Методическая копилка
учебно-методический материал по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Биртанова Лилия Ильинична

Индивидуальные образовательные программы разработаны на основе краеведческого материала для обучающихся старших классов  и имеют профильную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

РАССМОТРЕНО                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Протокол педагогического совета         Директор ГБУ ДО «Центр дополнительного

№ 1 от «     » сентября 2019 г.                                                                образования детей»

                                                                                      _______________ Л.Э.Жербакова

                                                                                                                  «     » сентября 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Этноэкология Кахинской долины»

Возраст обучающихся  14 - 16 лет

Срок реализации 1 год

Составитель:

Биртанова Лилия Ильинична

педагог дополнительного образования

                                                                     п. Усть-Ордынский

2019г.

Пояснительная записка.

Индивидуальные  образовательные маршруты составлены для  обучающихся, которые успешно закончили обучение по 6-летней дополнительной программе и изъявили желание продолжить обучение до окончания  основного общего образования. Программа направлена на дальнейшее развитие у обучающихся экологических знаний и понятий, совершенствование практических навыков экологического мониторинга, углубленное знакомство с  природой родного края через изучение конкретных объектов природы Кахинской долины, будь это река Каха, тайга или  лекарственные растения, произрастающие в данной местности.

Программа имеет естественнонаучную направленность, педагогически целесообразна и предназначена для расширения кругозора школьников по краеведению.

 Актуальность программы определяется интересом и потребностью обучающихся к углублению и расширению знаний о природе родного края, этнографии.

Новизна программы:

  • она направлена  на углубление теоретических знаний через изучение конкретного объекта природы, на развитие исследовательских потребностей учащихся.
  • программа направлена на изучение процессов взаимодействия этноса с окружающей природной средой, чему мало уделено внимания  в основных образовательных программах начального и основного общего образования.
  • программа приобщает учащихся к исследовательской работе. Обогащение учебной деятельности учащихся элементами исследовательской работы знакомит их с  этапами  научного мышления, предполагает поиск учащимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности.
  • Педагогическая целесообразность  программы состоит в том, что для жизни в современном обществе важным является формирование исследовательских навыков учащихся, проявляющихся в определенных умственных навыках. Полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате подготовки проектов.

 Программа органично дополняет,  значительно расширяет знания, имеет продуктивный характер, связана с реализацией познавательных потребностей детей и ориентирована на личный самостоятельный поиск. В связи с этим основным  методом обучения  является деятельностный, личностно-ориентированный метод.

В программу включены шесть индивидуальных образовательных маршрутов для удовлетворения индивидуальных запросов, интересов, склонностей и потребностей детей и их родителей.

Индивидуальный  образовательный маршрут «Лекарственные растения Кахинской долины» составлен для  ученицы 9 класса МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.» Филатовой Елены, которая после окончания 9 классов собирается продолжить образование в медицинском колледже и стать фармацевтом.  Программа курса позволит ей иметь чёткое представление о будущей профессии, подготовить её к познанию некоторых правил и требований к выращиванию, использованию и хранению лекарственных  растений, ведь данный специалист  должен знать о них все: их химический состав, способы и правила применения, противопоказания и т.д.

Индивидуальный образовательный маршрут «Кахинская долина: прошлое, настоящее, будущее» отвечает потребностям и желаниям Батудаевой Наталии. Наталия растёт в большой, дружной  семье, где совместно проживают три поколения. Наташа с детства от бабушки и дедушки знает многое о традициях, обычаях народа, с большим желанием участвует в конкурсах этнографической направленности (Моё село, Земля предков, Шагай наадан, На Великом чайном пути и т.д.). Работа на маршруте позволит ей значительно расширить свой  кругозор  и  возможности реализации своих интеллектуальных, творческих способностей.

По образовательному маршруту «Изучение бассейна реки Каха» обучается ученик 9 класса Николаев Антон, интересующийся биологией и химией, так как будущая профессия Антона имеет естественнонаучную направленность.  Этот курс станет органичным дополнением выше названных предметных областей.

ИОМ « Конь в культуре бурят» направлен на развитие потенциала одарённого ребёнка Дабалаева Жени. Женя всесторонне развит: учится на отлично, занимается спортом, хорошо играет в волейбол, ездит на коне. Его ближайшая цель – поступить в военное училище. Он считает, что данный маршрут будет сопровождать его профессиональное развитие.

Богданов Владимир и Пиханова Ирина – одарённые, мотивированные дети, успешно закончившие обучение по 6-летней программе и изъявившие желание продолжить обучение в объединении. ИОМы для них – это увлекательное, познавательное, интереснейшее путешествие в мир природы родного края.

Срок освоения программы: 1 год обучения, 34 недели

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу

Цель программы: формирование экологической культуры  через создание условий, способствующих общекультурному, познавательному и личностному развитию школьника.

Задачи программы:

Обучающие:

-формировать знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;

-  способствовать формированию культуры отношений между человеком и природной средой жизни;

-  формировать интерес к научной и исследовательской деятельности;

способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний в ходе проведения исследования;

-  знакомить с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;

-   планировать и организовать  исследовательскую, опытническую, практическую  деятельность;  

-   научиться  представлять результаты своей деятельности;

Развивающие: 

- развивать познавательный интерес к природе родного края;

- способствовать развитию личностных качеств (духовно-нравственных, эстетических и эмоциональных) посредством включения в активную исследовательскую деятельность;

-  развивать логическое мышление, математическую интуицию и исследовательские умения;

-  развивать индивидуальные творческие способности учащихся;

-  развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения.

-  способствовать  развитию любви и уважения к традициям и истории своего народа.

Воспитывающие:

- формировать культуру бережного и позитивного отношения к родной природе и к своему здоровью;

-  воспитание активной жизненной позиции;

-  формировать  потребность к целенаправленному самообразованию;

-  формировать навыки презентации результатов собственной деятельности.

Объём программы: всего 204 часа, 1 год обучения.

«Лекарственные растения Кахинской долины»    (Филатова Елена)

Содержание

Тема 1. Введение. История использования лекарственных растений (2ч.)

