Рабочая программа "Биология" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Петрищева Анна Егоровна
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «СОШ № ___», реализующей ФГОС  ООО. 
В рабочую программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс представлена УМК: Биология: 7 класс, учебник / Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. авторской линии И.Н. Пономаревой (концентрическая линия) - М.: Вентана-Граф. Биология. 5 - 9 классы: программа /авт.-сост. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф. Программа реализуется за 34 часа (1 ч. в неделю по учебному плану школы).
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
•социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Основные задачи обучения:
•ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_biologiya_7_klass_.docx85.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП СОО

МБОУ «СОШ№ ____»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ____»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол  №____

от «___» __________ 20___ г.

Руководитель ШМО

______

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________

«___»_________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № __»

_________

Приказ № ___ от «____»__________20____г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 7 классов

(базовый уровень, по 1 часу в неделю, 34 ч в год)

на 20__-20____ г.

                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                                        Петрищева А.Е.,

                                                                                                                        учитель биологии

                                                                                                                        высшей квалификационной категории

        Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «СОШ № ___», реализующей ФГОС  ООО.

        В рабочую программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. Рабочая программа по курсу «Биология» 7 класс представлена УМК: Биология: 7 класс, учебник / Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. авторской линии И.Н. Пономаревой (концентрическая линия) - М.: Вентана-Граф. Биология. 5 - 9 классы: программа /авт.-сост. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф. Программа реализуется за 34 часа (1 ч. в неделю по учебному плану школы).

        Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

        Основные задачи обучения:

ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология», 7 класс

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования, система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка

Живые организмы

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. 

Предметные результаты освоения курса «Биология» 7 класс.

  • характеризовать биологию как науку о живой природе;
  • перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека;
  • иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
  • использовать биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, увеличительные приборы, классификация, систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, питание, дыхание, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, среда обитания, природное сообщество)  в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
  • различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: животные; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
  • проводить описание организма (животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности животных;
  • выявлять причинно-следственные связи между строением и средой обитания организмов;
  • аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
  • выполнять практические (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные (правила работы с микроскопом; знакомство с различными способами измерения живых объектов) работы;
  • использовать методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
  • владеть приемами работы со световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
  • соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке, а также во время внеклассной и внеурочной деятельности;

использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета.

Познавательные УУД:

  • умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
  • грамотно формулировать вопросы.
  • устанавливать причинно - следственные связи.
  • самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.
  • готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
  • освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.
  • умение проводить элементарные исследования.
  • сравнивать и анализировать информацию, делать выводы,

Личностные УУД:

  • умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  • умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
  • осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
  • потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
  • умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
  • знание основных составляющих здорового образа жизни.
  • умение видеть прекрасное в природе.
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 Регулятивные УУД:

  • умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
  • умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
  • развитие навыков самооценки и самоанализа.
  • развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
  • умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:

  • умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах
  • умение работать в составе творческих групп.
  • умение обмениваться информацией с одноклассниками
  • умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
  • умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
  • овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Требования к результатам обучения.

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих  личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ     здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
  2. умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Метапредметными  результатами  по биологии является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

 давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

 осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

 обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника,

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Результаты освоения программы в соответствии и Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и Примерной основной образовательной программой основного общего образовании (ПООП ООО). Освоение курса биологии в основной школе направлено на достижение обучающимися личностныхпредметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этно-культурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами обучения биологии в 7 классе являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
  • выращивания и размножения культурных растений;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты освоения ПООП ООО с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Раздел 1. «Зоология – наука о животных»

Предметные результаты обучения  

Учащиеся должны знать:

— признаки организма как целостной системы;

— основные свойства животных организмов;

— сходство и различия между растительным и животным организмами;

 — что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

— объяснять структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

— представлять эволюционный путь развития животного мира;

— классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

— применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

 — объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

— использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

Раздел 2  «Многообразие животного мира: беспозвоночные».

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки одноклеточного организма;

— основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

— значение одноклеточных животных в экологических системах;

 — паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

 — работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

— распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

— раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

— применять полученные знания в повседневной жизни.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 — современные представления о возникновении многоклеточных животных;

 — общую характеристику типа Кишечнополостные;

— общую характеристику типа Плоские черви;

— общую характеристику типа Круглые черви;

— общую характеристику типа Кольчатые черви;

 — общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

— определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

 — наблюдать за поведением животных в природе;

 — работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

 — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

 — выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

 — оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

— использовать меры профилактики паразитарных заболеваний.

 Раздел 3 «Многообразие животного мира: позвоночные».

Предметные результаты обучения

 Учащиеся должны знать:

 — современные представления о возникновении хордовых животных;

— основные направления эволюции хордовых;

 — общую характеристику надкласса Рыбы;

— общую характеристику класса Земноводные;

— общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

— общую характеристику класса Птицы;

— общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

 — определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

— работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

 — объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

— понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

— характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

— наблюдать за поведением животных в природе;

— выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

 — оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

— давать характеристику методам изучения биологических объектов;

— наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

 — находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

— избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

— сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

— использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

— выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

— обобщать и делать выводы по изученному материалу;

— работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

— представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.

