Экологическое воспитание учащихся подростков на практических занятиях по экологии
методическая разработка по биологии (6, 8 класс)

Хаванская Нина Михайловна

Методическая разработка цикла практических занятий с использованием современных образовательных игровых  технологий с дидактическими материалами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наименование муниципалитета

   ФИО

Должность

Контакты

Воспитание экологической культуры подростков.

В своей работе по экологическому образованию я люблю использовать игровые технологии психологических занятий для подростков по самопознанию и формированию экологической культуры. Занятия своеобразно дополняют систему экологического просвещения и практические формы экологического воспитания.

Занятие: «Игра – идентификация «Волшебная земля»

Цель. Помочь формированию у ребят чувства и духовного единства с природой, осознанию состояния природных объектов.

Задание.

Предлагается обсудить следующую ситуацию. (Подросток и учитель садятся в круг).

В центре круга ставится глобус – наша Земля. Земля медленно вращается ( глобус вращается). Представьте что на этой Земле пока нет людей и нет тех объектов (домов, городов, заводов), которые построили люди. Есть только природа: леса, поля, горы, моря, реки, самые разные животные и т. д. Это может быть настоящее время, а может – далёкое прошлое или будущее: кто как себе представит.

Кем бы ты хотел быть на такой Земле? Выбери себе образ. Им может стать любой природный объект как живой, так и неживой природы; как из настоящего, так и из прошлого или будущего: зверь, птица, дерево, гора, растение и т. п.

 После этого ведущий (учитель) задаёт вопросы, и на них по очереди (по кругу) отвечает  каждый участник игры. При ответе задаются дополнительные наводящие вопросы с тем, чтобы подросток как можно полнее нарисовал свой «портрет», рассказал свою «историю»  и др. Подростка не надо торопить, каждый должен иметь возможность пофантазировать и высказаться.

Вопросы.

  1. Кто ты, какой образ ты себе выбрал?
  2. Расскажи свою историю. Как ты возник, как существуешь?
  3. В чём твоя сила и польза?
  4. Что тебе мешает?
  5. Если на Земле появятся люди, построят дома, города, фабрики, заводы, что изменится в твоей жизни? Тебе будет лучше или хуже?  Выживешь ли ты?
  6. Выбери себе пару из других участников игры. Обоснуй свой выбор.( На этом этапе происходит объединение в «семью», если выбор взаимный.)
  7. Опиши уклад вашей совместной жизни.
  8. Девиз вашей семьи?

Занятие: «Интервью «Что было главным в твоей жизни»

Цель. Помочь учащимся осознать, что для них является самым значительным в жизни, какие взаимоотношения они хотят установить с другими людьми, с окружающим природным миром.

Задание.

Школьникам предлагается ситуация интервью.

Они разбиваются на пары: один ученик – репортёр, другой – интервьюируемый человек. Человек, у которого берут интервью пожилого возраста, ему исполнилось 99 лет, но, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление. Репортёр хочет узнать жизненные достижения этого человека. Они записывают записи на диктофон, чтобы затем рассказать классу о своём интервью.

Вопросы интервью.

1.Что было для вас самым важным в жизни?

2. Какое личное качество больше всего помогло бы вам в трудных ситуациях?

3.Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?

4. Что вы сделали для своей семьи?

5. Как изменилась природа? Что стало лучше, а что хуже?

6.Пережили ли вы какие – либо экологические катастрофы?

7. Думаете ли вы, что если люди не изменят своего отношения к природе, то человечество погибнет из – за того, что энергоресурсы будут исчерпаны, а сама загрязнённая планета станет непригодной для жизни?

8.Внесли ли вы какой – нибудь вклад в сохранение природы и жизни на Земле?

Учащиеся самостоятельно могут добавить в это интервью ещё несколько вопросов по желанию.

Обсуждение.

Перед обсуждением важно задать ребятам несколько вопросов.

   Как вы думаете, цели, к достижению которых стремится большинство людей – материальные или духовные по своей  природе?

    Есть какое -  либо сходство в ответах на вопросы?

    Существует ли у людей общность взглядов на вещи, которые для жизни важны и значительны?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что ценность жизни у человека имеет духовный смысл. У разных людей разные взгляды на то, что ценно в человеческой жизни. Семья и дети, несомненно, один из главных смыслов человеческой жизни. Но ребята также отмечают, что над всеми нами может нависнуть экологическая катастрофа. Важная проблема нашего времени – сохранение водных, почвенных ресурсов, а также сохранение растительного и животного мира Земли. Существование ближайших поколений людей из – за экологических проблем может находиться  под большим вопросом.

Занятие: «Моя будущая профессия и экология»

Цель. Познакомить школьников с основными типами профессий, показать связь этих профессий с экологическими проблемами, определить предпочтительный тип будущей профессии ученика.

Подросткам предлагается тест по определению предпочтительного типа профессий (по Климову). Каждый учащийся получает лист ответов и текст опросника.

   Номера и буквенные обозначения в клетках листа соответствуют номерам вопросов. Необходимо поставить свои ответы под соответствующими номерами.

                    Лист ответов

        1

        2

       3

       4

        5

       1а

        1б

        2а

       2б

        3а

        3б

         4а

        4б

        5а

         5б

         6а

        7б

        6б

        9б

        7а

       10а

        9а

        8а

        10б

       8б

       11а

      11б

      12а

      12б

       13а

      13б

      14а

      14б

       15а

      15б

       16а

       17б

      16б

      19б

     17а

      20а

       19а

      18а

       20б

      18б

Отвечая на вопрос, надо спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе?»

