Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления
методическая разработка по биологии (10 класс)

Зарочинцева Татьяна

Мастер - класс " Кровь. Учимся читать анализы". Занятия в медицинском классе с применением приемов развития критического мышления 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krov.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс ( медицинский класс)

 «Кровь. Учимся читать анализы»

с применением приемов развития критического мышления

Зарочинцева Татьяна Сергеевна

учитель биологии

I. Стадия вызова.  

Первый этап вызова: Использование приёма «Нестандартный вход в урок» через анализ нескольких фактов для активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Я приглашаю вас на  занятие, на котором каждый из вас сможет побывать в роли врача.

Какого? Попробуйте угадать.

Перед вами слайд, на котором изображено то, с чем работает данный специалист.  

Как вы думаете,  о чем пойдет речь?

Как называется данная специальность?

Гематолог - терапевт с дополнительным образованием, специализирующийся на заболеваниях крови. Этот специалист занимается лечением таких заболеваний, как: анемия, гемофилия и серповидно-клеточная анемия, а также раковых заболеваний, таких как лейкемия, лимфома и множественная миелома.

О чем мы сегодня будем говорить?

Тема занятия: «Кровь. Учимся читать анализы»

Эпиграф:

«Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме».

                                                           И.А. Кассирский

Второй этап вызова – актуализация уже имеющихся знаний об этой уникальной жидкости нашего организма через реализацию приёма «Кластер».

Проанализируем имеющиеся у вас знания через прием « Кластер»

Вам необходимо заполнить кластер используя имеющиеся знания по данной теме « Кровь».

Подведём итоги: Что нам известно?

II.  Стадия осмысления материала.

Первый этап осмысления. 

Чтобы разрешить противоречия и расширить знания по изучаемому вопросу, я предлагаю провести работу «ИНСЕРТ» Это работа с информационным текстом. Чтение с маркировкой.

Прочитайте данную информацию и отметьте предложения соответствующими знаками.

 Прочтите текст в рабочих листах. Маркируйте его значками «+» - знаю, «!» - это новое для меня, «-» не согласен, есть другое мнение, «?» непонятно!

1.Гематология -раздел медицины, изучающий кровь, органы кроветворения, этиологию, диагностику, лечение, прогнозирование и предотвращение заболеваний, которые влияют на производство клеток крови, белков крови, факторов свёртывания крови и так далее. Анализ крови — один из наиболее распространённых методов медицинской диагностики.

2.Эритроциты — это красные безъядерные эластичные кровяные клетки, имеющие вид двояковогнутого диска диаметром 7-8 мкм и толщиной 1-2 мкм. Они вырабатываются красным костным мозгом, а отмирают в селезенке и в печени, где превращаются в желчь. За 1сек. гибнет до 3 млн штук. Продолжительность жизни -120 дней.

3. Норма показателей общего анализа крови в области эритроцитов - 3,8-5,0 10¹²/л. Они могут повышаться при недостатке воды, болезнях крови, сердечной и дыхательной недостаточности. Снижение отмечается в случае сильного кровотечения, онкологии, недостатке белка или железа.

4.Цветовой показатель - нормальное его значение у людей любого возраста составляет 0,85-1,15. Цветовой показатель крови является показателем степени насыщения эритроцитов гемоглобином и отражает соотношение между количеством эритроцитов и гемоглобина в крови. Когда его значения отличаются от нормы, то в основном это свидетельствует о наличии анемии.

5. Гемоглобин - белок с железом, находящийся в эритроцитах. Благодаря ему происходит газообмен между легкими и другими клетками организма. Норма гемоглобина - 120-160 г/л, но она варьируются в зависимости от пола и возраста. Гемоглобин может повыситься из-за сахарного диабета, сердечной недостаточности, передозировки мочегонными препаратами, болезней крови. Снижение показателя наблюдается при анемии, кровопотерях, нехватке белка и железа, проблемах с пищеварением, обезвоживании.

6.Скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Этот показатель крови крайне важен, на него врач обязательно обратит внимание, ведь он может охарактеризовать в определенной степени состояние иммунитета и наличие патологических процессов в организме. При исследовании анализа крови — норма СОЭ для женщин является от 2 до 15 мм/ч, у мужчин он колеблется в пределах от 1 до 10 мм/ч.

7.Ретикулоциты – это молодые, еще не созревшие формы эритроцитов. Процесс образования эритроцитов непрерывен, поэтому ретикулоциты всегда присутствуют в составе крови. Норма: 2-10  из 1000 эритроцитов (2-10 промилле (‰), или 0,2-1%). Если ретикулоцитов больше нормы, это говорит о том, что организм чувствует потребность в увеличении количества эритроцитов (например, по причине их быстрого разрушения или кровопотери).

8.Гематокрит - показатель процентного соотношения клеток крови к общему объему крови. Нормальные значения - 35-50%. Если гематокрит повышен, то это указывает на дыхательную или сердечную недостаточность, обезвоживание из-за диабета, эритремию. Снижение гематокрита наблюдается при анемии, почечной недостаточности или во время третьего триместра беременности.

