Проект "Использование элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предмету "Технология"
проект на тему

Багаева Татьяна Борисовна

Муниципальный общеобразовательный форум – 2018

Конкурс авторских проектов педагогов начального и общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bagaeva.docx53.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный общеобразовательный форум – 2018

Конкурс авторских проектов педагогов начального и общего образования

Использование элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предмету «Технология»

Автор проекта:

Багаева Татьяна Борисовна

Российская Федерация

Забайкальский край, г. Борзя

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Средняя общеобразовательная школа № 41

2018 год

Карта авторского инновационного проекта

1. Название проекта:  «Использование элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности  по предмету «Технология»

2. Автор проекта:  Багаева Татьяна Борисовна,  учитель технологии

3. Образовательная организация:  Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа  № 41 г. Борзи

4. Контактный тел., E-mail:  

5. Аннотация проекта:

В данном проекте рассматривается один из аспектов применения информационных технологий в образовательном процессе – а именно дистанционные обучающие технологии во внеурочной деятельности по предмету «Технология».

Цель – Использование дистанционных технологий как  средства  для  повышения мотивации,  развития познавательных способностей и творческого потенциала обучающихся.

В применении элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности я выделила следующие положительные стороны:

•повышение эффективности и качества учебной  и внеурочной деятельности;

•активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций;

•формирование  УУД в области  ИКТ технологий;

•формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

•развитие способности свободного культурного общения школьников с учителем и между собой с использованием современных дистанционных технологий обучения.

Таким образом: значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как условий жизни в современном открытом мире.

6. Целевая аудитория проекта:

Ученики:

  • школьники, желающие приобрести новые знания, увлеченные учебным предметом;
  • одаренные дети, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах.

Администрация:

  • укрепление материально-технической базы

Координатор проекта (автор проекта):

  • занимается разработкой рабочей программы факультатива;
  • организует разработку проекта и внесение в него необходимых изменений;
  • организует мероприятия очередного этапа и механизма реализации проекта;
  • координирует деятельность участников проектных мероприятий;
  • осуществляет текущее управление проектом;
  • готовит отчет о реализации каждого этапа проекта.

7. Обоснование актуальности проекта:

Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. ХХI век называют веком IT-технологий. Чтобы идти в ногу со временем нужно приобрести навыки использования компьютерных технологий в различных сферах жизни.  

 C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации  и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе информационно – коммуникационные технологии и соответственно научить своих обучающихся их эффективному и разумному использованию.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть  компетенции, определяющие современное качество образования.[1]

Способом решения этих проблем может стать система дистанционного обучения, которая  не подменяет, а дополняет традиционную  систему образования. Дистанционное обучение дисциплинирует, так как присутствует обязательность (выполнение всех заданий в оговоренные сроки), тщательность и добросовестность при приобретении образования по интересующим детей направлениям.

Конечно же, ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Но возможности, которые дают IT-технологии при включении их в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной  деятельности, огромны.

Следует отметить, что дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса открывает новые возможности не только для учебного, но и для воспитательного процесса, особенно сегодня, когда выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования в России.

Дистанционное обучение во внеурочной деятельности значительно расширяет рамки школьных учебников,  повышает заинтересованность учащихся в глубоком изучении программного материала,   содействует интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности. Система дистанционного обучения,  основанная на принципах открытости и доступности, позволяет привлечь к совместной деятельности педагогов и учащихся  находящиеся на значительном расстоянии друг от друга посредством телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. 

8. Цель и задачи проекта:

 

Цель проекта:

Использование дистанционных технологий как  средства  для  повышения мотивации,  развития познавательных способностей и творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

1.Расширение  образовательного пространства.

2.Формирование у учащихся познавательной самостоятельности и активности.

3. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 4.Формирование информационной грамотности учащихся.

9. Содержание и технологическое обеспечение проекта:

Что же такое дистанционное обучение?

Существует несколько определений данного понятия, одно из них:

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и  между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала). [3]

 Технологии дистанционного обучения можно разделить на три большие категории:

1. Интерактивное телевидение.

2. Компьютерные телекоммуникационные сети.

3. Кейс-технология.

 Самый распространенный  и не дорогой способ дистанционного обучения - компьютерные телекоммуникационные сети. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий, с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций) -  электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:

· Чат - занятия -- учебные занятия, осуществляемые с использованием чат -технологий. Чат - занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

· Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

· Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Учебная деятельность школьников в дистанционном обучении, может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов - видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения.  [4]

Использование элементов технологии дистанционного обучения во внеурочной деятельности учащихся по предмету «Технология»

Дистанционные технологии позволяют расширить и разнообразить не только урочную, но и внеурочную деятельность учащихся. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая позволяет углубить  предметные знания, развить интересы, склонности и способности учащихся.

