Методические разработки
методическая разработка по биологии

Климова Анна Эдуардовна

Предварительный просмотр:

Тема «Грибы»

Цели:

Содержательная (предметные результаты):

- Узнать строение и жизнедеятельность грибов.

Деятельностная:

- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению биологии

- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе

Личностные УУД

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

Познавательные УУД

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

Регулятивные

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация

(самоопределение)

к  учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Актуализация знаний

Какую изучили тему на прошлом уроке?

Расскажите о значении растений, используя презентацию.

Расскажите о значении животных  используя презентацию.

.

Учащиеся слушают и называют тему «Значение растений и животных»

Называют значение растений, объясняя каждый слайд.

Называют значение животных ,объясняя каждый слайд

.

Коммуникативные:

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

3. Проблемное объяснение нового знания

Отгадайте о каком царстве мы будем говорить на уроке.

Дом. задание стр. 57-60

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это...

Узнаем хар-ку грибов,  прочитав текст стр. 57-58

Изучим питание грибов стр.58-60 и составим кластер в тетради

.

Что такое грибокорень (микориза)?

Слушают, Отвечают (грибы).

Читают текст и называют признаки грибов, используя м/м приложение.

Читают и составляют схему.

Грибы: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты.

Отвечают на вопрос

(это симбиоз гриба и растения).

Познавательные :

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные:

Умение слушать других людей.

4. Первичное закрепление.

Класс выполняет задания в печатной тетради.

Работают в печатной тетради и производят взаимопроверку.

Коммуникативные

Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в паре .

5 Итог урока  (рефлексия)

Работа с тренажером М/М приложения и в печатных тетрадях.

Работают  с тренажером М/М приложения и в печатных тетрадях

Коммуникативные:

Уметь грамотно и

доходчиво объяснять

свою мысль.



Предварительный просмотр:

Многообразие жизненных форм растений –

НАУКА О РАСТЕНИЯХ - БОТАНИКА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.

Формируемые УУД:

к. — строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения; 

р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;

 п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; составлять план параграфа; работать с натуральными объектами; 

л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: жизненная форма растения, деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, травы, распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм; устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Оборудование и материалы: учебник, проектор, экран, слайды или плакат с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав.

Общие рекомендации. Для формирования устойчивого интереса к ботанике, обучения правильному подбору информации и умения ее грамотно преподносить к некоторым урокам учащиеся индивидуально или в группах готовят мини-сообщения о различных растениях (учитель может предлагать темы). Презентация сообщения может быть представлена как в начале урока в качестве “ботанической разминки”, так и в середине и в конце урока. Ученик (группа) задает классу вопросы по изложенным фактам. Одноклассники отвечают на вопросы и получают по одному баллу за каждый правильный ответ. Баллы суммируются, и учащийся, набравший 5 баллов, получает соответствующую оценку. Докладчиков может назначать учитель или учащийся, избранный учителем на роль организатора. Фиксирование баллов можно поручить ученику, так как это развивает чувство ответственности и причастности к процессу обучения. Данная форма деятельности не должна занимать более 5 мин (сообщение - 3 мин, вопросы и ответы — 2 мин).

Для того чтобы учащиеся смогли восстановить силы, целесообразно в определенное учителем время провести оздоровительно-гигиеническую физкультминутку (2—3 мин) или мимическую гимнастику (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, напоминает ученикам о правилах поведения в кабинете биологии.)

II. Проверка домашнего задания

(Проверка выполнения заданий в тетради. Ученик зачитывает ответы на вопросы § 1, учитель при необходимости его поправляет. Учитель может привести свои примеры или организовать мини-дискуссию.

Проверка и комментирование рисунков. Можно выбрать лучший рисунок и выставить оценку.)

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлого урока.

(Опрос по опорным понятиям. Учитель просит ученика объяснить несколько терминов. Следующие два-три ученика продолжают давать определения понятий. Остальные ученики могут дополнять, поправлять одноклассников. Оценивание кроссвордов.)

III. Работа по теме урока

1. Представления о жизненных формах растений

Растения различаются между собой по форме и окраске цветков, плодов, листьев, почек. Когда мы приходим в лес, то в первую очередь замечаем не эти признаки. На вопрос “Что вы видели в лесу?”, каждый сможет ответить “деревья, кустарники, травы”, даже если не знает названия ни одного из этих растений. Внешний облик растения, отражающий его образ жизни и приспособленность к условиям среды, называют его жизненной формой. Запишите этот термин и его определение в ваши словари.

