Технологические карты уроков в 7 и 8 классах
план-конспект урока по биологии (7, 8 класс)

Дроздова Лариса Анатольевна

В материале даны подробные технологические карты уроков биологии по темам:  "Птицы. Внешнее строение" (7 класс), "Класс Млекопитающие. Внешнее строение" (7 класс), "Внутренняя среда организма" (8 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта с дидактической структурой урока

«Класс птицы. Внешнее строение» (7 класс)

1. Ф.И.О. учителя:

2. Класс:7 Дата: 21.04.2018 № урока по п/п: 55 №  урока в теме: 1 № урока по расписанию: 2

3. Тема урока: Класс птицы. Внешнее строение

4. Место (текущий) и значение (для формирования знаний отличительных особенностях птиц) урока в изучаемой теме: Класс птицы

5. Цель урока:

5.1. Создание условий для ознакомления с классом птиц, их особенностями и отличительными признаками, а также для овладения учениками учебными универсальными действиями  

5.2. Предметные результаты обучения

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

Знает принципы классификации, общие признаки класса птиц, особенности их внешнего строения, влияние окружающей среды на строение и образ жизни птиц

Различает  по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляет отличительные признаки биологических объектов;

Выделяет существенные признаки, характеризующие птиц как высокоорганизованных теплокровных позвоночных животных;

Находит в тексте основные признаки птиц;

Преобразует информацию в схему;

Используетпонятия для доказательства принадлежности животных к классу птиц;

Сравнивает различные живые объекты и находит сходства и различия;

Выявляет примеры и раскрывает сущность приспособленности организмов к среде обитания;

Предлагает план работы на уроке по выявлению признаков птиц;

Учится основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

Создает собственные устные сообщения о  птицах  на основе нескольких источников информации, сопровождая выступление презентацией.

5.3.Метапредметные результаты обучения:

Личност-

ные

Регуляти-

вные

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные

общеу-

чебные

логиче-

ские

постановка

и решение

проблемы

развиваются  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению строения птиц,   формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к животному миру, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к животным  и их охраны,  развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

планирование, прогно-зирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуля-цию 

самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы,

построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование.

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

работает в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности   животных, планирует совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы, аргументируют свою точку зрения, овладевают навыками выступлений перед аудиторией

6. Дидактические задачи урока:

Образовательные

Способствовать получению обучающимися знаний об особенностях класса птиц

Развивающие

Способствовать  развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи

Воспитательные

Способствовать  воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к животным

7. Тип урока: комбинированный

8. Дидактическая структура урока:

  • организационный момент,
  • проверка домашнего задания,
  • изложение нового материала,
  • его закрепление,
  • задание на дом.

9. План изучения нового материала:

  1. Актуализация знаний
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
  4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  
  5. Первичная проверка понимания
  6. Выявление нового затруднения
  7. Поиск выхода из затруднения
  8. Первичная проверка понимания
  9. Обобщение и закрепление

10. Учебно – методический комплекс:

  • Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, фотографии
  • Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): - лупа, лоток
  • Оборудование, требующее специальной подготовки: - набор перьев
  • Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска
  • Вспомогательное оборудование: магнитная доска
  • Дидактическое сопровождение:тексты, карточки, оценочные листы
  • Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): http://ebio.ru/  - Электронный учебник «Биология». http://www.floranimal.ru/  - Сайт – энциклопедия, www.college.ru  - Учебник по биологии он-лайн
  • Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Л.Н. Сухорукова В.С. Кучменко   Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. УМК «Сфера».
  • Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-

11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ

12. Межпредметные связи:  предмет (понятия, умения), география (места обитания), экология (взаимосвязь животных с окружающей средой)

13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее – признаки типа и классов, влияние среды на строение организма

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

 (Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

Организованное начало урока (1  мин)

Оргмомент

 

Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете 

Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата

Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя.

Проверка домашнего задания (2 минуты)

1.Понятия и умения, выносимые на контроль

Знают особенности хордовых животных

П: Выделяют основные признаки биологических объектов

Слайд с изображением хордовых животных

Рассказывает: В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Задает вопрос:Какой тип животных мы сейчас изучаем? Каковы особенности данного типа?

Ребята слушают и отвечают: Тип хордовые. Наличие хорды (или позвоночника). Над хордой расположена нервная система, под хордой – пищеварительная система и сердце.

