Рабочая программа по биологии для 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)

Сингур Яна Владимировна

Рабочая программа для 8  класса  составлена на основе  авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2014. - 32c.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_biologia.docx78.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Рабочая программа разработана и утверждена в соответствии с нормативными правовыми документами:

1. Федеральный уровень:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

 1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 28.12.2018 № 345)

1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 09.06.2016 г. №699

1.6.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10)»  от 29.12.2010 г. № 189(с изменениями)

1.7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к учтройству, содержанию и организации и других объектов социальной инфраструктуры  для детей и молодежи  в условиях распространения  новой короновирусной инфекции COVID -19 » (вместе с «СП 3.1./2.4.3598-20.Санитарно – эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)

2.  Региональный уровень:

2.1 Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2.2 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

2.3 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».

2.4 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017 №2909 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»

2.5 Письмо КИППО «Методические рекомендации об особенностях преподавания биология в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020/2021 учебном году»

3. Школьный уровень

3.1 Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрена на заседании педагогического совета, пр. № 10 от 19.06.2015 г., утверждена приказом по школе № 223 от 26.06.2015 г., внесены изменения в ООП (решение педагогического совета, пр. № 11 от 01.10.2018 г., приказ по школе № 425 от 01.10.2018 г.);

3.2. Положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 12 от 27.08.2018г., утверждено приказом по школе № 331 от 31.08.2018 г.)

3.3. Учебный план школы (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 7 от 31.08.2020., утверждено приказом по школе № 200 от 31.08.2020 г.)

       Рабочая программа для 8  класса  составлена на основе  авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2014. - 32c.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по разделам курса и содержит перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, а так же требования к уровню подготовки учащихся. Последовательность изучения тем и разделов учебного предмета ориентирована на учебник «Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. - М. : Просвещение, 2014. – 143, [1]с. : ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Результаты обучения полностью соответствуют образовательному Стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение курса биологии в 9 классе выделено 68 часов (2 часа в неделю),  а по авторской программе -  67 часов, поэтому в рабочей программе предусмотрено 1 резервный час, который использован для повторения изученного материала в конце учебного года.

Цель программы – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

На изучение биологии в 8 классе выделено 68 часов. В процессе изучения данного курса биологии продолжается формирование базовых знаний и умений, необходимых учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций. Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
  • овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Для достижения целей ставятся задачи:

       

 Образовательные:

усвоение знаний о том, что:

- растения, животные, грибы и бактерии – целостные живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания;

- живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны конкурентными и взаимовыгодными и другими отношениями и образуют природное сообщество.

         Развивающие:

- формирование умений: наблюдать,  работать с увеличительными приборами, ставить опыты, применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.

          Воспитательные:

Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе, убеждения в необходимости личного вклада в её сохранение.

Практическая часть

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание курса ставит целью обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности; сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Формы и темы контроля

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, проектная деятельность, личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; лабораторные и практические работы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные :

  • главные анатомические понятия, термины;
  • этапы развития человека до рождения и после рождения;
  • общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого организма
  • строением и аппаратов человеческого организма;
  • обмен веществ и превращения энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
  • родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
  • особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
  • меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
  • клетки, ткани органы и их системы человека.

Метапредметные:

  • характеризовать процесс деления клеток;
  • характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;
  • характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост и периодизацию жизни;
  • характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД.

Предметные :

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и организма в целом;
  • обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
  • обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
  • обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
  • обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
  • распознавать клетки, ткани органы и их системы человека;
  • применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
  • вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека, проводить функциональные пробы;
  • соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;
  • соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;
  • определить (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;
  • пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих  работ и дополнительных сообщений.

Содержание

8 КЛАСС

(68 часов, из них 1 ч. резервное время)

Введение (2 ч.)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

      Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

      Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы укрепление здоровья. Факторы риска. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

I. Oрганизм человека — целостная система. Системы регуляции жизнедеятельности (11 ч.)

Клетки, ткани, органы и системы органов. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

II. Опорно-двигательная  система  и здоровье (7 ч.)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

III. Системы жизнеобеспечения (28 ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

        Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

            Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.

        Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

IV. Репродуктивная система и здоровье (3 ч.)

Половая система. Оплодотворение, внутриутробное развитие, роды. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

V .Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч.)

Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.

Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.

Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.

Лабораторные работы:

9. Строение головного мозга человека.

VI. Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч.)

Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы зрения, слуха, равновесия, обоняния, вкуса. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Демонстрации: Сходство человека и животных, Строение и разнообразие клеток организма человека, Ткани организма человека, Органы и системы органов организма человека, Нервная система, Железы внешней и внутренней секреции, Пищеварительная система, Система органов дыхания, Механизм вдоха и выдоха, Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, Состав крови, Группы крови, Кровеносная система, Приемы оказания первой помощи при кровотечениях, Лимфатическая система, Мочеполовая система, Строение опорно-двигательной системы, Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы, Строение кожи, Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, Анализаторы.

Лабораторные работы

1. Изучение микроскопического строения тканей

2. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)

3. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

4. Изучение внешнего вида отдельных костей

5. Воздействие слюны на крахмал.

Практические работы

1. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека

3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

4. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

5. Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

6. Определение норм рационального питания

Самонаблюдения

1. Измерение массы и роста своего организма

2. Координация работы мышц

3. Определение гибкости позвоночника

4. Выявление плоскостопия

5. Измерение кровяного давления

7. Определение частоты дыхания

8. Измерение температуры тела

9. Изучение изменения размера зрачка

10. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

Резервное время 1 час

Тематический  план

8 класс

№  П/п

Наименование темы

Количество

Часов

Практич.