        Варианты ответов:

+1 – скорее нравится, чем не нравится;

+2 – определённо нравится;

+3 – очень нравится;

 -1 -  скорее не нравится, чем нравится;

 -2 – определённо не нравится;

-3 – очень не нравится.

  Текст опросника.

Вам нравится:

1а)Ухаживать за животными?

1б)Обслуживать машины, приборы (следить за ними, регулировать)?

2а)Помогать больным людям – лечить их?

2б)Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин?

3а) Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, кассет?

3б) Следить за состоянием, развитием растений?

4а) Обрабатывать материалы?

4б) Доводить товары до потребителя?

5а) Обсуждать научно-популярные книги, статьи?

5б) Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты?

6а) Выращивать молодняк животных?

6б) Тренировать товарищей (или младших ребят) в выполнении каких либо действий (трудовых, учебных, спортивных)?

7а) Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты?

7б) Управлять каким либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором и т. п.?

8а)Отыскивать и разъяснять людям необходимые им сведения в справочном бюро, на экскурсии?

8б) Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес?

9а) Ремонтировать вещи, изделия, одежду, жилище?

9б) Искать и исправлять ошибки в тексте, таблицах, рисунках?

10а) Лечить животных?

10б)Выполнять вычисления, расчёты?

11а) Выводить новые сорта растений?

11б) Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий?

12а) Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять?

12б)Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)?

13а) Наблюдать, изучать жизнь микробов?

14а) Обслуживать, налаживать медицинские приборы?

14б) Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях?

15а) Составлять точные описания – отчёты о наблюдаемом?

15б) Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)?

16а) Делать лабораторные опыты?

16б) Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение?

17а) Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделия?

17б) Осуществлять монтаж зданий или уборку машин, приборов?

18а) Организовывать культпоходы сверстников или младших, экскурсии, походы и т. п.?

18б) Играть на сцене, принимать участие в концертах?

19а) Изготовлять по чертежам детали изделия, строить здания?

19б) Заниматься черчением, копировать чертежи, карты?

20а) Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями?

20б) Работать на клавишных машинах: пишущих, ПВМ и др.?

Ключ.

После окончания работы в каждом столбце листа ответов подсчитайте суммы плюсов и минусов. Наибольший положительный результат – показатель выраженности вашей склонности к одному из типов профессий:

  1. «Человек – природа».
  2. «Человек – техник»
  3. «Человек – человек»
  4. «Человек – знаковая система»
  5. «Человек – художественный образ»
  1. «Человек – природа». К этому типу относятся следующие профессии: эколог, биолог, агроном, зоотехник, ветеринар, лесник, озеленитель и т. д. Представителей таких профессий объединяет любовь к природе. Растения, животные, микроорганизмы развиваются без выходных и праздников. Специалисту необходимо всегда быть готовым к непредвиденным событиям. Вот почему он должен обладать такими качествами, как инициатива, самостоятельность, творческое мышление.
  2. «Человек – техника»: инженер, строитель, конструктор, чертёжник, токарь, радиомонтажник, автослесарь и др. Такой специалист должен быть точным, аккуратным, дисциплинированным. Техника как предмет труда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества.
  3. «Человек – человек»: учитель, врач, секретарь – референт, менеджер, продавец и др. Специалистам этих профессий важно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их. В работе им необходимы следующие личные качества: устойчивое хорошее настроение, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память и т. д.
  4. «Человек – знаковая система»: математик, оператор ЭВМ, программист, чертёжник, лингвист, и др. В жизни мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе.

Знаки – это и цифры, и коды, и условные обозначения, и естественные или искусственные языки, и чертежи. Специалистам этих профессий необходимо обладать хорошо развитым абстрактным мышлением, воссоздающим воображением, сосредоточенностью, устойчивостью внимания, усидчивостью.

  1. «Человек – художественный образ»: писатель, художник, дизайнер, музыкант, артист и т. д. Важнейшие требования, которые предъявляют профессии этого типа, - наличие у человека способности к искусству, творческое воображение, образное мышление, трудолюбие.

     Задание. Выбери себе условно одну из профессий того типа, к которому у тебя наибольшая склонность. Возможно, это и не сбудется, но попробуй пофантазировать. Напиши небольшое сочинение рассуждение на тему «Моя профессия и экология»

    Сочинение должно начинаться так:

«Возможно, что в будущем я буду работать……..

 Эта работа, как и любая другая, имеет влияние или воздействие на окружающую природу и окружающих людей…»

   Дальше продолжи самостоятельно и постарайся ответить на вопросы:

  1. В чём на твой взгляд, будет заключаться это воздействие?
  2. Будет оно положительным или отрицательным?
  3. Что в этом воздействии зависит от тебя лично, а что от обстоятельств?
  4. Обсуждение сочинений может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План экологического воспитания учащихся (из опыта работы).

Предложена методическая разработка для воспитания у учащихся  разных возрастов экологической культуры....

Экологическое воспитание учащихся

Целью настоящей работы явилось обобщение накопленного опыта экологического воспитания обучающихся, в частности внеклассной работы по экологии. В данной работе решаются следующие задачи:1) расшире...

Доклад на тему" Экологическое воспитание учащихся с интеллектуальной недостаточностью на занятиях ".

При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо уделять  внимание - экологическому воспитанию. Работу в этом направлении важно построить так, чтобы учитывались индивидуальные,...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Экологическое воспитание учащихся в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы) Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777

Экологическое воспитание учащихся  в системе дополнительного географического образования ( из опыта работы школы №777 г.Москвы)Белова А.А., учитель географии и экологии школы №777...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...