Мастер - класс «Приемы работы с одаренными детьми»
материал

Цель проведения:

Познакомить коллег с  приемами работы с одаренными детьми из собственной практики.

 

Мастер – класс рассчитывался на слушателей курсов повышения квалификации

 

Форма работы с аудиторией – интегрированная,

 

Форма проведения  - с педагогами и для них без участия детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ibatullinoy_n.n.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Приемы работы  с одаренными детьми»

Провела учитель биологии МОБУ СОШ с.Нижнеулу-Елга муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

Ибатуллина Наталья Николаевна

Цель проведения:

Познакомить коллег с  приемами работы с одаренными детьми из собственной практики.

Мастер – класс рассчитывался на слушателей курсов повышения квалификации

Форма работы с аудиторией – интегрированная,

Форма проведения  - с педагогами и для них без участия детей.

Этапы мастер класса

Действия педагога - мастера

Действия слушателей

Вступление

Здравствуйте уважаемые  коллеги! Вашему вниманию я предлагаю мастер – класс «Приемы работы с одаренными детьми».

Давайте для начала наметим план нашей работы, и пусть он будет равноценен этапам работы  с одаренными детьми.

Вспомним 1 этап работы с одаренными (ответ от слушателей). Правильно, это выявление таких детей. Затем, 2 -конечно же, создаем условия, развиваем   и 3- в итоге отслеживаем результативность.

 

Называют этапы работы с одаренными детьми

Работа по выявлению одаренных детей.

Создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Результативность  работы

1.        Первые уроки биологии в 5 классе закладывают основы интереса к новому предмету. Поэтому стараюсь первые уроки сделать  более интересными. Занимательные опыты, вопросы истории биологии, оригинальные задачи, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся.

Проведение фрагмента вводного урока в 5 классе

«Был ли Ной биологом?»

В Библии говорится о праведнике Ное, которому Бог повелел построить ковчег для спасения от потопа:

«Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей (133,5 м); ширина его пятьдесят локтей (22,25 м), а высота его тридцать локтей (13,35 м). И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нём нижнее, второе и третье [жильё]» (Книга Бытия) [1]

По окончании строительства сказал Бог Ною войти в ковчег свой с сыновьями своими и женой, и с жёнами сынов своих, и ввести также в ковчег из всех животных по паре, чтобы они остались в живых. И взять себе всякой пищи, какая необходима себе и для животных. После чего ковчег был затворён Богом.

Наводнение продолжалось на земле сорок дней и сорок ночей, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю и плавал по поверхности вод.  И лишилось жизни всякое существо, которое было на поверхности земли, остались только Ной и те, кто были с ним в ковчеге.

-Ребята! Какие вопросы у вас возникли?

-Как вы думаете, почему важно было взять «каждой твари  по паре»?

-Все ваши предположения верны.

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Книга Бытия) [1]

-А как вы считаете, смог ли Ной взять в ковчег всех-всех животных, живущих на Земле? Как же нам узнать ответ на этот вопрос?

-Найдите глазами в начале § 1 «Биология – наука о живой природе» число видов, живущих на нашей планете.

-Некоторые ученые говорят о десяти миллионах видов! Открытия новых видов продолжаются…

- Чтобы ответить на вопрос: «Смог ли Ной взять в ковчег всех-всех животных, живущих на Земле?», воспользуемся текстом учебника. Откройте страницу 6, найдите слова: «Область распространения жизни…» прочтите текст  до слов на странице 7: «Биология изучает строение…»

- Живи Ной в наше время, наверное, он бы взял некоторых других животных. Чем это можно объяснить?

Мы с вами – ученые люди. Попытаемся подойти к проблеме: кого взять в ковчег? с научной точки зрения.

Возьмите Приложение № 1. «Заполни ковчег!», подпишите названия 8-10 организмов, которые вы «возьмёте» на свой ковчег.

-Мы с вами возвращаемся к вопросу: «Был ли Ной биологом?» Как бы вы ответили на него?