Предметные результаты

  • Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
  • Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования
  • Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются
  • Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки
  • Освоение основных правил работы с микроскопом
  • Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
  • Выделение существенных особенностей представителей царства живой природы и их роли  в круговороте веществ.
  • Знание основных способов размножения живых организмов.
  • Знание о существовании различных сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека
  • Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.
  • Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.

Содержание (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1 Зоология - наука о животных (2 ч)

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема.  Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные(17 ч)

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные.

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип Моллюски.

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие.

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые:медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные (11 ч)

Тип Хордовые.

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных.  Происхождение земноводных.  Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре(3 ч)

Роль животных в природных сообществах. Значение животных в искусстве и научно-технических открытиях.

Резерв времени - 1 ч

Список лабораторных работ*.не обязательно при 1ч.

  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
  2. Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения;
  3. Изучение строения раковин моллюсков;
  4. Изучение внешнего строения насекомого;
  5. Изучение типов развития насекомых;
  6. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
  7. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
  8. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
  9. Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов на раздел

Раздел 1 Зоология - наука о животных

2

Раздел 2. Многообразие животного мира: беспозвоночные

17

Одноклеточные животные, или Простейшие.

Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

Тип Моллюски

Тип Членистоногие

Раздел 3. Многообразие животного мира: позвоночные

11

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

Класс Земноводные, или Амфибии

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Класс Птицы

Класс Млекопитающие, или Звери

Раздел 4. Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре

3

Развитие животного мира на Земле

Резерв

1

Итого:

34 ч

Перечень информационных источников

Основная литература для учащихся:

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология». 7 класс. Учебник авторской линии И.Н. Пономаревой (концентрическая линия) [Текст] - М.: Вентана-Граф, 2022.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Брэм А.Э. Жизнь животных в 3 т.  [Текст] /А.Э. Брэм - М.: ТЕРРА, 2007. - 459 с.
  2. Цузмер А. М. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса средней школы. [Текст] /А. М. Цузмер, О. Л. Петришина - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
  3. Эттенборо Д. Жизнь на Земле.  [Текст] /Д. Эттенборо - М.: Мир, 1984. - 174 c.
  4. Энциклопедический словарь юного биолога. [Текст]/сост. М.Е. Аспиз – М., Просвещение 2009. - 352 с. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. [Текст] /сост. М.М. Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2017. - 331 с.

Календарно-тематическое планирование курса биология «Общие биологические закономерности»,  7 класс (ФГОС)

на основе УМК «Биология 7 класс» И.Н. Пономарёвой и др. (базовый курс), 1 час в неделю, 34 часа

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Дата по факт

Оборудование, демонстрация, информационные ресурсы

Домашнее

задание

Раздел 1. Общие сведения о мире животных (2 часа).

Зоология – наука о животных

26.09

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2466/main/

Гл. 1, § 1, в. 1-3

Классификация животных и основные систематические группы.

03.10

https://resh.edu.ru/subject/lesson/462/

Входная диагностика

§ 2 в. 1-3

Раздел 2. Строение тела животных

(1 час) Клетка, ткани, органы и системы органов

10.10

§ 3, 4 в. 1-3

Раздел 3. Подцарство Простейшие (2 часа) Тип Амёбовые и Эвгленовые

17.10

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2465/main/

https://interneturok.ru/lesson/biology/7-klass/bprostejshieb/kornenozhki-radiolyarii-solnechniki-sporoviki

§ 5, 6

Тип Инфузории.

 

24.10

Карточки, тест 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2465/main/

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

§ 7

Значение простейших

07.11

таблица

§ 7, в. 1-3,  

Раздел 4. Тип Кишечнополостные (1час) Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

14.11

Д. видео. https://interneturok.ru/lesson/biology/7-klass/zhivotnye kishechnopolostnye/kishechnopolostnye

https://yandex.ru/video/preview/?text=тип%20кишечнополостные%20многообразие%20рэш&path=wizard&parent-reqid=1631008708570759-14756961350013058979-sas2-0540-sas-l7-balancer-8080-BAL-5500&wiz_type=vital&filmId=2004081780486450310

Стр 49-58, § 8 читать, в. 1-4, стр 59-60 подготовка к опросу

Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 часа) 

Тип Плоские черви

21.11

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2464/main/

https://yandex.ru/search/?text=паразиты+черви+плоские+многообразие+видео&lr=10839

§ 9 в. 1-5

Тип Круглые черви

28.11

Д. видеоматериал. https://yandex.ru/video/preview/?text=тип%20круглые%20многообразие%20видео&path=wizard&parent-reqid=1631008820557789-9457405198712588259-sas2-0540-sas-l7-balancer-8080-BAL-7168&wiz_type=vital&filmId=16434921897292093772

§ 9, § 10 вопросы 1-4

Тип Кольчатые черви.