История использования лекарственных растений в медицине, в быту. Группы лекарственных растений: дикорастущие, культурные. Формы лекарственных растений: травянистые, полукустарниковые, кустарники, деревья.

Практические работы: работа с гербарными экземплярами лекарственных растений

Экскурсия: на пришкольный участок, знакомство с лекарственными растениями.

Тема 2. Дикорастущие лекарственные растения (8ч.)

Лекарственные растения нашей долины. Лекарственные растения леса: береза, дуб, черемуха, ландыш майский, медуница, кипрей и т.д..

Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, одуванчик лекарственный, пижма, мать – и мачеха, череда, душица обыкновенная, шалфей, чабрец.

Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец птичий, подорожник большой, лопух, пастушья сумка и др.

Практические работы: экскурсия по деревне, вдоль дороги,  для выявления лекарственных растений, их  сбор и сушка, выявление характерных признаков, составление кратких характеристик  растений. Экскурсия в аптеку.

Тема 3. Культурные лекарственные растения (10ч.)

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства. Овощные культуры - морковь, капуста белокочанная, свекла столовая, редька черная, картофель, чеснок, укроп, репа.

Плодовые культуры - черная смородина, шиповник, малина, облепиха, крыжовник.

Полевые культуры - овес, кукуруза, ячмень.

Цветочно – декоративные растения - алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ, календула, пион и другие, которые произрастают на школьном опытном участке.

Посев и посадка лекарственных растений, правила ухода за сеянцами.

Практическая работа:

Приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свеклы; приготовление сока редьки с медом – средство от кашля.

Тема 4. Сбор, хранение, использование  лекарственного сырья (6ч.)

Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений: время сбора (утро 8 – 10 часов), место сбора: кроме угодий, прилегающих к автомагистралям,  фермам, свалкам.  Выборочный сбор: часть растения, оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры. Правила сушки, условия и сроки хранения сырья.

Практические работы:

Изучение состав 2-3 сборов. Правила приготовления  настоев, коктейлей и отваров. Приготовление одного – двух настоев, коктейлей и отвара лекарственных трав; работа по изучению состава растительного грудного сбора (промышленная упаковка), работа со справочной литературой.

Тема 5.  Правила хранения лекарственных препаратов (3ч.)

Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома.

Практическая работа: определение сроков годности лекарственного сырья на промышленных упаковках. Оформление фотоальбома  лекарственных растений

Подготовка фотоальбома лекарственных растений, выполнение проекта, составление компьютерной  презентации, защита проектов.

Мониторинги – 3часа

Выполнение проекта и создание презентации -2часа

Планируемые результаты:

Должен знать:

  • историю использования лекарственных растений;
  • группы и биологические формы лекарственных растений;
  • части растений, содержащие биологически активные вещества;
  • виды дикорастущих и культурных лекарственных растений различных экологических групп

.Уметь:

  • использовать словари, справочники и другие источники информации по лекарственным растениям;
  • различать виды лекарственных растений различных экосистем, культурные лекарственные растения;
  • изготавливать свежий сок из капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки с мёдом.

Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1.

Введение

2

Раздел 2.

Дикорастущие лекарственные растения

10

5

5

Раздел 3

Культурные лекарственные растения

8

5

3

Раздел 4

Сбор, хранение, использование  лекарственного сырья

8

6

2

Раздел

5

Правила хранения лекарственных препаратов

3

2

1

Раздел 6

Мониторинги

3

0

3

 проект с презентацией, участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Календарный учебный график

Раздел

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел1

2

Раздел2

4

4

2

Раздел3

2

4

2

Раздел4

2

4

2

Раздел5

3

3

Оценочные материалы: Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый мониторинги проводятся по результатам выполнения проекта и публичной  защиты проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, форумы, фестивали), через участие в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», а также в системе педагогических наблюдений.

Методические материалы: литература по лекарственным растениям, атлас лекарственных растений, разработки занятий, образцы лекарственных препаратов, рекомендации по проведению практических работ, тесты. 

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный - объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование;

- наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;

- практический - выполнение работ по инструкционным картам и рецептам.

 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный - восприятие и усваивание детьми готовой информации;

- репродуктивный - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;

- проектный – выполнение и защита проекта

- стимулирования и мотивации -  создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.

Формы занятий: теоретические занятия,  практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу с целью изучения лекарственных растений своей местности, работа на пришкольном участке, знакомство с определителями, правилами гербаризации,  защита проекта.

Условия реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии и биологии, есть возможность использовать ресурсы кабинета – лабораторное оборудование, приборы, таблицы, мультимедиа.

Календарный учебно-тематический  план

Тема занятия

Теория

Практика

Дата

Раздел 1

Введение. История использования лекарственных растений

2

1

Введение

1

2

История использования лекарственных растений

1

Раздел2

Дикорастущие лекарственные растения

5

5

3

Изучение литературы по лекарственным растениям

1

4

Группы лекарственных растений

1

5

Формы лекарственных растений

1

6

Работа с гербарным материалом

1

7-9

Экскурсия  в аптеку

3

10

Лекарственные растения леса

1

11

Лекарственные растения луга

1

12

Рудеральные растения

1

Раздел 3

Культурные лекарственные растения

5

3

13

Культурные растения, имеющие лекарственные свойства

1

14

Овощные лекарственные культуры

1

15

Полевые лекарственные культуры

1

16

Цветочно-декоративные культуры

1

17

Плодовые культуры

1

18

Практическая работа по приготовлению отваров, соков  

1

19

 Практическая работа по приготовлению настоев лекарственных растений

1

20

Сбор растений для гербарий

1

Раздел 4

Сбор, хранение, использование  лекарственного сырья

         6

2

21

Сроки сбор лекарственного сырья

1

22

Правила сбора растений

1

23

Выборочный сбор

1

24

Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры

1

25

Правила сушки

1

26

Условия и сроки хранения сырья

1

27-28

Выполнение проекта и работа над презентацией

2

Раздел 5

Правила хранения лекарственных препаратов

2

1

29

Готовность сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.

