Диалектика как условие перехода к новому качеству образования (из опыта работы учителя биологии и географии)
статья по биологии

Самарина Наталья Валерьевна

Знание законов формальной и диалектической логики -  универсальное средство  в организации учебной деятельности на уроке и важное условие для понимания предмета и одновременного  развития мышления учащихся, что и обеспечивает переход к новому качеству образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Самарина,

учитель биологии, географии муниципального образовательного учреждения   «Средняя общеобразовательная школа № 78» города Красноярска

Диалектика как условие перехода к новому качеству образования

(опыт работы учителя биологии и географии)

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Место образования для любого исторического типа общества всегда определялось той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине XX-го века и принципиально изменилась на рубеже XX-XI веков. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства – информационного общества – выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

Традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило, некоторой монокультуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является прямое воспроизводство информации, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных  отдельных областях и в значительной степени разрозненных знаний  с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

При этом полагается возможным и достаточным простое перенесение в сознание обучающихся специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала, причем все эти разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком образовании человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность: он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи образование авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование вообще не является образованием, понимаемым как процесс становления человека.

Современная культурная и, прежде всего, экономическая ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения устойчивого развития современной  цивилизации. Современное образование всё больше перестает быть простой трансляцией культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности уже не могут являться его целью. Конечно, подобное изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств. В этих условиях для субъекта образовательного процесса должны быть прояснены инструменты смыслопорождения и самооформления, то есть одной из явно выраженных проблем выступает проблема перехода от сообщённых знаний к выводным.

Решать подобные задачи сегодня можно только в системе инновационной практики, причем практики, ориентированной на четкие, технологически выверенные познавательные действия, поэтому мною  применяется диалектический подход к организации учебной деятельности, существенной чертой которого является особое внимание к содержательному и когнитивно-операциональному компонентам урока.  

В своей педагогической практике, не отрицая достоинств  традиционных способов передачи знаний, я, как учитель-предметник, использую методы, направленные на развитие фундаментальной человеческой способности – способности к мышлению, и на формирование устойчивого мотива на дальнейшее изучение предмета с выходом на самостоятельный поиск в решении проблем выбранной предметной области. Для этого необходимо передать ребёнку средства, с помощью которых он сможет самореализоваться. Средства эти известны и выработаны историческим развитием философии и педагогики – это образ и понятие. С помощью логических и образных средств можно моделировать любую живую систему, опираясь на законы природы, предвидеть результат, объяснять, почему многие виды организмов исчезли с лица Земли, «проживать» всю историю планеты за короткий отрезок времени, как бы подсматривая у Жизни её творческие принципы.

Одной из существенных проблем, возникающих в процессе целенаправленного формирования мышления учащихся, является, на мой взгляд, проблема единства формы и содержания познавательной деятельности. Большая трудность заключается в том, что объективно познавательные средства и содержание лишь внешне связаны друг с другом, что чаще всего скрыто от самого учителя и, конечно, от ученика, поэтому большим блоком в моей работе выступает специальное изучение учениками природы логической формы. Знание законов формальной и затем диалектической логики становится универсальным средством  в организации учебной деятельности на уроке и важным условием для понимания предмета и одновременным развитием мышления учащихся, что и обеспечивает переход к новому качеству образования.  

          На уроках биологии я стараюсь простраивать работу так, чтобы каждый новый вид животных или растений не просто изучался по внешним признакам, а выводился бы как результат обнаружения и разрешения противоречий между внешней средой и внутренней средой организмов, между возможностями и потребностями организма. Так при изучении темы «Дыхание» в 6-м классе, отталкиваясь от основной функции дыхания – выработки энергии за счет окисления веществ, полученных организмом из внешней среды, – через разрешение противоречий между средой обитания и необходимостью большого количества кислорода организму. В процессе эволюции организмы становились многоклеточными, увеличивали свои размеры; количество клеток, соприкасающихся с внешней средой, относительно мало по сравнению с клетками, находящимися внутри организма, и, к тому же,  со временем у организмов появляются покровные ткани для защиты. Дыхание через поверхность тела становится невозможным. Каким образом природа разрешила данное противоречие? Появляются участки тела, отвечающие за дыхание → создаются специальные органы дыхания. В результате разрешения противоречий выводим понятия «клеточное дыхание», «кожное дыхание», «жаберное дыхание», «трахейное дыхание», «лёгочное дыхание». В результате целенаправленной работы с понятиями, выстраивается логическая схема:

Универсальность диалектического подхода позволяет моделировать творческую ситуацию и на других уроках. На уроках географии ученики выводят географические понятия с опорой на моделирование  взаимосвязанных явлений природы, с привлечением знаний из области физики, химии, биологии, истории. Так на уроке по теме «Ветер: от явления к сущности» постановка проблемных вопросов: «Каким образом давление воздуха зависит от характера подстилающей поверхности?», «Каким образом температура подстилающей поверхности зависит от угла падения солнечных лучей?», «Чем объяснить, что суша нагревается быстрее, чем Океан?» – позволила шестиклассникам на основе имеющихся знаний об атмосферном давлении и температуре воздуха определить природу ветра, объяснить возникновение разных по своим характеристикам воздушных масс. Ученики смогли самостоятельно определить содержание понятия «ветер». Дальнейшая работа с проблемными вопросами позволила подвести учащихся к определению видов ветра. Определение содержания понятий «бриз» и «муссон» было построено на основе структуры понятия – родовой признак, видовые признаки, в результате чего ребята самостоятельно могут определить закономерность силы ветра от разницы в давлении. При данном подходе чётко просматриваются междисциплинарные связи с физикой: для того чтобы проникнуть в сущность явления ветра, необходимо использовать содержание, которое подготавливает учащихся к усвоению таких физических понятий, как «тепловые явления» и «теплоёмкость». Домашнее задание становится логическим продолжением урока и включает разные задачи: с помощью кругов Эйлера показать отношения между понятиями  «ветер», «бриз», «муссон»; определить природу и содержание понятий «ураган», «шторм», «цунами»; ответить на проблемный вопрос: «Почему ветер можно назвать «кровеносной системой» планеты Земля?».

Кроме целенаправленной работы с понятиями, в системе диалектического способа предполагается активное использование и другой важной стороны познавательной деятельности – образных средств, художественных образов, фрагментов литературных произведений.  Образные средства усиливают понимание и сводят сложнейшие научные проблемы к простым для восприятия представлениям.  

        Для актуализации согласования целей учителя и учеников используется малоразработанный в современной педагогической практике методический приём – отказ от изначального сообщения темы урока и её выведение вместе с учениками на уроке. При этом, учитывая диалектику труда, можно сказать, что не на словах, а на деле учащимся передаётся логическая и исполнительская функции труда, формируется активная познавательная позиция. В совокупности с познавательным инструментарием этот приём помогает формировать устойчивый познавательный интерес к изучению географии и биологии.

Вышеуказанные подходы к организации учебной деятельности формируют умение оперировать качеством информации. Сформировать умение оперировать, управлять большим объемом информации (количеством)  позволяет овладение информационно-коммуникационными технологиями. Считаю, что информатизация образования в первую очередь должна способствовать решению педагогических проблем. Информационно-коммуникационные технологии эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Для реализации новых целей образования нужен новый учитель – педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области, современный учитель должен уметь работать с процессами образования и развития. Современный учитель – это уже не транслятор предметных знаний: он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей. Педагог имеет дело с человеком развивающимся, действия педагога строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый современный учитель должен получить серьёзную философскую (диалектическую) и психологическую подготовку, с тем чтобы уметь продуктивно организовать развивающую образовательную среду для каждого из участников образовательного процесса для обеспечения перехода к новому качеству образования.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из описания опыта работы учителя биологии высшей категории Н.Н.Авериной:Технология модерации на уроках биологии.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…»...

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

«Особенности формирования учебной мотивации на уроках биологии». Из опыта работы учителя биологии М.Н.Фурса (ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург).

Жизнь не стоит на месте, многое в ней меняется, но ценность знаний, твоя компетентность  в выбранной области деятельности, умение развиваться и обучаться  - даст возможность самореализации, ...

Хмелевская Л.П., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)"

Хмелевская Л.П., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,В ТОМ ЧИСЛЕ ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАКСРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА...

Педагогические инновации и их использование в условиях перехода на новое содержание образования.

Нынешняя  концепция модернизации образования, реализация национального образовательного проекта «Наша новая школа» ставит целью повышение качества образования, внедрение профильного и...