05.12 б/с

12.12

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с многообразием червей» https://yandex.ru/search/?text=кольчатые+многообразие+видео&lr=10839,

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения »

§ 11, вопросы 1-7

Раздел 6. Тип Моллюски (2 часа) Общая характеристика моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски

19.12

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=964865608101481135&p=1&text=многообразие+моллюсков++рэшhttps:

resh.edu.ru/subject/lesson/2500/main/

§ 12, в. 1-4

Класс Двустворчатые моллюски. Класс Головоногие моллюски.

Д. видеоматериал. Наследственные заболевания, сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. Лабораторная работа № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков (изучение строения моллюсков)».

§ 12

Раздел 7. Тип Членистоногие (4 часа) Класс Ракообразные

26.12

https://yandex.ru/video/preview/?text=членистоногие%20видео&path=wizard&parent-reqid=1631009024992181-11283786059987841538-sas2-0540-sas-l7-balancer-8080-BAL-8659&wiz_type=vital&filmId=12619554495136824115

§ 13, в. 1-4

Класс Паукообразные

https://yandex.ru/video/preview/?text=паукообразные%20рэш&path=wizard&parent-reqid=1631009100951156-13751302373881097632-sas2-0540-sas-l7-balancer-8080-BAL-1198&wiz_type=vital&filmId=6390535591654094852

§ 14, в. 1-4

Класс Насекомые. Типы развития.

Тестирование, https://resh.edu.ru/subject/lesson/1578/main/ Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение насекомого. Изучение типов развития насекомых  ».

§ 15, в. 1-4

Общественные насекомые

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1236263223959474961&text=значение+насекомых+рэш

§13-15 в. 1-4

Раздел 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 часа)

Тип Хордовые. Бесчерепные

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9575339878491966687&p=1&text=ланцетник++рэш

§16, в. 1-4

Класс Рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы». https://resh.edu.ru/subject/lesson/1579/main/

§ 17,18,19, в. 1-4

Основные систематические группы рыб

https://yandex.ru/video/preview/?text=многообразие%20рыб%20рэш&path=wizard&parent-reqid=1631191890143125-9866550465498856423-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-5783&wiz_type=v4thumbs&filmId=12787513824249839345

§ 19, в. 1-4

Раздел 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 часа) 

Среда обитания и строение тела земноводных. Строение и функции внутренних органов земноводных

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2110/start/

§ 20, 21, в. 1-4

Размножение и происхождение земноводных. Значение земноводных

карточки

§ 22, в. 1-4

Раздел 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)
Класс Пресмыкающиеся. Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2112/start/

§ 23,24, вопросы

Размножение и многообразие пресмыкающихся

Д. видео.

§ 24, в. 1-4

Раздел 11. Класс Птицы (5 часов) 

Класс Птицы. Внешнее строение птиц.

карточки https://resh.edu.ru/subject/lesson/2113/main/

Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц».

§ 25, в. 1-4

Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птиц.

Д. видео. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2113/main/

§ 26, 27, в. 1-4

Размножение и развитие птиц

Д. видео. https://yandex.ru/video/preview/?text=размножение%20и%20развитие%20птиц%20рэш&path=wizard&parent-reqid=1631192018722380-6639952632340544049-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-396&wiz_type=vital&filmId=13448502283334429086

§ 27, 28, в. 1-4

Разнообразие птиц

Д. видео.

§ 28, 29, в. 1-4

Значение и происхождение птиц

таблица

§ 29, в. 1-4

Раздел 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 часов) 

Класс Млекопитающие. Внешнее и внутреннее строение.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2111/start/ Лабораторная работа № 8 «Изучение строения позвоночного животного. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих».

§ 30, 31, в. 1-4

Размножение и развитие, происхождение и разнообразие млекопитающих

Презентация  https://yandex.ru/video/preview/?text=размножение%20млекопитающих%20рэш&path=wizard&parent-reqid=1631192110058786-11688865338049939803-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-5510&wiz_type=vital&filmId=6270245236449626604

§ 32, в. 1-4

Высшие, или плацентарные животные

https://yandex.ru/video/preview/?text=плацентарные%20млекопитающих%20рэш&path=wizard&parent-reqid=1631192156706732-6078494718990854633-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-4727&wiz_type=vital&filmId=4988676053784507755

§ 32, в. 1-4

Экологические группы млекопитающих

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1073845684223377020&from=tabbar&parent-reqid=1631192259773756-4963792622522549101-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-1142&text=роль+животных+в+природных+сообществах+рэш

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2463/main/

§32,33, в. 1-4

Значение млекопитающих для человека Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1533462994041188192&from=tabbar&reqid=1631192380461808-4381851610793182649-sas3-0865-1aa-sas-l7-balancer-8080-BAL-1409&suggest_reqid=296705571158926103825089987293094&text=+животных+в+искусстве+рэш https://resh.edu.ru/subject/lesson/3885/train/

§32,33, в. 1-4подготовиться к итоговому тестированию повторить §16-33  

Итоговый урок Обобщение и систематизация полученных знаний

Тестовые и дифференцированные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...