9.Лейкоциты - белые клетки, которые защищают организм от инородных предметов, инфекций, чужеродных молекул. Они могут растворять поврежденные ткани. Живут лейкоциты от пару часов до нескольких лет.

Нормальное количество белых клеток - 4-9 10⁹/л. Лейкоциты повышаются при беременности, тяжелой нагрузке, после прививки и обширных травм, при онкологии и лейкозах. Снижаются при вирусной инфекции, гиповитаминоза, в случае употребления стероидов.

10.Лейкоцитарная формула - показатель общего анализа крови у взрослого и ребенка, процентное соотношение разных видов лейкоцитов в сыворотке крови.

  • Нейтрофилы - основной вид, который занимает от 47% до 72% от общего количества лейкоцитов. Нейтрофилы защищают организм от микроорганизмов - бактериальных и грибковых инфекций. Если количество нейтрофилов превышает норму, то это говорит про острую форму инфекционного заболевания, аутоиммунную болезнь, при повышенных физических нагрузках.
  • Нейтрофилы уменьшаются, если у пациента онкологическое заболевание крови, метастазы в костной ткани, лучевая болезнь и др.
  • Моноциты - это самые крупные клетки крови (норма - 3-11%). По сравнению с нейтрофилами, моноциты более эффективны при защите организма от вирусов, чем от бактерий. Они не разрушаются при взаимодействии с чужеродными антигенами, поэтому в местах, где образуются воспаления, нет гноя.
  • Количество моноцитов увеличивается при вирусной инфекции, лейкозах или аутоиммунных и онкологических заболеваниях. Снижаются эти клетки крови при употреблении стероидов, после операции или после родов.

Базофилы - крупнейшие гранулоциты (норма - 0-1%), которые участвуют в воспалительных и аллергических процессах, корректировке проницаемости стенок сосудов. Базофилов становится больше при аллергии, ревматизме, лейкозе, полицитемии, в предменструальный период.

  • Эозинофилы - это белые клетки-микрофаги (норма - 1-5%), т.е. могут растворять только мелкие инородные тела или клетки. Они образуются в костном мозге. Главная роль таких клеток - защищать организм от действий паразитов, оказывать цитотоксическое свойство.
  • Эозинофилия наблюдается при аллергических реакциях в организме. Обратный процесс, эозинопения, наблюдается в первые часы воспалительного процесса, сепсисе, отравлении химикатами и тяжелыми металлами.
  • Лимфоциты - клетки, которые участвуют в образовании иммунитета, разрушают как инородные, так и собственные онкологические клетки. Они распознают главного виновника заболевания. Нормальное значение - 18-20%.
  • Показатель повышается при вирусной инфекции, заболеваниях крови, отравлении мышьяком или свинцом, приеме наркотических обезболивающих. Лимфоциты снижаются при туберкулезе, ВИЧ, почечной недостаточности, онкологии в терминальной стадии или при лечении химиотерапией. Кстати, при расшифровке исследования у женщин, уменьшение лимфоцитов может говорить о беременности.

11.Тромбоциты - бесцветные плоские клетки крови, которые образуются в красном костном мозге. Они играют важную роль в свертываемости крови, контролируют тонус стенок сосудов, насыщают капилляры. Оптимальные значения тромбоцитов - 180-320 10⁹/л.

Повышение тромбоцитов часто отмечают при удалении селезенки, острых формах аутоиммунных заболеваний, воспалительных процессах, третьем триместре беременности, онкологии. Снижение тромбоцитов происходит при гемофилии, вирусных и бактериальных инфекциях, тромбозе почечных вен, апластической анемии, алкоголизме.

Проверим результаты – поднимите карточку со значком для каждого предложения.

Второй этап осмысления – приём «Клиническая лаборатория».

В тексте содержится проблема, которую нужно осознать и найти пути решения. А решить эту проблему мы сможем с помощью приема

 1.Изучение мазка крови ( работа с микроскопами ,работа в парах)

Мазок крови человека окраска по методу Романовского

Смотреть приложение к мастер- классу

Проверим ваши работы.( отчет нескольких пар, на экран мазок и демонстрация клеток)

III. Рефлексия.

«Медицинский консилиум» ( работа в группах)

Ситуационные задачи (работа в группах)

Смотреть приложение к мастер – классу.

Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

Рефлексия. Прием « Кластер» дополнить новой информацией

И в заключение  оценим высказывание «Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме».

                                                           И.А. Кассирский

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

мастер-класс "Приемы развития критического мышления на уроках истории"

Мастер -класс" Приемы развития критического мышления на уроках истории"...

Мастер-класс "Приемы формирования метапредметных УУД на уроках истории с применением технологии развития критического мышления"

Мастер-класс "Приемы формирования метапредметных УУД на уроках истории с применением технологии развития критического мышления"...

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...

Приложение к мастер -классу " Кровь . Учимся читать анализы"

Приложение к мастер -классу " Кровь . Учимся читать анализы"...

Методическая разработка мастер-класса по теме «Методы и приемы развития критического мышления»

Методическая разработка мастер-класса по теме  «Методы и приемы развития критического мышления» в помощь учителям и преподавателям  для повышения компетентности в области педагог...