Рабочая программа "Биология" 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Петрищева Анна Егоровна
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «СОШ № ____», реализующей ФГОС  ООО. 
В рабочую программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. В учебном плане на изучение биологии в 9 классах отводится по 2 ч в неделю,  всего 68 часов за учебный год. 
Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.  Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. 
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе по учебнику Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М. Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций /под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2019.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП СОО

МБОУ «СОШ№ ___»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № ____»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол  №____

от «___» __________ 20___ г.

Руководитель ШМО

______

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_________

«___»_________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № ___»

_________

Приказ № ___ от «____»__________20___г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 9 классов

(базовый уровень, по 2 часа в неделю, 68 ч в год)

на 20____-20____ г.

Составитель:

Петрищева А.Е.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории


        Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «СОШ № ____», реализующей ФГОС  ООО.

        В рабочую программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. Рабочая программа по курсу «Биология» 9 класс представлена УМК: Биология: 9 класс, учебник /И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова /под ред. И.Н. Пономарёвой, - М.: Вентана-Граф,2019, 270 с.; Биология. 5 - 9 классы: программа /авт.-сост. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М.: Вентана-Граф, 2019. Программа реализуется за 68 часов (2 ч. в неделю). Промежуточная аттестация проводится по графику в форме тестирования.

        Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу

или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного

отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как

способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

        Основные задачи обучения:

ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного

отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как

способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология», 9 класс

        Изучение курса «Биология. 9 класс» должно быть направлено на овладение обучающимися следующих умений и навыков:

Выпускник научится:

  • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
  • использовать методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
  • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  • Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;
  • Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биология;
  • Работать с увеличительными приборами, наблюдать микрообъекты и процессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;
  • Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями;
  • Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения;
  • Находить связь строения и функции клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток; выделять существенные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение;
  • Доказывать родство организмов на основе их клеточного строения;
  • Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • Выявлять особенности сред обитания, раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания;
  • Выделять существенные признаки вида,  объяснять причины многообразия видов;
  • Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;
  • Выдвигать версии решения биологических и экологических проблем;
  • Наблюдать биологические объекты и проводить биологические эксперименты;
  • Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранные средства ( в том числе Интернет);
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта; преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
  • Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха.

Личностные:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
  3. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
  4. Сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, стоить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
  5. Формирование личностных представлений о целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки.
  6. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки.
  7. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия
  8. Развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств в процессе разнообразной творческой деятельности
  9. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм  социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций.
  10. Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  11. Формирование коммуникативной компетентности в обществе и сотрудничества с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно - полезной деятельности.
  12. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах.
  13. Формирование основ экологического сознания на  основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
  14. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, понятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  15. Умение применять полученные знания в практической деятельности
  16. Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причины успехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания в практической деятельности;
  17. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  18. Критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Метапредметные:

  1. Познавательные УУД:
  1. Умение самостоятельно определять  цели своего обучения, ставить новые задачи в учебе и в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  познавательной деятельности.
  2. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью. Научиться видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, квалифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
  3. Уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию  в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.
  4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  5. Формировать  и развивать компетентность в области использования ИКТ.
  6. Проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты.
  7. Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Использовать учебные действия для формулировки ответов.
  8. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
  9. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  10. Составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объектов.
  1. Регулятивные УУД:
  1. Организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы).
  2. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
  3. Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирая средства достижения цели. Умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
  4. Работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в осуществлении  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  1. Коммуникативные УУД:
  1. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  2. Умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою точку зрения.
  3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
  4. Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Предметные:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  1. Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития.
  2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, овладение понятийным аппаратом биологии.
  3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.
  4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире.
  5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в  природе, влияние факторов риска на здоровье человека, осознание необходимости сохранения природы.
  6. Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе.
  7. Овладение методами: наблюдение, описание. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
  8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении глобальных проблем.
  9. Освоение приемов  оказания первой помощи, рациональная организация труда и отдыха.
  10. Понимание смысла биологических терминов. Их применение при решение биологических проблем и задач.
  11. Формулирование правил техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ.
  1. В ценностно-ориентационной сфере: знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике; оценивать поведение человека с точки зрения ЗОЖ. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
  2. В сфере трудовой деятельности: знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
  3. В сфере физической деятельности: демонстрирование навыков оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе ядовитыми животными.
  4. В эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.