Жизненную форму дерево имеют дуб, тополь, яблоня, жизненную форму кустарник — рябина, сирень, а одуванчик, ромашка — это травы.

— Друзья, о разнообразии жизненных форм растений вам расскажет... (представление докладчика).

(Заслушивание сообщения. Ответы на вопросы по тексту доклада. Вопросы готовит докладчик, а учитель заранее их проверяет и при необходимости вносит свои корректировки).

2. Примеры жизненных форм растений

— Слушая мой рассказ, записывайте в таблицу особенности внешнего строения растений различных жизненных форм.

Взрослые деревья — это многолетние растения, имеющие один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста). Ствол и ветви нарастают в длину и толщину, а снаружи покрываются темной коркой. Средняя высота деревьев в наших лесах 20—30 м. Австралийские эвкалипты вырастают до 100 м (высота 16-этажного жилого дома — 50 м). В Японии искусные садоводы выращивают в горшках карликовые декоративные деревца. При этом такие деревья могут достигать и столетнего возраста.

Все деревья — многолетние растения. Самые долговечные из них относят к группе цветковых растений. Каштан благородный может жить до 2000 лет, дуб — до 1000 лет, бук — до 900 лет.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них не один, а несколько стволов разной толщины и высоты. Стволы отходят от общего основания, скрытого под землей. Продолжительность жизни одного стволика с кроной 15—25 лет, но они сменяют друг друга в течение сотен лет. Таким образом, общая продолжительность жизни кустарника может быть больше, чем у дерева.

Кустарнички — жизненная форма многолетних растений. Они похожи на кустарники, но меньше их по размерам. Зимой кустарнички полностью укрыты снегом. Примеры — брусника, черника, вереск.

У полукустарников часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон. Это полудревесные-полутравянистые растения, такие как некоторые виды полыни, тимьян.

Травы, как правило, имеют зеленый стебель. У многих трав надземная часть ежегодно отмирает. Высота травянистых растений меньше, чем у деревьев и кустарников, но есть и очень высокие травы. Жизнь однолетних трав укладывается в один вегетативный период (овес, просо, пастушья сумка). Двулетние

травы в первый год жизни образуют только вегетативные органы, в которых накапливают много органических веществ, а на второй год происходит цветение и плодоношение (капуста, свекла, чертополох). Многолетние травы впервые зацветают на 5— 10 год жизни, а затем несколько лет цветут и плодоносят (ландыш, копытень).

Жизненная форма

Особенности внешнего строения

Деревья

Один мощный ствол (одревесневший стебель) с кроной из ветвей (побегов разного возраста)

Кустарники

Несколько одревесневших стволов разной толщины и высоты

Кустарнички

Несколько одревесневших невысоких стволиков

Полукустарники

Часть стебля одревесневает и существует в течение нескольких лет, а травянистая часть живет один летний сезон

Травы

Стебель не одревесневает, зеленые побеги ежегодно отмирают

(Проверка выполнения задания. Учитель просит кого-то из учеников прочитать записи в таблице. Другие учащиеся могут внести дополнения и поправки в его ответ.)

— Работая с п. 2 § 2, ответьте на вопросы 2, 3 после параграфа. (Проверка выполнения задания.)

— Попробуем определить, к каким жизненным формам относятся растения на следующих рисунках. Свой выбор объясните.

(Демонстрация слайдов или плаката с изображением различных деревьев, кустарников, кустарничков и трав. Ответы учеников.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

— Наш урок подошел к концу. Все полученные на уроке знания вы сможете закрепить с помощью домашнего задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 2, повторить основные термины, выполнить задания в конце параграфа.

2. Нарисовать в альбоме растения разных жизненных форм, подписать их названия.

Дополнительный материал

Друзья путешественников

Генерал из произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” говорил, что булки на дереве родятся “в том самом виде, как их утром к кофею подают”. Читатели смеются над этим генералом. А ведь в некоторых тропических странах действительно есть такие сказочные деревья!

Растительный мир планеты настолько разнообразен, что у человека, попавшего в экстремальные условия в тайге, джунглях, горах и пустынях, есть возможность выжить и не погибнуть от голода и недостатка воды. Только необходимо знать, какие виды растений и где обеспечат ему пропитание.

