Технологическая карта по теме «Лишайники» 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Яруллина (Севрикеева) Анастасия Андреевна

Технологическая карта по теме «Лишайники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00169434-a822bbb4.docx79.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Название предмета: 

Биология

Класс:

5

Тема:

Лишайники

Задачи:

Образовательные: - формировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, об их приспособленности к среде обитания; об их значении в природе и жизни человека;

- продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, тетрадью, словарём) и специальных биологических умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты)

Развивающие: - развивать познавательный интерес; умение анализировать информацию, полученную в ходе урока, выделять главное в изучаемом материале; умение сравнивать и классифицировать живые организмы; умение обобщать и делать выводы; умение работать в паре и группе.

Воспитательные: - формировать интерес к предмету, к живым организмам; привлечь внимание учащихся к проблемам охраны природы.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: 

– формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов.
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные УУД: - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости.

Основные термины и понятия:

Царство растения, неограниченный рост, ботаника, фотосинтез, низшие и высшие растения.

Место урока в системе уроков данного

раздела:

3 урок в разделе «Царства Растений»

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: 

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы:

Частично-поисковый

Оборудование:

ноутбук, медиа проектор, таблица “Лишайники”, гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох)

Ход урока

Этап урока

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный этап (2 мин.)

Ребята, добрый день!

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

- Слушают, настраиваются на деятельность

Личностные УУД:

- проявление интереса к изучению темы.

-проявление желания узнать о строении организма.

2.

Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)

Вступительное слово учителя:

Итак, ребята, мы сегодня приступаем с вами к изучению новой темы.

На прошлом уроке мы с вами изучили водорослей. Сейчас повторим пройденный материал.

- Открываем тетради для самостоятельных работ и делаем небольшой тест. (на экране проектора проецируется 2 варианта)

Тест по теме «Водоросли» 5 класс

Вариант 1. Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов:

  1. 1. Водоросли размножаются:
  1. 1-только половым способом
  2. 2-только бесполым способом
  3. 3-половым и бесполым способом
  1. 2. Хлорелла – это водоросль … формы
  1. 1- шаровидной
  2. 2- грушевидной
  3. 3-овальной
  1. 3. Водоросли отлучаются от бактерий тем, что в их клетках есть…
  1. 1-ядро
  2. 2-цитоплазма
  3. 3-оболочка
  1. Вариант2. 1. Для отдела водорослей характерны общие признаки:
  1. 1- имеют корни и побеги
  2. 2- живут в водоемах и цветут
  3. 3- тело представлено одной клеткой или слоевищем
  1. 2. Хлорофилл в клетках водорослей содержится в…
  1. 1 - хлоропластах
  2. 2- хромопластах
  3. 3- хроматофорах
  1. 3. Хламидомонада передвигается с помощью…
  1. 1- 1 жгутика
  2. 2- 2 жгутиков
  3. 3- у хламидомонады вообще нет жгутиков

Ключ:

1 – 3; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 3; 6 – 2.

- Делают тест в тетрадях для самостоятельных работ.

Познавательные УУД: актуализация знаний по пройденной теме «Водоросли».

Предметные УУДумение выбрать правильное утверждение.

3.

Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин)

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы назовете её после того как разгадаете ребус.

- Разгадывают ребус.

-Называют тему урока                     «Лишайники».

Личностные УУД:

проявление интереса к изучению темы.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

4.

Постановка цели и задач урока (2 мин.)

Учитель записывает проговорённую тему на доску.

Учитель спрашивает: 1. Какая основная цель нашего урока?

2.А что нужно сделать, чтобы достичь цели?

- Дети записывают тему урока в тетради.

- Изучить многообразие и особенности строения лишайника.

- Предлагают способы достижения цели - составить план, познакомится с материалом параграфа учебника, рассмотреть рисунки и схемы, послушать рассказ учителя.

Личностные УУД:

проявление интереса к изучению темы.

Коммуникативные УУД: определение цели урока, своей функции, контроля, коррекции действий партнера.

Регулятивные УУД:  постановка учебной задачи, составление последовательности действий.

5.

Первичное усвоение первичных знаний.     (15 мин)

Отработка опорных понятий - учитель просит дать ответ «Что такое грибница? Слоевище? Каким образом питаются грибы и водоросли?»

-Вопрос: Как вы думаете, почему академик К.А. Тимирязев назвал лишайник Сфинксом?

-Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

-Дает определение «Лишайник»

- Затем, учитель задает вопрос: «Как питается лишайник, если он состоит из двух организмов с разными типами питания?»

- Затем, учитель делит класс на три группы. Каждая группа получает задание: изучить материал учебника и сделать вывод о:

1 группа – классификации лишайников, ответ представить в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии.

2 группа – размножении лишайников.

3 группа - распространении лишайников, используя текст учебника и дополнительную литературу.

- Рассказ учителя с демонстрацией фрагментов видеофильма «Лишайники» о значении лишайников.

- Дают ответы на заданные вопросы.

-Учащиеся делают предположения о двойственной природе лишайника.

-Записывают определение «лишайник» в тетрадь.

- Осознают принадлежность лишайников к особой группе живых организмов – симбиозу.

- Предоставляют схему, классифицируют гербарии(накипные, кустистые и листоватые.)

- Лишайники размножаются вегетативно – фрагментами слоевища, а также особыми группами клеток.

- Лишайники насчитывают около 25 тысяч видов и широко распространены по земному шару -- от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь.

- Слушают, анализируют.

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.                                  

Познавательные УУД:  умение анализировать, классифицировать и обобщать.

Коммуникативные УУД самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД – Составлять в группе план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

6.

Восприятие и осознание учащимися нового материала (8 мин)

А теперь мы сыграем в игру «Семафор».  Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.

Тело лишайника называется слоевище.

Лишайники приносят вред природе.

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества.

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт.

Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество.

Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые.

- да

- нет

- нет

- да

- да

- нет

- да

- нет

- да

Регулятивные УУД -

выполнение задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные УУД – использование приобретённых знание для выполнения заданий.

Личностные УУД -оценивание усвояемости материала.

Регулятивные УУД - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

7.

Обобщение и систематизация знаний. (8 мин)

Давайте с вами решим кроссворд.

Файл:29-05-150.jpg


По горизонтали:
1- Группа организмов, среди которых встречаются и прокариоты и эукариоты.
2- Взаимовыгодное существование организмов (например: грибов и 
корней растений).
3- Организмы, состоящие из гриба и водоросли.
4- Лишайники, являющиеся ценным кормом для северных оленей.
5- Группа гетеротрофных организмов, которые не содержат хлорофилл.

По вертикали.
1- Самые морфологически примитивные лишайники.
2- Тело этого морфологического типа лишайников прикрепляется к субстрату выростами, другие части слоевища поднимаются над субстратом.
3- 
Наука, изучающая лишайники.
4- Лишайники, слоевище которых имеет стеблевидную форму, прикрепляется к субстрату небольшими участками нижней части.
5- Нити грибницы.


Ответы.
По горизонтали: 1- водоросли, 2- симбиоз, 3- лишайники, 4- ягель, 5- грибы.
По вертикали: 1-накипные, 2- листоватые, 3- лихенология, 4- кустистые, 5- гифы.


- Зарисовывают кроссворд в тетрадь.

- Отвечаю на вопросы.

Познавательные УУД: умение активировать знания, полученные в ходе урока.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные УУД: выполняют задание, работая в группе в соответствии с целью

Личностные УУД -оценивание усвояемости материала.

8.

Подведение итогов урока и рефлексия (5 мин.)

- Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

- Итак, какую тему мы изучили?

- Дайте определение «Лишайник»

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?

- Лишайники состоят из двух организмов.

- Лишайники.

Лишайник — это живой организм, образованный симбиозом гриба и водоросли.

- Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: - Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем

- Использование речевых средств для представления результата.

Регулятивные УУД: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Личностные УУД: оценивать результат собственной деятельности

Познавательные УУД: формулирование ответов.

9.

Домашнее задание (2 мин)

Домашнее задание:

  1. Всем: §19, стр.:105, вопросы 1-7.
  2. Индивидуально: подготовить сообщение на темы «Легенды о лишайниках»,

«Лишайники нашего района»

- Записывают домашнее задание. 

Руководитель практики ________________ /Евдокимова Алла Валерьевна/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока биологии 5 класс Лишайники

Данный материал формирует представления учащихся о лишайниках как представителях Царства Растения.Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитани...

Технологическая карта урока тема "Лишайники"

Лишайники. Технологическая карта урока по программе Пасечник ВВ "Линия Жизни"...