Технологическая карта урока по теме "Витамины". 8 класс.
план-конспект урока (8 класс)

Жукова Ольга Викторовна

В ходе проведенного занятия будет сформировано знание о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vitaminy.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

8 класс

Тема урока: «Витамины»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Предметно-дидактическая цель: формирование знаний о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Деятельностная цель:

1. Сформировать представление о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека.

2. Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике.

3. Формировать социальные компетенции учащихся как творческой личности с положительными нравственными качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

-давать определение изученных понятий: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;

- описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ;

- классифицировать по различным признакам;

- анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека;

-оказывать первую помощь при передозировке, следование инструкциям и нормам.

Метапредметные

Познавательные:

- самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию;

- логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

- использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента.

Регулятивные:

Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.    

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение витаминов. Использовать приобретенные знания для поддержания здоровья, профилактики авитаминозов

Основные понятия, изучаемые на уроке:

авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины В и С, цинга, бери-бери, В1-гиповитаминоз, витамины В2, В12, жирорастворимые витамины А и Д, витамин Е, родопсин, «куриная слепота», каротин, рахит.

Учащийся  должен знать: определения: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз; основные витамины, их деление на водо- и жирорастворимые, продукты, в которых они содержатся, условия сохранения и правила приема витаминных препаратов.

Учащиеся должны уметь: объяснять роль витаминов в организме человека; приводить доказательства  необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Обеспечение урока: таблица «Витамины», презентация учителя, интерактивная доска, лабораторное оборудование, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный

Формы учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные результаты обучения

Формируемые УУД

Организационный

Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет формирование групп, подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. 

Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование

Актуализация

знаний

Побуждающий диалог.

Здравствуйте! Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

- Что помогает нам сохранить здоровье?

- Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

- Какие питательные вещества содержатся в пище?

- Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

- Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

Вспоминают ранее изученный материал.   Отвечают на вопросы. Формулируют основные принципы составления рациона питания: при составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её.              

 Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.    Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.  

Целеполагание

Проводит подводящий диалог. — Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

-Витамины есть только в овощах и фруктах.

-Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

-В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

-Витамины нужно принимать только зимой и весной.

-Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. 

Постановка проблемного вопроса:

- Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её.

Личностные УУД: - личностное самоопределение.

 Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, учатся культуре общения. 

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  

-Внимательно посмотрите на тему урока, записи на доске и выделите основные понятия урока.

Сформулируйте цель урока.

Выделяют понятия.                 Формулируют цель своих будущих учебных действий: «Какую роль выполняют витамины в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов».

Осознают цель предстоящей деятельности.

Предметные: называют понятия: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Познавательные УУД: - учатся определять цели урока, строить высказывания, обобщать, выделять главное.

 Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) 

Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Изучение              нового материала

Первичная проверка понимания

Рассказывает об открытии витаминов.

- В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «vita» - жизнь и «amin» содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ сохранилось.

Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах (мг). Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обращает внимание на схему на доске:

- Вспомните, что такое ферменты?

- Какую роль они играют в обмене веществ?

Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов, ферментов. Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями кишечника. Известно более 30 витаминов.

В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: аскорбиновая кислота, ретинол, тиамин, - соответственно витамины С, А, В1. Привычные буквенные обозначения – это дань традиции.

Важнейший признак классификации – это способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:

Витамины:

  1. Водорастворимые – С, РР, группы В и др.
  2. Жирорастворимые – А, D, Е, К.

При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

Для дальнейшего изучения витаминов организует работу в группах. Побуждает к выработке алгоритма изучения каждой группы витаминов.

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм:

  • Название витамина
  • Роль в организме
  • Авитаминоз
  • Продукты, в которых содержится витамины.

Выполнение работы по группам «Витамины Д, А, С, группы В в соответствии с коллективно составленным алгоритмом

По ходу выступлений (Приложение №1) заполните таблицу в тетради.

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради. Сделайте выводы.

Подводящий под выводы диалог:

- Какой витамин самый важный?