В Австралии прекрасно утоляет жажду сок казуарины. Приятную на вкус жидкость можно получить, отпилив или отломав большую ветку этого дерева. На этом континенте обитает брахихитон наскальный, или бутылочное дерево. В его стволе содержится сладкий сок, густой, как желе, а между корой и древесиной помещен запас воды. Сердцевину, как и листья, животные едят в трудное для них время, так что вся “бутыль” может быть выпита и съедена без остатка.

Накапливает воду и квинслендское бутылочное дерево. Оно по своей форме действительно похоже на бутылку, только многокамерную. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как бутылочные деревья растут только в самых сухих областях Австралии, а в дождевых тропических лесах не встречаются. Второй резервуар помещается в средней части дерева. В нем содержится большое количество сладковатого сгустившегося в желе сока, очень полезного и питательного.

На островах Тихого океана используют для питья сок пальмы. Для этого срезают на пальме цветоножку и собирают сок во флягу или в колено бамбука. Кокосовая пальма — лучший друг путника: она не только утолит жажду, но и обеспечит едой.

Некоторые африканские деревья собирают дождевую воду. Резервуарами у них служат естественные углубления ствола, а у старых деревьев — дупла. Охотникам и путникам часто приходится пробивать в стволе дерева отверстие, чтобы добыть воду из такого хранилища. В африканской саванне большим количеством дождевой воды заполняется и полый ствол баобаба.

В пустынных и маловодных гранитных горах Юго-Восточной Африки встречается растение с экзотическим названием “дерево-фляга”. Его мягкая древесина способна впитать в себя невероятное количество воды, за счет чего ствол сильно распухает.

В пустынях умеренного пояса обитает растение-паразит — заразиха. Из полого подземного стебля заразихи можно добыть до полутора литров чистой, прохладной воды.

Утоляют жажду и многие кактусы. В их мясистом теле содержится много жидкости, пригодной для питья.

Молочное дерево, или коровье дерево, растет в лесах Центральной и Южной Америки. Как и многие другие представители тутовых, оно выделяет млечный сок, но, в отличие от млечных соков других растений, он не ядовит, а вполне съедобен и даже вкусен. Состоит этот сок из воды (57%), растительного воска (37%), сахаров и смол (5—6%). В отличие от настоящего молока млечный сок молочного дерева имеет более густую вязкую консистенцию и бальзамический аромат. Это “молоко”

не портится в течение недели даже в условиях тропического климата, хорошо смешивается с водой в любых пропорциях, при этом не сворачиваясь. Оно широко употребляется местным населением в пищу как замена коровьему молоку. При кипячении на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки.

Мыльное дерево, или сапиндус, растет на полуострове Флорида и островах Вест-Индии. Название “индейское мыло” (лат. sapo — мыло, indicus — индейский) было дано растению Карлом Линнеем. Ботанику было известно об использовании индейцами плодов этого дерева при отбеливании тканей. Если растереть плоды, получается мыльная пена. Ткани, выстиранные в этой пене, никогда не линяют и не блекнут.

Колбасное дерево, или кигелия перистая, из семейства бигнониевых свое название получило за плоды, похожие на крупные ливерные колбаски длиной до 60 см. Масса этих плодов может достигать несколько килограмм. Африканцы лечат плодами колбасного дерева ревматизм, змеиные укусы, а также считают, что с их помощью можно изгонять злых духов и останавливать торнадо. Из плодов делают слабоалкогольный напиток. Свежие плоды ядовиты и обладают сильным слабительным эффектом. Для употребления в пищу их сушат, жарят или ферментируют.

Свечное дерево, или парментьера съедобная, — это довольно большое дерево с гигантскими листьями, напоминающими листья акации. Плод состоит из очень жесткой кожуры, внутри находится немного мякоти с крупными семенами. Мякоть по вкусу напоминает яблоко, только слаще. В плодах свечного дерева большое количество растительных масел, благодаря чему их действительно используют в качестве свечей. Люди вставляют в такой плод фитилек, и “свечка” (которая, кстати, горит очень ярко и без копоти) готова.

В полутора тысячах километров от Африканского материка в безбрежных просторах южной части Атлантического океана затерялся маленький островок Св. Елены. Знаменит остров тем, что здесь долгие годы провел в изгнании Наполеон Бонапарт. По склонам центрального островного хребта до высоты 600 м растут необычные капустные деревья. Их листья собраны в виде плотных соцветий на концах ветвей и немного напоминают кочан капусты. Конечно, никакого отношения к этому овощу они не имеют. Археологические находки подтвердили, что листья капустных деревьев употреблялись в пищу древними людьми. Сегодня эти растения в кулинарии не используются.