Содержание учебного предмета «Биология», 9 класс

Тема 1. Общие закономерности жизни (5 ч ).

Биология - наука о живом мире Биология - наука, исследующая жизнь. Изучение природы в обеспечении выживания людей на Земле. Биология - система разных биологических областей науки. Роль биологии в практической деятельности людей

Методы биологических исследований Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование. Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами

Общие свойства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого: химический состав, клеточное строение, обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость. Взаимосвязь живых организмов и среды

Многообразие форм жизни Среды жизни на Земле и многообразие их организмов. Клеточное разнообразие организмов и их царства. Вирусы - неклеточная форма жизни. Разнообразие биосистем, отображающее структурные уровни организации жизни

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч)

Многообразие клеток Обобщение ранее изученного материала. Многообразие типов клеток: свободноживущие и образующие ткани, прокариоты, эукариоты. Роль учёных в изучении клетки.

Химические вещества в клетке Обобщение ранее изученного материала. Особенности химического состава живой клетки и его сходство у разных типов клеток. Неорганические и органические вещества клетки. Содержание воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в клетке и организме. Их функции в жизнедеятельности клетки

Строение клетки Структурные части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма с органоидами и включениями

Органоиды клетки и их функции Мембранные и немембранные органоиды, отличительные особенности их строения и функции

Обмен веществ - основа существования клетки Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки - обеспечение её нормального функционирования

Биосинтез белка в живой клетке  Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков

Биосинтез углеводов - фотосинтез Понятие о фотосинтезе как процессе создания углеводов в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы

Обеспечение клеток энергией Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль митохондрий в клеточном дыхании

Размножение клетки и её жизненный цикл Размножение клетки путём деления - общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Клеточное деление у прокариот - деление клетки надвое. Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки.

Лабораторные и практические работы:

  1. Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток
  2. Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне (17 ч)

Организм - открытая живая система (биосистема) Организм как живая система. Компоненты системы, их взаимодействие, обеспечивающее целостность биосистемы «организм». Регуляция процессов в биосистеме

Бактерии и вирусы Разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные и неклеточные. Бактерии как одноклеточные доядерные организмы. Вирусы как неклеточная форма жизни. Отличительные особенности бактерий и вирусов. Значение бактерий и вирусов в природе

Растительный организм и его особенности Главные свойства растений: автотрофность, неспособность к активному передвижению, размещение основных частей - корня и побега - в двух разных средах. Особенности растительной клетки: принадлежность к эукариотам, наличие клеточной стенки, пластид и крупных вакуолей. Способы размножения растений: половое и бесполое. Особенности полового размножения. Типы бесполого размножения: вегетативное, спорами, делением клетки надвое

Многообразие растений и значение в природе Обобщение ранее изученного материала. Многообразие растений: споровые и семенные. Особенности споровых растений: водорослей, моховидных, папоротников, хвощей и плаунов; семенных растений: голосеменных и цветковых (покрытосеменных). Классы отдела Цветковые: двудольные и однодольные растения. Особенности и значение семени в сравнении со спорой

Организмы царства грибов и лишайников Грибы, их сходство с другими эукариотическими организмами - растениями и животными - и отличие от них. Специфические свойства грибов. Многообразие и значение грибов: плесневых, шляпочных, паразитических. Лишайники как особые симбиотические организмы; их многообразие и значение

Животный организм и его особенности. Особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к активному передвижению, забота о потомстве, постройка жилищ (гнёзд, нор). Деление животных по способам добывания пищи: растительноядные, хищные, паразитические, падальщики, всеядные

Многообразие животных Деление животных на два подцарства: Простейшие и Многоклеточные. Особенности простейших: распространение, питание, передвижение. Многоклеточные животные: беспозвоночные и позвоночные. Особенности разных типов беспозвоночных животных. Особенности типа Хордовые

Сравнение свойств организма человека и животных Обобщение ранее изученного материала. Сходство человека и животных. Отличие человека от животных. Системы органов у человека как организма: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Органы чувств. Умственные способности человека. Причины, обусловливающие социальные свойства человека

Размножение живых организмов Типы размножения: половое и бесполое. Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение, образование зиготы. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Смена поколений - бесполого и полового - у животных и растений

Индивидуальное развитие организмов Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла с дифференциацией клеток на эктодерму, энтодерму и мезодерму, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения

Образование половых клеток. Мейоз Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки - гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе

Изучение механизма наследственности Начало исследований наследственности организмов. Первый научный труд Г. Менделя и его значение. Достижения современных исследований наследственности организмов. Условия для активного развития исследований наследственности  ХХ в.

