примеры решения задач
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Сурина Татьяна Фроловна

данный материал можно использывать для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_meyoz.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Биологическое значение мейоза: благодаря мейозу происходит редукция числа хромосом. Из одной диплоидной клетки образуется 4 гаплоидных.

Благодаря мейозу образуются генетически различные клетки (в том числе - гаметы), т.к. в процессе мейоза трижды происходит перекомбинация генетического материала:

  1. За счет кроссинговера;
  2. Случайного и независимого расхождения гомологичных хромосом;
  3. Случайного и независимого расхождения кроссоверных  хроматид.
  4. Задача 1.
    Хромосомный набор соматических клеток  цветкового растения N равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в метафазе мейоза 1 и метафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом.
    Решение: В соматических клетках 28 хромосом, что соответствует 28 ДНК .


Фазы мейоза


Число хромосом


Количество ДНК


интерфаза 1    (2п4с)


   28


56

Профаза 1      (2n4с)    

   28

56

Метафаза 1    (2n4с)

28

56

Анафаза 1      (2n4с)

 28

56

Телофаза 1      (1n2с)

   14

28

Интерфаза 2    (1n2с)

   14

28

Профаза 2        (1n2с)

 14

28

Метафаза 2       (1n2с)

14

28

Анафаза 2        (2n2с)

28

28

Телофаза 2       (1n1с)

14

14

  1. Перед началом мейоза количество ДНК 56, так как оно удвоилось, а число хромосом не изменилось их 28.
  2. В метафазе мейоза 1 количество ДНК 56, число хромосом 28, гомологичные хромосомы попарно располагаются над и под плоскостью экватора, веретено деления сформировано.
  3. В метафазе мейоза 2 количество ДНК 28, хромосом 14, так как после редукционного деления мейоза 1 число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза, хромосомы располагаются в плоскости экватора, веретено деления сформировано.

Задача 2.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменения числа ДНК и хромосом.

Задача 3.Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Задача 4.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Задача 5.Хромосомный набор соматических клеток крыжовника равен 16. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в телофазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Задача 6.В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое число хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I.

Задача 7.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Задача 8.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза I и в метафазе мейоза I. Объясните результаты в каждом случае.

Задача 9.В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое число хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазу и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

1)  Перед началом деления - число хромосом = 8, число молекул ДНК = 16 (2n4с); в конце телофазы мейоза I - число хромосом = 4, число молекул ДНК = 8.

2) Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, но число хромосом не изменяется, потому что каждая хромосома становится двухроматидной (состоит из двух сестринских хроматид).

3)  Мейоз - редукционное деление, поэтому число хромосом и молекул ДНК уменьшается вдвое.

Задача 10.У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Каково будет число хромосом и молекул ДНК в клетках семенников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I.

1) В интерфазе перед началом деления: хромосом - 60, молекул ДНК - 120; после мейоза I - хромосом - 30, ДНК - 60.

2) Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется - 60, каждая хромосома состоит из двух сестринских хром атид.

3) Мейоз I - редукционное деление, поэтому число хромосом и молекул ДНК уменьшается в 2 раза.

Задача 11.

Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) клетки пыльцевого зерна сосны и спермии имеют гаплоидный набор хромосом - n.

2) клетки пыльцевого зерна сосны развиваются из гаплоидных спор МИТОЗОМ.

3) спермии сосны развиваются из пыльцевого зерна (генеративной клетки) МИТОЗОМ.

Подготовка к ЕГЭ: решение задач по цитологии

 В методических рекомендациях  по совершенствованию  преподавания биологии, разработанных на основе анализа затруднений выпускников  на ЕГЭ  2014 года,  авторами Г.С. Калиновой, Р.А. Петросовой,  отмечается  низкий уровень выполнения заданий на  определение числа хромосом и ДНК в разных фазах митоза или мейоза.   

Задания на самом деле не настолько сложны, чтобы вызывать  серьезные  затруднения. Что нужно учитывать при  подготовке выпускников  по данному  вопросу?

