Разработки уроков
план-конспект урока по биологии (6, 8 класс)

Чеснова Галина Викторовна

Разработки уроков по биологии и химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

.Чеснова Галина Викторовна

учитель химии и биологии МБОУ Ширыштыкская СОШ

Тема: ОРГАНЫ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ. КОРЕНЬ

Цели: показать усложнение органов растений в ходе эволюции; раскрыть понятие об особенностях строения и функционирования корневых систем; продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучении: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:.....

1. Актуализация знаний.

2. Органы растений. Усложнение их в ходе эволюции.

3. Органы цветковых растений как вершины эволюции.

4. Корень. Разнообразие корней.

5. Закрепление знаний.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами {дикая редька, пастушья сумка, рожь, пшеница), живые комнатные растения, таблица «Органы растения», рисунки учебника.

Ход урока

Деятельность учителя        

Деятельность учеников.

1. - Какие вы уже знаете уровни организации живого?

- Можете ли вы привести примеры для  каждого уровня у растений?

-  Можно ли это представить в виде схемы?

-   Давайте теперь приведем примеры к этой схеме, в соответствии с темой урока.

2. - Итак, мы сегодня рассматриваем тему «Органы цветковых растений. Корень».

-   Все многоклеточные организмы состоят из органов, в том числе и растения. Но на Земле огромное, разнообразие растений, и органы, из которых они состоят, отличаются друг от друга не только, степенью своей сложности, но и отсутствием их у некоторых растений.

-  Так, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появлялись у растений стебли, листья, корни, цветки, плоды.

- Происходило это по мере того, как менялся климат на планете и осваивались большие площади суши.

3.  - У современных властелинов суши из мира растений, то есть у покрытосеменных или цветковых, есть все перечисленные органы. Они делятся на вегетативные и генеративные.

К вегетативным органам относятся те, которые выполняют все функции, кроме размножения   и   распространения.   Эти функции выполняются генеративными органами.

! Но некоторые растения могут размножаться   и   с   помощью вегетативных органов: клубнями,    корневыми,    листовыми, стеблевыми черешками и др.

-  Остановимся на роли и значении корня как одного из вегетативных   органов   в  Жизни растений,    особенностях    его строения и функционирования.

4.  - Корни  одного  растения образуют корневую систему. У некоторых  растений   в  такой системе   выделяется   главный корень, и система носит название стержневая. Запишем это в виде схемы.

- Рассмотрите в предложенных вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами.

- А теперь поработайте с текстом и рисунками учебника и  выпишите разновидности корней и их функций.

- Можно ли связать разнообразие корней с условиями обитания растений или с особенностями их строения?

- Проверим полученные сегодня на уроке знания, выполнив следующую работу.

Вставьте пропущенные слова:

1. Если нет главного корня, то корневая система называется...

2. От главного корня отходят...  корни.

3.   Кроме   всасывания   корень выполняет    еще    следующие функции:

а)...

б)...

в)...

! Можно задать вопрос о совершенствовании органов растения в ходе эволюции.

- Клеточный,  тканевый,  органный, организменный.

1. Клетка кожицы листа.

2. Покровная ткань.

3. Лист.

4. Растение.

(Ромашка аптечная)

(Ответ  строится   с   помощью учителя.)

Организм                                   растение

Орган                                          корень

Ткань                                          проводящая

 

Клетка                                          сосуды

Записывают  число и тему в  тетрадь

 Слушают учителя. Делают записи в тетрадях. Составляют    последовательную схему усложнения органов растений в ходе эволюции.

Цветок

корни

листья

стебель

Слушают учителя.

Составляют    схему   органов цветкового растения

Органы

Вегетативные                               Генеративные

1. Корень                                          1.Цветок

2. Стебель                                        2. Плод З.Лист                                               З.Семя

Вступают в беседу, дополняют учителя, приводят примеры.

Корневая система

Стержневая                                      Мочковатая

а) главный                                          главный ко-корень;                                                 рень недо-

                                                              развит

б) боковые

 корни

Составляют простейшие схемы:

Корни

дыхательные                                   корнеклубни

                   

                  подпорки                    корнеплоды

                                     прицепки

Находят в тексте учебника ответы на поставленный вопрос.