- Что является источником витаминов в организме?

- Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

- Как восполнить недостаток витаминов в организме?

- Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Предлагает выполнить лабораторную работу «Обнаружение и устойчивость витамина С» (Приложение 2)

Организует работу по изучению сохранения витаминов в продуктах питания.

Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр. 162 и ответьте на вопрос: «Как сохранить витамины при приготовлении пищи?»

.

- А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Рассказывает о веществах, мешающих усвоению витаминов:

-Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Воспринимают новый материал

Записывают определение в тетрадь.

Высказывают свои предположения (гипотезы)

Отвечают на вопросы

Составляют схему: «Водо- и жирорастворимые витамины»

Записывают в тетрадях определения

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

Заполняют таблицу

Рассказывают о результатах выполнения задания.

Выступают с результатами работы.

.

Делают выводы: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

Формулируют вывод: «Витамин С содержится в свежем яблочном соке;

витамина С нет в продуктах, подвергнутых термической обработке.

Читают текст учебника.

Отвечают на поставленный вопрос.

Делают вывод:

-Таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной

Называют вещества, которые, по их мнению, мешает усвоению витаминов.

Предметные : учатся давать определения изученным понятиям: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;

описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ;

классифицировать по различным признакам; анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека

Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике и раздаточном материале, находить и использовать нужную информацию; учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: формирование  личностного и жизненного самоопределения

Предметные УУД: формирование знаний о витаминах, их роли в организме, авитаминозах, продуктах, в которых содержится витамин.

Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для представления результата

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение сравнивать свою работу с заданным эталоном.

Предметные УУД: получение знаний о воздействии тепловой обработки на витамин С. Познавательные УУД: умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперемента.

Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками.

Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе.

Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию из текста учебника.

Познавательные УУД: выдвижение тезисов

Первичное закрепление

Решение проблемной ситуации

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

Высказывание

-Витамины есть только в овощах и фруктах

-Чем больше съешь витаминов,

будешь крепче и здоровее.

-В период инфекционных

заболеваний необходимо

употреблять витамин С

-Витамины нужно принимать только

зимой и весной

-Недостаток витаминов  может

привести к заболеваниям.

Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

Анализируют факты. Исправляют ошибки.

-Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

-Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

-Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

-Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

-Да.

Объясняют отсутствие витамина А в пище солдат во время блокады Ленинграда: Он входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз и его наличие в рыбьем жире. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Витамин А присутствует в рыбьем жире.

Предметные УУД: учатся находить и исправлять ошибки в высказываниях по теме. 

Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 

Коммуникативные УУД: учатся участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные УУД: - использование приобретенных знаний для поддержания здоровья.

Предметные УУД: умение применять приобретенные знания в новых условиях.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные УУД: - использование приобретенных знаний для поддержания здоровья.

Обобщение знаний

Сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь.

-Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

-Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

-Больше времени бывать на улице.

-Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

-Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

-Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

-Не злоупотреблять витаминами.

Познавательные УУД: учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   

Коммуникативные УУД: - учатся аргументировать свое мнение.

Личностные УУД: осознают принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.

Рефлексия

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог:

- Понравился ли тебе урок?

- Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

- Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

- Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

Самооценка и мнение учащихся об уроке

Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли в устной и письменной форме. 

Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание:

1.Изучить параграф 38 «Витамины»;

2.Используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР.

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. 

Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

Приложение 1.

Витамин С

Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин D

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается, темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Витамин В

Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

Приложение 2

Лабораторная работа «Обнаружение и устойчивость витамина С»

Цель работы (сформулируйте цель вашей работы).

Оборудование: штатив с пробирками, свежевыжатый яблочный сок, спиртовка, дистиллированная вода, часы с секундной стрелкой, пипетка, раствор йода, крахмальный клейстер.

Инструкция к выполнению:

  • Повторение техники безопасности
  • Соблюдение временного регламента
  • Соблюдение алгоритма опыта

Предварительное пояснение. В домашних условиях можно проверить присутствие витамина С (аскорбиновой кислоты) достаточно простым способом. Исследование основано на свойстве аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. При обесцвечивании металлический йод восстанавливается до отрицательно заряженного иона йода.