Изучение нового материала (30 минут)

1.Актуализа-ция знаний

Знают основные признаки классов типа хордовые

П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства

К: умеют оформлять свои мысли в устной форме

Слайды презентации, на которых изображены представители разных классов типа хордовых,     c отдельными частями тела птиц . среди которых

страус, пингвин, полярная сова, стриж, киви, утка

Предлагает задание « Узнай компонент» (представлены представители хордовых)

Ребята на каждом слайде находят  часть тела, которая не характерна для данного животного и объясняют свой выбор.

2.Постановка проблемы.

Узнают класс  птиц.

Все ли птицы  умеют летать?

П: постановка и формулиро-вание проблемы

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

На одном слайде страус, пингвин, полярная сова, стриж, киви, утка

Показывает на слайде «лишних» животных и задает вопрос: К какому классу можно их отнести и почему?

Что их объединяет?

Рассказывает: Птиц распространены по всему миру и встречаются на всех континентах и на большинстве существующих островов.

Задает вопрос:  

Какие особенности класса вам известны?

По каким признакам  различаются  изображенные виды птиц?

Ребята называют  класс птиц.

Отвечают, что все они имеют перьевой покров, крылья, клюв…

Ребята затрудняются ответить о причинах распространения  по  всему миру.

Размеры крыльев, места обитания, образ жизни, питание…

3.Постановка цели и задач урока.Построение проекта выхода из затруднения.

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Слайд презентации, оценочные листы

Предлагает определить тему и цель урока.

Задает вопросы:

- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о данных птицах?

- Каким образом можно выявить общие черты?

- Как лучше организовать работу, если на руках по одному описанию птицы?

- Как будем оценивать эффективность работы групп?

Ребята обозначают тему «Внешнее строение класса птиц» и цель – выявить общие черты птиц.

Ребята предлагают рассмотреть описания птиц из интернета или энциклопедий, и сравнить их между собой.

Ребята предлагают поработать в группах. Каждой группе предлагают рассмотреть одного представителя класса птиц, найти его черты строения, а потом сравнить черты между собой.

Оговаривают критерии для оценки выступления (желательно до 10 баллов, например: четкость, последовательность + отсутствие ошибок + хорошая речь + полнота ответа + бонус + правильно выбранные характеристики по 0,5 баллов за характеристику)

4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

Выделяют отличительные признаки птиц

П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Тексты с описанием страуса, пингвина, полярной совы, стрижа, утки набор карточек с характеристика-ми

Предлагает поработать в группах по следующему плану:

Прочитайте данный вам текст.

Выберите из предложенных карточек характеристики, относящиеся к вашему животному.  

Ребята работают в группе, выбирая характеристики   данного животного.

5.Первичная проверка понимания

Знают основные признаки класса птиц

П: анализ  объек-тов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение

Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

К: владениемонологичес-кой и диалогической формами речи

Слайды с изображением необходимого животного, карточки, магнитная доска и магниты, слайды с эталоном ответов

Предлагает продемонстрировать результаты работы группы.

Предлагает оценить работу группы, а в группе активность каждого участника.

Предлагает сравнить характеристики животных и найти совпадения.

Задает вопрос о том, что значат эти совпадения.

Выступает представитель от группы, развешивают характеристики данного животного на доске.

Выставляют баллы в оценочном листе.

Ребята находят обще черты и оговаривают, что совпадающие данные и являются особенностями класса птиц, по которым можно узнать их представителей.

6.Выявление нового затруднения

Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

П: постановка и формулиро-вание проблемы

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Магнитная доска, карточки характеристики

Рассказывает: Одной из общих черт птиц является    перьевой покров

Задает вопрос:

-Все ли перья одинаковые? Какова их роль (функция)?

-За счет чего различные перья выполняют свою функцию?

Ребята отвечают, что перья у птиц разные – различаются по расположению, длине, внешнему виду,   выполняют разную функцию – обогревают,  обеспечивают полет.

Это связано со строение перьев.

7. Поиск выхода из затруднения

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

Наборы перьев.

Предлагает выполнить практическую работу по инструкции «Особенности строения перьев птиц».

Ребята работают по инструкции, выполняя рисунки, выделяя отличительные особенности  различных видов перьев, соотносят их с выполняемой функцией.

8.Проверка понимания

Знают особенности строения перьев,  исходя из их функций

П: сравнение, анализ

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Слайд с ответом

Предлагает сверить с эталоном и прокомментировать ошибки, оценить выполнение задания и выставить баллы.

Ребята сверяют с эталоном, комментируют и исправляют ошибки

Баллы выставляют в ЛО.