Растения-рекордсмены

Миддлемист красный — самый редкий цветок в мире. Британский садовник Джон Миддлемист, путешествуя в 1854 г. по Китаю, был очарован алой розой, которую он совершенно случайно обнаружил. Он выкопал цветок и привез его в Британию, чтобы посадить в теплице Соединенного Королевства. Он даже не мог предположить, что благодаря этому он спас последний экземпляр цветка в мире. В честь его и была названа эта алая роза.

Сосна Мафусаил — самое древнее дерево в мире. Ее возраст превышает 4850 лет. Растет это величественное дерево в США, в горах Уайт-

Маунтинс на высоте 3000 м. Ее точное место нахождения знают только ботаники, которые ведут наблюдение за сосной и стремятся уберечь ее от вандализма. Ведь туристов, желающих с ней сфотографироваться или оторвать на память кусочек коры, тысячи.

Самым высоким из ныне живущих деревьев является секвойя Гипер- ион, которая растет в национальном парке Редвуд (США, штат Калифорния). Высота Гипериона составляет 115,5 м. Этому дереву около 800 лет.

Самое длинное растение — ротанговая пальма, длина ее стебля достигает 300 м.

Самый большой живой организм на Земле — Пандо — клональная колония тополя осинообразного (США, штат Юта). Как установили ученые, 47 тыс. стеблей происходят от одного тополя, жившего около 80 тыс. лет назад, и имеют единую корневую систему, т. е. могут быть названы единым организмом.

Другим кандидатом на звание самого долгоживущего и большого клонального организма на Земле является колония посидонии океанской, находящаяся недалеко от острова Ибица в Средиземном море. Размер этой колонии около 8 км, а возраст — до 100 тыс. лет.

Самое большое дерево на Земле — секвойядендрон гигантский (ма- монтово дерево) “Генерал Шерман”. Оно содержит 1487 м3 древесины и достигает в высоту более 83 м. Окружность ствола - 31,3 м, а диаметр у основания — 11,1 м. Масса этого дерева — около 1910 т, что в 10 раз больше массы самого крупного животного организма — синего кита.

В список всемирного наследия ЮНЕСКО включен таксодиум мексиканский “Дерево Туле”, произрастающий в городе Санта- Мария-дель-Туле. Окружность ствола этого дерева — около 36,2 м. Высоту дерева очень трудно измерить из-за широкой кроны, но считается, что она составляет 35,4 м. Согласно легендам сапотеков (индейский народ в Мексике), дерево было посажено 1400 лет назад жрецом ацтекского бога ветра Эхекатля.

Самое быстрорастущее растение — японский бамбук мадаке, который за сутки может вырасти больше чем на 1 м.

Самые длинные корни (120 м) у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в Восточном Трансваале (ЮАР).

Самые крупные листья — у бразильской пальмы рафия тедигера. Они достигают более 22 м в длину, а ширина этих листьев составляет почти 12 м.



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

внеурочной деятельности по химии, биологии, ОБЖ:

«Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни.

Целевые установки на достижение результатов:

Личностных: воспитание бережного отношения к здоровью.

Предметных: формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью.

Межпредметных: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников в деятельности; умение ориентироваться в различных источниках информации.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: знать пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека.

 Коммуникативные УУД: работа с информацией, выработка основных навыков профилактики вредных привычек.

Регулятивные УУД: выработать стойкое неприятие к вредным привычкам.

Личностные УУД: сохранение жизни и здоровья.

Технологии: ИКТ – технология, кейс – технология, здоровьесберегающая.

Оборудование: инструменты для химического эксперимента, презентация, интерактивная доска.

Ход занятия:

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие ребята, гости.

Звучит песни «Я люблю тебя, жизнь». (После окончания первого куплета учитель, приглушив звук, спрашивает учащихся)

«А вы любите жизнь? Что за вопрос? Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь?

Давайте сравним хорошую здоровую жизнь с чистым голубым небом. А что нужно для того, чтобы небо было голубым – светило солнце. Солнце это здоровый образ жизни. А оно светило давайте поразмышляем  «Здоровый образ жизни – это…»

Правильное дыхание.

Рациональное питание.

Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции и закаливание.

Положительные эмоции

Режим дня

Игромания

Всегда ли небо такое голубое и светлое? Что делает мрачным небо? Как вы думаете, что мешает вести здоровый образ жизни?  вредные привычки. Представим, что вредные привычки это тучки на нашем небе, они закрывают наше солнце. Какие вредные привычки вы знаете: курение, алкоголизм, наркотики, игромания (компьютерная зависимость), пищевая зависимость и т.д.