1

30

Хранение лекарственных препаратов

1

31

Оформление фотоальбома лекарственных растений

1

32-34

Мониторинги

3

ИТОГО

34 занятий

Литература для педагога и детей

  1. Лекарственные растения и использование их во внеклассной работе, Иркутск, 1974г. и
  2. Новая школьная  энциклопедия 1-8томов – М.: Большая Российская энциклопедия, ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  3. Лившиц И.А. Здоровье рядом, Иркутск, 1992г.
  4. Атлас по лекарственным растениям
  5. Большой справочник по биологии
  6. Интернет-сайты, Интернет ресурсы:
  7.  Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru,
  8. Интернет – сайт http//www/floranimal/ru

«Кахинская долина: прошлое, настоящее, будущее»   (Батудаева Наталия)

Содержание

1. Вводное занятие (1ч.)

Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в творческом объединении, выполнении практических заданий. Понятия улус, природа, среда обитания, человек в природной среде.

2. Кто я и с кем я (3ч.)

Мое окружение. Мой дом. Моя семья. Класс. Наша школа. Моя деревня и её жители. Названия некоторых местностей Кахинской долины (Шанаа, Хаал, Огсогор,Сагаан тала, Халааhан, Хоригто,  падь Мольта, УтаУула)

3. Коренное население долины. Пришлое население. (3ч)

Коренное население Прибайкалья и долины. Его быт. Культура. Промыслы. Географические названия местности. Русское население Сибири. Татары в Сибири. Единство и взаимосвязь населения через национальные праздники: Сур-Харбан, Масленица, Сабантуй, Сагаалган .

4. Роль природы в жизни бурят. Этноэкологические традиции. (3ч.)

Роль воды, земли, воздуха, почвы в жизни бурят. Роль растений и животных.  Лошадь в традиционной культуре. Пять видов скота у бурят. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях.

 5. Взаимоотношения с окружающей средой. Зависимость человека от природы. (2ч.)

Экологические знания как основа взаимодействия человека с природой. Законы природы. Законы человеческого общества. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление. Природная среда – фактор здоровья. Факторы, воздействующие на здоровье (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы, атмосферное давление). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний.

6. Культ природы в традициях бурят. (3ч.)

Гармония в природе и жизни людей. Деревья в бурятских обрядах и верованиях как объекты культового и мифологического почитания. Лиственница, сосна, ель, кедр, береза, ива, осина в жизни бурят. Деревянные изделия и мебель. Берестяная посуда. Культ деревьев. Культ земли. Культ огня. Культ воды. Онгоны (талисманы), бурханы (боги), эжины (хозяева) отдельных местностей. Заповедные леса и рощи. Деревянные игрушки и деревянная скульптура малых форм.

7. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. (2ч.)

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Техногенные воздействия на окружающую среду (пожары, оползни, вырубка лесов и т.д.). Уплотнение  почвы при вспашке земель и  пастьбе скота. Сокращение ареала распространения растений и животных как следствие увеличения рекреационной нагрузки на окружающую среду.

8.Природные богатства Кахинской долины.(2ч.)

Моя малая Родина. Возникновение и развитие населенных пунктов в долине. Чем богата Кахинская долина?

9.Почвы Кахинской долины. (2ч.)

Определение, компонентный состав почв. Минеральная основа почв. Почвенный покров.  Практическая работа по определению кислотности почв с различных участков.

10.Воды долины. (3ч.)

Поверхностные текущие воды. Речные потоки. Бассейн реки Кахи. Подземные воды и их виды. Минеральные воды. Практическая работа по определению физических свойств воды. Трудовой десант по очистке речки «Мольтинка», родников. Участие в тематической НПК.

12.Экологическая культура населения Кахинской долины (6ч.)

Экология питания. Кулинарная культура бурят. Бурятские национальные блюда и их рецепты. Традиции народного лечения и врачевания.

Экология национальной одежды бурят. Мужская, женская, детская, подростковая одежда бурят.

Бурятское жилище. Сооружение юрты, материал. Интерьер юрты. Убранство юрты.

13.Мониторинги и итоговое занятие (4ч)

Должен знать:

  • - культурную среду жизни деревни;
  • - характеристику коренного и пришлого населения;
  • - роль природы в жизни коренного этноса, этноэкологические традиции;
  • - природные богатства долины: воды, почва, флора, фауна и т.д;
  • - экокультуру бурятского народа.

Уметь:

  •  - использовать словари, справочники и другие источники информации по темам программы;
  •  - дать характеристику природным богатствам долины, населению, обычаям и традициям
  •    народов;

Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1.

Введение

1

Раздел 2.

 Кто я и с кем я

3

5

5

Раздел 3

Коренное население долины. Пришлое население

3

5

3

Раздел 4

Роль природы в жизни бурят. Этноэкологические традиции

3

6

2

Раздел

5

Взаимоотношения с окружающей средой. Зависимость человека от природы

3

2

1

Раздел6

Культ природы в традициях бурят

3

3

0

Раздел

7

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу

2

2

0

Раздел8

Природные богатства Кахинской долины

2

2

0

Раздел9

Почвы Кахинской долины

2

4

2

Раздел10

Воды долины

3

2

4

Раздел 11

Экологическая культура населения Кахинской долины

6

Раздел12

Мониторинги

3

0

3

 Проект, участие в мероприятиях

Календарный учебный график

Раздел

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел1

2

Раздел2

4

4

2

Раздел3

2

4

2

Раздел4

2

4

2

Раздел5

3

3

Оценочные материалы: Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый мониторинги проводятся по результатам выполнения проекта и публичной  защиты проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, форумы, фестивали), через участие в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», а также в системе педагогических наблюдений.

Методические материалы: литература по темам программы,  разработки занятий, слайдовые презентации. 

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный - объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование;

- наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;

- практический - выполнение работ, фотосессии,экскурсия.

 Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный - восприятие и усваивание детьми готовой информации;

- репродуктивный - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;

- проектный – выполнение и защита проекта

- стимулирования и мотивации -  создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.