Обобщение и закрепление нового материала (7 минут)

1.Обобщение

Знают общие признаки класса птиц

П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние

Р: коррекция

Предлагает вспомнить и записать характерные особенности в тетрадь в виде схемы-кластера и ответить на вопрос: С чем связаны различия в строении птиц?

Предлагает сверить результаты

Зарисовывают схему в тетрадь,

Отвечают: Различия связаны с образом жизни и местом обитания птиц.

Сверяют схемы-кластеры

2.Закрепле-ние

Выявите  признаки  класса птиц  у археоптерикса

П: построение логической цепи рассуждений,

доказательст-во

Самоопреде-ление

Задает вопрос: К какому классу вы отнесете это животное? Докажите свое мнение.

Отвечают, приводят признаки птиц

Диагностика результатов обучения (3 минут)

1. Контроль усвоения (3 минуты)

Знают признаки классов типа хордовых

Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Самоопреде-ление

Слайды с изображением разных частей тела представителей разных классов животных

Я предлагаю вам индивидуально проверить знание особенностей классов, решив небольшой тест.

Решают предложенный тест и выставляют баллы в лист самооценки, капитан команды проверяет правильность выставления.

2.Рефлексия

(2 минуты)

 

П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мыысли

Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий

Смыслообра-зование

Слайд презентации, оценочные листы

Предлагает написать отзыв об уроке, начиная предложения с букв

П-

Т-

И-

Ц-

Ы-

Предлагает подсчитать баллы в оценочном листе и выставить отметку за урок

Ребята пишут отзыв  и сдают учителю (желающие озвучивают свои отзывы)

Выставляют отметку

Организация домашнего задания (2 мин)

1.Домашнее задание (1,5 минуты)

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Слайд с домашним заданием

Прочитайте п. ___

Докажите, что данное животное является птицей (1в - киви; 2в – цапля)

Для желающих предлагаются сообщение «Самые необычные птицы» или нарисовать несуществующее, но принадлежащее классу птиц животных  (привести доказательства принадлежности к классу).

Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы

2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут)

 

 

 

Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня

Благодарят учителя за урок вставанием.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока

«Класс млекопитающие. Внешнее строение» (7 класс)

1. Ф.И.О. учителя: Чернова Наталия Владиславовна

2. Класс:7 Дата: 21.03.2017 № урока по п/п: 55№ урока в теме: 1№ урока по расписанию: 2

3. Тема урока: Класс млекопитающие. Внешнее строение

4. Место (текущий) и значение(для формирования знаний отличительных особенностях млекопитающих животных) урока в изучаемой теме:Класс млекопитающих

5. Цель урока:

5.1. Создание условий для ознакомления с классом млекопитающие, их особенностями и отличительными признаками, а также для овладения учениками учебными универсальными действиями

5.2. Предметные результаты обучения

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

Знает принципы классификации, общие признаки класса млекопитающих, особенности их внешнего строения, влияние окружающей среды на строение и образ жизни животных

Различает  по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляет отличительные признаки биологических объектов;

Выделяет существенные признаки, характеризующие млекопитающих как высокоорганизованных теплокровных позвоночных животных;

Находит в тексте основные признаки млекопитающих животных;

Преобразует информацию в схему;

Используетпонятия для доказательства принадлежности животных к классу млекопитающих;

Сравнивает различные живые объекты и находит сходства и различия;

Выявляет примеры и раскрывает сущность приспособленности организмов к среде обитания;

Предлагаетплан работы на уроке по выявлению признаков млекопитающих животных;

Учится основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

Создает собственные устные сообщения о  животных на основе нескольких источников информации, сопровождая выступление презентацией.

5.3.Метапредметные результаты обучения:

Личност-

ные

Регуляти-

вные

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные

общеу-

чебные

логиче-

ские

постановка

и решение

проблемы

развиваются  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению строения зверей,   формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к животному миру, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к животным  и их охраны,  развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

планирование, прогно-зирование,оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуля-цию 

самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели;постановка и формулирование проблемы; моделирование;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы,

построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование.

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

работает в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности   животных, планирует совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы, аргументируют свою точку зрения, овладевают навыками выступлений перед аудиторией

6. Дидактические задачи урока:

Образовательные

Способствовать получению обучающимися знаний об особенностях класса млекопитающих

Развивающие

Способствовать  развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи

Воспитательные

Способствовать  воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к животным

7. Тип урока: комбинированный

8. Дидактическая структура урока:

  • организационный момент,
  • проверка домашнего задания,
  • изложение нового материала,
  • его закрепление,
  • задание на дом.