Основные закономерности наследственности организмов Понятие о наследственности и способах передачи признаков от родителей потомству. Набор хромосом в организме. Ген и его свойства. Генотип и фенотип. Изменчивость и её проявление в организме

Закономерности изменчивости  Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная.

Ненаследственная изменчивость Понятие о ненаследственной (фенотипической) изменчивости, её проявлении у организмов и роли в их жизнедеятельности. Знакомство с примерами ненаследственной изменчивости у растений и животных.

Основы селекции организмов Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Использование микробов человеком, понятие о биотехнологии

Лабораторные и практические работы:

  1. Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов
  2. Изучение изменчивости у организмов.

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле (20 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера, опровергающие гипотезы о самозарождении жизни

Современные представления о возникновении жизни на Земле Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Условия возникновения жизни на Земле. Гипотеза Дж. Холдейна

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни Особенности первичных организмов. Появление автотрофов - цианобактерий. Изменения условий жизни на Земле. Причины изменений. Появление биосферы

Этапы развития жизни на Земле Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни

Идеи развития органического мира в биологии Возникновение идей об эволюции живого мира. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира Исследования, проведённые Ч. Дарвином. Основные положения эволюции видов, изложенные Дарвином. Движущие силы процесса эволюции: изменчивость, наследственность, борьба за существование и естественный отбор. Результаты эволюции. Значение работ Ч. Дарвина

Современные представления об эволюции органического мира Популяция как единица эволюции. Важнейшие понятия современной теории эволюции

Вид, его критерии и структура Вид - основная систематическая единица. Признаки вида как его критерии. Популяции - внутривидовая группировка родственных особей. Популяция - форма существования вида

Процессы образования видов Видообразование. Понятие о микроэволюции. Типы видообразования: географическое и биологическое

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов Условия и значение дифференциации вида. Понятие о макроэволюции. Доказательства процесса эволюции: палеонтологические, эмбриологические, анатомо-морфологические (рудименты и атавизмы)

Основные направления эволюции Прогресс и регресс в живом мире. Направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация организмов

Примеры эволюционных преобразований живых организмов Обобщение ранее изученного материала об эволюции. Эволюция - длительный исторический процесс. Эволюционные преобразования животных и растений. Уровни преобразований

Основные закономерности эволюции Закономерности биологической эволюции в природе: необратимость процесса, прогрессивное усложнение форм жизни, не программированное развитие жизни, адаптации, появление новых видов.

Человек - представитель животного мира Эволюция приматов. Ранние предки приматов. Гоминиды. Современные человекообразные обезьяны

Эволюционное происхождение человека Накопление фактов происхождения человека. Доказательства родства человека и животных. Важнейшие особенности организма человека. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Общественный (социальный) образ жизни - уникальное свойство человека

Ранние этапы эволюции человека Ранние предки человека. Переход к прямохождению - выдающийся этап эволюции человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек

Поздние этапы эволюции человека Ранние неоантропы - кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека

Человеческие расы, их родство и происхождение Человек разумный - полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Человек - житель биосферы. Влияние человека на биосферу. Усложнение и мощность воздействия человека в биосфере. Сохранение жизни на Земле - главная задача человечества

Лабораторная работа:

  1. Приспособленность организмов к среде обитания

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды (15 ч)

Условия жизни на Земле Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Условия жизни организмов в разных средах. Экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные

Общие законы действия факторов среды на организмы Закономерности действия факторов среды: закон оптимума, закон незаменимости фактора. Влияние экологических факторов на организмы. Периодичность в жизни организмов. Фотопериодизм

