Рабочая программа "Биология", 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Голубева Инна Валентиновна

Рабочая программа по биологии, 7 класс, 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_klass.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»

Рассмотрено                                                                                                                                                                                         «Утверждаю»

на заседании педагогического совета                                                                                                                 и.о. директора МБОУ «ОШИСОО»

«_31_»_08_2020_г.                                                                                                                                                                                                                                                    

Протокол №1                                                                                                                                                                _____________М.И.Должикова

                                           

                                                                                                                                                                                     Приказ №178 от 01.09.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

7 класс (2020-2021 уч. год)

учителя биологии и химии

Голубевой И.В.

Программа разработана на основе: Примерные программы основного общего образования. Биология. - М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения)

Учебник «Биология: Животные». 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - М.: Дрофа, 2020

с. Овгорт

2020 г.

Примерная рабочая программа по биологии в 7 классе рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), но в соответствии с годовым календарным графиком и расписанием на 2020-2021 год выдана 34 часами. Уплотнены часы по темам «Простейшие» с 3 до 2 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Результатами изучения учебного предмета является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, систематизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на

–  осознание роли жизни

– рассмотрение биологических процессов в развитии  

– использование биологических знаний в быту

– объяснять мир с точки зрения биологии

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Личностные результаты обучения биологии:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения биологии:

учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы в учебе и познавательной деятельности;

знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;

формирование умения работать с различными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметные результаты обучения:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

выделение существенных признаков биологических объектов;

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,  

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных; опасных для человека;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

В ценностно-ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе;

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

      В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Тема 1. Простейшие (2 часа)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.

Демонстрация

Мультимедийная презентация «Инфузории». Микропрепараты простейших.

Тема 2. Многоклеточные животные (20 часов)

Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

 Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация 

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

 Тип Хордовые

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Видеофильм.

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (7часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Продление рода. Органы размножения. Развитие животных с превращением и без превращения.

Демонстрация 

Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (1час)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

 Палеонтологические доказательства эволюции.

Тема 5. Биоценозы (1 час)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Практическая работа

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час)

Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Итоговая контрольная работа (1 час).

Тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Виды контроля

Самостоятельные работы

Контрольные работы

Лабораторные, практические, творческие работы

Введение

1

1

Простейшие

3

1

1

2

Многоклеточные организмы

19

1

2

2

3

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных

7

2

1

4

Развитие и закономерности размещения животных на Земле 

1

5

Биоценозы

1

1

1

6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека 

1

Итоговая контрольная работа

1

1

Всего

34

4

4

5

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечание

1

Зоология как наука.

05.09.

2

Общая характеристика Простейших

Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших».

12.09.

3

Значение Простейших. Входная контрольная работа.

19.09.

4

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

26.09.

5

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, образ жизни, значение.

03.10

6

Черви. Общая характеристика и многообразие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.

10.10

7

Тип Кольчатые черви.

17.10

8

Тип Моллюски. Образ жизни, многообразие

Лабораторная работа №2 «Особенности строения и жизни моллюсков».

24.10

9

Тип Иглокожие- живые колючки.

31.10

10

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные.

14.11

11

Тип Членистоногие. Класс Насекомые

Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых».

21.11

12

Отряды насекомых. Обобщение знаний по теме Беспозвоночные.

28.11

13

Тип хордовые. Общая характеристика, многообразие, значение.

05.12

14

Классы рыб: Хрящевые, Костные.

12.12

15

Основные систематические группы рыб.

19.12

16

Класс Земноводные, или Амфибии. Общая характеристика, образ жизни, значение.

26.12

17

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.

16.01

18

Класс Птицы. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения птиц».

23.01

19

Многообразие птиц.

30.01

20

Класс Млекопитающие, или Звери. Общая характеристика, образ жизни.

06.02

21

Экологические группы млекопитающих.

13.02

22

Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

20.02

23

Покровы тела. Опорно-двигательная система животных. Способы передвижения и полости тела животных.

27.02

24

Органы дыхания и газообмен.

06.03

25

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

13.03

26

Кровеносная система. Кровь.

20.03

27

Органы выделения.

03.04

28

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

10.04

29

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

17.04

30

Продление рода. Органы размножения. Развитие животных с превращением и без превращения.

24.04

31

Периодизация и продолжительность жизни.  Обобщение знаний по теме «Эволюция систем органов».

08.05

32

Доказательства эволюции животных. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

15.05

33

Биоценоз. Пищевые взаимосвязи, факторы среды. Практическая работа «Составление пищевых цепей и сетей для биоценозов окрестностей села Овгорт Шурышкарского района»

22.05

34

Итоговая контрольная работа за курс «Биология. Животные».

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...