9. План изучения нового материала:

  1. Актуализация знаний
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
  4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  
  5. Первичная проверка понимания
  6. Выявление нового затруднения
  7. Поиск выхода из затруднения
  8. Первичная проверка понимания
  9. Обобщение и закрепление

10. Учебно – методический комплекс:

  • Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, фотографии
  • Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): -
  • Оборудование, требующее специальной подготовки: -
  • Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска
  • Вспомогательное оборудование: магнитная доска
  • Дидактическое сопровождение:тексты, карточки, оценочные листы
  • Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): http://ebio.ru/  - Электронный учебник «Биология». http://www.floranimal.ru/  - Сайт – энциклопедия, www.college.ru  - Учебник по биологии он-лайн
  • Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): Е.Т. Тихонова, Н.И. Романова Биология. Учебник для 7 класса. Линия «Ракурс».
  • Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-

11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ

12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения):география (места обитания), экология(взаимосвязь животных с окружающей средой)

13. Внутрипредметные связи: понятия и умения, сформированные ранее – признаки типа и классов, влияние среды на строение организма

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

 (Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

Организованное начало урока (1  мин)

Оргмомент

 

Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете 

Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата

Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя.

Проверка домашнего задания (2 минуты)

1.Понятия и умения, выносимые на контроль

Знают особенности хордовых животных

П: Выделяют основные признаки биологических объектов

Слайд с изображением хордовых животных

Рассказывает: В воде и на суше, в почве и в воздухе и даже в органах растений, животных и человека, всюду на Земле живут самые различные животные. В настоящее время насчитывают около 2 млн. видов животных. Задает вопрос:Какой тип животных мы сейчас изучаем? Каковы особенности данного типа?

Ребята слушают и отвечают: Тип хордовые. Наличие хорды (или позвоночника). Над хордой расположена нервная система, под хордой – пищеварительная система и сердце.

Изучение нового материала (30 минут)

1.Актуализа-ция знаний

Знают основные признаки классов типа хордовые

П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства

К: умеют оформлять свои мысли в устной форме

Слайды презентации, на которых изображены представители разных классов типа хордовых, среди которых крот, дельфин, летучая мышь, волк

Предлагает задание «Четвертый лишний» (представлены представители хордовых)

Ребята на каждом слайде находят лишнее животное и объясняют свой выбор.

2.Постановка проблемы.

Узнают класс  млекопитаю-щих, называют смысл слова «млекопита-ющие»

П: постановка и формулиро-вание проблемы

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

На одном слайде крот, дельфин, летучая мышь, волк

Показывает на слайде «лишних» животных и задает вопрос: К какому классу можно их отнести и почему?

Что их объединяет?

Рассказывает: Млекопитающие распространены по всему миру и встречаются на всех континентах, во всех океанах и на большинстве существующих островов.

Задает вопрос:В каких средах живут млекопитающие?

Какие особенности класса вам известны?

Ребята называют класс млекопитающих.

Отвечают, что все они выкармливают своих детенышей молоком.

Ребята затрудняются ответить.

Отвечают: В наземно-воздушной, почвенной и водной

3.Постановка цели и задач урока.Построение проекта выхода из затруднения.

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Слайд презентации, оценочные листы

Предлагает определить тему и цель урока.

Задает вопросы:

- Где мы с вами можем получить более подробную информацию о данных животных?

- Каким образом можно выявить общие черты?

- Как лучше организовать работу, если на руках по одному описанию животного?

- Как будем оценивать эффективность работы групп?

Ребята обозначают тему «Внешнее строение класса млекопитающих»и цель – выявить общие черты млекопитающих.

Ребята предлагают рассмотреть описания животных из интернета или энциклопедий, и сравнить их между собой.

Ребята предлагают поработать в группах. Каждой группе предлагают рассмотреть одного животного, найти его черты строения, а потом сравнить черты между собой.

Оговаривают критерии для оценки выступления (желательно до 10 баллов, например: четкость, последовательность + отсутствие ошибок + хорошая речь + полнота ответа + бонус + правильно выбранные характеристики по 0,5 баллов за характеристику)

4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

Выделяют отличительные признаки животных  

П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболееэффективных способов решения задач,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Тексты с описанием крота, дельфина, летучей мыши и волка, набор карточек с характеристика-ми

Предлагает поработать в группах по следующему плану:

Прочитайте данный вам текст.