Во внеурочной деятельности по предмету «Технология»  я выделила несколько направлений:

1. Факультатив «Юный дизайнер» с элементами дистанционного обучения (приложение 1).

«Юный дизайнер» посещают учащиеся 5-7 классов. На занятиях используется сочетание традиционных методов обучения с  технологией дистанционного обучения.

Форма дистанционного обучения - Веб-занятия  (дистанционные мастер-классы и интернет - мастерские),  проводимые с помощью  образовательной сети «Непрерывная подготовка учителя технологии»  

Образовательный портал - http://tehnologiya.ucoz.ru.

На образовательном портале в течение года проводится обучение  в форме  интернет-мастерских по различным направлениям   декоративно-прикладного искусства. Преподавателями занятий выступают учителя,  объединенные в образовательную сеть со всех уголков РФ.  

 Учащиеся факультатива «Юный дизайнер»   с большим желанием  участвуют во Всероссийских зимних интернет-мастерских «Новогодняя сказка», которые проводятся с ноября по январь, и летних интернет-мастерских «Сказка рукотворчества» - с июня по октябрь. Во время обучения,  ученики получают не только практические навыки в изучении  различных видов  декоративно-прикладного искусства, но и знакомятся с новыми видами ИКТ (работа с электронной почтой, образовательной сетью, участием в форумах и т.д.). (приложение 2)

2.Участие в дистанционных  творческих конкурсах  краевого и всероссийского уровня.

Школьники могут принимать участие в конкурсах и оценивать свои силы и возможности, не только на районном, но и краевом, всероссийском, международном  уровне; использовать полученные знания на уроке.

Актуальность использования дистанционных конкурсов,  заключается в том, что  нет необходимости выполнять работу сейчас же (есть время получить новые знания и применить их при решении заданий конкурса), он может приступить к выполнению заданий в любое удобное для него время за домашним компьютером, имеющем выход в Интернет. То есть протяженный во времени дистанционный конкурс предоставляет участнику «добыть» информацию, обдумать решение и отправить выполненное задание, самостоятельно изучив какой-то вопрос. Если конкурс предполагает помощь взрослых (например, семейный конкурс), то это даёт возможность сплочения членов семьи при поиске ответов на поставленные вопросы.

 На платформе образовательного портала «Непрерывная подготовка учителя технологии»   http://tehnologiya.ucoz.ru проводятся дистанционные конкурсы творческой и познавательной направленности, в которых принимают  участие ученики, студенты, родители, педагоги с разных краев РФ и даже других стран. И что немаловажно – бесплатно. Победителям конкурсов высылаются дипломы и грамоты, на электронную почту, так же совершенно бесплатно.

Учащиеся нашей школы принимают активное участие во многих конкурсах этого портала:

Всероссийская интернет-викторина по технологии для школьников  «Ах,  эти куклы...»;

 Всероссийский интернет-конкурс ученических презентаций технологической направленности «В мире высоких технологий»;

Всероссийский конкурс самодельной куклы  «Я и моя кукла».

 Участники Всероссийского конкурса ученических презентаций  «В мире высоких технологий», в течение двух месяцев работали над  презентациями  в номинациях «Вредная еда, для здоровья беда» и «Продукты питания в нетрадиционном применении». При выполнении работы, девочки используя ресурсы интернета, самостоятельно изучили вопрос, выполнили  презентацию, и, используя электронную почту, отправили готовое задание (формирование УУД в области ИКТ технологий).

На краевом уровне – принимали участие в заочном конкурсе «Народная игрушка».  При разработке моделей игрушек,   ученики пользовались ресурсами Интернета (поисковая система).

Результаты участия в конкурсах (приложение 2).

3. Подготовка к олимпиаде по технологии

Во внеурочной деятельности,   особое внимание уделяю олимпиадной подготовке учащихся.

Олимпиада по технологии имеет свои особенности. Она состоит из двух частей:

  1. Выполнение теоретического задания в виде теста;
  2. Защита проекта.

Для подготовки учащихся к теоретическим вопросам по предмету «Технология», использую работу  с распечатанными бумажными тестами и  самостоятельную работу с тестовыми заданиями, справочниками, дополнительной литературой, выложенными  на образовательных сайтах в сети Интернет http://school-collection.edu.ru/ http://nsportal.ru    http://tehnologiya.ucoz.ru

Работу над проектом,  совмещаем с практическими работами на уроках технологии по выбранной теме и занятиями факультатива. Для нахождения теоретического материала по теме проекта, девочки самостоятельно используют Интернет-ресурсы.