Пример. «Тропические мангровые деревья живут на бедных кислородом почвах и корни их поднимаются над водой или почвой вверх, выполняя дыхательную      функцию      и

снабжая подземные части растения воздухом».

Выполняют работу по закреплению знаний.

1. ...мочковатая.

2. ...боковые.

3.

а) закрепление в почве;

б) запасание веществ;

в) проведение воды и минеральных солей

Домашнее задание. Изучить текст до слов: «Другим важным органам растения является побег». Подготовить план рассказа о корне как об одном из основных органов цветкового растения.



Предварительный просмотр:

Чеснова Галина Викторовна

учитель химии и биологии МБОУ Ширыштыкская СОШ

Тема: ТКАНИ ЖИВОТНЫХ: ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ И СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ

Цели:

Образовательные: изучить особенности строения тканей животного организма: эпителиальной и соединительной; сформировать умение доказывать соответствие строения животных тканей выполняемым функциям;

Развивающие: продолжить формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

Воспитательные: воспитывать любовь к предмету

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Структура урока:

1. Актуализация знаний,

2. Основные типы тканей животных.

3. Особенности эпителиальной и соединительной тканей.

4. Лабораторная работа.

5. Закрепление изученного материала. Оборудование: учебники, микроскопы, микропрепараты

«Эпителиальная ткань», «Рыхлая соединительная ткань», таблицы

«Схема строения животной клетки», «Эпителиальная и соединительная ткани», кинофильм «Ткани животных и человека», рисунки учебника по данной теме.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Приглашает выступить учащихся с сообщениями с использованием дополнительной литературы. Дает 2-3 учащимся индивидуальные задания по работе с микропрепаратами

Дает 2-3 учащимся индивидуальные задания по заполнению таблицы, подобной той, что делали в классе, но с пропущенными в некоторых графах участками текста.

Пример сообщения: «Что такое папирус?», «Где растут зубные щетки?» (Я познаю мир. Растения. М.: ACT, 1999.)

Примеры заданий для работы с микроскопом:

Рассмотрите микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски». Приведите примеры соответствия строения клеток различных тканей выполняемым функциям.

Пример индивидуального задания по работе с таблицей.

Название

Место

Особенности

Выполняемые

ткани

расположения

строения

функции

----------II----------II-----------

-----------II----------II-----------

Клетки с одревесневшими

1) -----------II----------II-----------

грецкого ореха;

косточки

оболочками.

Живое   содержимое отсутвует

2) -----------II----------II-----------

-----------II----------II-----------

стебля

Остальные      выполняют биологический диктант в контрольных тетрадях.

Пример биологического диктанта:

1.   Образовательная ткань обеспечивает...

2.  Мякоть листа образована...

3. Сосуды образуют......

2. - Многоклеточные организмы, имеющие дифференцированные ткани, представлены не только растениями, но и животными. И вот сегодня мы поговорим о многообразии тканей животного организма, и начнем мы разговор об эпителиальных и соединительных тканях, об особенностях их строения и обязательном соответствии их выполняемым функциям.

3. - Работая с учебником, найдите черты сходства между эпителиальной тканью животных и покровной тканью растения.

 Теперь попробуйте составить сравнительную таблицу, аналогичную таблице по тканям растений,

Пишут   в   контрольных   тетрадях биологический диктант: рост,   основной тканью, проводящую ткань...

Слушают объяснение учителя. Записывают число и тему в тетрадь. Записывают многообразия тканей животных организмов и их примеры.

Ткани животных.

1.  Эпителиальная (в ротовой полости).

2. Соединительная:

а) костная;

б) хрящ;

в) жировая;

г) кровь.

3. Мышечная:

а)  гладкая (в стенках кровеносных сосудов);

б)  поперечнополосатая (мышцы тела).

4. Нервная (нервы).

Работают с текстом учебника, составляют ответы. Примерный вариант. Эти ткани выстилают поверхности. Клетки их плотно прилегают друг к другу. Функция -защитная.