Выберите из предложенных карточек характеристики, относящиеся к вашему животному.  

Ребята работают в группе, выбирая характеристики   данного животного.

5.Первичная проверка понимания

Знают основные признаки класса млекопитаю-щих

П: анализ  объек-тов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение

Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

К: владениемонологичес-кой и диалогической формами речи

Слайды с изображением необходимого животного, карточки, магнитная доска и магниты, слайды с эталоном ответов

Предлагает продемонстрировать результаты работы группы.

Предлагает оценить работу группы, а в группе активность каждого участника.

Предлагает сравнить характеристики животных и найти совпадения.

Задает вопрос о том, что значат эти совпадения.

Выступает представитель от группы, развешивают характеристики данного животного на доске.

Выставляют баллы в оценочном листе.

Ребята находят обще черты и оговаривают, что совпадающие данные и являются особенностями класса млекопитающих животных, по которым можно узнать их представителей.

6.Выявление нового затруднения

Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

П: постановка и формулиро-вание проблемы

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Магнитная доска, карточки характеристики

Рассказывает: Одной из общих черт млекопитающих является теплокровность.

Задает вопрос:

-Что такое теплокровность? Что она дает?

-За счет чего во внешнем строении поддерживается постоянная температура тела?

Ребята отвечают, что теплокровность – это способность поддерживать температуру на постоянном уровне, которая позволяет быть активными круглый год и жить в разных средах.

Она связана со строением кожи

7. Поиск выхода из затруднения

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

Карточки с изображением кожи и текст к ней

Предлагает заполнить пробелы в рисунке «Строение кожи млекопитающих», используя текст.  

Ребята работают по тексту, вписывая недостающие термины на рисунке.

8.Проверка понимания

Знают особенности строения кожи млекопитаю-щих, исходя из ее функций

П: сравнение, анализ

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Слайд с ответом

Предлагает сверить с эталоном и прокомментировать ошибки, оценить выполнение задания и выставить баллы.

Ребята сверяют с эталоном, комментируют и исправляют ошибки

Баллы выставляют в ЛО.

Обобщение и закрепление нового материала (7 минут)

1.Обобщение

Знают общие признаки класса млекопитаю-щих

П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние

Р: коррекция

Предлагает вспомнить и записать характерные особенности в тетрадь в виде схемы-кластераи ответить на вопрос: С чем связаны различия в строении млекопитающих?

Предлагает сверить результаты

Зарисовывают схему в тетрадь,

Отвечают: Различия связаны с образом жизни и средой обитания млекопитающих

Сверяют схемы-кластеры

2.Закрепле-ние

Доказывают принадлеж-ность человека к классу млекопитаю-щих

П: построение логической цепи рассуждений,

доказательст-во

Самоопреде-ление

Задает вопрос: К какому классу вы отнесете себя? Докажите свое мнение.

Отвечают, приводят признаки млекопитающих животных

Диагностика результатов обучения (3 минут)

1. Контроль усвоения (3 минуты)

Знают признаки классов типа хордовых

Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Самоопреде-ление

Слайды с изображением разных частей тела представителей разных классов животных

Я предлагаю вам индивидуально проверить знание особенностей классов, решив небольшой тест.

Из выбранных букв составьте слово.

Это второе название класса млекопитающих.

Решают предложенный тест и выставляют баллы в лист самооценки, капитан команды проверяет правильность выставления.

2.Рефлексия

(2 минуты)

 

П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мыысли

Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий

Смыслообра-зование

Слайд презентации, оценочные листы

Предлагает написать отзыв об уроке, начиная предложения с букв

З-

В-

Е-

Р-

И-

Предлагает подсчитать баллы в оценочном листе и выставить отметку за урок

Ребята пишут отзыв  и сдают учителю (желающие озвучивают свои отзывы)

Выставляют отметку

Организация домашнего задания (2 мин)

1.Домашнее задание (1,5 минуты)

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Слайд с домашним заданием

Прочитайте п. 48

Докажите, что данное животное является млекопитающим животным (1в - броненосец; 2в – тюлень)

Для желающих предлагаются сообщение «Странная внешность млекопитающих» или нарисовать несуществующее, но млекопитающее животное (привести доказательства принадлежности к классу).

Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы

2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут)

 

 

 

Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня

Благодарят учителя за урок вставанием.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта с дидактической структурой урока

«Внутренняя среда организма» (8 класс)

1. Ф.И.О. учителя: Дроздова Л.А., Ярошенко А.Ф.