        Для повышения мотивации при работе над проектами, лучшие проекты учащихся отправляем на Всероссийский  интернет-конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М.И. Гуревича, который ежегодно проводит издательство «Дрофа-Вентана».

Таким образом, дистанционные технологии глубоко проникли в учебно-воспитательный процесс. Их применение во внеурочной деятельности расширяет мировоззрение учащихся, способствует более глубокому изучению предмета.

В применении элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности я выделила следующие положительные стороны:

•        повышение эффективности и качества учебной (положительная динамика уровня успеваемости учащихся) и внеурочной деятельности (создание творческих работ, проектов, результативность участия в олимпиадах различного уровня, творческих конкурсах различного уровня и направленности);

•        активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций;

•        формирование  УУД в области  ИКТ технологий;

•        формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

•        развитие способности свободного культурного общения школьников с учителем и между собой с использованием современных дистанционных технологий обучения.

10. Анализ ресурсов проекта (собственные и привлеченные ресурсы):

Для того чтобы эффективно использовать дистанционные образовательные технологии, необходимы некоторые стартовые знания  и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому,   необходима предварительная подготовка,  как учителя, так и учащихся.

11. Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта:

п/п

Мероприятие,

деятельность

Срок

проведения

Краткое описание

мероприятия,

деятельности

   I этап 

подготовительный

1

Анализ возможности организации внеурочной деятельности  с использованием дистанционных образовательных технологий.

июнь,

2015 г.

 - изучение основных положений, раскрывающих вопросы организации дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях;

- изучение работ в области внедрения дистанционного обучения;

- выбор технического инструментария для реализации дистанционного обучения;

- исследование ресурсов сети Интернет с целью применения их в системе образования;

- выявление организационно-педагогических условий для внедрения дистанционной поддержки во внеурочной деятельности;

2

Разработка программы факультатива «Юный дизайнер»  с элементами дистанционного обучения.

август, 2015 г.

- рабочая программа факультатива «Юный дизайнер»  с элементами дистанционного обучения

3

Обучение участников проекта специальным компьютерным навыкам для создания и применения технологии дистанционного обучения  

сентябрь-ноябрь,

2015 г.

- коррекция информационно – коммуникационных компетентностей учеников;

- апробация технологий дистанционного обучения

(работа с электронной почтой, образовательной сетью, участием в форумах и т.д.)

II этап

 практический (основной)

Апробация и совершенствование технологий дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предмету «Технология»

2015-2018

- реализация факультатива «Юный дизайнер» с элементами дистанционного обучения;

- применение в проектной и исследовательской деятельности учащихся;

- работа с одаренными детьми

III этап

 аналитический

Анализ итогов реализации проекта

2018-2019

- обобщить результаты  работы  по реализации проекта;

- спланировать работу на следующий период

 

12. Описание источников, необходимых на подготовку и реализацию проекта.

п/п 

Наименование расходов

Количество

Сумма

1

2

3

Компьютер

Мультимедиапроектор

Интернет

1

1

-

 23000

-

Источник финансирования:

мультимедиапроектор был приобретен  на  средства гранта,  полученного автором проекта,   за победу в конкурсе социальных мини-проектов Гражданского форума «Забайкальцы-Забайкалью – 2015».

13. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Результативность использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности:

–         интеллектуальное, творческое развитие и социализация одаренных детей;

–         формирование информационной грамотности учащихся и педагогов;

–         внедрение ИКТ во внеурочную деятельность и их совершенствование;

–         увеличение процента учащихся вовлеченных в конкурсную деятельность, а, следовательно, и в образовательный процесс:

1. Увеличение количества обучающихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах  разных  уровней.

Обучающиеся, посещающие внеурочные занятия по  технологии  — постоянные призеры  всероссийских и международных дистанционных конкурсов  по этому  предмету и ДПИ  (Табл.1).

2. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету (проектов, исследовательских работ,  и др.).

Отмечается увеличение количества и повышение качества проектно-исследовательских работ учащихся.  Обучающиеся представляют на школьных, городских научно-практических конференциях  ежегодно свои работы.  Работы отличаются глубиной знаний, исследовательской направленностью, практической и социальной значимостью (Табл.1).

