реакции в организме.
  3. К неорганическим питательным веществам относят воду,минеральные соли, жиры.
  4. С помощью йода можно определить наличие крахмала в пище.
  5. Белки являются основным источником энергии.
  6. Основная роль воды заключается в том, что вода - хороший растворитель.
  7. К органам пищеварительной системы относят желудок, печень, кишечник, почки, пищевод.
  8. К продуктам, содержащих большое количество углеводов, относят сахар, картофель, мясо, хлеб.

- Взаимопроверка.Слайд № 24 Правильные ответы – 1, 4, 6

  • Оцените поставьте в маршрутном листе  количество набранных баллов

Давайте подведем итоги подсчитайте количество набранных баллов в маршрутном листе.

5. Рефлексия. Ребята, кому было интересно на уроке. Возьмите картинку с блюдами, которые употребляют на праздник Сагаалган и прикрепите на наш праздничный стол. Кому было скучно, неинтересно, выберите тот продукт, который не всегда полезен для нашего организма. (и прикрепите его на ведро)

  • А я благодарю вас за работу на уроке и хочу угостить вас конфетами. Почему? (сладости – источник глюкозы, а значит, энергии для организма, и в частности для головного мозга;)

Желаю, чтобы всегда были здоровы. Следите за своим питанием. Всем спасибо.

6. Домашнее задание: стр.171-173 (прочитать, ответить на вопросы на стр. 173)Слайд № 26

Стр. 174. Подумайте. Какие вещества, находящиеся в пище, не нуждаются в пищеварительной обработке?

Спасибо за урок! Слайд № 28

Пищевые продукты и питательные вещества

Белки содержатся в большинстве продуктов питания. Полноценная пища обязательно должна включать белки животного и растительного происхождения. В сутки человеку необходимо 100-120 г. белковых веществ. Главная функция белков – строительная, т.е. из белков строятся все клетки нашего организма. Гораздо реже белки используются как источник энергии: при распаде 1г. белков выделяется 17,6 кДж энергии.

Жиры также необходимы нашему организму. В сутки человеку достаточно 80-100 г. жира. Жиры служат запасным источником энергии для организма человека. Распад 1г. жира приводит к высвобождению 38,9 кДж энергии. Избыток жира откладывается в подкожно жировой клетчатке. Также жиры выполняют строительную функцию - из жиров строится мембрана клеток.

В пище человека чаще всего встречаются углеводы: крахмал и сахар. В сутки человеку требуется 400 г. углеводов. Избыток углеводов откладывается в печени и мышцах в виде гликогена (углевода животного происхождения). Важно помнить: чрезмерное употребление углеводов приводит к отложению в организме жира. Углеводы являются основным источником энергии. При распаде 1г. углеводов выделяется 17,6 кДж энергии. Глюкоза особенно необходима для нормальной работы мозга. Помимо энергетической, углеводы выполняют также другие функции, например, строительную (углеводы входят в состав клеточной оболочки растений).

Человек в сутки потребляет около 2-2,5 л. воды (10-12 стаканов). Она попадает в наш организм в виде напитков, с пищей. Водой богаты фрукты, овощи, молоко. Вода, как растворитель, необходима организму в качестве среды, в которой протекают все химические реакции. Она нужна для поддержания постоянной температуры тела.

Минеральные соли поступают с пищей и водой. Все натуральные продукты (фрукты, овощи, мясо, хлеб, яйца, крупы) содержат минеральные соли. Из различных минеральных солей чаще всего в пищу добавляют поваренную соль. Её суточное потребление должно составлять около 10 г. Минеральные соли обеспечивают прочность костей и зубов, входят в состав крови, желудочного сока.

Содержание органических веществ в пищевых продуктах

Пищевые продукты

Кол-во граммов в 100 г. пищевых продуктов

белки

жиры

углеводы

Хлеб

5,7

0,4

56,0

Манная крупа

9,5

0,7

70,0

Гречневая крупа

8,0

1,5

64,4

Картофель

1,3

0,1

18,5

Морковь

0,7

0,2

7,4

Помидоры свежие

0,7

0,2

3,0

Яблоки свежие

0,2

-

10,9

Масло растительное

-

97,8

-

Сахар (песок)

-

-

98,2

Говядина средней жирности

19,0

8,0

-

Свинина нежирная

14,5

10,6

-

Сало

0,5

89,0

-

Рыба свежая

8,6

1,2

-

Сыр

24,9

14,7

2,3

Творог нежирный

16,8

0,4

0,9

Масло сливочное

0,5

79,3

0,4

Молоко коровье цельное

3,1

3,4

4,9

Печень

16,7

3,7

2,7

Инструктивная карточка  Химический состав пищи

Опыт 1. Обнаружение воды

Поместите в пробирку небольшие кусочки растительной пищи (листья  капусты), нагрейте содержимое на спиртовке.

- Что наблюдаете?

- Сделайте вывод.

Опыт 2. Обнаружение минеральных солей

Продолжайте нагревание содержимого пробирки до тех пор, пока не появится дым и содержимое пробирки не начнёт темнеть.

- Что наблюдаете?

- Сделайте вывод.

Опыт 3.Обнаружение белка.

Поместите в пробирку небольшое количество творога, добавьте 1 мл. воды, размешайте содержимое стеклянной палочкой. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II) и 1 мл раствора щёлочи натрия.
- Что наблюдаете?

- Сделайте вывод.

Опыт 4. Обнаружение углеводов

Добавьте 1 каплю йода  на срез клубня картофеля, вторым кусочком картофеля разотрите.