2. Класс:8 Дата: _________№ урока по п/п: 14 № урока в теме: 1 № урока по расписанию: 2

3. Тема урока: Внутренняя среда организма человека.

4. Место (текущий) и значение (для формирования знаний отличительных особенностях внутренней среды организма человека) урока в изучаемой теме: Кровь и кровообращение

5. Цель урока:

5.1. Создание условий для ознакомления с составом внутренней среды, ее  особенностями и свойствами, а также для овладения учениками учебными универсальными действиями

5.2. Предметные результаты обучения

Основные теоретические знания

Умения, связанные со знаниями (в виде конкретных действий учеников)

Знает состав внутренней среды, ее свойства, взаимосвязь компонентов,  особенности строения и функции крови.

Различает  компоненты внутренней среды,  схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляет отличительные признаки биологических объектов;

Выделяет существенные признаки, характеризующие компоненты крови  в соответствии с их функциями, как разновидности соединительной ткани.

Находит в тексте основные характеристики  форменных элементов крови;

Преобразует информацию в схему;

Использует понятия для доказательства принадлежности крови к типу соединительных тканей;

Сравнивает различные форменные элементы  и находит сходства и различия;

Выявляет примеры и раскрывает сущность приспособленности форменных элементов к выполняемым функциям;

Предлагает план работы на уроке по выявлению особенностей внутренней среды, форменных элементов крови;

Учится основам исследовательской деятельности по изучению строения  клеток крови, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

Создает собственные устные сообщения о  роли форменных элементов крови  на основе нескольких источников информации, сопровождая выступление презентацией.

5.3.Метапредметные результаты обучения:

Личност-

ные

Регуляти-

вные

Познавательные УУД

Коммуника-

тивные

общеу-

чебные

логиче-

ские

постановка

и решение

проблемы

развиваются  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению строения внутренней среды,   формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к человеку, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к здоровому образу жизни,  развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

планирование, прогно-зирование, оценивают свою работу и работу с одноклассниками, слушают учителя и одноклассников, осуществляют контроль и коррекцию, волевую саморегуля-цию 

самостоятельное

выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы; моделирование;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знания;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

анализ объектов с целью выделения признаков, формулирование проблемы,

построение логической цепи рассуждений,

доказательство;

обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование.

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

работает в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и выполняемой функции  внутренней среды,  планирует совместную деятельность, учитывает мнение окружающих и адекватно оценивает собственный вклад в деятельность группы, аргументируют свою точку зрения, овладевают навыками выступлений перед аудиторией

6. Дидактические задачи урока:

Образовательные

Способствовать получению обучающимися знаний об особенностях  внутренней среды организма человека

Развивающие

Способствовать  развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения заполнять схемы, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи

Воспитательные

Способствовать  воспитанию толерантного отношения друг к другу, культуры умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к здоровью,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к человеку

7. Тип урока: комбинированный

8. Дидактическая структура урока:

  • организационный момент,
  • проверка домашнего задания,
  • изложение нового материала,
  • его закрепление,
  • задание на дом.

9. План изучения нового материала:

  1. Актуализация знаний
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.
  4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  
  5. Первичная проверка понимания
  6. Выявление нового затруднения
  7. Поиск выхода из затруднения
  8. Первичная проверка понимания
  9. Обобщение и закрепление

10. Учебно – методический комплекс:

  • Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, фотографии
  • Лабораторное оборудование (или оборудование для практической работы): - микропрепараты крови человека и лягушки, микроскопы
  • Оборудование, требующее специальной подготовки: - микроскопы
  • Технические (или электронные) средства обучения: мультимедийный проектор, интерактивная доска
  • Вспомогательное оборудование: магнитная доска
  • Дидактическое сопровождение: тексты, карточки,  оценочные листы
  • Литература для учителя (в т.ч. сайты Интернет): http://ebio.ru/  - Электронный учебник «Биология». http://www.floranimal.ru/  - Сайт – энциклопедия, www.college.ru  - Учебник по биологии он-лайн
  • Литература для учащихся (в т.ч. сайты Интернет): А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш Биология. Человек, 8 класс.Вентана-Граф, М., 2014
  • Программное обеспечение (образовательные электронные ресурсы на CD-ROM):-

11. Образовательные педагогические технологии: ТДМ

12. Межпредметные связи: предмет (понятия, умения ),  экология(здоровый образ жизни человека), физика (транспорт через полупроницаемые мембраны)

13. Внутрипредметные связи: понятия и умения,  связь строения и функций, влияние среды на  организм человека

ХОД УРОКА

Этап урока

(мин)

Планируемые результаты обучения

Компоненты

УМК

Деятельность

предметные

метапред-

метные

 (Р,К,П)

лично-

стные

учителя

обучающихся

Организованное начало урока (1  мин)

Оргмомент

 

Р: умеют организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете 

Формируется ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата

Готовятся к уроку, настраиваются на работу, приветствуют учителя.

