Подготовка к ЕГЭ по биологии для 11 класса для мотивированных обучающихся
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗы. С каждым годом выпускной экзамен по биологии в форме ЕГЭ приобретает всё более серьёзную подготовку школьников. Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий ЕГЭ по биологии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ. Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы. Учитель и ученик должны хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно - измерительных материалов (КИМов). К экзамену по биологии нельзя подготовиться за короткий срок, так как требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элективный курс поможет обучающимся повторить основные разделы школьной программы, систематизировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ. На занятиях элективного курса проводится повторение и закрепление наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Практика показала, что блок "Многообразие организмов" требует совершенствования методики подготовки. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу "Человек" допускаются ошибки в темах "Кровообращение". ''Органы чувств", "Высшая нервная деятельность". Слабо отвечают на вопросы практической направленности, не могут работать по рисункам. Поэтому все таблицы, рисунки, схемы должны быть подробно рассмотрены и изучены. Важное внимание обращается на практическую направленность курса. На элективный курс в 11 классе отводится 1 час в неделю. Повторение материала проводится блочно - модульно, а также детально. При этом используется дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение проводится с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях при подготовке учащихся к ЕГЭ поможет мониторинг результатов обученности по основным темам и разделам курса в форме тренингов, репетиционных экзаменов, деловых игр «Сдаём ЕГЭ», что активизирует познавательную деятельность выпускников. Повторение разделов по биологии растений, животных и человека проводится последовательно, придерживаясь обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий по программе И.Н. Пономарева. В общем виде план повторения материала соответствует следующему содержанию: Биология грибов. Биология растений. Биология животных. Биология человека. Весь учебный материал экономно сгруппирован для более эффективного изучения. Цель курса: систематизация знаний основных разделов биологии вирусов, грибов, растений, животных, человека для подготовки к ЕГЭ. Задачи: • обеспечить более осмысленное усвоение учащимися основных биологических понятий, законов, теорий, научных идей, фактов; • продолжить формирование специальных биологических умений и навыков; • развивать аналитическое и синтезирующее мышление у обучающихся; • развивать навыки учебного труда и самостоятельной работы; • формировать умения выделять главное, делать выводы, проводить сравнение процессов жизнедеятельности организмов разных систематических групп; • воспитывать культуру учебного труда. Требования к освоению содержания курса Учащиеся должны знать: • строение и процессы жизнедеятельности организмов разных систематических групп и царств живой природы; • основные понятия по биологии грибов, растений, животных, человека, закономерности распространения организмов в природе; • этапы происхождения и развития царств живой природы; • многообразие царств живой природы. Учащиеся должны уметь: • сравнивать по основным критериям представителей разных систематических групп; • определять соответствие строения и функций органов организмов разных систематических групп; • работать с рисунками, таблицами, схемами по биологии разных царств живой природы; • решать практические задачи; • формулировать выводы, выделять правильные положения из предложенных; • определять последовательность биологических событий: • систематизировать организмы в соответствии с основными таксонами; • рационально распределять время при выполнении заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_2017_motivirovannye.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                      средняя общеобразовательная школа № 6

      «Рассмотрено»

Руководитель МО

___________        /Лысенок В.Н./

Протокол №____        от

«___» _________        201__г.

      «Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

______________/Цигас Е.А.

 «___» _________        201__г.

            «Утверждено»

   Директор  МБОУ СОШ № 6

   ___________/Захаренко Л. А.

   Приказ №        ______  от

   «___» _________        201__г.

Рабочая программа педагога

Захаренко Ларисы Александровны

Ф.И.О.

Подготовка к ЕГЭ по биологии для 11 класса

для мотивированных обучающихся

Предмет, класс

Количество часов на год: 34

Всего в неделю 1 час

2017-2018 учебный год

г. Балтийск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основную, полную среднюю школу, а также вступительные экзамены в ВУЗы. С каждым годом выпускной экзамен по биологии в форме ЕГЭ приобретает всё более серьёзную подготовку школьников.

Для того, чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.

Варианты заданий ЕГЭ по биологии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.

Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять биологические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий биологии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Учитель и ученик должны хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно - измерительных материалов (КИМов).

К экзамену по биологии нельзя подготовиться за короткий срок, так как требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элективный курс поможет обучающимся повторить основные разделы школьной программы, систематизировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эффективно подготовиться к ЕГЭ.