Алгоритм действия:

1.Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2.Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3.Возьмите 1 мл свежевыжатого яблочного сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился, то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4.Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

5.Сделайте вывод.

Использованная литература:

  1. Амосов Н.М. Искусство быть здоровым. Мн.: Физкультура и спорт, 1989.
  2. Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
  3. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.
  4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  5. Махов А.А. Наш зелёный огород. -Красноярск, 1989.
  6. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  7. http://www.smolpower.ru/?page=medicine&sd=vitamins&st=12 Витамин C (аскорбиновая кислота).
  8. Орлова Л. Рефераты по биологии. -Минск: Харвест, 2007.
  9. Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Поурочные разработки по биологии.-М., 2005.
  10. Тепаева Л.А. Биология 8 класс. Проектная деятельность.CD- диск.ООО ИТД « Корифей».
  11. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.

Самоанализ урока


         
Тема: Витамины

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель для учителясоздать комфортную образовательную среду для расширения знаний учащихся о витаминах; развития умений анализировать, сравнивать, делать выводы, формирования потребности в здоровом образе жизни.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

-давать определение изученных понятий: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;

- описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ;

- классифицировать по различным признакам;

- анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека;

-оказывать первую помощь при передозировке, следование инструкциям и нормам.

Метапредметные

Познавательные:

- самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию;

- логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

- использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента.

Регулятивные:

Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.    

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение витаминов. Использовать приобретенные знания для поддержания здоровья, профилактики авитаминозов

Основные понятия, изучаемые на уроке:

авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины В и С, цинга, бери-бери, В1-гиповитаминоз, витамины В2, В12, жирорастворимые витамины А и Д, витамин Е, родопсин, «куриная слепота», каротин, рахит.

Учащийся  должен знать: определения: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз; основные витамины, их деление на водо- и жирорастворимые, продукты, в которых они содержатся, условия сохранения и правила приема витаминных препаратов.

Учащиеся должны уметь: объяснять роль витаминов в организме человека; приводить доказательства  необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Обеспечение урока: таблица «Витамины», презентация учителя, интерактивная доска, лабораторное оборудование, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный

Формы учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная

Организационный момент обеспечил полную готовность класса и включил в деловой ритм каждого ученика.

На этапе мотивации и целеполагания, целью которого было актуализация субъектного опыта учащихся и выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности, использовался метод эмоциональной драматургии: сначала определена личная значимость темы через создание проблемной ситуации и затем создана ситуация личностной значимости материала.

На этапе изучения нового материала максимально использовалась самостоятельность учащихся всех уровней развития. Ученик продвинутого уровня выступал с сообщением, что способствовало формированию у них умения самостоятельно пользоваться учебной литературой, составлять краткое устное сообщение, воспитанию убеждённости в знаниях, уверенности в своих силах, формированию потребности заниматься учебной деятельностью. Все учащиеся выделяли главное из устной информации, затем из письменной информации, составляли таблицу, приводили примеры и делали выводы. Учащиеся работали с различными источники информации: мультимедийный материал, учебник, информационные карточки. Самостоятельная работа в группе позволила достичь взаимопонимания и общения, активной деятельности всех детей, в том числе с низким уровнем познавательных интересов.

Активность и внимательность учащихся поддерживалась комментариями, вопросами и рекомендациями учителя.

После каждого задания отслеживался уровень усвоения свежего, только что объясненного материала, проводилось его повторение и рефлексия через фронтальную беседу, фронтальный отчет групп или через организацию самоконтроля: с помощью слайдов учащиеся проверяли правильность выполненной работы. Таким образом, использовался метод сочетания самостоятельной работы с методом беседы, а также частично- поисковый метод и коллективный способ обучения.

Каждое задание в ходе этапа первичного закрепления нового материала и организации работы по выработке у учащихся умений и навыков было направлено на достижение определенной дидактической цели.