Я предлагаю, разобраться, действительно ли это привычки так вредны, как о них говорят. Поможете мне в этом? Хотите узнать о вредных привычках подробнее.

Предлагаю посмотреть презентацию и ответить на вопрос. Как влияют  вредные привычки на организм человека.

(работа с презентацией)

Физминутка: «Те, кто…» (звучит музыка от улыбки)

Учащимся предлагается встать при положительном ответе на вопрос.

– Те, кто сегодня проснулся с улыбкой?

– Кто с утра не успел позавтракать?

  •  Кто сделал зарядку?
  • Кто моет руки, придя с улицы, перед едой?
  • Кто  2 раза в год посещает стоматолога?
  • Кто любит каникулы?
  • Кому нравиться быть на высоте?
  • Кто хочет быть здоровым?

Учитель химии: Попробует с помощью химического эксперимента подтвердить полученные знания.

В начале урока я попросила вас сесть по группам.  Каждая группа получает задание.

Курение

Эксперимент: «Выделение смолы»

Алкоголизм

Эксперимент: «Свертывание белка»

Вредные продукты.

Эксперимент: «Чипсы и кока кола»

Просмотр фильма «»

Вы познакомились с влиянием вредных привычек на организм, увидели это своими глазами, посмотрели фильм, а теперь я предлагаю поиграть в игру  «Диалог с товарищем»

На подносе разложены карточки красного цвета с вариантами предложений. Учащийся берет одну и громко читает. На другом подносе лежат карточки зеленого цвета с вариантами ответов. Второй учащийся берет и дает товарищу заранее подготовленный ответ.

Варианты предложений

 

Варианты ответов

Попробуй пиво! У тебя будет хорошее настроение!

Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!

Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!

Хочешь пиво? Выпей, никто не заметит!

Нет! Я не буду и тебе не советую!

Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.

Нет! Вредные привычки не приводят к добру!

Давай покурим! Или ты трусишь?

Пошли покурим. Или тебе слабо!?

Нет! У меня есть более интересные занятия!

Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.

Нет! Я не хочу подражать тем, кто не бережет свое здоровье!

Нет! Я спешу в шахматный кружок. Хочешь, пойдем со мной.

Почему ты не куришь? Боишься, что мама заругает?

Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток.

Нет! Мама меня просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.

У нас во дворе многие курят, ничего с ними не случилось. Попробуй и ты!

Нет! Лучше пойдем ко мне смотреть футбол. Сегодня финал!

Нет! Лучше пойдем ко мне. Вчера мой старший брат принес новые интересные компьютерные игры, поиграем.

Завершить наше занятие я хотела бы следующим стихотворением: Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку –
То найдешь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши
И в бассейн не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найдешь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это только нужно нам!

   В начале занятия на нашем небе появились черные тучки, которые закрывали наше солнышко. Уберем ли мы тучки с нашего неба, исключим ли мы все вредные привычки из нашей жизни? Учитель ОБЖ: Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилось такое яркое, солнечно небо! Пусть у каждого из вас всегда будет солнечное, голубое небо! Будьте Здоровы!

   В завершение попрошу взять зеленые конверты. Возьмите солнышко или тучки с ваших конвертов и разместите их на нашем небе, ведете ли вы здоровый образ жизни – солнышко, не ведете – тучку, а если в вашей жизни присутствует и то и другое, то разместите и солнышко и тучку.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ангоянская СОШ»

Разработка открытого урока

по теме

МБОУ «Ангоянская СОШ»

Разработка открытого метапредметного урока

Тема урока: « Дерево в жизни и деятельности человека»

Цель: собрать доказательства о планетарном значении дерева, используя знания по биологии, химии, экологии, математике, географии.

Задачи урока:

1.Обработать данные исследовательской работы по определению объема деловой древесины.

2. Представить доказательства значения древесины в практической деятельности.

3. Доказать космическую роль дерева на Земле.

4. Выработать пути решения использования древесины и сохранения дерева на Земле.

5. Познакомиться с профессией работника леса.

Оборудование урока:  материалы исследовательской работы, оформление доски, презентация, изделия из древесины, приборы для измерения.