Формы занятий: теоретические занятия,  практические работы, экологические проекты, экскурсии в музеи, по деревне и прогулки в природу.

Условия реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии и биологии, есть возможность использовать ресурсы кабинета – лабораторное оборудование, приборы, таблицы, мультимедиа.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Тема занятия

Теория.

Практика

Дата

1

Введение

1

1

 Понятия улус, природа, среда обитания.

1

2

Кто я и с кем я?

3

0

2

Моё окружение

1

3

Моя деревня и её жители

1

4

Названия некоторых местностей Кахинской долины

1

3

Население Прибайкалья и Сибири

2

1

5

Коренное население долины. Пришлое население

1

6

Быт, культура и промыслы коренного населения

1

7

Единство и взаимосвязь населения

1

4

Роль природы в жизни бурят.

3

0

8

Этноэкологические традиции

1

9

Пять видов скота у бурят

1

10

Отражение  природы в фольклорных произведениях.

1

5

Взаимоотношения с окружающей средой.

2                                          

0

11

Зависимость человека от природы

1

12

Законы природы. Законы человеческого общества

1

6

Культ природы в традициях бурят

3  

0

13

Бурятские обряды и верования

1

14

Культ земли, воды, огня, деревьев

1

15

Онгоны, бурханы, эжины

1

7

Влияние хоз. деятельности человека на природу

2

0

16

Антропогенные воздейсивия на природу

1

17

Техногенные воздейсивия на природу

1

8

Природные богатства Кахинской долины

2

0

18

Моя малая Родина

1

19

Чем богата долина?

1

9

Почвы Кахинской долины

1

1

20

Виды и состав почвы

1

21

Определение кислотности почв

1

10

Воды долины.

1

2

22

Бассейн реки Кахи

1

23

Определение  физических свойств воды

1

24

Трудовой десант по очистке речки «Мольтинка»

1

11

Экологическая культура населения долины

3

3

25

Экология питания. Кулинарная культура бурят

1

26

Бурятские национальные блюда и их рецепты

1

27

Экология национальной одежды бурят

1

28

Экология бурятского жилища

1

29

Выполнение проекта и работа над презентацией

1

30

Защита проекта

1

12

31-33

Мониторинги

3

14

34

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

34

Литература для педагога и детей

  • Л.М. Дамешек, « История Усть-Ордынского округа», М.: «Прогресс», 1995г
  • А.П. Окладников, «Очерки из истории западных бурят-монголов», г. Улан-Удэ, 2014г. электронный учебник
  • М.Н. Хангалов,  Собрание сочинений 1,2,3 тома  издательство ОАО «Республиканская типография», Улан-Удэ, 2004г.
  • Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004г.

  • В.М.Мантыков, Т.Е.Санжиева и др. Происхождение и расселение западных бурят,    Улан-Удэ, 2010г.
  • Гомбоев С.Ж. Под вечно синим небом, У-Удэ, 2002г.

  • Б.Д.Базаров Человек во времени и в пространстве, У-Удэ, 2009г.

  • Т.М. Михайлов История Бурятии в вопросах и ответах,У-Удэ,1990г.

  • Т.М. Михайлов Войлочная и деревянная юрты бурят,У-Удэ,1990г

Интернет ресурсы:

  • 1. Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, интернет – сайт http//www/floranimal/ru
  • 2. Интернет – сайт http//www/floranimal/ru

  «Изучение бассейна реки Каха»            (Николаев Антон) 

Содержание  

Введение. Взаимодействие человека и природы (4ч)

Роль природы в жизни бурят. Взаимоотношения с окружающей средой. Зависимость человека от природы. Культ воды в традициях бурят. Священные водные объекты.

Бассейн реки Кахи (26ч)

Карта Осинского района. Водные объекты долины -  бассейн реки Кахи. Подземные воды. Физико-географические, картографические и  гидрологические исследования водных объектов. Практические работы по определению физико-химических свойств воды из разных источников. Дебет родника «Зээ булаг» и «Шанаа»  Водоем как экосистема. Родники. Антропогенное влияние на водоемы. Охрана водных ресурсов. 

Мониторинги (3ч)

Итоговое занятие (1ч) Значение воды в природе, в жизни растений, животных и человека.

Планируемые результаты:

Должен знать:

определение бассейна и его компоненты;

бурятские названия водных объектов;

физические и химические свойства воды;

способы очистки воды от загрязнений;

меры по охране водных объектов.

.Уметь:

практически определять свойства воды;

характеризовать водный объект как экосистему;

проводить гидрологические исследования на воде;

очищать воду от загрязнений;

вести себя рядом с водой, на воде и в воде;

Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1.

Введение. Взаимодействие человека и природы 

4

4

0

Раздел 2.

Бассейн реки Кахи

26

16

Раздел 3

Мониторинги и итоговое занятие

4

1

3

Проект, участие в мероприятиях

Календарный учебный график

Раздел

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел1

2

Раздел2

4

4

4

3

4

4

3

Раздел3

1

3

Оценочные материалы: Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый мониторинги проводятся по результатам выполнения проекта и публичной  защиты проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, форумы, фестивали), через участие в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», а также в системе педагогических наблюдений.

Методические материалы: литература по воде, разработки занятий, игры, конкурсов, , инструкции по проведению практических работ, тесты. 

Методы обучения:

- словесный - объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование;

- наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;

- практический - выполнение работ по инструкционным картам.

 - объяснительно-иллюстративный - восприятие и усваивание детьми готовой информации;

- репродуктивный - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;

- проектный – выполнение и защита проекта

- стимулирования и мотивации -  создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.

Формы занятий: теоретические занятия,  практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу с целью изучения водоёмов своей местности,защита проекта, защита проекта на НПК.

Условия реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии и биологии, есть возможности использовать ресурсы кабинета – лабораторное оборудование, приборы, таблицы, мультимедиа. Часть занятий проводится на водоёмах.

Календарный учебно-тематический план

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                          Тема          

Теория

Практика

Дата

1

Введение. Взаимодействие человека и природы

3

1

1

Роль природы в жизни человека. Зависимость человека от природы. Факторы природы, влияющие на организм человека.