Составляют таблицу по эпителиальной и соединительной тканям.

Сравнительная характеристика тканей животных

Название

Место

Особенности

Выполняемые

ткани

расположения

строения

функции

Эпителиаль-

- наружная по-

Клетки      очень

1. Защита от:

ная ткань

верхность   тела

плотно  прилега-

- высыхания;

- микробов;

животных;

ют друг к другу.

— полости внут-

Межклеточное

- механических

ренних органов;

вещество   почти

повреждений.

— железы

отсутствует

2. Образование желез

Соединитель-

ная ткань

а) костная;

-кости;

- плотное межклеточное вещество;

1. Опорная.

б) хрящевая;

- хрящи;

-   рыхлое   меж-

2.   Опорная   и

клеточное вещество;

защитная.

в) жировая;

- жировые про

3. Защитная,

слойки;

г) кровь

- кровеносные

-   жидкое   меж-

4.    Транспорт-

сосуды

клеточное веще-

ная.

ство

Общее: клетки удалены друг от друга;    межклеточного вещест-

И др.

ва много

-  Для закрепления материала поработаем со статьей учебника «Какие утверждения верны»: № 1, 2, 3, 8; и со с. 37, в которой имеется рисунок. На нем надо опознать изображенные разновидности тканей.

- Можем ли мы сказать, что на примерах животных тканей тоже можно доказать соответствие строения выполняемым функциям.

Работают в парах по вопросам и тесту учебника, проверяя и дополняя друг друга.

Работая с учебником, таблицей, приводят доказательства того, что особенности строения животных тканей обусловлены выполняемыми ими функциями.

Домашнее задание. Изучить материал учебника об эпителиальной и соединительной тканях. Подготовить дополнительно сообщения о пересадке тканей и пластических операциях, о переливании крови.



Предварительный просмотр:

Чеснова Галина Викторовна

учитель химии и биологии МБОУ Ширыштыкская СОШ

Урок разработан с использованием технологии мультимедиа, что дает возможность осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала, самоконтроль, самокоррекцию, визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране. В ходе урока учащиеся обучаются критическому мышлению, умению организовывать свою деятельность, анализировать результаты работы.

Тема урока: Степень окисления элементов (8 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой

Цели урока:

1.Сформулировать понятие о степени окисления. Научить находить степени  окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений.

2. Воспитание положительного отношения к знаниям.

3. Развитие аналитического, критического  мышления.

Средства обучения: компьютер, проектор.

Методы и методические приемы: словесные, наглядные, самостоятельная работа

Ход урока:

Рассказ с демонстрацией слайдов, беседа, просмотр слайдов с комментариями учителя.

  1. Вступительное слово учителя:

Степень окисления является важной характеристикой состояния атома в молекуле.

Знать:

  • элементы с постоянной степенью окисления;
  • элементы, высшая валентность которых не равна номеру группы, в которой они находятся периодической системе;
  • Соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления. (Слайд №2)

Уметь:

  • определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе;
  • определять степени окисления элементов по формуле;
  • составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения. (Слайд №3)
  1. Изучение нового материала.

1. Понятие о степени окисления (СО) (слайд № 4)

2. Элементы с постоянной СО (слайд №5)

3. Элементы с переменной СО (слайд №6)

4. Нетипичные СО водорода и кислорода (слайд №7)

5. Определение СО неметаллов (слайд №8)

                                  Неметаллы могут иметь

                                                            (+)                                    (-)

Высшую положительную СО = N группы                     Низшую отрицательную СО находят по формуле

                                                                                              (N группы элемента  - 8)    

                                         Промежуточную СО

Например: Элемент азот может иметь следующие степени окисления (слайд №9)

Низшая отрицательную СО

Промежуточная СО

Высшая положительная СО

-3

-2

-1

0

+1

+2

+3

+4

+5

3

N2 Н4

2ОН

N2

N2О

N2О3

2

N2О5

6. Любая формула является  электронейтральной, поэтому алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле =0.  Степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или « - » перед их величинами. (Слайд №10)

7. Как узнать какой элемент в соединении проявляет отрицательную СО?

Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления. (Слайд №11)

8. В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов.

 Например:

 Na+ Cl-   степень окисления натрия равна +1, хлора = -1

K2+O2- степень окисления калия = +1, кислорода = -2. (слайд №12)

9. В соединениях с ковалентной неполярной  связью степень окисления =0

Например: О20, Р0, Н20, С0   (слайд № 13)

10. В соединениях с ковалентной полярной  связью степень окисления элемента – это условный заряд его атома в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов, то есть рассматривать ковалентные полярные связи как ионные связи.

Например:  H :Cl   считают, что общая электронная пара полностью переходит к атому хлора (ЭО Cl >ЭО H), то есть связь становится ионной H+Cl-   , следовательно степень окисления водорода +1, а хлора  -1. H+1 Cl-1 (слайд №14)

11. Правила составления формул химических соединений (слайд №14,15,16,17)

12. Упражнения  в определении степени окисления  (Слайд №18)

13. Номенклатура бинарных соединений. (Слайд №19)

Первое слово

+

второе слово

В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательного химического элемента + суффикс «ид»

+

русское название электроположительного химического элемента в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная)

 (Слайд №20)

Химические элементы

Корень слова

N

Нитрогениум

Br

Бромум

H

Гидрогениум

O

Оксигениум

Si

            Силициум

S

Сульфур

C

Карбонеум

F

Фторум

Cl

Хлорум

14. Упражнения в названии химических соединений. (Слайд №21)

15. Составление формул соединений по названию. (Слайд №22)

  1. Домашнее задание: §17, упражнения 1-3 (с.90)
  2. Подведение итогов урока.
  3. Рефлексия (составление синквейна)

Литература:

  1. Габриелян О.С..  Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2009г.
  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В..  Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2002г.
  2. Егоров А.С., Шацкая К.П. и др. Общая и неорганическая химия: учебное пособие для учащихся медицинских лицеев, медико-биологических классов и классов с углубленным изучением химии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Чеснова Галина Викторовна учитель химии МБОУ Ширыштыкская СОШ Электронное учебное пособие по теме:

Слайд 2

Знать: Э лементы с постоянной степенью окисления; Э лементы, высшая степень окисления которых не равна номеру группы, в которой они находятся периодической системе; Соединения водорода и кислорода, в которых эти элементы имеют не характерные для них степени окисления.

Слайд 3

Уметь Определять степени окисления элемента по его положению в периодической системе; Определять степени окисления элементов по формуле; Составлять формулы бинарных соединений по степени окисления; Называть бинарные соединения.

Слайд 4

Степень окисления(СО) – это условный заряд атомов, найденный и для ковалентных полярных соединений, как для ионных .

Слайд 5

Постоянная степень окисления Металлы (+) +1 Li, Na, K, Rb, Cs, Ag +2 Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Zn +3 Al Неметаллы (-) -1 F -2 O

Слайд 6

Переменная степень окисления Металлы (+) +1, +2 Cu, Hg +2, +3 Fe, Co, Ni +2, +3, +6 Cr, Mo Неметаллы (-) -1, +1 H -4, +2, +4 C, Si -3, +3, +5 N, P, As -1, +1, +3, +5, +7 Cl, Br, I -2, +4, +6 S, Se, Te

Слайд 7

Кислород в соединении со фтором имеет положительную СО Например: O +2 F 2 -1 Водород , соединяясь с металлами проявляет отрицательную СО Например: K +1 H -1 Ca +2 H -1 Запомни

Слайд 8

Неметаллы могут иметь Высшую положительную СО = N группы Низшую отрицательную СО находят по формуле ( N группы элемента - 8) Промежуточную СО

Слайд 9

Низшая отрица-тельная СО Промежуточная СО Высшая положи-тельная СО -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 N Н 3 N 2 Н 4 N Н 2 ОН N 2 N 2 О N О N 2 О 3 N О 2 N 2 О 5 Например: элемент азот может иметь следующие степени окисления

Слайд 10

Любая формула - электронейтральна , поэтому алгебраическая сумма степеней окисления всех атомов в молекуле =0 степени окисления записывают над символами элементов со знаком «+» или «-» перед их величинами.