работ

Лаборат.  работ

Контр. Работ

1

Введение

2

2

Наследственность, среда и образ жизни — факторы здоровья

7

1

3

Целостность организма человека — основа его жизнедеятельности

7

3

4

1

4

Опорно-двигательная  система  и здоровье

7

3

1

5

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

28

1

6

Репродуктивная система и здоровье

3

7

Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье

7

8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

6

1

9

        Резерв. Обобщение

1

Итого

68

6

5

4

Календарно- тематическое планирование  8  класс

№ п/п

Сроки

выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы урока

УУД

План

Факт

Введение (2 часа)

03.09

Науки об организме человека. Инструктаж по ТБ.

  • главные анатомические понятия, термины;
  • этапы развития человека до рождения и после рождения;

05.09

Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Наследственность, среда и образ жизни — факторы здоровья (7 ч.)

10.09

Клетка – структурная единица организма.

  • общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого организма
  • строением и аппаратов человеческого организма;
  • обмен веществ и превращения энергии;
  • роль ферментов и витаминов в организме;
  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
  • родство млекопитающих, человека и человеческих рас;

12.09

Соматические и половые клетки.

17.09

Наследственность и здоровье.

19.09

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

24.09

Наследственные болезни. Медико – генетическое конструирование.

26.09

Факторы окружающей среды и здоровье.

П\р №1. «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

01.10

Образ жизни и здоровье.

Целостность организма человека — основа его жизнедеятельности (7 ч.)

03.10

Компоненты организма человека. Л\р №1. «Изучение микроскопического строения тканей».

  • особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
  • меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
  • клетки, ткани органы и их системы человека.

08.10

Строение и принципы работы нервной системы.

10.10

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция.

15.10

Внутренняя среда организма – основа его целостности. Кровь. П\р №2. «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

17.10

Форменные элементы крови. Кроветворение. Л\р № 2. «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)»

22.10

Иммунитет. Иммунология и здоровье.

24.10

Контрольная работа №1. Целостность организма человека - основа его жизнедеятельности.

Опорно-двигательная  система  и здоровье (7 часов)

29.10

Значение опорно-двигательной  системы.

  • характеризовать процесс деления клеток;
  • характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;
  • характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост и периодизацию жизни;
  • характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД.

• объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

07.11

Общее строение скелета. Осевой скелет.

12.11

Добавочный скелет. Соединение костей. Л\р№3. «Изучение внешнего вида отдельных костей».

14.11

Мышечная система. Строение и функции мышц.

19.11

Основные группы скелетных мышц.

П\р № 3. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

21.11

Осанка. Первая помощь при травмах скелета.

26.11

Контрольная работа №2 по теме «Опорно-двигательная система»

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч.)

28.11

Строение сердечно – сосудистой системы.

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и организма в целом;
  • обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
  • обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
  • обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  • обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
  • обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
  • распознавать клетки, ткани органы и их системы человека;
  • применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
  • вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека, проводить функциональные пробы;
  • соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;
  • соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;
  • определить (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;
  • пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих  работ и дополнительных сообщений.

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными; • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

03.12

Работа сердца.

05.12

Движение крови по сосудам. П\р №4. «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

10.12

Регуляция кровообращения.

12.12

Первая помощь при обмороках и кровотечениях.

П\р № 5. «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений».

17.12

Лимфатическая система.

19.12

Строение и функции органов дыхания.

24.12

Этапы дыхания. Легочные объемы.

 Системы жизнеобеспечения. Формирование здоровья.

26.12

Регуляция дыхания.

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания.

Обобщающий

Обмен веществ. Питание. Пищеварение.

Органы пищеварительной системы.

Пищеварение в полости рта.

Л\р № 4.«Воздействие слюны на крахмал».

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Пищеварение в тонкой и толстой кишке.

Барьерная роль печени.

Регуляция пищеварения.

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмены веществ.

Витамины. Их значение для организма.

Культура питания. Особенности питания детей и подростков.

П\р №6. «Определение норм рационального питания».

Пищевые отравления и их предупреждение.

Обобщающий урок

Строение и функции мочевыделительной системы.

Мочеобразование и его регуляция.

Строение и функции кожи.

Культура ухода за кожей. Болезни кожи.

Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание

Контрольная работа №3.Системы жизнеобеспечения. Формирование здоровья.

Репродуктивная система и здоровье (3 часа)

Строение и функции репродуктивной системы.

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

Внутриутробное развитие и рождение ребенка.

Репродуктивное здоровье

Системы регуляции жизнедеятельности и здоровье (7 ч.)

Центральная нервная система. Спинной мозг.

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Головной мозг: задний и средний мозг.

Л\р №5. «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам).»

Промежуточный мозг. Конечный мозг.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Эндокринная система. Гуморальная регуляция.

Строение и функции желёз внутренней секреции.

Обобщающий.

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 часов)

Органы чувств. Анализаторы.

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

Зрительный анализатор.

Слуховой и вестибулярный анализаторы

Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализатор

Гигиена органов чувств.

Итоговая контрольная работа

Резерв 1 час

Обобщение по теме : Организм человека — целостная система. Системы регуляции жизнедеятельности

Лист корректировки рабочей программы

Сингур  Яны  Владимировны

по биологии

в 8 классе

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...