Организация проектной работы на уроке биологии
статья по биологии

В статье  говорится о проектной технологии,в основе которой лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Что актуально на современном этапе, в связи с переходом на ФГОС.   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Чемисова Т.Л., учитель биологии, географии

ГБОУ №131 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Организация проектной работы на уроке биологии

(из опыта работы)

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают, именно, на реальные виды деятельности обучающихся. Исходя из этого, обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы [1, с. 2].

Так, программа по биологии в школе для детей с ОВЗ включает относительно сложный для учащихся теоретический материал, изучение которого недостаточно результативно без применения особых методов и приемов, технологий. Передо мной перед моими коллегами, возникла проблема – реформировать традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Это требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

На уроке следует использовать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Например, проектно – исследовательская деятельность.

Цель: Развитие у обучающихся исследовательских умений, обеспечение механизма критического мышления, умения искать пути решения проблемы. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней  стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

 В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

При работе обучающихся над проектом я помогаю в поисках нужной информации; координирую весь процесс; поощряю обучающихся; поддерживаю постоянную обратную связь. Учащиеся получают рабочие - листы, алгоритм выполнения задания. Готовлю иллюстративный материал. Каждый ученик выполняет своё задание, а затем представляет результат отчёта по рабочему листу, оформленный на листе в тетради. Работаем обычно над мини проектами в силу способностей учащихся.

Темы проектов связаны непосредственно со здоровьем человека: «Влияние оценки на эмоциональное состояние учащихся», «Цвет и здоровье человека», «Влияние темперамента на успеваемость" и другие. Применяя технологию проектного обучения, я стараюсь воспитывать ученика – исследователя, развивать в нем активную и творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия.

Таким образом, технология проектной деятельности учащихся включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов творческих по самой своей сути. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Литература

  1. Бухвалов В.А. Общая методика развивающего образования (с применением ТРИЗ).  Рига, "Эксперимент", 2001. – 96 с.
  2. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // Завуч. – М.: Центр «Педагогический поиск»  2004.  № С.64-96.
  3. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод. библиотека)
  4. Ступицкая М.А., «Что такое учебный проект?» М. Первое сентября 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод п...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами (т.к. мы учим детей учиться самостоятельно)....

Организация проектной деятельности на уроках биологии в условиях ФГОС

Использование на уроках биологии метода проектов...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются практические вопросы организации проектной работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии

Материал содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках биологии....