Главные вкладки

    Мох в природе
    материал по природоведению (5 класс)

    Васюта Наталья Сергеевна

    Доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moh_v_prirode.docx41.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мхи – это отдел растений, насчитывающий более 10 тысяч видов. Чаще это совсем мелкие растения, высотой не боле 5 см, но бывают и более высокие виды. Они распространены повсеместно, даже в Антарктиде, поскольку неприхотливы к климатическим условиям. Это одни из древнейших видов высших растений на нашей планете. Ранее к мхам относили печеночные и антоцеротовые мхи, но позже их отделили в группу мохообразных. Изучением мхов занимается наука бриология.

    Мох не имеет ни корней, ни цветков. Он обладает нитчатыми корнеобразными выростами – ризоидами, поэтому из земли влагу и питательные вещества не может получать. Воду и минералы мох поглощает всей поверхностью тела, поэтому важным условием его существования является влажность воздуха. В засушливых районах мхи встречаются очень редко. Ризоиды помогают мхам закрепляться на грунте и других поверхностях. Поскольку мхи – это растения, то они также участвуют в фотосинтезе и выделяют кислород. Не имеют проводящих тканей (сосудов). Тело покрыто листьями. Размножение происходит при помощи спор.

    Обычно эти многолетние растения образуют большие скопления, похожие на ковер, в затененных местах. Любят расти возле воды или во влажных местах, на бедных минеральными веществами почвах, т.е. там, где цветковые растения не приживаются и не составляют им конкуренцию. Некоторые виды даже в самой воде жить могут, но только в пресной. Морских представителей среди мхов нет. Также они покрывают деревья, камни и даже стены зданий. Из-за этого мхи часто путают с лишайниками, которые являются более древними и низшими растениями. Разрастаясь, мхи приводят к заболачиванию лесов и превращению озер в болота. При неблагоприятных засушливых условиях эти растения могут впадать в состояние покоя.Мхи

    В природе мхи выступают естественным фильтром, который накапливает вредные вещества, в т.ч. радиоактивные. Образуя широкий плотный покров, они защищают почву от эрозии. Среди стеблей мха обитают насекомые и даже мелкие животные, поэтому в садах с ним обычно борются, ведь он часто скрывает вредителей плодовых деревьев и их личинки.

    Самыми распространенными представителями мхов являются сфагнум и кукушкин лен. Сфагнум имеет ветвистое тело, достигающее 20 см. Он не имеет ризоидов, размножение происходит при помощи спор. Его можно использовать в медицинских целях в роли перевязочного материала. В теле сфагнума содержится карболовая кислота, которую микробы не переносят. Это часто практиковали во время войны, позже его вытеснила вата. Также его очень любят и ценят цветоводы, добавляя в субстрат для растений, особенно орхидей для его разрыхления. Эта разновидность мха участвует в образовании торфа – важного горючего ископаемого. Ведь верхняя часть его постоянно нарастает, а нижняя отмирает. Поэтому сфагнум так и называют – "торфяной мох". Он очень любит расти на болотах, словно губка впитывает влагу и способен удерживать в себе воды в 20 раз больше собственного веса.

    Кукушкин лен относится к листостебельным зеленым мхам. Внешне он напоминает обыкновенный лен. Он может вырастать до 40 см в высоту, размножается как спорами, так и побегами. Именно кукушкин лен любит укрывать "ковром" почву в лесах. Благодаря длинным стеблям из него ранее делали метлы и веревки, использовали как упаковочный материал.

    Хорошо высушенный мох долго сохраняется, поэтому его можно использовать как теплоизоляционный материал в строительстве в виде брикетов или порошка. Сфагнумом утепляют улья пчеловоды. Мох вместе с лишайниками входит в рацион питания северных оленей. Вытяжки из мха применяют в косметологии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

    Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

    урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

    Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

    Науки о природе. Методы изучения природы

    Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

    Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

    Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

    Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

    На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

    Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

    Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

    Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

    Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...