Экологическое образование и воспитание – одно из условий развития одаренной личности
статья по биологии

Ирина Семеновна Коршунова

Закон «Об охране природы в Российской Федерации» обязывает современную школу находить наиболее эффективные способы знакомства учащихся с природой, методы развития у ребят интереса к проблемам охраны окружающей среды; предусматривает усиление экологического подхода в изучении природы родного края.

Экологическое воспитание и образование детей –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

 

В большом потоке воспитанников особо выделяются одаренные дети, отличающиеся качеством психики и интеллекта, позволяющим в соответствующих условиях достигать более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_praktiko.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный практико-ориентированный семинар по предметам естественно-научного цикла

«Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся по предметам естественно-научного цикла как важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса».

Цель: Распространение конструктивных форм и методов работы для повышения мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла.

Задачи:  

-   Рассмотреть основные направления и методы работы с обучающимися с целью повышения мотивации к изучению предметов естественно-научного цикла.

  -   Познакомить с формами работы педагогов Можайского и Рузского городских округов по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла.

Дата проведения: 07    февраля 2020 года

Место проведения: МБОУ СОШ «Гармония» г. Можайска.

Экологическое образование и воспитание – одно из условий развития одаренной личности

Коршунова Ирина Семеновна, МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска»

«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего

мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный

источник детского разума».

В. Сухомлинский

        Василий Александрович

Закон «Об охране природы в Российской Федерации» обязывает современную школу находить наиболее эффективные способы знакомства учащихся с природой, методы развития у ребят интереса к проблемам охраны окружающей среды; предусматривает усиление экологического подхода в изучении природы родного края.

Экологическое воспитание и образование детей –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

В большом потоке воспитанников особо выделяются одаренные дети, отличающиеся качеством психики и интеллекта, позволяющим в соответствующих условиях достигать более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Как правило, этих детей характеризует: высокий уровень базисных знаний в области экологии, значительно превышающий таковой у основной части детей соответствующего возраста.

Система работы экологического образования в нашей гимназии создает оптимальные условия для развития естественнонаучных способностей одаренного ребенка, в числе которых: апробации и внедрении в практику альтернативных программ.

Так, например, я имею возможность реализовать программы элективных и факультативных курсов экологической направленности:

Элективный курс «Живой организм»

Элективный курс «Экология окружающей среды»

Факультативный курс «Удивительный мир биологии»

Развитие креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области базируется на использовании современных педагогических моделей обучения. В наибольшей степени этому способствует вовлечение обучающихся в индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность в области экологии.

 «Учебно-полевой лагерь как основа формирования креативных способностей гимназистов, работает в рамках

Региональной инновационной площадки по направлению «Реализация программ формирования развивающей технологичной образовательной среды в образовательных учреждениях Московской области»

где я в полевых условиях провожу с учащимися исследования, по оценке состояния различных экосистем. Ребята изучают состояние воды в источниках, загрязненность воздуха, анализируют и  ищут пути улучшения экологического состояния природы.

Создание среды самореализации через участие в массовых экологических мероприятиях разных уровней - олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах, выставках таких как:

Межрегиональный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Открытие »

Межрайонный конкурс экологических рисунков «Птицы родного края»,

Зональная конференция школьников «Шаг в будущее»

Научно – практическая конференция «Мир вокруг нас»,

Районная интеллектуальная игра «Умники и  умницы»

Круглый стол «Глобальные экологические проблемы. Сохранение биоразнообразия планеты»

Театрализовано-ролевая игра «Экологический суд"

Экологическая игра  «Живые Барометры»,

Фотоконкурсы  « Мои любимые питомцы» и «Природа зимой»,

Ярмарка знаний «Птичий калейдоскоп»

Внеклассное мероприятие «По страницам Красной книги»

Эологическая акция «Покормите птиц»( совместно с родителями школьники мастерили кормушки, скворечники, а затем развешивали их в городском парке и на пришкольной территории)

С целью развития детской одаренности я привлекаю обучающихся к проведению исследовательских работ.

При этом наиболее активно используется проектная деятельность.

В год экологии моя ученица представила свою работу на

Конкурсе социально-экологических проектов среди обучающихся Московской области и стала победителем Муниципального   этапа этого конкурса.

Приняла участие в научно – практической конференции

«Современное состояние и перспективы развития экологического образования в Московской области» где была награждена Дипломом   III степени.

 Я за вклад в экологическое воспитание  и образование была награждена

Почетной грамотой Министерства экологии и природопользования Московской области.

При реализации проектов мои учащиеся не только получают дополнительные знания по экологии, учатся проводить исследования, но и привлекают к своей деятельности органы местного самоуправления и общественность, например

Экологический проект учащейся 10 класса Симоновой Анастасии

«Составление плана мероприятий по рекультивации нарушенных земель на примере песчаных карьеров Волоколамского городского округа» очень актуален в настоящее время.

Настя является призером регионального этапа олимпиады по экологии в 2019  и победителем в 2020, надеемся увидеть ее в составе сборной команды по экологии  Московской области.

Как показывает опыт, для успешной исследовательской деятельности одаренного ребенка необходима систематическая направленная, коррекционная помощь.  Таким образом, можно сказать, что мной  осуществляется системный подход к экологическому образованию и воспитанию  одаренных учащихся, а формирование экологической культуры учащихся МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска» отнесено к приоритетным направлениям, которое способствует раскрытию и развитию детской одаренности.

И по результатам работы с одаренными детьми наша гимназия удостоена гранта

 

        

Цели экологического воспитания:

1.Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.

2. Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране

окружающей среды.

3. Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование моционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Высткпленине на РМО молодых специалистов по теме «Профессиональная компетенция одно из условий развития личности учащихся.»

Лозунгом нашего времени, может быть, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе уметь приобретать свои знания....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Понятие о проектной деятельности. Метод проектов и его преимущества. Основные требования к использованию метода проектов....

«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-часть 1

«Нынешнее состояние любого государства, общества, нации – это, прежде всего, его экологическое состояние. Так оно и есть, тем более, если под экологией понимать не только состояние ...

«Экологическая культура – одно из условий формирования зрелой личности учащихся»-чкасть 2

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся способствует созданию среды для развития одаренности как можно большего числа будущих выпускников. Наиболее эффективной формой внеклассной ра...

План выступления. Круглый стол 26.03.2015.«Формирование межличностных отношений как одно из условий развития личности школьника»

Представлен план доклада на тему:"Игровые методы формирования межличностных отношений в подростковом возрасте"...

«Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой личности»

В работе представлена система преподавания с использованием технолонии исследовательской деятельности. Считаю целесообразным  применение исследовательской  технологии, которая способствует б...