Рабочая программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс)

Сингур Яна Владимировна

 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и содержит перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, а так же требования к уровню подготовки учащихся. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебник «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biollgiya_7.docx79.76 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Рабочая программа разработана и утверждена в соответствии с нормативными правовыми документами:

1. Федеральный уровень:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

 1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 28.12.2018 № 345)

1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 09.06.2016 г. №699

1.6.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10)»  от 29.12.2010 г. № 189(с изменениями)

1.7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к учтройству, содержанию и организации и других объектов социальной инфраструктуры  для детей и молодежи  в условиях распространения  новой короновирусной инфекции COVID -19 » (вместе с «СП 3.1./2.4.3598-20.Санитарно – эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)

2.  Региональный уровень:

2.1 Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2.2 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

2.3 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».

2.4 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017 №2909 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»

2.5 Письмо КИППО «Методические рекомендации об особенностях преподавания биология в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020/2021 учебном году»

3. Школьный уровень

3.1 Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрена на заседании педагогического совета, пр. № 10 от 19.06.2015 г., утверждена приказом по школе № 223 от 26.06.2015 г., внесены изменения в ООП (решение педагогического совета, пр. № 11 от 01.10.2018 г., приказ по школе № 425 от 01.10.2018 г.);

3.2. Положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 12 от 27.08.2018г., утверждено приказом по школе № 331 от 31.08.2018 г.)

3.3. Учебный план школы (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 7 от 31.08.2020., утверждено приказом по школе № 200 от 31.08.2020 г.)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и содержит перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, а так же требования к уровню подготовки учащихся. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебник «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций./Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

На изучение биологии в 7 классе выделено 35 часов. В процессе изучения данного курса биологии продолжается формирование базовых знаний и умений, необходимых учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Для достижения целей ставятся задачи:

 Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.

         Развивающие:

- формирование умений: наблюдать,  работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

          Воспитательные:

Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Настоящая Рабочая программа включает в себя темы: «Введение» (1 час), «Эволюция живой природы» (2 часа),), «Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции» (11 часов), «Многообразие животных – результат эволюции» (14 часов), «Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники» (3 часа), «Биологическое разнообразие и пути его сохранения» (2 часа). Резервное время, отведенное на повторение и обобщение знаний – 2 часа.

Практическая часть

        Практическая часть программы незначительно сокращена и опирается на темы лабораторных, практических работ и экскурсий, включенных в Примерную программу по биологии основного общего образования.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Практическая часть включает в себя 7 практических, 8 лабораторных работ и 1 комплексную экскурсию. Программой предусмотрены уроки обобщения изучаемого материала. В Программе сохранѐн региональный краеведческий компонент, позволяющий познакомиться с живыми организмами – обитателями родного края, экосистемами Крымского полуострова, проблемами сохранения видового и экосистемного многообразия в Крыму. Особенность раздела 7 класса «Многообразие и эволюция живой природы» состоит в том, что он начинается с теоретического введения: положений систематики, эволюционного учения. Задачи систематики – упорядочить разнообразие представителей четырѐх царств живой природы (а также лишайников и вирусов) в стройную систему. При этом сосредоточить внимание на наиболее крупных таксонах, играющих огромную роль в природе и деятельности человека. Задачи эволюционного учения – осмыслить разнообразие жизни как результат эволюции и затем, при изучении разнообразия таксонов, выявить на основе их сравнения черты более высокой организации, установить филогенетические связи между ними. Рассмотрение фактического материала раздела на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы уже на стадии их формирования, что очень важно для обеспечения целостности биологии как общеобразовательной дисциплины. При изучении отдельных систематических групп растений и животных основной акцент следует делать на усвоение обучающимися самых главных, основных, эволюционно наиболее значимых признаках таксонов. Обзорность материала позволяет выделить наиболее важные и существенные вопросы, сформировать целостную картину эволюции органического мира, роли живых организмов в природе и жизни человека. Программа предусматривает резерв свободного учебного времени (обобщение знаний) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий. Большинство представленных в рабочей программе лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов. Лабораторные работы могут проводиться в процессе изучения нового материала, а также на этапе его закрепления с использованием фронтальных, групповых и индивидуальных методов и могут оцениваться на усмотрение учителя – выборочно либо у всего класса. Практические работы выполняются с целью отработки практических навыков учащихся и могут проводиться как в рамках традиционной классно- урочной формы, так и в виде защиты проектов, практических конференций и проч. Практические работы подлежат обязательному оцениванию. В рабочей программе приведен перечень демонстраций, которые могут проводиться с использованием разных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения, его материальной базы, в том числе таблиц, натуральных объектов,

Формы и темы контроля

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, проектная деятельность, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; лабораторные и практические работы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Результаты освоения курса биологии в 7 классе

Требования к результатам освоения курса биологии в 7 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

 • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

 • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

 • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;

 • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

 • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

Предметными результатами освоения программы по биологии в 7 классе являются:

 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; видообразования и приспособленности;

 • различение на таблицах и на живых объектах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

 • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

 • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Планируемые результаты.