Таблица 1

Показатели

2015-2016

2016-2017

2017-2018

1

Увеличение количества участников в предметных  олимпиадах и творческих конкурсах (кол-во участников/ кол-во призеров):

—  школьный уровень

—  муниципальный уровень

—  краевой уровень

—  всероссийский уровень

— международный уровень

42/6

2/2

-

14/5

3

42/8

2/2

-

24/3

6/3

46/10

2/1

7/1

20/5

-

2

Увеличение и повышение качества творческих работ обучающихся (проектов, исследований проектно-исследовательской деятельности)

(кол-во работ/кол-во призеров)

— школьный уровень

— муниципальный уровень

— региональный уровень

— всероссийский уровень

24

2/1

-

1

28

1

-

3

32

2/1

-

2

 

14. Социальные эффекты от реализации проекта:

1. Возможность поработать с Интернет привлечет ребят к внеурочной деятельности и создаст положительную мотивацию на выполнение запланированной работы.

2. Участие в мастер-классах, интернет-мастерских  и творческих конкурсах, проходящих в среде Интернет, может подтолкнуть школьников к самостоятельному или коллективному поиску информации по теме конкурса.

3.Участие в предметных олимпиадах, также может подтолкнуть школьника к более углубленному изучению предмета, т.е. приведет его к дистанционному обучению (и не важно, победит он в олимпиаде или нет, важно какой будет реакция на это событие в семье и в школьном коллективе).

Таким образом:

Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как условий жизни в современном открытом мире.

15. Анализ устойчивости проекта:

 К сожалению,  реализация проекта  затруднена рядом факторов:

1.Излишнее  увлечение  средствами новых информационных технологий, особенно интернетом, может  привести  к неправильной   преимущественной ориентации на  какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать  российский опыт дистанционного обучения:  оптимальное соотношении различных средств дистанционного образования: печатные материалы – 40-50%, учебные материалы на WWW-серверах – 30-35%,  компьютерная видеоконференцсвязь – 10-15%,  другие средства- 5-20% .

2. Техническое и финансовое обеспечение. Минимальное оснащение школ компьютерами, не у всех детей дома также есть компьютер.  Нет безлимитного  Интернета на всей территории школы, услуги достаточно дороги.

3. Гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям.

На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Еще существует много проблем, как с техническим, так и с методическим обеспечением для поддержки таких занятий,  тем не менее, работа по внедрению дистанционных технологий осуществляется.

16. Перспективы развития проекта:

Данный проект может использоваться учителями технологии, изобразительного искусства, педагогами дополнительного образования для организации и работы с учащимися на занятиях элективных курсов, факультативов, кружков декоративно прикладного искусства, а так же в работе с одаренными детьми.

Распространение  опыта работы в рамках проекта

1.Проведение  мастер-класса «Использование образовательного сайта на занятиях факультатива «Юный дизайнер».  Семинар РМО учителей художественно эстетического цикла и технологии «Развитие творческого потенциала ребенка через внеурочную деятельность» на базе МОУ: СОШ №41,  март 2018 г.

 2.Подготовка методических рекомендаций, разработок, публикаций по проблеме «Дистанционное образование как средство повышения мотивации детей к обучению в современной школе», 2019 г.

Литература

1.  Федеральный  государственный стандарт основного общего образования,   утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с действующими изменениями)

2.Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения школы № 41 г. Борзи.

3. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.

4.Андрианова Г.А. Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 16 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm.

5.Г.С.Михайлова, Применение интернет-технологий во внеурочной образовательной деятельности учащихся, http://festival.1september.ru/articles/507098/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов дистанционного обучения в работе вечерней школы

Применение элементов дистанционного обучения для учащихся вечерней школы было продиктовано несколькими причинами. Сама специфика работы вечерней (сменной) школы подразумевает проведение консультаций, ...

Использование элементов дистанционного обучения для работы с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем

Материал статьи в какой-то степени поможет педагогам в применении элементов дистанционного обучения для работы с  учащимися с ОВЗ....

Презентация урока по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" (с использованием элементов дистанционного обучения)

Ученики самостоятельно с помощью презентации самостоятельно (дистанционно) могут познакомиться с историей создания романа Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго", а также с вариантами его названия, особенностя...

Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...

Статья "Изучение химии в основной школе с использованием элементов дистанционного обучения".

В работе изложены теоретические основы использования дистанционного обучения при изучении химии в школе на примере темы "Кислоты". Даны методические рекомендации по реализации дистанционного обучения....

Использование элементов дистанционного обучения во внеклассной деятельности по английскому языку

Использование элементов дистанционного обучения во внеклассной деятельности по английскому языку...