Конспект урока
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Земфира Рафкатовна Хисматуллина

Конспект урока на тему "Размножение покрытосеменных растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polovoe_rzmnozhenie_pokrytosemennyh_rasteniy_6_klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Половое размножение покрытосеменных растений.

                             

                                            «Природа не молчит. Простой цветок из моего сада подсказал мне.                                                                

                                    Постигни человек, - сказал он мне, - мое рождение, мой рост – и ты                

                                    уразумишь тайну жизни».

                                                                                           Бенедикт Спиноза.

 

        Цель  урока: сформировать  у обучающихся  представление об опылении и его видах, изучить особенности полового размножения у покрытосеменных расте-ний, дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Планируемые результаты, УУД:

1. личностные:

  • формирование эмоционально-ценностного отношения к процессу изучения биологии;
  • формирование гуманного отношения к живому через восхищение, удивление.

2. метапредметные

           познавательные:

  • формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать,
  • умение работать с текстом и рисунками учебника.

           коммуникативные:

  • умение воспринимать информацию на слух;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения.

       регулятивные:

  • составление плана и последовательности действий;
  • развитие познавательного интереса обучающихся

3. предметные:

  • научиться объяснять особенности строения и приспособленность цветков к опылению насекомыми, ветром;
  • определять практическое значение самоопыления, искусственного опыления и его применения в сельском хозяйстве;
  • определять биологическую сущность оплодотворения у цветковых растений;
  • различать ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы обучения: словестные, наглядные, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, работа с учебным текстом.

Форма проведения занятия: рассказ, беседа, работа по карточкам.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, таблица строения цветка, фрагмент видеофильма «Опыление и оплодотворение цветковых растений».

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс.

                                                      ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Опрос учащихся с целью подготовки к изучению нового материала.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

4. Изучение нового материала          

5. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся      

6. Подведение итогов урока

7. Рефлексия  

8. Домашнее задание

                                                         Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Опрос учащихся с целью подготовки к изучению нового материала.

1. Какие растения относятся к отделу Покрытосеменные?

2. Дайте определение размножению.

3. Какой орган у цветковых является генеративным. (Цветок).

4. Дайте определение цветку.

3.  Актуализация знаний и постановка проблемы.

 Читается учителем рассуждение голландского философа Бенедикта Спинозы, которое является эпиграфом нашего урока.

Вопрос: Хотелось бы  вам её «уразуметь»?

Чтобы раскрыть удивительную тайну жизни растений, вспомним строение цветка.

1. Вспомните из каких частей цветок состоит?

2. Назовите  важнейшие части цветка.

3. Какое строение имеют пестик и тычинка? Что в них образуется? Какой из них является мужским органом, а какой женским?

4. В каком процессе принимают участие главным части цветка.

5. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Дайте определение процессу оплодотворения?

Оплодотворение – процесс слияния мужской и женской гамет.

 Проблемный вопрос. Что же необходимо для того, чтобы оплодотворение произошло?

 Ответ. Для оплодотворения необходимо опыление.

Актуализация опорных знаний.
Беседа 

В посаженные большие по площади сады стараются привезти в период цветения ульи с пчелами. Как вы думаете, для  чего  это  делается? ( Выслушиваются мнения учеников)
Какая цель нашего урока?

Запись темы урока в рабочей тетради.
4. Изучение нового материала.

Что называется опылением?

1.Опыление — это процесс переноса пыльцы из пыльников тычинок на рыльце пестика. (слайд)

Определить виды опыления с помощью текста параграфа. Дать определение. (слайд).

Самоопыление – процесс переноса пыльцы из пыльников на рыльце пестика своего же цветка.

Перекрестное опыление – процесс переноса пыльцы из пыльников тычинок одно-го цветка на рыльце пестика другого цветка того же или другого растения.

Искусственное опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика челове-ком. Проводит он перенос пыльцы с помощью мягкой кисточки, ткани или резины.

Вопрос. Как осуществляется перенос пыльцы?

Ответы. Перенос пыльцы при перекрестном опылении осуществляется насекомыми или ветром, реже водой, еще реже — птицами и млекопитающими.

 Практическая работа «Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых» растений.

Просмотр фильма об опылении. Нацелить на внимательный просмотр, чтобы правильно заполнить таблицу. (таблицы раздаются обучающимся перед уроком) Заполняется таблица обучающимися. На работу дается 3 минуты. Проверка таблицы. (слайд).  (Слайд по разнотравью)

Как приспособлены цветки растений к самоопылению? Какие растения самоопыля-ются?

С какой целью проводят искусственное опыление? Найти ответ в тексте учебника.

Ответ учащихся.

Проводится  человеком, что бы повысить  урожайность, в селекции для получения  новых сортов растений и в безветренную погоду.

Дополнение учителя. А знаете ли вы, ребята, что о приеме искусственного опыле-ния знали уже в древние времена. Так, на рынках Вавилона и позднее у арабов про-давали тычиночные соцветия финиковой пальмы. Купив, их развешивали между пестичными соцветиями пальм. Пыльца попадала на рыльце пестичных цветков, в  результате получался высокий урожай финиковой пальмы. С тех времен искусст-венное опыление используют для выведения новых сортов и повышения урожай-ости некоторых растений.

Почему в природе чаще встречается у растений перекрестное опыление, а не само-опыление? Высказывание учащихся.

Вопрос учащимся. Значение  опыления? Ответ. Обеспечение встречи  мужских и женских гамет.

2. Оплодотворение.

В чем особенность оплодотворения цветковых?