Решение цитологических задач  предполагает знания не только по вопросам  митоза и мейоза, их фаз и событий, происходящих в них,  но и обязательное владение информацией о строении и функциях хромосом, количестве генетического материала в клетке.

Поэтому  подготовку  начинаем с  повторения материала о хромосомах. Акцентируем внимание на то, что хромосомы — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки.  

В них сосредоточено около 99% всей ДНК клетки, остальная часть ДНК находится в других клеточных органоидах, определяя цитоплазматическую наследственность. ДНК в хромосомах эукариот находится в комплексе с основными белками – гистонами и с негистоновыми белками, которые обеспечивают сложную упаковку ДНК в хромосомах и регуляцию её способности к синтезу рибонуклеиновых кислот (РНК) – транскрипции.

$IMAGE1$

Внешний вид хромосом существенно меняется на разных стадиях клеточного цикла и как компактные образования с характерной морфологией хромосомы четко различимы в световом микроскопе лишь в период клеточного деления.

На стадии метафазы митоза и мейоза  хромосомы состоят из двух продольных копий, которые называются сестринскими хроматидами и которые образуются при репликации ДНК  в  S-период  интерфазы. У метафазных хромосом сестринские хроматиды соединены в районе первичной перетяжки, называемой центромерой.  Центромера отвечает за расхождение сестринских хроматид в дочерние клетки при делении

http://www.uchportal.ru/_pu/48/s68094283.jpg

Полный набор хромосом в клетке, характерный для данного организма, называется кариотипом. В любой клетке тела большинства животных и растений каждая хромосома представлена дважды: одна из них получена от отца, другая – от матери при слиянии ядер половых клеток в процессе оплодотворения. Такие хромосомы называются гомологичными, набор гомологичных хромосом – диплоидным.

Теперь можно повторять материал о делении клеток.

Из  событий  интерфазы рассматриваем  только  синтетический период,  чтобы не  распылять  внимание школьников, а сосредоточиться только  на поведении хромосом.

Вспоминаем:  в   синтетический  (S) период  происходит удвоение генетического материала путем репликации ДНК. Она происходит полуконсервативным способом, когда двойная спираль молекулы ДНК расходится на две цепи и на каждой из них синтезируется комплементарная цепочка.

В итоге образуются две идентичные двойные спирали ДНК, каждая из которых состоит из одной новой и старой цепи ДНК. Количество наследственного материала удваивается, но количество хромосом остается прежним –  хромосома становится двухроматидной (2п4с).

Рассматриваем поведение хромосом во  время   митоза:

  1. В профазе, метафазе   - 2п 4с - так как деления клетки не происходит;
  2. В анафазу происходит расхождения хроматид, число хромосом увеличивается в два раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) 4n 4с;
  3. в телофазе 2п2с (в клетках остаются однохроматидные хромосомы).

Повторяем  мейоз:

  1. В профазе1, метафазе 1, анафазе 1 - 2п 4с - так как деления клетки не происходит;
  2. в телофазе - остается п2с, так как после расхождения гомологичных хромосом в клетках остается гаплоидный набор, но хромосомы двухроматидные;
  3. В профазе 2, метафазе 2 так же как и телофазе 1 - п2с;
  4. Особое внимание обратить на анафазу 2, так как после расхождения хроматид число хромосом увеличивается в 2 раза (хроматиды становятся самостоятельными хромосомами, но пока они все в одной клетке) 2n 2с;
  5. в телофазе 2 - пс (в клетках остаются однохроматидные хромосомы. 

Только  теперь, когда  дети теоретически  подготовлены,   можно  переходить к  решению задач.

 Типичная  ошибка в подготовке выпускников:  стараемся  сразу  решать задачи, не повторив материала. Что происходит: дети с учителем решают, но решение идет на уровне  механического запоминания, без осмысления. Поэтому, когда им  на экзамене досталась подобная задача, они с ней не справляются. Повторюсь: не было осмысления в решении задач.   

Переходим к практике. 