1

2

Влияние человека на природу.

1

3

Изучение изменений в местности «Шанаа» после выпрямления русла реки Каха.

1

4

Охрана водных объектов

1

2

Бассейн реки Каха

13

13

5

Изучение карты Осинского района. Водоемы на карте

1

6

Вода в природе.

1

7

Физические и химические свойства воды

1

8

 Поверхностные текущие воды и речные потоки

1

9

Гидрологические работы на реке. Исследование реки и ее бассейна. Составление плана реки и протокола обследования ее

1

10

Определение физических свойств воды, взятой из реки Кахи

1

11

Определение химических свойств воды, взятой из реки Кахи

1

12

Подземные воды. Их виды. Минеральные воды

1

13

Выходы подземных вод Кахинской долины

1

14

Нахождение и учет естественных выходов подземных вод в долине.

1

15

Определение физических свойств воды из родника «Зээ булаг».

1

16

Определение химических свойств воды из родника «Зээ булаг».

1

17

Определение физических свойств воды из родника «Шанаа».

1

18

Определение химических свойств воды из родника «Шанаа».

1

19

Сравнительный анализ свойств воды из разных источников. Составление сводной таблицы по результатам работ.

1

20-21

Экскурсия на родник

2

22-23

Выполнение проекта и работа над презентацией

2

24

Влияние антропогенного фактора на состояние водных объектов

1

25

Река - как экосистема.

1

26

Озеро – как экосистема

1

27

Океан – как экосистема

1

28

Вода – как среда обитания

1

29

Колодцы и скважины

1

30

Аномалии воды

1

31-33

Мониторинги

3

34

Итоговое занятие. Значение воды в природе и в жизни человека.

1

ИТОГО: 34 занятия

Литература для педагога

Журнал «Химия в школе»

№5 1995 г.

№3 2004 г.

№4 2004 г.

Журнал «География и экология  в школе»

№ 3 2012 г.

№ 4 2012 г.

Интернет ресурсы:

Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru,

 Интернет – сайт http//www/floranimal/ru

Детей

Энциклопедические словари

юного химика

юного географа

юного биолога

Пособие «Гидрология и гидробиология», г. Новосибирск, 2002 г.

Атлас-определитель беспозвоночных животных  

Н.И. Плотников «Подземные воды - наше богатство», 1990 г.

И.Г. Киссин «Вода под землей», 1976 г.

 Большой справочник по биологии

 «Конь в культуре бурят»              (Дабалаев Евгений)

Содержание

Тема 1. Введение. Конь в истории человечества (6ч.)

История цивилизации и конь. Проявление культа коня в материальной культуре бурят, монголов и других народов. Проявление культа коня в духовной культуре бурят, монголов. Жертвенный конь. Изучение обряда с жертвоприношением коня у бурят.

Знакомство с профессиями, связанными с конем.

Тема 2. Образ лошади (15ч.)

Знакомство с различными образами лошади. Конь в разных ипостасях: друг, кормилица, помощник, воин, спортсмен и т.д.

Тема 3. Конская сбруя (4ч)

Узда. Виды узды. Седло. Хомут. Как оседлать коня? Как запрячь коня? (Виртуальные практические занятия или визуальное наблюдение)

Украшения конской сбруи из серебра и золота.  Работы белых кузнецов. Попоны.

Тема 4. Ритуалы, связанные с конём (9ч.)

Старинный обряд «адаhа дэлhэлхэ». Значение конских волос. Волосяные изделия.

Плетение волосяных веревок, волосяных  жгутов, волосяных ковров – таар. Их значение в жизни бурят. Коновязи – сэргэ. Изучение старинного обряда «Сэргэ бодхохо». Полевой сбор материала. Знакомство с мастями коня. Изготовление буклета «Масти коня». Кнуты. Плетение кнутов.

5. Мониторинги и итоговое занятие (4ч.)

Планируемые результаты:

Должен знать:

  • - все элементы конской сбруи;
  • -  ритуалы, связанные с конём;
  • -  масти коней;
  • -  как запрячь коня.

Уметь:

  • -  уметь характеризовать роль коня в истории человека;
  • -  описать образ коня;
  • -  плести кнуты;

Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттаестации

всего

теория

практика

Раздел 1.

Введение. Конь в истории человечества

6

6

0

Раздел 2.

Образ лошади

15

13

2

Раздел 3

Конская сбруя

4

2

2

Раздел 4

Ритуалы, связанные с конем

9

4

5

Раздел 5

Мониторинги  и итоговое занятие

4

1

4

Проект, участие в конкурсах, презентация

Итого

34

25

9

Календарный учебный график

Раздел

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел1

4

2

Раздел2

2

3

4

4

2

Раздел3

2

2

Раздел4

2

4

3

Оценка знаний и умений учащегося. Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый мониторинги проводятся по результатам выполнения проекта и публичной  защиты проекта через участие в мероприятиях различного уровня (конкурсы, форумы, фестивали), через участие в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус»,  а также в системе педагогических наблюдений.

Методические материалы

Программа обеспечена следующими видами продукции:

- слайдовые презентации по темам занятий;

- электронные материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проектный.

Формы обучения и виды занятий: индивидуальные традиционные, практические занятия.

Календарный учебно-тематический план

№ раз-

дела

да

та

№ за

нятия

                          Тема          

Теория

Практика

Дата

1

Введение. Конь в истории человечества

6

0

1

История цивилизации и конь

1

2

Проявление культа коня в материальной культуре бурят, монголов.

1

3

Проявление культа коня в духовной культуре бурят, монголов.

1

4

Жертвенный конь.

1

5

Изучение обряда с жертвоприношением коня

1

6

Профессии, связанные с конем

1

2

Образ лошади

13

2

7

Образ коня в бурятском фольклоре

1

8

Образ коня в литературе

1

9

Образ коня в изобразительном  искусстве

1

10

Образ коня в декоративно-прикладном искусстве

1

11

Рисуем коня или идем на фотосессию

1

12

Тема лошади в музыкально-песенном жанре монголоязычных народов.

