Урок биологии "Грибы". 5 класс.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Лешенко Елена Геннадьевна

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.                                                                                                                            

 Форма урока: урок - исследование.                                                                                                                                                                           

Метод: комбинированный.                                                                                                                                                                                        

Модель обучения: базовый уровень.                                                                                                                                                                      

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.                                                                                      

Урок проведен с использованием элементов системно-деятельностного подхода.                                                                                                          

Цели урока: Развивающие: Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.                                                                   Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.                                                                                                                                                           

 Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.                              

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения.                         

   Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы.                                                                                                                                                                  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.                  

   Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii._griby._5_klass.docx295.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края

Урок биологии в 5 классе

Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов»

Лешенко Елены Геннадьевны

учителя биологии и географии

высшей квалификационной категории

с Мельниково

2017 год

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.                                                                                                                                Форма урока: урок - исследование.                                                                                                                                                                            Метод: комбинированный.                                                                                                                                                                                        Модель обучения: базовый уровень.                                                                                                                                                                      Педагогические технологии: технология проблемного обучения, компьютерные технологии.                                                                                      Урок проведен с использованием элементов системно-деятельностного подхода.                                                                                                           Цели урока: Развивающие: Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.                                                                                                                                                                   Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.                                                                                                                                                            Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.                               Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения.                            Образовательные: Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы.                                                                                                                                                                  Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.                     Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; фильм» Лисички», «Разнообразие грибов»; Микроскопы; Микропрепарат «Мукор», «Дрожжи»; Гербарий.

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Усвоение новых знаний.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление отметок за урок.

 

                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Здравствуйте, ребята. Посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Устная оценка учителя

2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Тема урока: «Грибы. Многообразие грибов». Слайд 1

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

3. Постановка учебной задачи.

Какие грибы вы знаете

А что вы знаете о грибах?

Учитель: Действительно, мир грибов богат и разнообразен. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Да и само появление грибов после дождя человек считал сверхъестественным. Многие народности были уверены, что грибы растут на местах, где во время дождя пляшут гномы и ведьмы.

А где обитают грибы?

Что бы вы хотели о них узнать?

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

 Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека. Слайд 2,3

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Ответы учащихся. Что они знают о грибах. Ответы учащихся, что они хотели бы узнать на уроке.

1.Места обитания грибов.

 2. Разнообразие грибов.

 3. Значение грибов в природе.

 4. Положительная и отрицательная роль для     человека.

5. Охрана грибов.

6. Грибы нашего края.

Обучающиеся конкретизируют цель урока

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Устная оценка учителя, оценивание проекта индивидуально.

4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Прочитайте 2-й абзац пар.42 на стр 177. Ответье на вопрос.

 Какие бывают грибы по строению

Работа в группах

1 группа подписывают основные части шляпочных грибов.

Работа с учебником стр. 179, 181 изучение рисунка 103. Строение шляпочного гриба. Изучают муляжи грибов.

2 группа – исследователи: выполняют работу по инструктивной карте по изучению плесневых грибов

3 группа – исследователи: выполняют работу по инструктивной карте по изучению  дрожжей.

Показ фильма «Лисички»

Учитель показывает строение грибов, используя презентацию, муляжи грибов. Слайд 4

Указывает на доску

Учитель раздаёт инструктивные карточки

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения

Работа с учебниками стр. 177.

Ответы учащихся.

Работа с инструктивными карточками.

Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

5 Физкультминутка (пауза релаксации)

1 минута

Учащиеся выполняют упражнение на слова:

« Вырос гриб на тонкой ножке. Встань и ты, постой немножко. Крышу сделай над собой, как из шляпки грибной.

Все тихонечко вздохнем,

Вновь грибы учить начнем».

Демонстирирует упражнения.

Выполняют упражнения.

6. Усвоение новых знаний и закрепление.

Задание для всех групп. Рассмотрите  рисунок 100- 101 на стр. 178,179  учебника.  Какие результаты жизнедеятельности грибов вы наблюдаете  на растениях.

Многие грибы – активные разрушители древесины. Поселяясь на деревянных частях домов и других построек, на шпалах и столбах, приводят древесину в полную негодность. Проникая в ствол через повреждения в коре, грибы вызывают образование гнилей. Гнили ослабляют дерево, оно теряет устойчивость, становится подверженным ветровалу, морозам, засухам.

Слайд 7. Гербарий.

На полях во время сбора урожая можно заметить колосья странного чёрного цвета, похожие на обуглившиеся головешки. Если присмотреться к ним, то становится заметно, что колос покрыт мельчайшими черными пылинками. Эти пылинки представляют собой споры гpиба-паpазита головни. Слайд 6, 7 Гербарий.