Используем подборку задач сайта «Решу ЕГЭ»  Дмитрия Гущина.  Чем привлекателен этот ресурс – практически нет ошибок, грамотно расписаны эталоны ответов. 

Разберем задачу C 6 № 12018.

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28.

Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Элементы ответа:

Клетки семязачатка содержат диплоидный набор хромосом – 28 (2n2c).

Перед началом мейоза  - (2n4c) 28 хр, 56 ДНК

В анафазе мейоза 1:  (2n4c = n2c+n2c) – 28 хр, 56 ДНК .

В мейоз 2 вступают 2 дочерние клетки с гаплоидным набором хромосом (n2c) - 14 хромосом, 28ДНК .

В анафазе мейоза 2: (2n2с= nc+nc) – 28 хромосом, 28ДНК

Задача сложная, как  же помочь выпускнику  осмыслить ее решение .

Один из вариантов: рисуем  фазы  мейоза и показываем все манипуляции с хромосомами.

Алгоритм  действия:

  1. Внимательно прочитай  задачу,  определи  задание, выпишите   фазы, в которых нужно указать количество генетического материала

а) Перед началом мейоза 

б) В анафазе мейоза 1 

в) В анафазе мейоза 2

  1. Сделай рисунки к каждой  обозначенной фазе  мейоза и поясни  выполненное.

Уточняю: не пользуемся рисунками, а сами их выполняем. Данная операция работает на осмысление (хотя   в эстетике мы   проигрываем, но  выигрываем в   результате!)

 

1. Перед началом мейоза    

Поясняю:  мейозу  предшествует  интерфаза,  в интерфазе происходит удвоение ДНК, поэтому число хромосом 2п, число ДНК-4с.

2. В анафазе мейоза 1   

Поясняю: в  анафазе мейоза 1  к полюсам расходятся  хромосомы, т.е. из каждой  пары гомологичных хромосом в дочернюю клетку попадает только одна. Хромосомный набор становится гаплоидным, однако  каждая хромосома состоит из двух хроматид. Поскольку  деления клетки еще не произошло и все хромосомы находятся  в одной клетке,  то  хромосомную формулу можно записать как:  2n4c  (n2c+n2c)          28 хр, 56 ДНК (14хр 28 ДНК +14хр28ДНК)

3) В анафазе мейоза 2    

 Анафаза мейоза 2 происходит после первого (редукционного) деления . Набор хромосом  в клетке п2с. В анафазу мейоза 2  центромеры, соединяющие сестринские хроматиды, делятся и хроматиды , как и при митозе, становятся самостоятельными хромосомами. Число хромосом увеличивается и становится равным 2п2с.  И опять -поскольку  деления клетки еще не произошло и все хромосомы находятся  в одной клетке,  то  хромосомный набор можно  записать следующим образом:  2n2c  (nc+nc)          28 хр, 28 ДНК (14хр 14 ДНК +14хр14ДНК).

Запиши ответ. (у нас он указан выше)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение примеров по теме "Кодирование информации"

"Урок на тему:Решение примеров по теме "Кодирование информации""...

Примеры заданий по ГИА английский язык.

Инструкция по выполнению заданий по ГИА и примеры заданий. Попробуйте свои силы!...

Урок на тему "Изготовление сюжетной композиции из природного материала (На примере аппликации «Памяти АПЛ Курск»)"

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  сюжетной аппликации из природного материала.2....

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

Пример выполнения интерпретации художественного текста на примере Kurzgeschichte "Die Küchenuhr" (W. Borchert)

Данный материал содержит пример интерпретации произведения Вольфганга Борхерта "Die Küchenuhr" и подробный план-руководство по её выполнению. Данная публикация будет полезна...

Образовательные игры как пример успешной социализации и адаптации учащихся 5 класса (на примере ДОИ «Дорогами цивилизаций»)

Понятия социализации и адаптации в широком смысле достаточно схожи. Это процессы интеграции в социальную среду и приспособления к ней личности, то есть совместная со сверстниками и взрослыми выработка...