1

13

Тема лошади в музыкально-песенном жанре монголоязычных народов.

1

14

Конь -  помощник, кормилица,  лучший друг

1

15

Конь – воин  и спортсмен

1

16

Роль коня в облавной охоте бурят, в охоте агнуури

1

17

Конь - путешественник

1

18

Конь – участник всех народных празднеств

1

19

Конь – артист кино и цирка

1

20

Знаменитые кони знаменитых людей.

1

21

Масти лошадей

1

3

Конская сбруя

2

2

22

Узда, седло, хомут

1

23

Умение оседлать коня. Визуальное наблюдение

1

24

Умение запрячь коня. Визуальное наблюдение

1

25

Украшения конской сбруи

1

4

Ритуалы, связанные с конём

4

5

26

Старинный обряд «адаhа дэлhэлхэ»

1

27

Значение конских волос. Изделия из конского волоса

1

28

Плетение кнута в 4 полосы

1

29

Коновязи – сэргэ.

1

30

Изучение старинного обряда «Сэргэ бодхохо». Полевой  сбор материала.

1

31

Изготовление буклета «Масти коня» Итоговый информационный проект

1

32

Создание презентации на основе буклета

1

33

Защита презентации

1

34

Итоговое занятие

1

                              ИТОГО:                                                                                   34 часа

Литература для педагога и детей

1.Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ, 2004г.

2.В.М.Мантыков, Т.Е.Санжиева и др. Происхождение и расселение западных бурят,    Улан-Удэ, 2010г.

3. И.В.Варламов Шоно Батор, У-Удэ,2003г.

 4.Л.И.Буяхаева Язык эпоса Гэсэр,Иркутск, 2006г.

5.Б.Д.Базаров Человек во времени и в пространстве, У-Удэ, 2009г.

6.Т.М. Михайлов История Бурятии в вопросах и ответах, У-Удэ,1990г.

7.Интернет – сайты.

«Путешествие в мир родной природы»       (Богданов Владимир)

Содержание

Введение (2 ч).

Природа родного края: живая и неживая природа. Как изучают природу. Изменения в природе (в том числе 1 экскурсия «Сезонные изменения в природе»— 1 ч).

Тема 1.  Цветок и солнце (4 ч).

Многообразие растений, их значение в природе и жизни человека. Деревья, кустарники, травы, грибы родного края. Растения лекарственные и ядовитые. Грибы съедобные и ядовитые. Красная книга родного края (округа).  

Тема 2. Соседи по планете (4 ч).

Роль животных в природе и жизни человека. Многообразие животных. Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп. Как человек может помочь животным. Красная книга родного края – животные.

Практическая работа: подкормка зимующих птиц.

Тема 3. «Дружит пчелка и цветок, дружат лист и мотылек...» (5 ч).

Взаимосвязи в природе. Кто что ест на обед. Кто где живет. Учимся наблюдать взаимосвязи в природе (в том числе экскурсия — 1 ч).

Игра «Птичья столовая», игра «Кто кого ест» (пищевая цепь),

Т е м а 4.  Лес и его обитатели (4 ч).

Лес - сообщество разных организмов. Этажи леса. Виды лесов: хвойный лес - тайга, смешанный лес, березняк, осинник, сосняк, листвяга, кедрач, пихтач. Обитатели лесов. Влажный тропический лес. Охрана лесов.

Т е м а 5. В гостях у Царевны-лягушки (2 ч).

Река и пруд — общежитие самых разных организмов, Водные растения: большие и маленькие. Околоводные насекомые, Жители толщи воды (в том числе 1 ч экскурсии, возможно – виртуальная на озеро Байкал).

Т е м а 6. Мы - исследователи родной природы (8 ч).

Правила проведения исследований в природе. Овладение исследовательскими умениями. Этапы освоения исследовательских умений.  Экологическая тропа и её пикеты.

Те м а 7. Путешествия по родному краю (4 ч).

Экскурсия по родному краю: лес, луг, речка. Экологический субботник. Выполнение исследовательских работ, создание проекта и  презентации, их защита.

Заключение (1 ч).

Подведение итогов деятельности по программе.

Планируемые  результаты:

 Должен знать:

- свойства живой и неживой природы;

-  соседей: растения, животные, грибы, простейшие;

-  как проводить исследование и  как выполнить проект;

-  экосистемы окружающей природной среды;

Уметь:

 -  использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

 -   реализовывать цели и задачи элементов исследовательской деятельности;

 -  оперировать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1.

Введение

2

1

1

Раздел 2.

Цветок и солнце

4

4

0

Раздел 3

Соседи по планете

4

3

1

Раздел 4

Дружит пчелка и цветок, дружат лист и мотылек...

5

2

3

Раздел 5

Лес и его обитатели

4

4

0

Проект, презентация, участие в конкурсах

Раздел 6

В гостях у Царевны-лягушки

2

1

1

Раздел 7

Мы - исследователи родной природы

8

6

2

Раздел 8

Путешествуем по родному краю

4

0

4

Защита презентации

Раздел 9

Итоговое занятие

1

1

0

Итого

34

22

12

Календарный учебный график

Раздел

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел1

2

Раздел2

4

Раздел3

4

Раздел4

4

1

Раздел5

3

1

Раздел6

2

Раздел7

1

5

2

Раздел8

2

2

Раздел9

1

Оценочные материалы.

При реализации программы дополнительного образовании  «Путешествие в мир родной природы» проводятся следующие виды контроля знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися:  стартовый, промежуточный, итоговый.

Стартовый  контроль представлен тестированием. Промежуточный и итоговый контроль проводятся в виде защиты проектной работы на НПК, конкурсе школьного, муниципального, регионального и федерального уровней. Также учитываются результаты участия в школьных и районных олимпиадах по экологии и биологии, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус».

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту являются:

- Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

- Знание основных этапов организации исследовательской деятельности.

- Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

- Умение  грамотно вести диалоги и  аргументировано  участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

- Знание некоторых экологических проблем села, района, области, а также форм и методов охраны окружающей среды.