Приспособленность организмов к действию факторов среды Примеры приспособленности организмов. Понятие об адаптации. Разнообразие адаптаций. Понятие о жизненной форме. Экологические группы организмов

Биотические связи в природе Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей

Взаимосвязи организмов в популяции Популяция как особая над организменная система, форма существования вида в природе. Понятие о демографической и пространственной структуре популяции. Количественные показатели популяции: численность и плотность

Функционирование популяций в природе Демографические характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, выживаемость. Возрастная структура популяции, половая структура популяции. Популяция как биосистема. Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции

Природное сообщество - биогеоценоз Природное сообщество как биоценоз, его ярусное строение, экологические ниши, пищевые цепи и сети питания. Главный признак природного сообщества - круговорот веществ и поток энергии. Понятие о биотопе. Роль видов в биоценозе

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера Экосистемная организация живой природы. Функциональное различие видов в экосистемах (производители, потребители, разлагатели). Основные структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и превращения энергии - основной признак экосистем. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере

Развитие и смена природных сообществ Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ

Многообразие биогеоценозов (экосистем) Обобщение ранее изученного материала. Многообразие водных экосистем (морских, пресноводных) и наземных (естественных и культурных). Агробиогеоценозы (агроэкосистемы), их структура, свойства и значение для человека и природы

Основные законы устойчивости живой природы Цикличность процессов в экосистемах. Устойчивость природных экосистем. Причины устойчивости экосистем: биологическое разнообразие и сопряжённая численность их видов, круговорот веществ и поток энергии, цикличность процессов.

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы Обобщение ранее изученного материала. Отношение человека к природе в истории человечества. Проблемы биосферы: истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения.

Лабораторные и практические работы

  1. Составление схем передачи веществ и энергии» (цепей питания)

Экскурсии:

  1. Изучение и описание экосистемы своей местности»
  2. Весенние явления в природе или Многообразие живого мира (по выбору учителя).

Тематическое планирование учебного предмета «Биология» 9 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Лабораторные работы

Экскурсии

1

Тема 1. Общие закономерности жизни

5

2

Тема 2. Закономерности жизни на клеточном уровне

10

2

3

Тема 3. Закономерности жизни на организменном уровне

17

2

4

Тема 4. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле

20

1

5

Тема 5. Закономерности взаимоотношений организмов и среды

15

1

1

итого

67 часов

6

1

резерв

1 час

Контрольно-измерительные материалы

Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля:

Вид контроля

Количество часов (работ)

Лабораторные работы

6

Обобщающие уроки

5

Тестовый контроль *

по каждой теме

Подготовка сообщений

в каждой теме

Составление таблиц в тетради

в каждой теме

Входная диагностическая работа

  1. (сентябрь)

Полугодовая диагностическая работа

1    (декабрь)

Итоговый  контроль (промежуточная аттестация)*

  1. (май)

                               

Критерии оценивания

Отметка

Оценка устного ответа

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Оценка выполнения проверочных работ

Отметка «5»

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4»

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3»

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2»

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к отметке «3»;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии оценки тестовых заданий по биологии

с помощью коэффициента усвоения К

К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте

Р – общее число ответов

Коэффициент К

Отметка

0,9-1

«5»

0,66-0,89

«4»

0,5-0,65

«3»

Меньше 0,5

«2»

Учебно-методический комплект и ресурсы

Основной компонент

  1. Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. - М. : Вентана - Граф, 2019.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций /под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2019.

Дополнительный компонент:

