календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса Сонин
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)

Сергеева Виктория Васильевна

Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса составлено на основе авторской программы Н.И. Сонина. КТП расчитано на 1 учебный час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_5_kl_biologiya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании учителей

МО «Естественнонаучные предметы»

и рекомендовано к утверждению

протокол № ____ от «___» ___________ 2021 г.

Рук. МО ______________ (О.Т. Дубовик)

Согласовано:

зам. директора по УВР

____________ (А.А. Фоменко)

«___» ______________ 2021 г.

Утверждено приказом

директора МБОУ СОШ № 4

№ ___ от ________________

____________ О.С. Ломонос

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

на 2021 – 2022 уч. год

дата

тема

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты

универсальные учебные действия (УУД)

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.

1

02.09.

Введение. Живой организм.

(формирование новых знаний)

Проведение инструктажа.

Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма.

Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность,  размножение.

Предметные: научатся называть основные свойства живых организмов, узнавать на таблицах и микропрепаратах различные биологические объекты; определять основные методы биологических исследований; давать определение понятиям темы; объяснять роль биологических знаний; научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; применять простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; познакомятся с устройством светового микроскопа; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке; знать: основные признаки живой природы; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ, пользоваться лабораторным оборудованием, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; делать выводы по результатам работы; определять основные методы биологических исследований; научатся применять полученные знания в практической работе.

Метапредметные (УУД): познавательные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; подводить итоги работы, формулировать вывод; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; применять знания при решении биологических задач;  коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи; уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;  регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять лабораторную работу; осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке.

Личностные: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; сориентированы на качественное получение образования; владеют способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; проводят самооценку уровня личных учебных достижений;  правильно идентифицируют себя с позиции школьника; проявляют интеллектуальные и творческие способности.

2

09.09.

Наука о живой природе.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

3

16.09.

Методы изучения природы.

Л/р № 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» 

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

4

23.09.

Увеличительные приборы.

Л/р № 2 «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Изучение устройств увеличительных приборов

Лупа, микроскоп

5

30.09.

Живые клетки.

Л/р № 3 «Строение клеток живых организмов».

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Формирование представлений о клетке как

единице строения живого организма

Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.

6

07.10.

Химический состав клетки.

Л/р № 4

« Изучение химического состава семян»

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Формирование представлений о химическом составе клеток

Неорганические и органические вещества.

7

14.10

Обобщение и повторение по теме «Живой организм: строение и изучение»
(систематизация знаний)

8

21.10.

К/р 1 «Живой организм: строение и изучение».

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Биология, живые клетки тела, вещества.

Раздел 2.  Многообразие живых организмов. 14 часов

9

28.10.

Как развивалась жизнь на Земле.

РК «Палеонтологические находки Ставропольского края»

(комбинированный)

Формирование представлений о развитии

жизни на Земле.

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров.

Предметные: научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека

Метапредметные (УУД): познавательные:  использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре);

 регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные: имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении; проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; понимают социальную роль и нравственную позицию ученика; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук,

10

11.11.

Разнообразие живого.

(комбинированный)

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для

их изучения

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел) – класс – отряд (порядок) – семейство – род – вид

11

18.11.

Бактерии.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы

Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы

12

25.11.

Грибы.

РК «Многообразие грибов Ставропольского края»

(комбинированный)

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.

Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

13

02.12.

Растения. Водоросли.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы

Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники,

Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные)

14

09.12.

Мхи и папоротники.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений об особенностях высших споровых растений.

Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.

15

16.12.

Голосеменные растения. РК «Хвойные растения нашего села»

(комбинированный)

Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

Голосеменные растения, пихта, лиственница, сосна сибирская

16

23.12.

Покрытосеменные (цветковые) растения.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

Покрытосеменные, семя, цветок

17

30.12.

Значение растений в природе и жизни человека.

(комбинированный)

Формирование представлений о значении растений в природе и хозяйственной

деятельности человека

Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения

18

131.01.

Признаки царства животные. Простейшие.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений о животных

как представителях отдельного царства живой природы

Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.

Многоклеточные животные. Типы:

Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые

19

20.01.

Беспозвоночные животные.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных.

Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.

20

27.01.

Позвоночные животные.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений о многообразии позвоночных животных.

Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

21

03.02.

Значение животных в природе и жизни человека.

(комбинированный)

Формирование представлений о значении животных в природе и хозяйственной

деятельности человека

Биологическая

защита урожая,

породы животных, сорта растений, лекарственные растения

22

17.02.

К/р 2 «Многообразие живых организмов».

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Многообразие живых организмов».

Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов.

23

24.02.

Три среды обитания.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений об особенностях водной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах.

Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания

Предметные: научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами; научатся применять полученные знания в самостоятельной работе.

Метапредметные: познавательные: формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы

24

03.03.

Жизнь на разных материках.

(формирование новых знаний)

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.

Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,

Южная Америка,

Австралия, Антарктида. Природные условия.

Растительный и животный мир материков

25

10.03.

Природные  зоны Земли.

РК «Природные зоны Ставропольского края»

(комбинированный)

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты.

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.

26

17.03.

Жизнь в морях и океанах. Л.р. № 5 «Определение наиболее распространённых растений и животных»
(комплексное применение знаний, умений, навыков)

Формирование представлений о роли Мирового океана

на планете.

Изучение

приспособлений живых организмов,

обитающих

в разных частях и на разных глубинах океана

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон),

обитатели толщи воды, обитатели

морских глубин

27

24.03.

П.р. № 1 «Исследование особенностей строения  живых организмов, связанных со средой обитания».

(комплексное применение знаний, умений, навыков)

осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно

Экология, экологические проблемы

28

07.04.

ВПР

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов».

Раздел 4. Человек на Земле. 7 часов.

29

14.04.

Как человек появился на Земле.

 (комбинированный)

Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

Предметные: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей;соблюдать правила поведения человека в  опасных ситуациях природного происхождения; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты; соблюдать правила поведения в природе;

Метапредметные: познавательные:  применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность;  выполнять лабораторную работу;  осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями.

Личностные: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни;

30

21.04.

Как человек изменил Землю.

(формирование новых знаний)

Формирование представлений

об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы

Экологические

факторы. Абиотические факторы: температура,

влажность, свет

31

28.04.

Промежуточная аттестация в форме теста. (комплексное применение знаний, умений, навыков)

32

05.05.

Жизнь под угрозой.

РК «Экологические проблемы нашего района»

(комбинированный)

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны

Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории

(заповедники, заказники, национальные парки)

33

12.05.

Здоровье человека и безопасность жизни. (комплексное применение знаний, умений, навыков)

Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья.

Здоровый образ жизни. Вредные

привычки. Первая доврачебная

помощь пострадавшему

34

19.05.

Повторение по теме «Многообразие живых организмов»
(систематизация знаний)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование по биологии, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....