На этапе подведения итогов урока и рефлексии учащиеся оценили достижение поставленных целей, эффективность своей деятельности. О домашнем задании была дана полная информация, предложенные на выбор задания были прокомментированы.

В ходе урока были реализованы следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

по источнику получения знаний: словесные (выступления учащихся), наглядные (наглядная презентация учебного материала), практические (выполнение практического задания);

по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый ;

по способу организации учебной работы, по степени управления учебной работой: индивидуальная, коллективная форма организации работы, работа в парах и группах.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обеспечили мотивацию, сотрудничество учителя и учащихся, соответствовали содержанию и целям урока. Формы познавательной деятельности способствовали включению в деятельность каждого учащегося, обеспечили сотрудничество между ними. Деятельность учителя и ученика были тесно взаимосвязаны через постановку проблемных вопросов, оказание мер помощи, через частично-поисковую деятельность. На каждом этапе подводились промежуточные итоги.

На уроке чётко был виден деятельностный принцип, т.к. большую часть урока ученики работали самостоятельно и осознанно, что позволило успешно решать задачи урока. Наблюдалось рациональное использование времени, выдерживался темп урока, отвечающий способностям и темпераменту классного коллектива. Здоровьесберегающая работа также заключалась в смене видов деятельности, равномерной нагрузке на всех учащихся, в положительном, благоприятном психологическом климате на уроке.

Урок проведен продуктивно.

Объем и сложность учебного материала соответствовали образовательным стандартам по биологии, учебным возможностям данного класса.

Урок носил практический, развивающий и обучающий характер, что позволило организовать учебно-познавательную деятельность учащихся, сформировать универсальные учебные действия (УУД):

— коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи);

— регулятивные УУД (определять и формулировать цель деятельности на уроке, высказывать свое предположение на основе учебного материала, отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль);

— личностные УУД ( устанавливать связь между теоретическими знаниями и жизненными ситуациями);

— познавательные УУД (ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания), находить ответы на вопросы).

  1. Организационный момент.

Цель: проверить организацию к началу урока

1) взаимное приветствие;

2) организация внимания.

 Актуализация знаний

 Фронтальная беседа с опорой на схему.

Цель: актуализировать опорные знания о веществах необходимых для нормальной жизнедеятельности организма

 Мотивация.Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.

1) Проблемный вопрос .

Витамины есть только в овощах и фруктах?

-Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее?

-В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С?

-Витамины нужно принимать только зимой и весной?

-Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям?

 Самовывод темы и целеполагание.

Цель: через наводящие вопросы подвести учащихся к определению темы и выработке целей урока.

(слайд «Тема урока» открывается после вывода темы урока учащимися).

Цель урока для учащихся познать:

1.В каких продуктах содержатся витамины А, В,С,D?

2. Какое влияние на организм оказывают витамины?

3.Какие признаки позволяют определить витаминную недостаточность?

4. Как сохранить витамины в продуктах питания?

 Основой этап урока

Изучение нового материала

 Фронтальная беседа:

Цель: сформулировать определение понятия «витамины»; развивать умение преобразовывать информацию из письменной формы в устную и наоборот, воспитывать убежденность взаимосвязи теоретических знаний с повседневной жизнью.

а) составление определения термина по информации слайда

б) сравнение определений с последующей записью.

в) преобразование информации в устную речь.

Цель для учителя: расширение объёма известных знаний учащихся для сознательного соблюдения мер здорового образа жизни на деятельностной основе; формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой работы.

Цель для учащихся: развивать умение выделять ключевые слова в тексте, работать в группе.

Алгоритм работы в группе

1.Выполните практическую работу

2.Сделайте вывод

3. Решите, кто представит группу в классе.

Подведение итогов работы в группе.

 Фронтальный отчет групп:формулируют вывод: «Витамин С содержится в свежем яблочном соке; витамина С нет в продуктах, подвергнутых термической обработке.