  1. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособие. – СПб: Паритет, 2002.
  2. Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /О.В. Ващенко. – М.: Планета, 2019.
  3. Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей /авт.-сост. Г.И. Лернер -  М.: «5 за знания», 2018
  4. Биология: словарь-справочник школьника в вопросах и ответах: 6-11 классы /авт.-сост. Г.И. Лернер – М.: «5 за знания», 2018
  5. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2019.
  6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2017.
  7. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8 – 11 классы /Т.А. Ловкова. – М.: Айрис – пресс, 2017.
  8. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых /авт.-сост. Н.А. Степанчук.- Волгоград: Учитель, 2017.
  9. Шахович В.Н. Общая биология. Блок-схемы, таблицы, рисунки: Учеб.пособие /В.Н. Шахович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Книжный Дом, 2018.
  10. Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб.: Паритет, 2017.
  11. Бодрова Н.Ф. Биология. 9 класс. Общие закономерности. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.
  12. Солодова Е.А. Биология. Тестовые задания: 9 класс: дидактические материалы/ Е.А. Солодова. – М.: Вентана - Граф, 2019.
  13. Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии». - М.: Просвещение, 1981.
  14. Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике». – М: Просвещение, 1917.
  15. Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология». - М.: Просвещение, 1981.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.floranimal/ru О растениях и животных.
  2. http://obi.img/ras/ruБаза знаний по биологии человека.  
  3. http://learnbiology/narod.ru   изучаем биологию.
  4. www.ege.edu.ru , www.fipi.ru подготовка к ЕГЭ и ГИА.
  5. http://school-collection.edu.ru/)  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
  6. http://www.fcior.edu.ru/
  7. www.bio.1september.ru – газета «Биология»
  8. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  9. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  10. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  11. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
  12. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. - Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
  13. http://charles-darvin.narod.ru/ - Электронные версии произведений Ч. Дарвина.
  14. http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. - Информация о школьном оборудовании.
  15. http://www.www.wwf.ru  Всемирный фонд дикой природы.
  16. http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php В помощь учителю биологии.

Календарно-тематическое планирование курса биология «Общие биологические закономерности»,  9 класс (ФГОС)

на основе УМК «Биология 5-9 класс» И.Н. Пономарёвой и др. (концентрический курс), 2 часа в неделю, 68 часов.

№ урока

Раздел

Тема урока

Лабораторная/практическая работа

Оборудование, демонстрация

Домашнее

задание

Дата проведения

9 «А» кл.

9 «Б» кл.

9 «В» кл.

План

Факт

План

Факт

План

Факт

Раздел 1. Общие закономерности жизни. (5 ч)

Биология – наука о живом мире.

Инструктаж по Т.Б. Инструкции №13, 104, 141,  правила №153.

http://floranimal.ru

http://www.unnaturalist.ru

§ 1, в 1-6, таблица 

Методы биологических исследований.

 

§2, вопросы https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bvvedenieb/biologiya-nauka-o-zhivom-mire

Общие свойства живых организмов.

§3, рис 3, с 11, с 18 задания1,2 письм

Многообразие форм жизни.

§4 презентация-доказательство «Организм-биосистема»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие закономерности жизни»

повт. §§1-4.

Раздел 2. Закономерности жизни на клеточном уровне (10 ч) Многообразие клеток. 

ЛР № 1 «Многообразие клеток эукариот. Сравнение растительных и животных клеток».

Инструктаж по Т.Б. Инструкция  №104

§5, с 27 задания 1,2 письм

Химические вещества в клетке. 

§6, в 1-4, конспект

Строение клетки

§7, таблица

https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bkletochnyj-urovenb/stroenie-kletki-2?block=player

Органоиды клетки и их функции

§8, в 1-5

https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bkletochnyj-urovenb/osnovnye-organoidy-kletki-rasteniy-i-zhivotnyh

Обмен веществ - основа существования клетки. 

§9 вопросы

Биосинтез белка в живой клетке. 

§10 вопросы

Биосинтез углеводов-фотосинтез

§11 вопросы https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/biosintez-uglevodov-fotosintez

Обеспечение клеток энергией. 

§12 вопросы https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/obespechenie-kletok-energiey

Размножение клетки и её жизненный цикл. 

ЛР № 2 «Рассматривание микропрепаратов с делящимися клетками».

Инструктаж по Т.Б. Инструкция  №104

§13 отчет по л/р https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/delenie-kletki-mitoz

Обобщение по теме «Закономерности жизни на клеточном уровне»

повт. §§5-13.

Раздел 3.Закономерности жизни на организменном уровне. (17 ч) Организм - открытая живая система (биосистема).

§14 вопросы

Бактерии и вирусы. 

§15 вопросы, презентация

Растительный организм и его особенности. 

§16 вопросы

Многообразие растений и значение в природе. 

§17 вопросы

Организмы царства грибов и лишайников. 

§18 вопросы

Животный организм и его особенности. 

§19 вопросы

Многообразие животных. 

§20, доклады, презентации

Сравнение свойств организма человека и животных

§21, таблица

Размножение живых организмов. 