Проверка домашнего задания (2 минуты)

1.Понятия и умения, выносимые на контроль

Знают особенности  опорно-двигательной системы человека как представителя типа Хордовых, класса Млекопитающих, отряда Приматы

П: Выделяют основные признаки  ОПДС

Слайд с изображением  ОПДС

Рассказывает:  Особенности ОПДС человека в связи с прямохождением

 Задает вопрос: Каковы эти особенности?

Ребята слушают и отвечают: 

S-образный позвоночник, сводчатая стопа, плоская грудная клетка, массивные нижние конечности, широкий таз.

Изучение нового материала (30 минут)

1.Актуализа-ция знаний

Знают  разновидности соединительной ткани

П: умеют сравнивать биологических объекты, умеют делать выводы и умозаключения на основе сравнения; приводят доказательства

К: умеют оформлять свои мысли в устной форме

Слайды презентации, на которых изображены   разные типы тканей с одной лишней(разновидностью соединительной)

Предлагает задание «Четвертый лишний» ( представлены разновидности тканей)

Ребята на каждом слайде находят лишнее  изображение и объясняют свой выбор.

2.Постановка проблемы.

Узнают  кровь как вид соединительной ткани

П: постановка и формулиро-вание проблемы

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

На одном слайде  кровь, костная ткань, жировая ткань, хрящевая ткань

Показывает на слайде «лишние»  изображения и задает вопрос: К какому  типу тканей относятся?

Что их объединяет?

Задает вопрос: эти ткани контактируют с окружающей средой? А с какой средой контактируют?

Задает вопрос: Как связаны между собой компоненты внутренней среды?

Ребята называют  соединительную ткань

Отвечают, что  клетки расположены отдельно друг от друга, с большим количеством межклеточного вещества

Отвечают: нет. внутренней

 

Отвечают:  О взаимосвязи компонентов внутренней среды, выстраивая логическую цепочку.

3.Постановка цели и задач урока.Построение проекта выхода из затруднения.

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

Устанавлива-ют связь между целью учебной деятельности и её мотивом

Слайд презентации, оценочные листы

Предлагает определить тему и цель урока.

Задает вопросы:

 

- Каким образом можно выявить общие черты компонентов?

- Как лучше организовать работу, если на руках по одному информационному тексту о компоненте внутренней среды?

- Как будем оценивать эффективность работы групп?

Ребята обозначают тему « Внутренняя среда организма»и цель – выявить  особенности и свойства внутренней среды и ее компонентов

Ребята предлагают рассмотреть  каждый компонент из интернета или энциклопедий, и сравнить их между собой.

Ребята предлагают поработать в группах. Каждой группе предлагают  один компонент, найти его черты строения, а потом сравнить черты между собой.

Оговаривают критерии для оценки выступления (желательно до 10 баллов, например: четкость, последовательность + отсутствие ошибок + хорошая речь + полнота ответа + бонус + правильно выбранные характеристики по 0,5 баллов за характеристику)

4. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

Выделяют отличительные  признаки каждого компонента внутренней среды  

П: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, выбор наиболееэффективных способов решения задач,  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

К: управляют поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Тексты с описанием  крови, лимфы, тканевой жидкости,  набор карточек с характеристика-ми

Предлагает поработать в группах по следующему плану:

Прочитайте данный вам текст.

Выберите из предложенных карточек характеристики, относящиеся к вашему компоненту.  

Ребята работают в группе, выбирая характеристики   данного  компонента.

5.Первичная проверка понимания

Знают основные признаки  внутренней среды

П: анализ  объек-тов с целью выделения признаков, сравнение, обобщение

Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

К: владением монологичес-кой и диалогической формами речи

Слайды с изображением необходимого компонента, карточки, магнитная доска и магниты, слайды с эталоном ответов

Предлагает продемонстрировать результаты работы группы.

Предлагает оценить работу группы, а в группе активность каждого участника.

