Занятие "Охрана природы"
план-конспект занятия по биологии (9, 10 класс)

Лапина Татьяна Петровна

На занятии рассматриваются вопросы охраны природы с точки зрения нормативных актов и меджународных соглашений. Материалы занятия помогут лучше ориентироваться в истории вопроса охраны окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_obshchaya._zan._34._ohrana_prirody.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 34. Проблемы охраны окружающей среды

Цель занятия: обобщение изученного материала.

Задачи:  

  1. развитие навыков ведения дискуссии;
  2. формирование навыков работы с тестовыми материалами;
  3. воспитание интереса к изучению природы Земли.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. компьютер, электронные презентации.

Ход занятия.

  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

        Концепция «устойчивого развития» была предложена в Докладе Международной комиссии ООН в 1987 году. В 1992 году         Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро, утвердила данную концепцию.

        Устойчивое развитие в глобальной системе «общество – природа» означает соблюдение динамического равновесия в социоэкосистемах различного уровня. Компонентами социоэкосистем являются общество (социальные системы) и природная среда (эко– и геосистемы). Динамическое равновесие социоэкосистемы предполагает обязательное соблюдение определенного отношения между указанными системами в процессе их развития. Для непрерывного развития социоэкосистем должны сохраняться не только вещественно-энергетический и информационный обмен системы со средой, но и внешние условия, обеспечивающие данный обмен. При ограниченных ресурсных возможностях планеты для выполнения этого условия необходимо, чтобы общество поддерживало развитие природной среды.

        Главная идея концепции устойчивого развития заключается в создании условий и механизмов для взаимосвязанного социально-экономического и экологического развития.

Декларация по окружающей среде, принятая в Рио-де-Жанейро, включает следующие идеи:

  1. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.
  2. Развитие человечества не должно осуществляться во вред интересам нынешнего и будущих поколений.
  3.  Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.
  4. Искоренение нищеты и неравенства в уровне жизни в различных частях мира необходимо для обеспечения устойчивого роста и удовлетворения потребностей большинства населения.
  5. Государства сотрудничают в целях сохранения, защиты и восстановления целостности экосистемы Земли. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития.
  6. Государства должны ограничивать и ликвидировать устаревшие модели производства и потребления, поощрять соответствующую демографическую политику.
  7. Экологические вопросы решаются наиболее эффективным способом при участии всех граждан. Государства поощряют информированность и участие населения путем предоставления широкого доступа к экологической информации.
  8. Государства должны сотрудничать в деле создания открытой экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах.
  9. Тот, кто загрязняет окружающую среду, должен нести финансовую ответственность за это загрязнение.
  10.  Устойчивое развитие требует глубокого научного понимания.
  11.  Для достижения устойчивого развития необходимо всестороннее участие женщин. Необходимы также творческие силы молодежи.
  12.  Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов.
  13.  Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

В устойчивом обществе потребление ресурсов и энергии будет осуществляться в соответствии со следующими условиями: темпы потребления возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов их восстановления, темпы потребления не возобновляемых ресурсов не должны превышать темпов разработки их возобновляемой замены, интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды к их утилизации.

В устойчивом обществе не может быть места несправедливому распределению. Нищета недопустима. Во-первых, нищета не может быть символом устойчивого общества. Во-вторых, общество при наличии в нем нищеты не имеет возможности стабилизировать прирост населения на планете. Устойчивое общество должно обеспечивать материальный достаток для всех.

Устойчивый мир не означает однообразный мир. Разнообразие – это следствие устойчивости в природе и его причина. То же должно наблюдаться и в человеческом обществе. Культурное разнообразие и местная автономия в таком мире расширяются. А не подавляются.

Чтобы обеспечить устойчивое будущее человечества, потребуется изменить мировую экономику, демографическую политику, во многом отказаться от привычного образа жизни. Эти процессы называют экологической революцией. Она может встать в один ряд с аграрной и промышленной революциями. Экологическая революция - это одно их наиболее грандиозных социальных преобразований в истории человечества. В отличие от аграрной революции, которая способствовала небывалому росту численности населения, цель экологической революции – восстановление равновесия между численностью населения Земли и природными ресурсами, между социально-экономическим и экологическим развитием.

Обе предыдущие революции происходили в результате совершенствования технологий: появление земледелия привело к аграрной революции. Изобретение парового двигателя – к промышленной. Основной движущей силой экологической революции станут преобразования в технике и экономике, обусловленные необходимостью использования информационных технологий и учета единства человека с многообразными факторами природы. Экологическая революция должна идти более быстрыми темпами. Если аграрная революция началась 10 тысяч лет назад. а промышленная – около двухсот лет назад, то для экологической революции осталось несколько десятилетий. Таким образом, концепция устойчивого развития основывается на возможности регулирования роста народонаселения. Формирования разумных потребностей у людей, культуры и этики.

Практическая часть занятия: итоговое тестирование; ролевая игра «Симпозиум специалистов по проблеме охраны окружающей среды».

3. Заключительная часть занятия. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...