- Умение готовить выступления о результатах  наблюдений  и исследований на экологических мероприятиях, конференциях.

Методические материалы:  в наличии имеются следующие виды продукции:

- слайды по темам занятий;

- разработанная викторина;

- таблицы;

- электронные материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский, проектный.

Формы обучения и виды занятий: индивидуальные традиционные, практические занятия, экскурсии.

Календарный учебно-тематический план

№ раз

дела

да

та

№ за

нятия

                          Тема          

Теория

Практика

Дата

1

Введение.

1

1

1

Природа родного края: живая и неживая природа

1

2

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

1

2

Цветок и солнце

4

0

3

Многообразие растений и их жизненные формы

1

4

Лекарственные и ядовитые растения

1

5

Грибы нашего края. Съедобные и ядовитые грибы

1

6

Красная книга родного края. Растения

1

3

Соседи по планете

3

1

7

Многообразие животных. Их роль

1

8

Особенности строения и жизнедеятельности животных разных групп

1

9

Как человек может помочь животным. Подкормка птиц

1

10

Красная книга родного края. Животные

1

4

Дружат пчёлка и цветок, дружат лист и мотылёк

2

3

11

Взаимосвязи в природе.

1

12

Игра «Кто, что ест на обед»?

1

13

Игра «Птичья столовая»

1

14

Наблюдаем взаимосвязи в природе

1

15

Кто где живёт?

1

5

Лес и его обитатели

4

0

16

Лес – сообщество разных организмов

1

17

Виды лесов

1

18

Этажи лесов

1

19

Деятельность человека. Охрана лесов

1

6

В гостях у Царевны-лягушки

1

1

20

Водоём – общежитие самых разных организмов

1

21

Виртуальная экскурсия на озеро Байкал

1

7

Мы – исследователи родной природы

6

2

22

Подготовительный этап развития исследовательской деятельности

1

23

Мотивационно – ориентировочный этап

1

24

Проблемно – целевой этап

1

25

Логико – доказательный этап

1

26

Презентативно – практический этап

1

27

Методы исследования

1

28

Экологическая тропа и её пикеты

1

29

Выполнение проекта  и работа над презентацией

1

8

Путешествия по родному краю

0

4

30

Поездка на Братское водохранилище

1

31

Экскурсия в лес

1

32

Экскурсия на луг и речку

1

33

Защита презентации

1

9

34

Итоговое занятие

1

                              ИТОГО:                                                                                   34 часа

Список литературыдля детей

  1. Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников, Волгоград, изд-во «Учитель»,2013
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир, Москва, изд-во «Просвещение»,2014
  3. Тельпуховская А.Г. Многолетние декоративные растения Прибайкалья, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное изд-во,1974г.

«Дерево в культуре бурят»        (Пиханова Ирина)

Содержание

  1. Введение. Значение деревьев в жизни бурят (1ч.)
  2. Значение леса в природе и жизни человека (4ч.)

Виды лесов. Лес- легкие планеты, источник кислорода и углекислого газа. Лес – дом для животных. Лес – тепло. Лес –поэзия. Лес – кормилец. Лес – источник строительных материалов. Лес – источник здоровья. Лесные богатства страны. Антропогенное влияние человека на лес. Охрана лесов.

3.Практическая работа по изученной главе (5ч.) 

Изучение состояния смешанного леса в местности «Халааhан»

Влияние почвы на внешний вид деревьев

Определение возраста деревьев различными методами

Посадка саженцев деревьев на территории школы и дома

Создание постера «Что дает нам дерево»

  1. Деревья, произрастающие в Кахинской долине  и их значение. (20ч)

Лиственница, сосна, ель, кедр,  берёза, осина. Бурятские названия деревьев. Леса образованные из этих деревьев. Характеристика деревьев с точки зрения ботанической науки. Значение деревьев в жизни бурятского этноса. Бурятские сказки, пословицы, поговорки, стихи о деревьях. Культ деревьев. Дерево – отменный строительный материал, поделочное сырьё. Деревянная мебель, посуда, утварь, музыкальный инструмент, игрушка, прибор, скульптура.  

  1. Мониторинги и итоговое занятие (4ч)

Планируемые результаты:

Должен знать:

- о значении дерева в природе и жизни человека;

-  о строении дерева;

Уметь:

- определить состояние деревьев;

- дать характеристику дереву;

- рассказать о значении дерева;

- рассказать о взаимоотношениях этноса с деревьями

Учебный план

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации

всего

теория

практика

Раздел 1.

Введение

1

1

0

Раздел 2.

  1. Значение леса в природе и жизни человека

4

4

0

Раздел 3

  1. Практическая работа по изученной главе

5

0

5

Раздел 4

Деревья нашей долины и их значение

20

15

5

Раздел 6

Мониторинги

4

1

3

 исслед. работа, проект с презентацией,участие в кон-сах

Календарный учебный график

Раздел

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел1

2

Раздел2

3

1

Раздел3

4

1

Раздел4

4

4

4

3

Раздел5

1

3

Условия реализации программы: занятия проводятся в кабинете химии и биологии, есть возможность использовать ресурсы кабинета – лабораторное оборудование, приборы, таблицы, мультимедиа.

Оценочные материалы

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

Стартовый мониторинг в форме тестирования, промежуточный и итоговый контроль осуществляется по итогам выполнения и публичной защиты, через участие в конкурсах, олимпиадах школьного и районного уровней, в дистанционных олимпиадах «ЧиП» и «Гелиантус», в системе педагогических наблюдений.

Методические материалы: литература по темам, разработки занятий,  инструкции по проведению практических работ, презентации.

 Методы обучения:

- словесный - объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование;

- наглядный - показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение;

- практический - выполнение работ по инструкционным картам.

 - объяснительно-иллюстративный - восприятие и усваивание детьми готовой информации;

- репродуктивный - воспроизведение учащимися полученных знаний и освоенных способов деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;

- проектный – выполнение и защита проекта

- стимулирования и мотивации -  создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.