Ход урока:

Вводное слово учителя географии:  

«В 8 классе мы познакомились с зоной  лесов России, а с семиклассниками - с лесами Африки,  Австралии. Каждый, немного грамотный человек, представляет в общих чертах роль лесов на планете. С самого начала появления на Земле человека разумного жизнь его тесно связана с лесом. Она и в наши дни не в меньшей степени зависит от него, только и лес все больше ощущает это его влияние. Задача нашего сегодняшнего занятия высветить эти взаимоотношения на конкретном примере, используя исследовательскую работу и знания, полученные на уроках химии, биологии, математики, экологии, географии.

Я думаю, из моего вступительного слова и работы, которую мы с вами проводили, вы можете сформулировать название темы сегодняшнего урока: «Да, мы будем собирать доказательства значения леса в жизни человека». Так как лес - это очень объемный природный комплекс, то мы возьмем его основную часть, как вы думаете какую? (дерево)

 Поэтому ключевыми понятиями нашего урока будут (слова напечатаны и вывешены на доске):

    и    

Наш урок пойдет в необычной форме игры, урока- конференции. Это  такое собрание людей, где высказываются  разные точки зрения на решение одной проблемы, или находят компромиссные решения. На ней возможны споры, поиски и деловые предложения.»

            Класс разделен на две группы:        «Предприниматели»   и   « Ученые»

Ведущий из учащихся класса, или из другого класса:

«Мы находимся на совместном заседании ученых и предпринимателей, которые решают вопрос что важнее: деловая древесина, или живое дерево.

Этому форуму предшествовала исследовательская работа, в которой   участвовали мы с вами.

Передаем слово предпринимателям (работа по презентации учащихся, выполнявших исследовательскую работу по измерению высоты древостоя с помощью прибора высотомера и плотности древостоя с помощью прибора угломера).

(1слайд) - название темы, (2 слайд) -  цель и задачи работы.

(3,4,5.слайды) - первый ученик рассказывает об измерении высоты дерева;

второй ученик - об определении плотности древостоя с помощью угломера;

( 6 ,7 слайды) -  продолжает говорить о расчетах объема древесины.

Учитель математики предлагает рассчитать объем деловой древесины несколькими способами.

Ведущий:  А куда идет деловая древесина?

Третий ученик: (рассказывает по презентации) об изготовлении предметов из древесины.

Четвертый ученик: проводит экскурсию по из выставке из изделий из древесины .

Ведущий: подводит итог о роли дерева в практической деятельности людей.

Вступают в разговор ученые:

Ученик: Откуда берется древесина?

Биолог: говорит о фотосинтезе, как процессе образования и накопления  органических веществ, а так же о том, сколько уходит на это времени.

Эколог: «Но вы  упустили, что при этом выделяется  кислород!»

Химик:  рассказывает о кислороде и его свойствах (о том, что кислород при доступе воздуха горит, что не смотря на то, что кислорода в воздухе всего лишь 21 % - он играет огромнейшую роль на планете Земля, а так же задает вопрос: что было бы на Земле, если кислород составлял бы на ней не 21 %, а 31% или 50%? Это хорошо или плохо?)

Биолог: ведет речь о значении кислорода для живых организмов, о роли его в дыхании.

Эколог: рассказывает о  значении кислорода в наш техногенный век.

Ведущий: читает стихи о кислороде.

Вывод:  слайд о космической  роли дерева в жизни человека.  

Учитель химии: рассказывает о двойственной роли дерева. Каков выход? И есть ли он?

Далее учитель предлагает написать синквейн и «Ученым» и «Предпринимателям», в котором прозвучит отношение к проблеме.

Ведущий: рассказывает о необходимости восстановления лесов.

Ученик: рассказывает о действующем на территории пришкольного участка, заложенного со специалистом лесхоза, кедровом питомнике.

Далее учителями подводится итог урока: «Сегодня мы затронули злободневную тему, которую мы наблюдаем повсюду, как вы считаете, стоило ли нам ее затрагивать? Что у вас изменилось в отношении к этой проблеме? Какие бы вы внесли предложения для ее решения? Записать предложения в тетради. Предложения ребят такие: продолжить данную исследовательскую работу с выходом на районную конференцию «Шаг в будущее», глубже познакомиться с профессиями лесного хозяйства, а именно с профессией инженер лесного хозяйства, подключиться к сетевому взаимодействию по распространению саженцев кедра в другие школы и д.р.

Оценка работы учащихся.

Урок разработали и провели:  

Колмакова Л.И., Золтуева М.В., Шутова Т.Ю., Климова А.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...