§22 https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/tipy-razmnozheniya-organizmov

Индивидуальное развитие организмов. 

§23 https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/individualnoe-razvitie-organizmov-ontogenez

Образование половых клеток. Мейоз. 

§24 https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/delenie-polovyh-kletok-meyoz

Изучение механизма наследственности. 

§25, задачи

Основные закономерности наследственности организмов. 

§26 https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/geneticheskie-opyty-mendelya-monogibridnoe-skreschivanie

Закономерности изменчивости. 

ЛР № 3«Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов».

Инструктаж по Т.Б. Инструкция  №104

§27, отчет по л/р

Ненаследственная изменчивость. 

ЛР № 4«Изучение изменчивости у организмов».

Инструктаж по Т.Б. Инструкция  №104

§28 отчет по л/р

Основы селекции организмов.

§29, презентации

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности жизни на организменном уровне»

повт. §§14-29 https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/raboty-otechestvennyh-selektsionerov

Раздел 4.Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. (20 ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§30 https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/istoriya-predstavleniy-razvitiya-zhizni-na-zemle

Современные представления о возникновении жизни на Земле. 

§31, лекция

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. 

§32, схема, таблица

Этапы развития жизни на Земле. 

§33 https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/etapy-razvitiya-zhizni-na-zemle

Идеи развития органического мира в биологии. 

§34, вопросы

Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. 

§35, доклад

Современные представления об эволюции органического мира. 

§36, таблица

Вид, его критерии и структура. 

§37, презентации

Процессы образования видов. 

§38, вопросы

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

§39, вопросы

Основные направления эволюции.

§40 схема

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

§41, презентации

Основные закономерности эволюции. ЛР № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Инструктаж по Т.Б. Инструкция  №104

§42 отчет по л/р

Человек - представитель животного мира.

§43 вопросы

Эволюционное происхождение человека. Индивидуальная, фронтальная

§44 вопросы

Ранние этапы эволюции человека.

§45таблица

Поздние этапы эволюции человека.

§45таблица

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§46презентации

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§47доклады

Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле»

повт. §§30-47

Раздел 5. Закономерности взаимоотношений организмов и внешней среды. (15 ч) Условия жизни на Земле.

§48схема

Общие законы действия факторов среды на организмы.

§49 вопросы

Приспособленность организмов к действию факторов среды.

§50 презентации

Биотические связи в природе.

§51 вопросы

Взаимосвязи организмов в популяции.

§52 вопросы

Функционирование популяций в природе.

§53 вопросы

Природное сообщество - биогеоценоз.

§54, вопросы

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

§55 вопросы

Развитие и смена природных сообществ.

§56 вопросы

ЛР № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии» (цепей питания)».

Инструктаж по Т.Б

Инструкция  №104

Подготовить отчёт по л/р.

Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Многообразие биогеоценозов (экосистем)»

повт. §48-56

Основные законы устойчивости живой природы.

§57

Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы.

Подгот к к/р

Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Закономерности взаимоотношений организмов и среды»

резерв

повт. § §48-58

Решение биологических задач

резерв



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

по учебному предмету «Биология»

9 класс

Обучение предмету «Биология» является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и практическую направленность обучающихся, обеспечить овладение обучающимися  умениями в  решении различных практических и межпредметных задач.  Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Цель изучения биологии: сформировать системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы, приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Задачи:

  • реализовать принцип «от общего к частному», последовательно из класса в класс переходить в познании общих законов жизни от простого к сложному.
  • придать развитию знаний динамичный характер: использовать ранее полученные знания при овладении новыми понятиями, постепенно углублять и развивать ведущие биологические понятия в процессе изучения всего курса биологии.
  • сконцентрировать учебный материал, укрупнив комплектные единицы знаний, что создает дидактические условия для развития системного мышления у учащихся.

        Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе требований к планируемым результатам основной образовательной программы основного общего образования  МБОУ «СОШ № ____», реализующей ФГОС  ООО.

        В рабочую программу включены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование. В учебном плане на изучение биологии в 9 классах отводится по 2 ч в неделю,  всего 68 часов за учебный год.

Содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.  Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

        Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе по учебнику Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Черновой Н.М. Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций /под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...