Предлагает сравнить характеристики  компонентов и найти совпадения.

Задает вопрос о том, что значат эти совпадения.

Выступает представитель от группы, развешивают характеристики данного  компонента на доске.

Выставляют баллы в оценочном листе.

Ребята находят обще черты и оговаривают, что совпадающие данные и являются особенностями    внутренней среды, по которым можно узнать  ее компоненты.

6.Выявление нового затруднения

Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

П: постановка и формулиро-вание проблемы

К: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Магнитная доска, карточки характеристики

  Особой разновидностью соединительной ткани является кровь. Кто обращал внимание на листок с анализом крови?

Задает вопрос:

- Что входит в состав крови?, Какую функцию она выполняет?

Каждой группе дается задание по по заполнению таблицы с характеристикой одного форменного элемента.

- Что обеспечивает выполнение этих функций?

Трудность: Что обеспечивает эритроцитам выполнять свою функцию?

Ребята отвечают,  что в состав крови входит плазма крови и форменные элементы: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Функции: газообмен, свертывание крови, защита.

Предположение: клетки имеют особое строение.

 

7. Поиск выхода из затруднения

П: самостоя-тельно

выделяют и формулируют познавательную цель, выдвигают гипотезы, моделирова-ние

Р: планиро-вание, прогно-зирование

Слайд  с изображением  эритроцитов лягушки и человека

Предлагает  выполнить лабораторную работу: «Сравнение строения эритроцитов лягушки и человека»

Ребята работают по  инструкции,  выполняя рисунки и заполняя сравнительную таблицу

8.Проверка понимания

Знают особенности строения  клеток крови и их функций

П: сравнение, анализ

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: контроль, коррекция, оценка, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Слайд с ответом

Предлагает сверить с эталоном и прокомментировать ошибки, оценить выполнение задания и выставить баллы.

Ребята сверяют с эталоном, комментируют и исправляют ошибки

Баллы выставляют в ЛО.

Обобщение и закрепление нового материала (7 минут)

1.Обобщение

Знают  состав внутренней среды организма человека, строение и функции крови

П: обобщение,синтез как составление целого из частей, моделирова-ние

Р: коррекция

Предлагает вспомнить и  заполнить схему «Состав крови»( более сложный вариант «Состав внутренней среды»)_  в тетрадь в виде схемы-кластера  

Предлагает сверить результаты

Зарисовывают схему в тетрадь,

 

Сверяют схемы-кластеры

2.Закрепле-ние

Доказывают  взаимосвязь строения и функций форменных элементов крови.

П: построение логической цепи рассуждений,

доказательст-во

Самоопреде-ление

Задает вопрос:  Как выполняемая функция связана со строением форменных элементов?

Отвечают, приводят  доказательства связи строения с функцией

Диагностика результатов обучения (3 минут)

1. Контроль усвоения (3 минуты)

Знают признаки  форменных элементов

Р: контроль, коррекция, осознание того, что усвоено и что предстоит еще усвоить

Самоопреде-ление

Слайды с изображением разных  форменных элементов  

Я предлагаю вам индивидуально проверить знание особенностей  внутренней среды, решив небольшой тест.

Из выбранных букв составьте слово.

Это второе название  свойства внутренней среды (гомеостаз)

Решают предложенный тест и выставляют баллы в лист самооценки, капитан команды проверяет правильность выставления.

2.Рефлексия

(2 минуты)

 

П: рефлексия, К: умеют с достаточной полнотой выражать свои мыысли

Р: проводят коррекцию и оценку собственных действий

Смыслообра-зование

Слайд презентации, оценочные листы

Предлагает написать отзыв об уроке, начиная предложения с букв

 Л-

И-

М-

Ф-

А-

Предлагает подсчитать баллы в оценочном листе и выставить отметку за урок

Ребята пишут отзыв  и сдают учителю (желающие озвучивают свои отзывы)

Выставляют отметку

Организация домашнего задания (2 мин)

1.Домашнее задание (1,5 минуты)

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Слайд с домашним заданием

Прочитайте п. 14

Докажите, что  строение эритроцитов позволяет выявить общую закономерность  организации структур организма человека.

Для желающих предлагаются сообщения по выбору на данную тему

Записывают домашнее задание в дневник, задают уточняющие вопросы

2.Организо-ванный конец урока (0,5 минут)

 

 

 

Благодарит за работу на уроке и желает хорошего дня

Благодарят учителя за урок вставанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....