Слайд 8

Мы идем дорожками, мы идем тропинками,

Мы идем с лукошками, мы идем с корзинками.

Прямо за опушкою вдруг нашли волнушки мы

И пенек с опенками под рябиной тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осиною.

После теплого дождя, в лунную летнюю ночь можно подглядеть в буквальном смысле слова лесную тайну, как растут грибы. До видимости над землей гриб развивается за три часа.  Еще несколько часов и грибы годятся для сбора в корзину.

 А все ли грибы мы можем туда положить?

 1группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников.

2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека.

3 группа – грибники. Составляют памятку грибника.

Отчёт групп.

Но если всё же человек отравился грибами, ему необходимо оказать первую медицинскую помощь. Консультацию попросим у нашего медика.

Выполнение интерактивного теста «Различие съедобных и ядовитых грибов».

Демонстрация фильма «Разнообразие грибов».

Грибы играют важную роль в общем круговороте веществ: участвуют в разложении остатков животных и растений; образовании в почве органического вещества и повышении её плодородия.

Даётся задание для всего класса.

Демонстрирует слайды. Даёт задание рассмотреть гербарий.

Даёт задание группам. Координирует работу.

Читает стихотворение. Даёт задание группам.

Демонстрирует слайды. 9,10

Демонстрирует слайды. 11, 12, 13, 14

Демонстрирует фильм.

Задаёт вопросы о значении грибов.

Работают с учебником. Рассматривают рисунок. Делают выводы.

Рассматривают гербарий. Изучают слайды.

1группа. Рассматривают рисунки грибов.

Самостоятельная работа: собрать в корзину грибы, предложенные на рисунках

то есть записать в тетради номера съедобных грибов.

2 группа работают с энциклопедией. Заполняют схему «Значение грибов».

3 группа составляют памятку сборщика грибов. Работают с учебником. Отвечают на вопрос №3 на стр 183.

Демонстрируют отчёт о проделанной работе.

Выступление с подготовленным сообщением ученика.

Учащиеся выполняют тест. Работа со слайдами. Устно.

Смотрят фильм «Разнообразие грибов».

Делают вывод о значении грибов.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Устная оценка учителя

7. Закрепление изученного материала

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

«Итоговое тестовое задание»

Учитель задаёт задание выполнить тест.

Учащиеся отвечают на тест, представленный на слайдах.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Устная оценка учителя

8. Рефлексия деятельности.

3 минуты

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Рефлексия:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Окажутся ли полезными новые знания лично для вас?

Что вас удивило?

Захотелось ли вам больше узнать о том,

с какими грибами мы встречаемся в своей жизни?

Учитель задаёт вопросы.

Учащиеся оценивают знания, полученные на уроке.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Инструктаж домашнего задания:

Подготовить сообщения по темам: Необычные и удивительные грибы.     Грибы в кулинарии: пищевая ценность грибов.            Грибы в народных приметах, пословицах или поговорках. Положительная и отрицательная роль грибов. Или любая информация о грибах, заинтересовавшая вас и которой вы готовы поделиться с классом.

Грибы картинки - Смотреть картинки

Рис. 6

Рис. 2

Рис. 1

Группа №1

Инструктивная карточка. «Строение шляпочных грибов»

В шляпке гриба  два слоя: верхний - покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов, найдите  части гриба: пенек  шляпку и грибницу. Пользуйтесь учебником стр. 179. На рисунке подпишите части гриба.

4. Из выданных вам муляжей отберите пластинчатые и трубчатые грибы. Укажите, по какому признаку вы их отбирали.

5. На стр. 181 учебника рассмотрите рисунок 103. Выпишите названия трубчатых и пластинчатых грибов.

Сделайте вывод о строении шляпочных грибов.

Группа №2

Инструктивная карточка. «Строение мукора».

Рис. 5                                                      http://biouroki.ru/content/page/768/3.png                                         

2. Рассмотрите мукор под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите грибницу, плодовое тело, споры.

3. Подпишите названия основных частей мукора.

4. Сделайте вывод об особенностях строения мукора.

Строение Мукора

C:\Documents and Settings\Светлана\Рабочий стол\Новая папка\f_0940.jpg

Группа №3

Инструктивная карточка «Строение дрожжей»

Строение дрожжей

http://biouroki.ru/content/page/769/2.png

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.
  2. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
  3. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
  4. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...