Объяснение учителя сопровождается показом слайдов.

Пыльца, попавшая на рыльце пестика состоит из множества пыльцевых зерен.

(рис. 101 и слайд) Пыльцевое зерно образуется в результате деления клетки в пыльнике и покрыто 2 оболочками, наружная имеет в основном неровности. Пыльцевое зерно состоит из двух клеток, из вегетативной и генеративной. В это время в завязи тоже происходят изменения. В семязачатках, которые находятся на внутренней стороне стенки завязи в результате деления его клеток, образуется зародышевый мешок с клетками. Одна, из них является яйцеклеткой, другая – центральной. (слайд) Яйцеклетка находится напротив пыльцевхода – узкого канала на вершине семязачатка, а центральная – в центре зародышевого мешка. Снаружи семязачаток имеет покровы, выполняющие защитную функцию.

 Пыльцевое зерно на рыльце пестика набухает. Вегетативная клетка начинает делиться, образуя длинный вырост — пыльцевую трубку. Генеративная клетка проникает в пыльцевую трубку, делится и образует 2 спермия – неподвижные мужские гаметы. Трубка прорастает в рыльце, затем проходит столбик пестика, проникает в завязь и доходит до пыльцевхода семязачатка. Спермии все время находятся в кончике пыльцевой трубки. Пыльцевая трубка для спермиев является лифтом, который доставляет спермии в зародышевый мешок.

 В семязачатке, а именно — в зародышевом мешке, происходит оплодотворение. Пыльцевая трубка входит в пыльцевход и лопается. Из нее спермии попадают в зародышевый мешок. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а другой — с центральной клеткой зародышевого мешка. (слайд)

Отвечают на вопрос. Дают определение двойному оплодотворению.

Двойное оплодотворение – это процесс слияния первого спермия с яйцеклеткой и второго спермия с крупной центральной клеткой зародышевого мешка. (запись в тетрадь)

 Двойное оплодотворение происходит только у цветковых растений.

Что образуется в результате оплодотворения?

Ответы учеников. Из зиготы, которая образуется при оплодотворении яйцеклетки, развивается зародыш семени, а из оплодотворенной центральной клетки зародышевого мешка — запасающая ткань семени — эндосперм. Из покровов семязачатка формируется семенная кожура, а из стенок завязи – околоплодник. (слайд и запись в тетрадь)

Количество семян зависит от количества семязачатков. Если в завязи один семяза-чаток, значит, в плоде будет одно семя, например, в плодах вишни, абрикоса и др. В плодах мака свыше тысячи. Плод защищает семя от неблагоприятных условий.

 Кем и когда было открыто двойное оплодотворение? Русским ученым С. Г. Навашиным в 1898 г. 

В чем заключается биологический смысл двойного оплодотворения?

Оно имеет очень большое значение для растений, так как свойствами двух организмов обогащается не только зародыш семени, который образуется из зиготы, но и запасающая ткань, которая обеспечивает его питательными веществами.

5. Закрепление и систематизация знаний.

1. Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета? (Для привлечения ночных насекомых)

2. Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности пшеницы? (Пшеница – ветроопыляемое растение)

3. Предположим, что цветки данного растения опыляются животными, не разли-чающими цвета. Какие особенности должно иметь это растение? (Аромат, нектар)

4. Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произош-ло? ( Один цветок был опылен насекомыми, а другой нет)

5. Цветок томата еще в бутоне был закрыт марлевым мешочком. Бутон распустился, а потом образовался плод. Каким путем произошло опыление? (самоопыление)

6. В чем заключается биологическая роль пыльцевой трубки.

7. Какие женские клетки участвуют в процессе оплодотворения и где они располо-жены?

8. В чем сущность двойного оплодотворения?

9. Почему опыление является первым и главным условием для образования плодов и семян на месте цветка? (происходит встреча гамет)

10. В чем заключается преимущество полового размножения перед бесполым?

11. Почему растения, выросшие из семян, отличаются от того растения с которого были взяты плоды с семенами?

12. Во время цветения яблонь в сады привозят ульи с пчелами. Для чего это делают?

13. В плодах черемухи развивается одно семя, а в плодах яблони несколько

 семян. С чем это связано?

6. Рефлексия.

Вопросы к учащимся:

1. Какую же тайну жизни мы «уразумели» сегодня, изучая цветок?

(опыление происходит в природе, и, кроме того, его может  производить в своих целях человек, опыление предшествует оплодотворению.)

2. Какой момент урока больше запомнился и почему?

3. Можете сказать о себе: «Я чувствую цветы», «Я слышу цветы», «Я понимаю цветы»?

7. Подведение итогов урока, выводы учителя. Не сомневаюсь, что нам сегодня удалось понять еще и самое главное: у цветов есть свой язык красоты, свои особен-ности. Как мудра природа и как можно бережнее должен человек относиться к ней!

(слайд)

«Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

Не останется природы,

И не будет красоты» (И. Токмакова)

А надо так жить, чтобы получать радость от общения с природой:

Давай пройдемся медленно по лугу,

И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать! ( Самед Варгун)

8. Дом. задание. § 24, вопросы после параграфа.

                  Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Признаки

Цветки насекоопыляемых

растений

Цветки ветроопыляемых растений

Пыльца

Нектар

Запах

Размер цветка

Окраска цветка

Время цветения

               Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Признаки

Цветки насекоопыляемых

растений

Цветки ветроопыляемых растений

Пыльца

Нектар

Запах

Размер цветка

Окраска цветка

Время цветения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...