ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по биологии (9 класс)

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Введение

Основной государственный экзамен (ОГЭ) по биологии входит в перечень экзаменов по выбору. В  2018 году, в Санкт-Петербурге 9660 человек, из перечня школьных предметов выбрало биологию. К сожалению, не в каждой школе количество сдающих экзамен превышает 15 человек и, соответственно, не каждому учителю выделяются часы для подготовки экзамену. Кроме того, типовые задания ОГЭ не всегда оказываются оптимальными для контроля знаний, умений и навыков, а при сравнительно небольшом проценте выбравших экзамен их рассмотрение на уроках биологии не является рациональным. Постоянное  использование вопросов из «банка ФИПИ» на уроках биологии в девятом классе, не может удовлетворить потребность в подготовке. Так как количество заданий из общей биологии в контрольно-измерительных материалах за редким исключением превышает отметку в 10%, а большая часть вопросов экзамена касается курса ботаники(6 класс), зоологии (7класс) и анатомии (8класс) .

В связи с этим, была поставлена цель: разработка технологии подготовки к ОГЭ, реагирующая на разрешение существующих противоречий, ключевой идеей которой является вынесение теоретической части подготовки за рамки урока. Тем самым, учитель сможет меньше зависеть от выделяемого школой времени (в ряде случаев и посещения занятий учащимися), а общая эффективность подготовки растет за счет возможности многократного самостоятельного изучения теории, в том числе и накануне экзамена.

Задачи:

  1. Изучение открытого ресурса, который отвечал бы современным требованиям образования и привлекал внимание школьников;
  2. Определение последовательности шагов в технологии, включающей разнообразные формы учебной деятельности учащихся, направленных на достижение цели;
  3. Разработка критериев эффективности применения и средств контроля успешности проекта.

Целевая аудитория – учащиеся 9х классов школы, выбравших биологию в качестве предмета по выбору.

Содержание

Для достижения цели при педагогическом моделировании были отобраны следующие ключевые идеи:

  1. Вынесение теоретической части подготовки к ГИА за рамки консультационных часов и уроков;
  2. Внесение в учебный процесс привычной для школьников мультимедиа среды;
  3. Использование индивидуальной и групповой формы обучения для актуализации субъектной позиции учащихся;
  4. Акцент на формирование УУД.

В следствии первых двух идей был просмотрен и проанализирован видеокурс с подробным объяснением заданий экзамена, опубликованный в открытом доступе по гиперссылке (https://www.youtube.com/channel/UC04hBzshmrsAdcnZqw4necA ). Подобный способ подачи теоретической части экзамена имеет ряд преимуществ, среди которых меньшая зависимость от посещений занятий, возможность перемотки и повторного просмотра объяснений учителя, повсеместный доступ с различных устройств и упор на улучшенное восприятие подростками за счет привычной мультимедиа среды. Помимо этого, рассматривая процесс обучения,         по результатам ФГОС, за счет большей самостоятельности учащихся формируется ряд познавательных, регулятивных и личностных УУД. Другими словами, школьники самостоятельно готовятся по записанным ранее видео, а учитель, в свою очередь, играет роль тьютора, что подчеркивает субъектный подход и актуальность при внедрении ФГОС второго поколения.

Очная подготовка происходит во время консультационных часов, которые представляют из себя занятия с поочередным решением заданий ОГЭ и взаимообучением в мини-группах. Тем самым, в образовательный процесс добавляется соревновательный элемент, а учащиеся чувствуют ответственность перед своими товарищами.

Рабочий план

Этап

Результат

Сроки

Изобретение

Выделение существующей проблемы и поиск возможных путей ее решения. Формирование ключевых идей проекта. Создание плана

1.08.18-7.08.18

Моделирование

Технология. УМК.

8.08.18-15.09.18

Педагогический эксперимент

Применение технологии на консультационных часах по подготовке к экзамену

2.10.18-28.05.19

Состав участников проекта

Автор проекта:

  • Царева А.А., учитель биологии ГБОУ СОШ № 51.

Целевые группы:

  • Учащиеся девятых классов ГБОУ СОШ № 51, выбравшие биологию в качестве экзамена по выбору;
  • Родители учеников;
  • Пассивные слушатели видеокурса на платформе «YouTube».

Оценка эффективности

Критерии оценивания:

  • Динамика результатов учеников;
  • Успешность сдачи ГИА (в т.ч. пробных);
  • Позитивное восприятие процесса подготовки учащимися, родителями, коллегами;

Средства:

  • Процедура тестирования;
  • Наблюдения учителя;
  • Анализ отзывов.

Дальнейшее развитие: применение на уроках биологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов дистанционного обучения в работе вечерней школы

Применение элементов дистанционного обучения для учащихся вечерней школы было продиктовано несколькими причинами. Сама специфика работы вечерней (сменной) школы подразумевает проведение консультаций, ...

Использование элементов дистанционного обучения для работы с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем

Материал статьи в какой-то степени поможет педагогам в применении элементов дистанционного обучения для работы с  учащимися с ОВЗ....

Презентация урока по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" (с использованием элементов дистанционного обучения)

Ученики самостоятельно с помощью презентации самостоятельно (дистанционно) могут познакомиться с историей создания романа Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго", а также с вариантами его названия, особенностя...

Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...

Статья "Изучение химии в основной школе с использованием элементов дистанционного обучения".

В работе изложены теоретические основы использования дистанционного обучения при изучении химии в школе на примере темы "Кислоты". Даны методические рекомендации по реализации дистанционного обучения....

Проект "Использование элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предмету "Технология"

Муниципальный общеобразовательный форум – 2018Конкурс авторских проектов педагогов начального и общего образования...