Цель: отслеживание уровня усвоения только что изученного материала, его коррекция, предоставление возможности для защиты и отстаивания своего мнения, рефлексия.

 Фронтальная беседа «Сравнение понятий:«авитаминоз», гиповитаминоз», «гипервитаминоз»

 Работа с учебником «Способы сохранения витаминов»

Цель: добиться самостоятельного добывания знаний учащимися, установка на организацию совместных действий, и сотрудничество.

 Первичное закрепление знаний и способов действий

Анализ жизненных ситуаций.

Цель: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к знаниям и обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

(Подбор ситуаций проведен так, чтобы они имели и воспитательный эффект).

Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьёзно», произошедший с автором во время блокады Ленинграда.

 «Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

Подведение итогов урока.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности.

1.Работа с листом самооценки.

2. Самооценка

Результаты урока: обученность 100%, учащиеся оценили свой уровень как достаточный.

Домашнее задание.

Обязательный уровень: Изучить параграф 38 «Витамины»;в.1-3.

Повышенный уровень:  Используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР.

Учитель: Жукова Ольга Викторовна

Дата проведения урока: 06. 02. 2019 г.
Класс: 8
Предмет: Биология
Тема урока: Витамины

Тип   урока:  урок   изучения   нового   материала,   относится     к   разделу   «Обмен  веществ и энергии».

Цель урока: выяснить влияние витаминов на организм человека.

Задачи урока:  

    Образовательные: сформировать знания о витаминах, систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина, заболеваниях.

     Развивающие: развивать умение анализировать информацию, прививать  навыки здорового питания.

  Воспитательные:   развить   коммуникативные   качества,   расширять информационное поле, формирование умения делать выбор.

Формируемые УУД

Личностные:   развитие   мотивов   учебной   деятельности,   умение   управлять своей познавательной деятельностью

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, оценка

Познавательные: умение строить высказывания, рефлексия деятельности

Коммуникативные:   постановка   вопросов,   умение   выражать   свои   мысли, умение организовывать учебное сотрудничество

При   постановке   целей   выдержан   принцип   единства   образовательных, развивающих   и   воспитательных   задач,   цели   урока   достигнуты   благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи  элементов   урока,   а   также   учета   учебных   и   психологических   особенностей учащихся:

достаточная сформированность мыслительной деятельности, умение концентрировать внимания, средний и высокий уровень памяти учащихся (зрительной и слуховой) и др.

Содержание   урока   строится   на   основе   учёта   программных   требований, требования учебных стандартов с применением инноваций. Соответствовало теме и   целям.  Я   выделила   главное,   существенное   в  учебном   материале   и   вместе   с учащимися стремилась обеспечить его усвоение на уроке.

Урок проводился с использование элементов технологии формирования понятий, детско-взрослого взаимодействия.

1. Самостоятельная работа: нахождение определений  в учебнике.

2. Фронтальный опрос по проведенной работе.

3. Составление схемы с определением ключевых понятий

4. Домашнее  задание,  в  котором   еще  раз   просматривается   каждое   из понятий с углублением.

Использованы   фронтальная,   индивидуальная   формы   работы,   сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности. На уроке применялись различные методы обучения: наглядные,  поисковые, словесно-репродуктивные. Работа проходила в сотрудничестве с учителем.

Структурные   элементы   урока   взаимосвязаны,   осуществлялся   логичный переход от одного этапа к другому. Материал подаётся не лекционно. Активность   учащихся   была   достаточно   высокой,   этому   способствовали  элементы занимательности.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была   доброжелательная,   удалось   создать   положительный   эмоциональный   фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Домашнее задание дано дифференцированно,  в нормальном объёме.

  Считаю,   что  цели,   поставленные   в   начале   урока,   достигнуты.  Задачи реализованы в полном объеме. Урок результативен, так как учащиеся активно, с  интересом   и   правильно   выполняли   задания.  Материал   детьми   усвоен,   о   чём свидетельствует работа учащихся в процессе закрепления изученного материала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»

Планируемые результаты:·         Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.

Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса.  Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....