Календарный учебно-тематический план

№ раз-

дела

да

та

№ за

нятия

                          Тема          

Теория

Практика

Дата

1

1

Введение 

1

0

2

  1. Значение леса в природе и жизни человека

4

0

2

Виды лесов. Лес- легкие планеты, источник кислорода и углекислого газа

1

3

Лес – дом для животных

1

4

Лес – лёгкие планеты

1

5

Лес – кормилец

1

Практическая работа по изученной главе

0

5

6

Изучение состояния смешанного леса в местности «Халааhан»

0

1

7

Влияние почвы на внешний вид деревьев

1

0

3

8

Определение возраста деревьев различными методами

9

Посадка саженцев деревьев на территории школы и дома

10

Создание постера «Что дает нам дерево»

0

1

4

Деревья  Кахинской долины

15

5

11

Лиственница - шэнэhэн

1

12

Сосна - нарhан

1

13

Ель - хасуури

1

14

Кедр - хуша

1

15

Берёза - хуhан

1

16

Осина - уляаhан

1

17

Леса. Лиственничник

1

18

Сосняк или сосновый бор

1

19

Кедрач, пихтач

1

20

Березняк или берёзовая роща

1

21

Осинник

1

22

Культ деревьев

1

23

Изделия из дерева. Деревянные дома и юрты

1

24

Деревянная мебель

1

25

Деревянная посуда

1

26

Деревянные музыкальные инструменты

1

27

Деревянная скульптура и игрушка. Резьба

1

28

Изделия из корней, коры, капа, бересты

1

29

Берёзовый сок, чага, смола, орехи

1

30

Сказки, пословицы, поговорки о деревьях

31-33

Мониторинги

3

34

Итоговое занятие

1

                              ИТОГО:                                                                                   34 часа

 Список литературы для педагога и детей.

  1. Журналы:

 Химия в школе

Биология в школе

Экология в школе

  1. Н.И,Асташина, Организация эколого-исследовательской деятельности школьников,2014.
  2. В.Д. Бабуева Материальная и духовная культура бурят, Улан-Удэ,2004
  3. Энциклопедии
  4. Справочники
  5. Атлас леса

                                                                 

                                                                                        Приложение 1

Стартовое тестирование   (инд/обуч.)                                    

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь с:

                    а) геологическими процессами;
                   б) космическими факторами;
                   в) высокими темпами прогресса;
                   г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

                   а) особенности рельефа местности;
                  б) пищевые ресурсы и болезни;
                  в) особенности климата;
                  г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

                  а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
                 б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование,      

                      воспроизводство и охрану природных ресурсов;
                 в) добычу и переработку полезных ископаемых;
                 г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность

                      человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

                  а) неисчерпаемым природным ресурсам;
                 б) возобновляемым природным ресурсам;
                 в) невозобновляемым природным ресурсам;
                 г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

                  а) увеличению видового разнообразия птиц;
                 б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
                 в) уменьшению испарения;
                 г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

                 а) парниковым эффектом;
                б) уменьшением объема грунтовых вод;
                в) загрязнением водоемов;
                г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

                а) угарного газа;
               б) углекислого газа;
               в) диоксида азота;
               г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

                а) резких колебаний температуры;
               б) канцерогенных веществ;
               в) радиоактивного загрязнения;
               г) возбудителей заболеваний.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

                 а) водяные пары;                    б) облака;
                в) озоновый слой;                   г) азот.

10. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

                   а) болезни опорно-двигательной системы;
                  б) инфекционные болезни;
                  в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
                  г) болезни пищеварительного тракта.

Выберите правильное утверждение:

1.Мощный слой подкожного жира у морских млекопитающих выполняет теплоизоляционную функцию.

2.В лесных массивах, как правило, благодаря растительности повышается влажность воздуха, ослабевают температурные колебания, гасятся движения воздуха.

3.Между живыми организмами в биоценозе существуют не только трофические, но и топические связи.

4.Организм-паразит зависит от организма-хозяина, но не влияет на него.

5.В течение года длина светового дня, в отличие от иных экологических факторов, изменяются строго закономерно.

6.Реакцию организмов на чередование и продолжительность холодных и теплых периодов года называется фотопериодизмом.

7.Наиболее широко спячка распространена среди животных высоких и умеренных широт.

8.В состоянии анабиоза некоторые организмы могут переносить крайне неблагоприятные условия, в частности, глубокое промерзание при -180 ОС.

9. С точки зрения экологии, популяция – не простая сумма особей, а единое функциональное целое.

10.Распашка степей привела к сокращению численности и ареалов пушных зверьков соболя и выхухоли.

Представьте себе, что вы член экологической группы. Какие проблемы вы будете обсуждать и решать?

  1. Экогруппа – объединение из 6–8 человек (родственники, соседи, коллеги,
    друзья). Участники встречаются раз в неделю, вместе рассматривают конкретные экологические проблемы и обсуждают варианты их решения, которые затем осуществляются на уровне домохозяйства, дома, офиса. Деятельность экогрупп реализует принцип социальной экологии:
    а) «природа знает лучше»;
    б) «после нас хоть потоп»;
    в) «мир погубит непрофессионализм»;
    г) «думать глобально – действовать локально».

    2. Проект Экогруппы исходит из установленной учеными закономерности, что качество жизни (полнота жизни, степень удовлетворения насущных потребностей) с ростом уровня потребления материальных ресурсов:
    а) монотонно возрастает;
    б) монотонно снижается;
    в) сначала возрастает, затем снижается;
    г) сначала снижается, затем возрастает.

    3. Одна из проблем, которую обсуждают Экогруппы:
    а) как достичь «золотого миллиарда»;
    б) как повысить цену на нефть;
    в) как сократить объем бытовых отходов;
    г) как увеличить количество потребляемой энергии.

Промежуточный  и итоговый контроль осуществляется по итогам выполнения и публичной защиты  проекта или исследовательской работы  при участии в конкурсах: «Моё село», «Исследователь природы», «Защитим Байкал», «Экология души», «Будущий хозяин Земли», «Человек и природа», «Гелиантус», «Сагаалган» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....