-Ученые предпринимают попытки выяснить, был ли в действительности Ноев ковчег, где он остановился. Не случайно, он изображен на государственном гербе Армении и гербе города Нахичевань Грузино-Имеретинской губернии (основанного, по легенде, Ноем). [1]

-Знаете ли вы о современных ковчегах? Можете ли вы их назвать?

Найдутся дети, которые подробнее захотят узнать о Ное, о животных, у которых появтся интерес к дальнейшей работе.

Выявление одаренных детей проводится  мной также на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Эти дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

2.  А) Работа на уроках

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Требования к творческим заданиям:

-задания должны вызывать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения;

-результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих;

-задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей;

-задания должны предусматривать многовариантность решений.

Мною разработаны  развивающие задачи, которые предлагаю на уроках учащимся с нарастанием уровня сложности. Например, для класса прозвучит вопрос «Опишите путь крови по большому  кругу  кровообращения»,  а  следом  прозвучит  вопрос  для  одаренного ребенка  «Тебе  сделали  укол  в  левое  предплечье, как лекарство достигнет икроножной мышцы?», и остальные с интересом послушают  рассуждения.

На всех этапах урока биологии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Я стараюсь показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-экскурсии на экологическую тропу в природу. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

        групповые формы работы,

        творческие задания,

        вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,

        дискуссии,

        диалоги.

Б) Проведение индивидуальной работы с одаренными  во внеурочное время.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают:

        кружки,

        конкурсы,

        интеллектуальный марафон,

        привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы

        система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.

Олимпиада -  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.

Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность  организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством  участия в  дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах  по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ  выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.

Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.

Среди дистанционных олимпиад и конкурсов можно выделить те, в которых  на выполнение заданий  отводится более длительное время (2-3 дня). Такой вид работы стимулирует совместную деятельность родителей с учащимися, тем самым способствует формированию позитивного отношения к учебному процессу.

Разные  виды  внеурочной деятельности, в том числе дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, всероссийского, международного  уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Успехи и достижения учащиеся собирают в портфолио. 

Поощрение талантливых учащихся и их родителей:

- освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах;

- благодарственные письма родителям;

- поощрение родителей  за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях.

Ответы слушателей

Работа с тестами

Знакомство со списком различных олимпиад, в которых участвовали мои учащиеся

Знакомство с моими успехами по презентации

Рефлексия

Итог мастер- класса

Я очень попрошу Вас дополнить  своими мыслями:

- На мастер- классе я::.

- Самым интересным для меня сегодня было:

- В своей дальнейшей работе я:

- Я пожелал бы:

- Я бы хотела посоветовать:.

Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.

Заполняют листочки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Приемы педагогической техники"

Конспект мастер-класса и презентация       "Приемы педагогической техники как способ формирования основных компонентов современного урока"...

Гармашова Н.Г. учитель музыки Мастер-класс на тему "Одаренные дети"

Гармашова Н.Г. учитель музыки Мастер-класс на тему "Одаренные дети"...

Гармашова Н.Г. учитель музыки презентация к Мастер-классу на тему "Одаренные дети"

Гармашова Н.Г. учитель музыки презентация к Мастер-классу на тему "Одаренные дети"...

Мастер-класс "Приемы педагогической техники" на примере урока в 6 классе по теме "Решение уравнений"

Сценарий методического мероприятия для учителей математики, направленного на освоение инновационного педагогического опыта,  в форме мастер-класса "Приемы педагогической техники" на примере урока...

Мастер класс "Приемы быстрого счета"

Мастер класс "Приемы быстрого счета"...

Мастер-класс "Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания"

Представленный материал о работе педагога по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках и во вне урочной деятельности по истории и обществознанию...

Приемы работы одаренными детьми на уроках иностранного языка

Задачей развития и поддержки детей с признаками одаренности заключаются  в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по разным предметам, а так же  в том, чтобы продвинуть дете...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

С ковчегом это Вы интересно придумали. "Украду" в свой свою коллекцию. Уже появились мысли как дополнить, трансформировать под себя и использовать. Спасибо!