- Что наблюдаете?

- Сделайте вывод

Опыт 5. Обнаружение жира.

Поместите на лист бумаги семена подсолнечника и раздавите их ступкой.

- Что наблюдаете?

- Сделайте вывод

сердце      капилляры    

вены      артерии

нервы спинной мозг  

желудок пищевод

кишечник печень

головной мозг

Опыт 1. Обнаружение воды

Поместите в пробирку небольшие кусочки растительной пищи (лук), нагрейте содержимое на спиртовке.

_ Что наблюдаете? (на стенках пробирки появляется вода)

- Сделайте вывод. (В состав пищи входит вода)

Сейчас идет праздник Белого месяца в этот праздник очень много разных национальных блюд на столе В какое национальное блюдо добавляют лук? (буузы, бухлер, кровянная колбаса)

Опыт 2. Обнаружение минеральных солей

Продолжайте нагревание содержимого пробирки до тех пор, пока не появится дым и содержимое пробирки не начнёт темнеть.

- Что наблюдаете?

- Сделайте вывод. ( Появление дыма – сгорание органических веществ; содержимое пробирки потемнело – образуется зола, состоящая из минеральных веществ)

Опыт 3.Обнаружение белка. Чтобы сделать  следующий опыт мы посмотрим с вами видеоопыт.

- Что наблюдаете? (Если в продукте есть белки, то смесь из бледно-голубой становится бледно-фиолетовой).

- Сделайте вывод. (В состав пищи входит белок)

Опыт 4. Обнаружение углеводов

Для следующего опыта ответьте на такой вопрос какую белу пищу готовят на праздник(Творог, пенка, сметана, масло и т.д.) сейчас мы проделаем опыт с творогом

Поместите в пробирку небольшое количество творога, добавьте 1 каплю йода, размешайте содержимое стеклянной палочкой Что наблюдаете? (сли продукт посинел, значит в его составе присутствует крахмал. Вы приобрели качественный творог, если в результате добавления йода он не поменял своего цвета. Продукт без крахмала в месте соприкосновения с йодом должен только окраситься в светло-желтый цвет.)

Также еще один опыт на обнаружения углеводов в картофеле добавьте 1 каплю йода на срез картофеля. Вторым кусочком разотрите.

- Что наблюдаете? (клубень картофеля посинел)

- Сделайте вывод (В состав пищи входит крахмал – углевод)

Опыт 5. Обнаружение жира.

Просмотрим видеоопыт

- Что наблюдаете? (на бумаге образуется масляное пятно)

- Сделайте вывод (В состав пищи входят жиры)

Ребята ,не забываем проставлять в маршрутные листы балы за правильное выполнение и правильные сделанные выводы по опытам

1 вопрос:

-  Кому требуется большее количество белков – подросткам или взрослому человеку? Ответ пояснить.

2 вопрос- Какой из продуктов целесообразнее давать уставшему марафонцу на дистанции для поддержания сил -   немного сливочного масла, кусочек сахара, кусок мяса, немного минеральной воды? Ответ пояснить.

3 вопрос - В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако полным людям не рекомендуется употреблять много углеводов. Почему?

Задание из ОГЭ

1)Какой орган пищеварения на рисунке обозначен буквой А?

 https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=8037

1) пищевод

2) желудок

3) тонкая кишка

4) толстая кишка

2)Кальций очень важен для прочности костей. Что из перечисленного является хорошим источником кальция?

 

1) сыр

2) макароны

3) рис

4) красное мясо

Перед вами 8 утверждений. Найти верные высказывания.

  1. Питательные вещества – это вещества, входящие в состав пищи.
  2. Ферменты – это вещества углеводного происхождения, ускоряющие хим. реакции в организме.
  3. К неорганическим питательным веществам относят воду, минеральные соли, жиры.
  4. С помощью йода можно определить наличие крахмала в пище.
  5. Белки являются основным источником энергии.
  6. Основная роль воды заключается в том, что вода - хороший растворитель.
  7. К органам пищеварительной системы относят желудок, печень, кишечник, почки, пищевод.
  8. К продуктам, содержащих большое количество углеводов, относят сахар, картофель, мясо, хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного урока по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Интегрированный урок по биологии и химии в 8 классе "Элементы жизни" проведен в месячник естественно - математического цикла. Данный урок содержит обширный материал о жизненно важных химических элемен...

Открытый интегрированный урок по биологии и химии "Элементы жизни" 8 класс.

Открытый интегрированный  урок по биологии и химии "Элементы жизни" в 8 классе был проведен в месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

"Решение задач в Excel" Открытый интегрированный урок информатики, биологии, экологии в 9 классе.

"Решение задач в Excel"Открытый интегрированный урок информатики,биологии, экологиив 9 классе.Цель: Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц Excel  в решении нестандартных зад...

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс

Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...

План - конспект открытого интегрированного урока по биологии на тему "Выбор есть всегда"

Открытый урок был проведен в рамках республиканского семинара "Опыт реализации интеригованного подхода в обучении и воспитании детей - сирот в условиях Волжской школы - интерната"....

Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "История открытия фотосинтеза"

В данной работе рассказывается истории людей, в свое время были близки к открытию научного понятия процесса фотосинтеза, его значения в природе, и каждый из них внес свой вклад в открытие этого уникал...

Открытый интегрированный урок по биологии и технологии "Вкусно есть полезно"

конспект открытого урока, проведенного в рамках недели учителей естественнонаучного цикла...