Личностные :

  • главные анатомические понятия, термины;
  • этапы развития человека до рождения и после рождения;
  • общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого организма
  • строением и аппаратов человеческого организма;
  • обмен веществ и превращения энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
  • родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
  • особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
  • меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
  • клетки, ткани органы и их системы человека.

Метапредметные:

  • характеризовать процесс деления клеток;
  • характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;
  • характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост и периодизацию жизни;
  • характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД.

Предметные :

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и организма в целом;
  • обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
  • обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
  • обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
  • обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
  • распознавать клетки, ткани органы и их системы человека;
  • применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
  • вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека, проводить функциональные пробы;
  • соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;
  • соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;
  • определить (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;
  • пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих  работ и дополнительных сообщений.

Содержание 7 КЛАСС (35 часов, из них 2 ч. резервное время)

 Введение (1ч.) Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме.

 Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучел и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

I. Эволюция живой природы (2 ч.) Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Система и эволюция органического мира. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Эволюция органического мира. Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Многообразие растений и животных, принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Система растений и животных – отображение эволюции. Вид как систематическая единица Признаки вида Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

 II. Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции (11ч.) Царство Растения, общие признаки. Растения - производители органического вещества. Жизненные формы растений. Современный растительный мир – результат эволюции. Низшие растения. Водоросли. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. Многообразие водорослей. Водоросли Чѐрного и Азовского морей. Выход растений на сушу. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения – псилофиты. Моховидные. Главные признаки отдела. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Мхи Крыма. Значение мхов в природе и жизни человека. Биосферное значение болот. Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов. Усложнение строения папоротников по сравнению со мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей и плаунов, их роль в образовании каменного угля. Разнообразие современных папоротников, хвощей, плаунов и их значение. Папоротники и хвощи Крыма. Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Разнообразие современных хвойных. Голосеменные Крыма. Роль голосеменных в экосистемах, в том числе в экосистемах Крыма. Биосферное значение хвойных лесов. Покрытосеменные. Главные признаки отдела Покрытосеменные. Черты более высокой организации по сравнению с Голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С.Г. Навашин – выдающийся отечественный ботаник. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Систематика покрытосеменных растений (классы и семейства). Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры. Класс Однодольные. Общая характеристика класса. Семейства: Лилейные и Злаки. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры. Роль злаков в луговых и степных экосистемах. Сельскохозяйственные растения. Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство – основа земледелия. Пшеница – основная хлебная культура. Особенности выращивания пшеницы. Овощеводство. Сельскохозяйственные растения Крыма. Важнейшие отрасли растениеводства Крыма – садоводство, виноградарство, овощеводство, выращивание эфиромасличных культур. Обобщение Многообразие растений – результат эволюции

Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, их средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды

Лабораторные работы:

1. Изучение внешнего строения водорослей.

 2. Изучение внешнего строения мхов (на примере кукушкина льна).

3. Изучение внешнего строения папоротника.

4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма. Практические работы: 1. Определение покрытосеменных растений

2. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур на региональном материале.

3. Распознавание растений разных отделов на примере распространенных растений своей местности. Выявление приспособлений у растений к среде обитания.

III. Многообразие животных – результат эволюции (14 ч.)

Царство Животные, общая характеристика. Одноклеточные и многоклеточные животные. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты. Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Простейшие – возбудители болезней человека. Подцарство Многоклеточные. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, разнообразие. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов. Кишечнополостные Крыма. Ядовитая медуза Черного моря – корнерот. Черви. Особенности организации Плоских, Круглых и Кольчатых червей, их значение в природе и жизни человека. Усложнение организации кольчатых червей. Приспособление к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Меры профилактики гельминтозов. Тип Моллюски, общая характеристика типа. Разнообразие. Значение моллюсков в природе и жизни человека. Моллюски Крыма. Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Происхождение. Разнообразие. Характерные особенности строения классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. Значение членистоногих в природе и жизни человека. Членистоногие Крыма. Членистоногие, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Обобщение знаний Беспозвоночные животные: многообразие, роль в природе и жизни человека Тип Хордовые, общие признаки. Ланцетник – примитивное хордовое животное. Надкласс Рыбы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Характерные особенности. Значение рыб в экосистемах и жизни человека. Рыбы Крыма Класс Земноводные. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности строения, связанные с выходом на сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах. Земноводные Крыма. Земноводные, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Класс Пресмыкающиеся. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Многообразие. Роль в экосистемах и жизни человека. Пресмыкающиеся Крыма. Пресмыкающиеся, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Класс Птицы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Происхождение. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц (на примере птиц Крыма). Птицы, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Класс Млекопитающие. Основные признаки класса. Происхождение. Прогрессивные черты организации. Значение в экосистемах и жизни человека. Млекопитающие различных экосистем Крыма. Млекопитающие Черного и Азовского морей. Млекопитающие, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Сельскохозяйственные животные. Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: молочные, мясные и мясомолочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство. Птицеводство. Сельскохозяйственные животные Крыма. Обобщениезнаний. Многообразие животных – результат эволюции Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, влажные препараты, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов и классов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:

5. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни

6. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания

7. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Практическая работа

4. Определение представителей разных классов типа Членистоногие

5. Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале

 6. Распознавание животных разных типов на региональном материале

IV. Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники (3 ч.) Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие. Бактерии - возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека. Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Роль грибов в круговороте веществ. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы Крыма. Грибы, занесѐнные в Красную книгу Крыма. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Компоненты лишайников и их взаимоотношения. Организация таллома лишайников (накипные, листоватые, кустистые). Роль лишайников в природе и жизни человека. Лишайники Крыма. Демонстрации: схемы, таблицы, репродукции картин, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и многообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.

Лабораторные работы:

8. Изучение строения плесневых грибов на примере мукора

Практическая работа 7.Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма

V. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (2ч.)

Видовое и экосистемное разнообразие – компоненты биологического разнообразия. Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека. Видовое разнообразие – основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие – основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Красная книга Крыма. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории Крыма. Демонстрации: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории. Экскурсия «Многообразие животных и растений своей местности, их роль в природе и жизни человека»

Учебно-тематический план 7 класс

№  П/п

Наименование темы

Количество

Часов

Практич.

работ

Лаборат.  работ

Контр. Работ

1

Введение

1

2

 Эволюция живой природы

2

3

Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции

11

3

4

1

4

Многообразие животных- результат эволюции

14

3

3

1

5

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

2

6

Многообразие живой природы Бактерии, грибы, лишайники

3

1

1

7

Резервное время

2

Итого

35

7

8

2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Сроки

выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы урока

УУД

План

Факт

Введение (1ч.)

Эволюция живой природы (2ч.)

1

03.09.

Организм. Вид. Природное сообщество. Экосистема

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях еѐ развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

 

2.

10.09

Эволюционное учение. История развития жизни на земле.

3.

17.09

Систематика растений и животных.

Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции (11ч.)

4.

22.09

Царство Растения.

•формирование первоначальных систематизированных представлений

 о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

 • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;

 •овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

 •формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

5.

01.10

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах

Лабораторная работа:

1. Изучение внешнего строения водорослей.

6.

08.10

Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные, их роль в образовании болотных экосистем

Лабораторная работа:

2.Изучение внешнего строения мхов (на примере кукушкина льна).

7.

15.10

Отделы:  Папоротниковидные, хвощевидные, Плауновидные

Лабораторная работа:

3.Изучение внешнего строения папоротника.

8.

22.10

Отдел Голосеменные

Лабораторная работа:

4. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма.

9.

29.10

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые

Практическая  работа: 

1. Определение покрытосеменных растений

10.

12.11

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

11.

19.11

Класс Двудольные. Семейство Бобовые.

Практическая  работа: 

2. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур на региональном материале.

12.

26.11

Класс Двудольные. Семейство Пасленовые.

13.

03.12

Класс Однодольные. Семейство Злаки, Лилейные

Практическая  работа: 

3. Распознавание растений разных отделов на примере распространенных растений своей местности. Выявление приспособлений у растений к среде обитания.

14.

10.12

Контрольная работа № 1 по теме: «Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции»

Многообразие животных – результат эволюции (14 ч.)

15.

17.12

Царство Животные.

•выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 •приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

•классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; видообразования и приспособленности;

 • различение на таблицах и на живых объектах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

•сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

 •овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

16.

24.12

Подцарство Одноклеточные. Роль одноклеточных в экосистемах

17.

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные.

18.

Тип Кишечнополостные

19.

Тип Плоские черви

20.

Тип Круглые черви

21.

Тип Кольчатые черви. Роль  червей  в почвенных экосистемах

22.

Тип Моллюски

23.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые

Практическая работа

4. Определение представителей разных классов типа Членистоногие         

24.

Тип хордовые. Надкласс Рыбы.

Лабораторная работа:

5. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни

25.

Класс Земноводные.

Класс Пресмыкающиеся

Лабораторная работа:

6. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания

26.

Класс птицы.

Лабораторная работа:

7. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

27.

Класс Млекопитающие

Практическая работа

5. Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале

6.Распознавание животных разных типов на региональном материале

28.

Контрольная работа № 2 по теме : «Многообразие животных – результат эволюции»

Биологическое разнообразие и пути его сохранения (2ч.)

29.

Видовое разнообразие.

•знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

30.

Пути сохранения биоразнообразия

Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники (3ч.)

31.

Царство Бактерии

•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

32.

Царство Грибы. Лабораторная работа:

8. Изучение строения плесневых грибов на примере мукора 

Резервное время (2ч.)

33.

Роль грибов в природе и жизни человека. Практическая работа 7.Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма

34.

Лишайники

Лист корректировки рабочей программы

Сингур  Яны  Владимировны

                                                    по биологии

                                                       в 7классе

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...