На занятиях элективного курса проводится повторение и закрепление наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Практика показала, что блок "Многообразие организмов" требует совершенствования методики подготовки. Учащиеся испытывают трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. По курсу "Человек" допускаются ошибки в темах "Кровообращение". ''Органы чувств", "Высшая нервная деятельность". Слабо отвечают на вопросы практической направленности, не могут работать по рисункам. Поэтому все таблицы, рисунки, схемы должны быть подробно рассмотрены и изучены. Важное внимание обращается на практическую направленность курса.

На элективный курс в 11 классе отводится 1 час в неделю. Повторение материала проводится блочно - модульно, а также детально. При этом используется дифференцированный подход к обучению. Обобщающее повторение проводится с учетом возможностей и способностей каждого учащегося. Вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях при подготовке учащихся к ЕГЭ поможет мониторинг результатов обученности по основным темам и разделам курса в форме тренингов, репетиционных экзаменов, деловых игр «Сдаём ЕГЭ», что активизирует познавательную деятельность выпускников.

Повторение разделов по биологии растений, животных и человека проводится последовательно, придерживаясь обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий по программе И.Н. Пономарева. В общем виде план повторения материала соответствует следующему содержанию: Биология грибов. Биология растений. Биология животных. Биология человека. Весь учебный материал экономно сгруппирован для более эффективного изучения.

Цель курса: систематизация знаний основных разделов биологии вирусов, грибов, растений, животных, человека для подготовки к ЕГЭ.

Задачи:

  • обеспечить более осмысленное усвоение учащимися основных биологических понятий, законов, теорий, научных идей, фактов;
  • продолжить формирование специальных биологических умений и    навыков;
  • развивать аналитическое и синтезирующее мышление у обучающихся;
  • развивать навыки учебного труда и самостоятельной работы;
  • формировать умения выделять главное, делать выводы, проводить сравнение процессов жизнедеятельности организмов разных систематических групп;
  • воспитывать культуру учебного труда.

        Требования к освоению содержания курса    

     Учащиеся должны знать:

  • строение и процессы жизнедеятельности организмов разных систематических групп и царств живой природы;
  • основные понятия по биологии грибов, растений, животных, человека, закономерности распространения организмов в природе;
  • этапы происхождения и развития царств живой природы;
  • многообразие царств живой природы.

    Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать по основным критериям представителей разных систематических групп;
  • определять    соответствие    строения    и    функций    органов    организмов разных систематических групп;
  • работать с рисунками, таблицами, схемами по биологии разных царств живой природы;
  • решать практические задачи;
  • формулировать выводы, выделять правильные положения из предложенных;
  • определять последовательность биологических событий:
  • систематизировать организмы в соответствии с основными таксонами;
  • рационально распределять время при выполнении заданий.

Тематический план

Темы занятий

Всего

Теоретические

Практические

Контроль

Царства Грибы. Царство Растения (15 часов)

1

Царство Растения. Общая характеристика

1

*

Самостоятельная работа с тестами

2

Ткани растений

1

*

Самостоятельная работа с микроскопами

3

Царство Грибы

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами, муляжами, микроскопами

4

Водоросли

1

*

*

Работа с гербарием Самостоятельная работа с тестами

5

Лишайники

1

*

*

Работа с гербарием и тестами

6

Мхи. Многообразие

1

*

Работа с гербарием и тестами

7

Плауны. Хвощи. Папоротники

1

*

Самостоятельная работа с тестами

8

Голосеменные

Покрытосеменные

1

*

*

Работа с гербарием и тестами

9

Покрытосеменные. Корень. Побег

1

*

*

Работа с гербарием и тестами

10

Лист. Побег

1

*

*

Работа с гербарием и микроскопами

11

Цветок. Соцветия

1

*

*

Работа с моделями и микроскопами

12

Плоды. Способы распространения

1

*

Самостоятельная работа с тестами

13

Жизнь растений

1

*

Самостоятельная работа с тестами

14

Классификация. Эволюция

1

*

Самостоятельная работа с тестами

15

Основные семейства

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и моделями

Царство Животные (9 часов)

16

Одноклеточные

1

*

Самостоятельная работа с тестами

17

Кишечнополостные

Черви.

Моллюски

1

*

Самостоятельная работа с тестами

18

Членистоногие

1

*

*

Работа с тестами и коллекциями

19

Тип Хордовые. Рыбы

1

*

Самостоятельная работа с тестами

20

Земноводные

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и муляжами

21

Пресмыкающиеся

1

*

Самостоятельная работа с тестами

22

Птицы.