Слайд 11

Как узнать какой элемент в соединении проявляет СО отрицательную? F, O, N, Cl, Br, S, P, C, H, Si, Al, Mg, Ca, Na, Cs х.э. стоящий в ряду левее проявляет (-) СО, а правее – (+) СО N 2 +5 O 5 -2 H 3 +1 N -3 Металлы во всех сложных соединениях имеют только положительные степени окисления.

Слайд 12

В соединениях с ионной связью степени окисления элементов равны зарядам ионов Например: Na + Cl - степень окисления натрия равна +1 , хлора = -1 K 2 + O 2- степень окисления калия = +1 , кислорода = -2 .

Слайд 13

В соединениях с ковалентной неполярной связью степень окисления =0 Например: О 2 0 , Р 0 , Н 2 0 , С 0

Слайд 14

В соединениях с ковалентной полярной свя з ью степень окисления элемента – это условный заряд его атома в молекуле, если считать, что молекула состоит из ионов, то есть рассматривать ковалентные полярные связи как ионные связи. Например: H : Cl считают, что общая электронная пара полностью переходит к атому хлора (ЭО Cl >ЭО H ), то есть связь становится ионной H + Cl - , следовательно степень окисления водорода +1 , а хлора -1. H +1 Cl -1

Слайд 15

Правила составления формул химических соединений 1. Если СО химических элементов, входящих в состав соединений, одинаковы, то индексы не ставятся. C +2 O -2 , Cu +2 O -2 , H +1 Cl -1

Слайд 16

2. Если СО одного х.э. делится на СО другого х.э., то значение большей СО делим на значение меньшей и ставим полученное число возле х.э. с меньшей СО S +6 O -2 6:2=3 → S +6 O 3 -2

Слайд 17

3. Если значения СО не делятся друг на друга, ставим их в виде индексов «крест- накрест» Al +3 O -2 →Al 2 +3 O 3 -2

Слайд 18

Определение степени окисления элементов Al 2 O 3 Ca 3 N 2 K 2 S P 2 O 5 C а O As 2 O 3 Al 2 +3 O 3 -2 Ca 3 +2 N 2 -3 K 2 +1 S -2 P 2 +5 O 5 -2 C а + 2 O -2 As 2 +3 O 3 -2

Слайд 19

Номенклатура бинарных соединений Первое слово + В корне слова от 3 до 5 букв латинского названия электроотрицательно-го х.э. + суффикс « ид » Второе слово русское название электроположительно-го х.э. в родительном падеже (с указанием СО, если она переменная)

Слайд 20

Химические элементы Корень слов Нитр огениум Бром ум Гидр огениум Окс игениум Силиц иум Сульф ур Карб онеум Фтор ум Хлор ум N Br H O Si S C F Cl

Слайд 21

Назовите бинарные соединения CO 2 оксид углерода (IV) FeCl 3 хлорид железа (III) SnCl 4 хлорид олова (IV) AlJ 3 иодид алюминия Оксид углерода (IV) Хлорид железа (III) Хлорид олова (IV) Иодид алюминия

Слайд 22

Составление формул соединений по названию Запишите формулы: 1.Оксидов марганца ( II ),( III ),( IV ),( VII ); 2.Нитридов: Na, Ca, Al 3.гидрида бария, хлорида сурьмы( V ), сульфида алюминия, хлоридов фосфора ( III ),( V ) Проверка: 1. MnO, Mn 2 O 3 , MnO 2 , Mn 2 O 7 2. Na 3 N, Ca 3 N 2 , AlN 3. BaH 2 , SbCl 5 , Al 2 S 3 , PCl 3 , PCl 5

Слайд 23

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме Одно ключевое слово (словосочетание), определяющее содержание синквейна Степень окисления Несколько прилагательных, характеризующих данное слово Положительная, отрицательная Несколько глаголов, показывающие действия понятия Таит секреты, объединяет, помогает Короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение Важная характеристика состояния атома в молекуле Одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием Формула Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...