Млекопитающие

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и муляжами

23

Млекопитающие

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и муляжами

24

Эволюция животного мира

1

*

Самостоятельная работа с тестами

Человек(11 часов)

25

Науки о человеке. Ткани

1

*

*

Самостоятельная работа с микроскопами

26

Опорно-двигательная система

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и скелетом

27

Внутренняя среда организма

1

*

*

Работа с тестами и микроскопами

28

Кровеносная и лимфатическая система

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и муляжами

29

Дыхание. Дыхательная система

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами, спирометрами

30

Пищеварительная система

1

*

Самостоятельная работа с тестами

31

Обмен      веществ и энергии

1

*

Самостоятельная работа с тестами

32

Покровная и выделительная системы

1

*

Самостоятельная работа с тестами

33

Нервная система

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и муляжами

34

Анализаторы, органы чувств. Высшая нервная деятельность

Эндокринная и репродуктивная системы

1

*

*

Самостоятельная работа с тестами и муляжами

Содержание программы

  1. Царство Грибы.

Теория. Общая характеристика грибов. Строение. Питание, размножение, экология.

Практика. Выполнение тестовых заданий. Работа с муляжами микропрепаратами.

  1. Царство растения.

Теория. Клеточное строение растений. Общая характеристика водорослей.

Строение лишайников и их многообразие. Симбиоз. Питание, размножение, роль в природе.

Высшие споровые растения. Мхи и папоротникообразные.

Семенные растения. Голосеменные. Покрытосеменные.

Строение органов растения и их взаимосвязь. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Систематика покрытосеменных. Эволюция растений.

Практика. Выполнение тестовых заданий. Работа с гербарием, микроскопами, моделями.

  1. Царство Животные.

Теория. Классификация животных. Систематика беспозвоночных животных. Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие.

Систематика хордовых. Сравнительная характеристика основных классов типа Хордовые. Эволюция систем органов животных. Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Практика. Выполнение тестовых заданий. Работа с микроскопами, моделями, муляжами.

4. Человек - вершина эволюции животного мира.

Теория. Общий обзор организма человека. Положение человека в системе животного мира. Тело человека как система: системы органов - органы - ткани - клетка. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. Нервная система. Анализаторы. ВИД, психика, поведение. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма.

Практика. Выполнение тестовых заданий. Работа с микроскопами, муляжами, моделями, измерительными приборами

Литература:

Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г .И. Лернер - М., Просвещение, ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. -М.: ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7. 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. -М.:ЭКСМО, 2005.

Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. -М.: ЭКСМО. 2005.

сборник ФИПИ "Единый государственный экзамен Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся" - •'Интеллект-Центр", 2007, 2008, 2009, 2010,2011,2012,2013, 2014, 2015, 2016.

А.А.Каменский Биология. 100 баллов. Пособие для подготовки к ЕГЭ. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2007. 2008. 2009, 2010,2011.2012

Под редакцией В.Н. Ярыгина. Биология. Для поступающих в вузы.- М.: Высшая школа, 2005,-492 с.

Е.А. Никишова, СП. Шаталова. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.- М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 191 с.-ФИПИ:

Обеспечение качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии (на примере основных тем курса «Зоология»): Учебно-методическое пособие / О.В. Селиванова, СВ. Черникова, Н.В. Максакова, Л.С. Загуменнова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования». 2009.

Учебники по биологии для 6, 7, 8 классов по программе

И.Н. Пономарева.

Интернет-ресурсы:

  1. сайт: www.fipi.ru
  2. сайт: http://ege.edu.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по английскому языку с мотивированными обучающимися

О внеурочной деятельности  с мотивированными обучающимися...

Психологический ликбез "Работа с мотивированными обучающимися"

Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, ...

"Повышение качества знаний по биологии, работа с мотивированными детьми"

В сообщении содержатся формы работы с мотивированными детьми на уроках биологии, и внеклассной работе...

Организация работы с одаренными и мотивированными обучающимися

Система работы с учащимися, проявляющими способности в изучении информатики...

План работы научно – технической кафедры с одаренными и мотивированными обучающимися на 2017 – 2018 учебный год.

План работы научно - технической кафедры с одаренными и мотивированными обучающимися на 2017 - 2018 учебный год...

Мотивирование обучающихся к изучению английского языка при помощи проектно-исследовательской деятельности

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике

Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике...