МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
план-конспект урока по биологии

Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет - Биология

Класс  – 5 .

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Тема урока: Цветок, его строение и значение.

Цель: Создать условия для изучения строения цветка и взаимосвязи с  выполняемыми  функциями.

 Задачи урока:

Предметные:

- усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическое значение.

- отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

- закреплять знания о строении цветка

Метапредметные:

- Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

- формирование умения  приемов сравнения, анализа;

- развитие на уроке активной речевой практики;

- развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, умение анализировать, делать выводы; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Личностные:

- формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

- создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

- посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: гербарий,таблица «Строение цветка», компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, модель цветка вишни, цветущие комнатные растение Калерия и Рэо, лупы, гербарий и фотографии редких растений своего микрорайона.

Учебно-методическая литература:УМК  линии В.В.Пасечника.

Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.

Содержание урока:

Краткое описание этапов урока.

Деятельность учителя.

УУД, формируемые на уроке.

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учителю(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

2.Мотивационный этап.

Учитель читает отрывок из стихотворения:

 Цветы — роскошный дар природы,
Душа завяла бы без них.
Нас радует надменный пурпур розы,
Нас радует неяркий цвет иных.

Вопрос учителя:-  тема нашего урока будет посвящена какому чуду природы?

Учитель: Да, вы правы, речь идет о цветке -  настоящем природном шедевре.

   Сегодня нам с вами предстоит узнать, почему одиноко растущее дерево облепихи не даёт плодов? Почему обильно цветущие плети огурцов не дают много завязи?

 Почему именно цветок образует плоды и семена.

Вы готовы к изучению следующей темы?

Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учителю(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

3.Актуализация знаний, сообщение темы урока.

Актуалтзация знаний:

 - какие видоизменённые побеги вы знаете?

- значение видоизменённых побегов?  

 -(Учитель подводит учащихся к ответу о происхождении цветка из побега.)

Учитель: Цветок, это тоже видоизменённый укороченный побег.

Слайд - тема урока. 

Тема нашего урока «Цветок, его строение и значение».

Слайд – Демонстрация многообразия цветов.

Учитель: Цветок это орган растения. Но как разнообразны и специфичны цветки у разных растений.  И, несмотря на широкую палитру форм и красок, размеров и запахов, все цветки, имеют схожее   строение.

Слайд. Схема строения цветка. Учитель дает определение  и объясняет строение цветка по таблице на слайде.

- Венчик состоит из лепестков  (может быть большой и маленький, а т. ж разного цвета)

- чашелистики – наружные листочки, образуют чашечку.

- обратите внимание, что у двудольных растений околоцветник двойной, а у однодольных простой.

- главные части цветка: пестик (рыльце, столбик, завязь, в которой две яйцеклетки)

- тычинка  (пыльник – внутри созревает пыльца (спермии) и тычиночная нить.)

 - Цветок – ЭТО ОРГАН СЕМЕННОГО РАЗМНОЖЕНИЯ.

- цветоножка.

А, ещё цветки бывают правильной и неправильной формы.

-Параллельно учащиеся работают в зачётной тетради.

     Работа в «Зачётной тетради»  №41  

 Учитель: Проверим правильность заполнения. Посмотрите на экран, откорректируйте  свою работу, оцените степень правильности выполнения.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы.

В завершение фиксируется достижение поставленной цели - умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительным источником.

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

- самоконтроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

  • смыслообразование (Л);

4. Постановка учебной задачи.

Лабораторная работа.

Учитель: Ребята, на ваших столах: лупы, образцы цветков растений Герани,  Хлорофитума  и экспертный лист. Вам необходимо рассмотреть особенности строения цветков и внести необходимые данные в таблицу.

 Заполнить пользуясь учебником стр. 60

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Название растения

Вид околоцветника

Форма цветка

Главные части

Однодольные или двудольные

Герань

Хлорофитум

- сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П):

- осознанное и произвольное;

  • подведение под понятие;
  • -постановка и формулирование проблемы (П);
  • структурирование знаний (П); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах – взаимопроверка.

Учитель: Проверим правильность заполнения. Опираясь на заполненную таблицу в экспертном листе, охарактеризуйте цветки растений.

- какие трудности возникли при выполнении  лабораторной работы?

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) проговаривают этапы проделанной работы и моменты затруднения.    Развивают  логическое мышление, внимание, познавательные способности, умение анализировать, делать выводы; развивают навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

- построение речевого высказывания (П);

  • структурирование знаний (П);
  •  волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

6. Включение в систему знаний и повторение.

 Через анализ строения и  значения  цветка  создать условия для более глубокого подтверждения выводов обучающихся  о взаимосвязи всех органов растения.

Учитель: (пользуясь учебником стр.61) Узнай, почему растения называют однодомными и двудомными?

- какое растение можно назвать однодомным и почему?

- какое растение можно назвать двудомным и почему?

 - почему некоторые цветки называют однополыми? 

Слайд. Изображены цветки пестичные, тычиночные и обоеполые.

Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите, в каких цветках будут развиваться плоды и почему?

Физкульт минутка

Зрительная гимнастика с героями любимых книг: Винни-Пух и Пятачком.

Учебная игра «Узнай, у какого растения два дома, а у какого один?»

Слайд.  Изображены двудомные растения – крапива, ива, облепиха.

 Следующий слайд:  однодомное растение – кукуруза, огурцы.

Учитель:  А, теперь вы готовы ответить на вопросы,  которые прозвучали в начале урока?  

- Почему одиноко растущее дерево облепихи не даёт плодов?

- Почему обильно цветущие плети огурцов не дают много огурцов?

- подведение под понятие (П);

-установление причинно-следственных связей (Р);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(Л)

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

 При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы.

Заполняют экспертный лист.

 - Выполняют тест – взаимопроверка

Тест

   1.  Цветок – это способ:                                                                                                                        

    а) семенного размножения  в)вегетативного размножения

    б) плодового размножения  г)тычиночного размножения

2.  Главные части цветка:

    а) лепестки и чашелистики

    б) пестик и тычинки

3.  Часто яркоокрашены:

    а) чашелистики   в) лепестки венчика

    б) тычинки          г) пестик

4.  Раздельнополые цветки, у которых:

    а) есть тычинки и пестик                 в) есть только тычинки

   б) есть лепестки и чашелистики        г) есть только пестик

 5. Функции цветка:

   а) образование плодов                в) фотосинтез

   б) минеральное питание             г) дыхание

Ответы: 1-А; 2-Б; 3-В; 4-В,Г  ;5-А

В завершение фиксируется достижение поставленной иели - научиться правильно применять на уроке,  биологические термины, понятия, определения.

- Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

- Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

- Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

- самоконтроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведём итоги урока.

  Продолжите предложения, которые вы видите на доске.

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Я понял,что...

Теперь я могу...

Я научился...

Было трудно...

Я попробую....

Меня удивило...

Мне захотелось...

Творческое  домашнее задание:

- Почему опасны морозы во время цветения растений?

- Где растёт самый большой цветок в мире?

- Самые причудливые цветы?

Обсуждение домашнего задания.  Выставление отметок.

- рефлексия способов и условий действия(П);

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценкана на основе критерия успешности (Л)

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной

деятельности:

-выражение свою: мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К);

-формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

-следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.



Предварительный просмотр:

                                                                                                         

Конспект урока биологии в 6 классе (ФГОС).

Тема урока: Плод. Разнообразие и значение плодов.

Цель урока: Изучить разнообразие и значение растительных плодов.

Задачи урока:

 Образовательная: изучить особенности строения растительных плодов; познакомится с различными видами плодов, сравнить их; определить их значение;

 Развивающая: развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы,

устанавливать причинно-следственные связи; развивать учебные навыки по поиску и

систематизации информации,

Воспитательная: вырабатывать коммуникативные качества, развивать эмоционально

– ценностное отношение к растениям, прививать бережное отношение к природе.

Ожидаемый результат – объяснять значение понятий: плод, околоплодник, покрытосеменные растения, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, объяснять процесс образования плода, определять типы плодов, классифицировать, описывать способы распространения плодов и семян.

Предметные результаты: иметь представление о понятии плод. Знать их

многообразие, строение и функции.

Личностные: иметь представление о плодах ,их разнообразии  и их роли для растений.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные УУД :

 Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

  • Познавательные УУД:

Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;

 Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и таблиц, подводящий диалог с учителем, выполнение заданий)

  • Коммуникативные УУД:

 Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.

 Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

 Умение воспринимать устную форму информации.

 Умение выражать свои мысли четко и кратко.

  • Личностные УУД:

 Умение использовать полученные знания на практике.

 Формирование потребности в объективной оценке своей работы.

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и

саморазвития.

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, таблицами, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, обобщение)

Оборудование: презентация, рисунки видов тканей, раздаточный материал в виде карточек с заданиями. таблицы «Цветковое растение и его органы», «Типы плодов», гербарии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения. групповой деятельности, развивающего обучения.

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приветствие. Создание благоприятного психологического микроклимата в классе.

2.Актуализация знаний.

Вспомним, что мы знаем о растениях. Прежде чем приступить к новой теме, мы проведем проверку домашнего задания. 

 Опрос по понятиям .Каждому ученику предстоит выполнить задание -вставить пропущенные слова.

Цветок – это ….

Двойной околоцветник образован ….

Околоцветник выполняет важные функции – ….

Пестик состоит из трех частей: ….

В пестике образуются ….

В тычинках различают ….

В тычинках образуется ….

Обоеполыми называются цветки, имеющие ….

Однополые цветки – это цветки, в которых ….

Однодомными называют растения, у которых ….

К однодомным растениям относятся: ….

Двудомными называют растения, у которых …

 К двудомным растениям относятся: ….

3. Целеполагание и постановка учебных задач.

Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (
груша)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (
малина)
Сегодня наша задача состоит
познакомиться с плодами, которые развиваются из цветка после оплодотворения. Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

 

4. Открытие новых знаний.

По образному выражению американского ботаника А. Имса, плод – это  «зрелый цветок». 

Огромное разнообразие плодов, ровно, как и цветов, стеблей, является результатом длительной эволюции, адаптации, то есть приспособления к условиям существования.

Развитие плода. Разнообразие плодов)

Плоды бывают:

1. Сухие

2. Сочные.

1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.

2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на  доске, спроецированную с помощью компьютера)

 

Плоды могут быть простые, сложные, сборные.

Функция плодов - это защита семян и их распространение.

  Разнообразие плодов (углубленное изучение)

Учитель продолжает рассказ:

  Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем  коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске.

 

ФИЗМИНУТКА

Физкультминутка. (2минуты)

(Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики  разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

5. Первичное закрепление.

К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.

 

Учитель просит учеников начертить в тетради таблицу «Типы плодов». Ученики заполняют самостоятельно.

6. Самоанализ, самоконтроль.

Ученики сопоставляют изученный материал и делают вывод о правильности

выполнения задания.

7. Рефлексия.

Обобщение пройденного, побуждение к дальнейшему самостоятельному

изучению материала.

1. Какие сочные плоды вы знаете? (костянка, ягода, померанец, яблоко, сборная сочная ложная семянка, тыквина)

2. Назовите сухие плоды. ( коробочка, крылатка, летучка, боб, стручок, струночек, желудь, зерновка, орех)

 

Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для урока

 

 1.На зеленых ветках

Детки лысые в беретках.

Без боязни спрыгнут с веток –

Очутятся без береток.

У кудрявого их папы

Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)

2. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину

Из плодов он тверже всех,

Называется….(орех)

3. Выкинем – не обеднеем,

Соберем – разбогатеем.  (Зерно).

4. Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

5. Плод душистый и пушистый,

А середка плода, словно камень,

тверда. (персик)

6. Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки весь….(арбуз).

7. Весь в пупырышках малец-

Изумрудный … (огурец).

8. В старой сказке овощ этот,

Стал для Золушки каретой. (тыква).

Назовите, к каким типам  плодов относятся эти растения

 

 Домашнее задание.

Составить кроссворд  по теме: «Плоды и семена».

Несколько дифференцированных заданий различной степени сложности, предлагаются учителем для работы дома.

 Желаю успеха!

 

Приложение

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ.

Плоды и семена, их распространение.

 

Вариант 1.

1. Плод – ягода у:

а) вишни                                        в) крыжовника

б) сливы                                         г) черемухи

2. Плод – костянка у:

а) дуба                                            б) томата

в) смородины                                 г) персика

3. На перегородке плода семена расположены у:

а) фасоли                                         в) репы

б) гороха                                          г) акации

4. После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат                                            в) бузина

б) акация                                          г) череда

5. Распространяются ветром плоды:

а) клена                                            в) дуба

б) бузины                                         г) кокоса

 

 

 Вариант 2

 

1. Плод – коробочка у:

а) мака                                            в) подсолнечника

б) лещины                                      г) капусты

2. Плод – семянка:

а) ячменя                                         в) редиса

б) подсолнечника                           г) дуба

3. Сочный плод с большим количеством семян называется:

а) ягода                                            в) костянка

б) коробочка                                    г) семянка

4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:

а) зерновки                                       в) ореха

б) семянки                                        г) боба

5. Околоплодник – это видоизменение:

а) цветоложа                                     в) чашечки

б) стенок завязи                                г) семени

 

 

Вариант 3

1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.

 

Чтсроку

Анстякок

Дельуж

Яадог

Хрео

Шкорее

Ямкнеса

Орказвен

Боркачоок

околяб

 

2. Подчеркните лишнее:

А) ягода;

Б) костянка;

В) семянка;

Г) пыльца;

Д) зерновка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Так появились названия животных 10 20 30 40 50 Так появились названия растений 10 20 30 40 50 Змеи 10 20 30 40 50 Вредители 10 20 30 40 50 Экология 10 20 30 40 50 Легенды 10 20 30 40 50

Слайд 3

Не болей! 10 20 30 40 50 Терпение и труд… 10 20 30 40 50 Неизвестное об известном 10 20 30 40 50 Собаки 10 20 30 40 50 Кошки 10 20 30 40 50 Эти забавные животные 10 20 30 40 50

Слайд 4

Так появились названия животных Это животное всегда найдёт в лесу место, где обосновались пчёлы Ответ: медведь Комментарий: медведь – тот, кто ведает, где мёд

Слайд 5

Так появились названия животных Этот хищник по земле волочит крупную добычу к логову Ответ: волк

Слайд 6

Так появились названия животных Эта птичка смешно подёргивает хвостиком, когда бегает по дорожкам Ответ: трясогузка

Слайд 7

Так появились названия животных Древние русичи полагали, что именно в этих созданий переселяются души умерших женщин Ответ: бабочка

Слайд 8

Так появились названия животных Название этого животного произошло от латинского слова « bhebhru », которое образовано неполным удвоением коричневого цвета Ответ: бобр

Слайд 9

Так появились названия растений Эта ягодка растёт очень близко к земле Ответ: земляника

Слайд 10

Так появились названия растений Поляки усмотрели сходство листа этого майского цветка с ухом лани Ответ: ландыш

Слайд 11

Так появились названия растений Люди используют эту траву как лечебное растение, а животных она убивает Ответ: зверобой

Слайд 12

Так появились названия растений А этот плод попал в Россию с Иранского нагорья Ответ: персик

Слайд 13

Так появились названия растений Русские полагали, что это зерновое растение привезли с Балканского полуострова Ответ: гречиха

Слайд 14

Змеи Согласно легенде, Клеопатра выбрала себе именно такую смерть. Какую? Ответ: от укуса змеи

Слайд 15

Змеи Так называют орла, который питается змеями Ответ: орёл-змееяд Зачёт: орёл-змееяд

Слайд 16

Змеи Отважный Шерлок Холмс сумел раскрыть тайну «пёстрой ленты». Ответьте абсолютно точно, кем она оказалась? Ответ: болотной гадюкой

Слайд 17

Змеи Внешне эта змея легко отличима от остальных своими «жёлтыми ушами» - ярко-выраженными отметинами на голове. Она не отличается агрессивностью, поэтому некоторые народы их даже одомашнивали для ловли мышей. Ответ: уж

Слайд 18

Змеи Эта смертоносная африканская змея убивает тихо и бесшумно, что стало причиной выбора прозвища одной из героинь фильма Квентина Тарантино Ответ: чёрная мамба

Слайд 19

Вредители Может быть, родственницу именно этого хлебного жука обещал продемонстрировать в свое время один из лидеров СССР. Ответ: кузька

Слайд 20

Вредители Вопреки распространенному мнению родиной этого жука являются северные районы Мексики Ответ: колорадский жук

Слайд 21

Вредители Победное шествие кокцинеллиды по планете связано со спасением цитрусовых плантаций от желобчатого червеца, против которого не помогали другие меры. Наиболее известна семиточечная и двуточечная особи. Под каким названием она известна нам? Ответ: божья коровка

Слайд 22

Вредители Когда в Сахаре созревают финики, туареги лезут на деревья (иногда до 20 м), чтобы покрыть мешочками каждый плод. С какой целью? Ответ: чтобы защитить от птиц

Слайд 23

Вредители В феврале 1976 года в штатах Кентукки и Теннеси боролись против оккупантов – чёрных дроздов и скворцов, разбрызгивая с вертолётов безвредное смачивающее средство тергитол, не причиняющее вреда растениям. Каким же образом оно помогло избавиться от птиц? Ответ: птицы погибали от простуды

Слайд 24

Экология В Ирландии их прозвали «ведьмины панталоны», а в Китае – «белая скверна». Все жители нашей планеты приносят их в свой дом в количестве 0,5 – 1 триллион штук в год. Отправляясь на свалку, эти изделия оказывают губительное воздействие на природу, убивая десятки тысяч черепах, тюленей, китов. Забивая трубы, они могут даже провоцировать крупные наводнения. Что это за бич современного общества? Ответ: полиэтилен

Слайд 25

Экология В 1997 году власти британского городка Брандингтон затеяли эксперимент: взяли образцы шерсти всех собак округи, с помощью которых стали определять нарушителей и нещадно их штрафовать. За что? Ответ: за то, что не убирают за своими питомцами

Слайд 26

Кот в мешке Кто, по мнению британских зоологов, может безошибочно определить ежиху? Ответ: ёж

Слайд 27

Экология Как в Центре по исследованию природы «Патаксент-Ривер» с помощью кур пытаются спасти исчезающий вид белоголового орлана? Ответ: Куры высиживают их яйца, собранные в природе.

Слайд 28

Экология На полуострове Мангышлак живут староверы, переселившиеся из Архангельской области со своими коровами. Чем же староверы кормят коров, если на земле не растёт ни травинки? Ответ: водорослями

Слайд 29

Легенды Согласно одной легенде, Купидон любил отдыхать в цветках одного растения. Однажды он потревожил пчелу, прилетевшую за нектаром, и та ужалила его. Разгневанный бог выстрелил в неё из лука, но стрела пролетела мимо и угодила в цветок. Назовите его Ответ: роза

Слайд 30

Легенды Согласно преданию, в тот момент, когда Всевышний распределял животным части тела, ЕМУ достались крохотные передние лапки, примерно такие же должны были быть и задние. Однако ОН — существо нетерпеливое и непоседливое — не выдержал, схватил лапки побольше и бросился наутек. Всевышний разозлился и бросил вдогонку длинный хвост с кисточкой, который предназначался верблюду Ответ: тушканчик

Слайд 31

Легенды У племени бхилов (Центральная Индия) есть легенда, рассказывающая о всемирном по топе. Согласно этой легенде , некое существо рассказало одному человеку о том, что бог замыслил по губить всех людей. Благодаря этому человек спасся. Бог, узнав об этом, решил сохранить ему жизнь и возродил человеческий род. Однако проболтавшееся существо бог наказал причем так, чтобы исключить возможность по добных случаев в будущем. Если вы догадаетесь, как оно было наказано, вы по ймете, что это было за существо. Назовите его. Ответ: рыба

Слайд 32

Легенды Согласно легендам индейцев Северной Америки, взмахи ЕГО крыльев вызывают шторм, а блеск его глаз — молнии. Ответ: буревестник

Слайд 33

Легенды Оперение филина имеет одну особенность: кончик каждого перышка его ярко-золотистой пышной шубки окрашен в темно-шоколадный цвет, и создается впечатление, что оперение испещрено замысловатым тонким рисунком, на по минающим арабскую вязь. Благодаря такому оперению филин в мусульманских странах считается неприкосновенным, а его перья служат оберегами. А по чему? Ответ: : По восточной легенде рисунок оперения филина является строками Корана.

Слайд 34

Не болей! Один маленький мальчик сказал, что если бы ЭТОЙ БОЛЕЗНЬЮ болел взрослый, то она должна была бы называться "кабан". Ответ: свинка

Слайд 35

Не болей! По мнению американских медиков, именно эти люди являются главными переносчиками гриппа, провоцирующими эпидемии в самом начале осени. Назовите их Ответ: школьники

Слайд 36

Не болей! Усилиями биолога Денниса Турнера несколько стационаров для перстарелых в Швейцарии пополнились новой единицей, которая обозначена в штатном расписании как «партнёр в социальной поддержке больных и пожилых людей, который продлевает жизнь, снижает давление и упорядочивает быт». Кто этот партнёр? Ответ: кошка (кот)

Слайд 37

Не болей! Происхождение именно этой болезни в средние века связывали со спутником земли. Ответ: лунатизм Зачёт: Сомнамбулизм

Слайд 38

Не болей! Для лечения гипертонии в США среди прочего было создано лекарство из яда змеи ярара. От чего погибают млекопитающие, поражённые ядом этой змеи? Ответ: от резкого понижения кровяного давления

Слайд 39

Терпение и труд На один гектар луга может приходиться до 4 тонн этих организмов, каждый из которых переворачивает за сезон до 200 тонн грунта. Кто они? Ответ: дождевые черви

Слайд 40

Терпение и труд… Эти существа строят дома огромных размеров. Учёные описывают случай, когда в одном из разрушенных строений мог разместиться слон. Чьи это дома? Ответ: тушканчик

Слайд 41

Терпение и труд… На месте, выбранном для строительства плотины, инженеры из Висконсина обнаружили остатки плотины, построенной в 870 г. до н.э. Кому понадобилась плотина в столь древние времена? Ответ: бобрам

Слайд 42

Терпение и труд … Какие животные на Соломоновых островах и островах Фиджи занимаются производством рыболовных сетей? Ответ: пауки

Слайд 43

Неизвестное об известном Особая группа пауков – пауки-волки, охотящиеся по ночам. Чем их охота отличается от большинства остальных сородичей Ответ: они не плетут паутину

Слайд 44

Неизвестное об известном Как, по мнению учёных, крокодил избавляется от избытков соли в организме? Ответ: плачет Комментарий:Почки пресмыкающихся животных – несовершенный инструмент. Поэтому для удаления из организма избытка солей у рептилий развились особые железы, которые помогают почкам. Железы, выделяющие растворы солей, расположены у самых глаз крокодила.

Слайд 45

Неизвестное об известном Специалисты различают канареек цветных, фигурных и благородных. Что умеют последние, в отличие от всех остальных? Ответ: петь

Слайд 46

Неизвестное об известном Считается, что особая окраска и поведение животных - средства самозащиты. Но, например, у тигра нет естественных врагов. Для чего же ему нужны полосы? Ответ: для охоты

Слайд 47

Неизвестное об известном Назовите единственного представителя из лошадиных, которого до сих пор не удаётся одомашнить? Ответ: зебра

Слайд 48

Кот в мешке Среди всех сов только одному виду приходится охотится днём. Какому именно?

Слайд 49

Собаки Салюки появились 7 тысяч лет назад в Южой Аравии. Уже тогда они были способны догнать зайца. Назовите их потомка из России. Ответ: русская борзая

Слайд 50

Собаки К ТАКИМ собакам относятся в том числе чинуки, хаски, маламуты и самоедские собаки. Ответ: ездовые собаки

Слайд 51

Собаки Именно ЭТИМ выделяются собаки породы барбе Ответ: у них есть борода)

Слайд 52

Собаки На самом деле эти животные — родственники сусликов, а называют их так за лающие звуки, которые они издают. Ответ: луговые собачки

Слайд 53

Кот в мешке Вопреки названию, у неё их не 40, а 42. У кого и чего? Ответ: ножек у сороконожки

Слайд 54

Кошки Эту благородную кошку Нового Света называют кугуар или "серебряный лев", но нам о ней, скорее, напомнит производитель спорттоваров. Ответ: пума

Слайд 55

Кошки Кошка Неджем, жившая в эпоху царствования египетского фараона Тутмоса III, занесена в книгу рекордов Гиннеса, как первая кошка, имеющая ЭТО. Ответ: мумию

Слайд 56

Кошки Если перевести с латинского языка название этого животного, то получится «пятнистый лев» Ответ: леопард

Слайд 57

Кошки Папа Римский Иннокентий ненавидел кошек, считая их исчадием ада. Когда он повелел повсеместно их уничтожить, это стоило Европе 30 миллионов человеческих жизней. Почему? Ответ: из-за чумы, которую распространяли крысы

Слайд 58

Кошки Кошки, живущие на острове Мэн, отличаются этой характерной особенностью. Ответ: у них нет хвоста

Слайд 59

Эти забавные животные Кого индейцы северного побережья Америки называли «ходящий на зубах» Ответ: морж

Слайд 60

Эти забавные животные Зоологи мира составили список животных по степени осторожности, которую животные проявляют при переходе через улицу. На третьем месте оказалась кошка, на втором – свинья. А какое животное, известное нам с детства по двум цветам, оказалось на первом. Кто это? Ответ: гуси

Слайд 61

Эти забавные животные Какое животное избрало себе в виде эмблемы издательство «Покетбук»? Ответ: кенгуру

Слайд 62

Эти забавные животные Эти животные семейства куньих до того любят кататься с горок, что даже летом накатывают себе полосы для катания на глиняных откосах. Ответ: выдра

Слайд 63

Эти забавные животные Большинство белок, попав в ловушку, ведут себя именно так. Ответ: падают в обморок

Слайд 65

Фиалка любка двухлистая привлекает бабочек не цветом, а ароматом. Чем же её образ жизни отличается от фиалки обыкновенной?

Слайд 66

Так появились названия животных В древнерусском языке слово «облый» имело значение – «круглый». Назовите живое существо, которое называли круглым Ответ: вобла



Предварительный просмотр:

Разбор заданий ЕГЭ по разделу «Хромосомные наборы клеток».

Вопросы данной тематики встречаются в части В и части С (обычно 27 задание). Обычно многих оно пугает, но на самом деле разобраться не сложно. Что необходимо вспомнить?

  • Основные фазы митоза и мейоза и их хромосомные наборы.
  • Жизненные циклы растений (будут идти отдельным разбором).
  • Этапы – зоны формирования половых клеток при гаметогенезе (сперматогенезе и овогенезе).
  • Что такое соматические и половые клетки.

P.S: В списке могут быть вопросы не относящиеся к данной тематике так что не удивляйтесь.

Основная теория.

  1. Соматические и половые клетки.

Соматическими называют клетки, составляющие тело (сому) многоклеточных организмов и не принимающие участия в половом размножении. Входя в состав разнообразных тканей тела, соматические клетки каждой ткани обладают специфическими структурными, метаболическими и химическими особенностями, которые приобретаются в процессе дифференцировки.

(набор соматических клеток после деления – в их обычном состоянии 2n2c).

Половые клетки (гаметы) - это высокоспециализированные клетки для процесса полового размножения. Их отличия от соматических клеток:

  • Сперматозоиды и яйцеклетки имеют не диплоидный набор хромосом, как это свойственно соматическим клеткам, а гаплоидный (nc), т. е. в два раза уменьшенное число хромосом. Так, соматические клетки пчелы имеют 32 хромосомы, а сформированные половые клетки—16. Соматические клетки человека имеют 46 хромосом, а сперматозоиды и яйца — 23.
  • У половых клеток резко измененное по сравнению с соматическими ядерно-плазменное отношение. Это очевидно на примере яиц птиц. Собственно, яйцом, яйцеклеткой птицы, считается только «желток». Объем желтка яиц птиц в миллионы раз превышает объем клетки, исходной в его развитии. Объем же ядра столь резко не изменяется. И если из массы цитоплазмы яйца птицы исключить вещества, которые как бы включены в нее. «про запас», для развития зародыша (желточные включения), и говорить о «чистой цитоплазме» (что не совсем правильно), все равно очевидно, что масса яйца сильно возрастает в объеме.
  • размеры
  • приспособленность к движению (сперматозоиды) и запасу питательных веществ для зародыша (яйцеклетка),
  • стадии формирования (сперматогенез и овогенез),
  • почти полное отсутствие цитоплазмы, компактная укладка генетического материала в ядре, наличие акросомы (видоизменённый аппарат Гольджи), большое количество митохондрий, шейка и хвост - наибольшая разница - в строении сперматозоидов, т.к. они выполняют функцию с выходом во внешнюю среду.

Яйцеклетки сходны органелами с соматическими клетками, но имеют большой запас питательных веществ и дополнительные оболочки.

  1. Набор хромосом и количество ДНК в фазах митоза и мейоза.

Митоз

Мейоз

1 деление

2 деление

Профаза – 2n4c

Профаза 1– 2n4c

Профаза 2 – n2c

Метафаза – 2n4c

Метафаза 1– 2n4c

Метафаза 2– n2c

Анафаза – 4n4c

Анафаза 1– 2n4c

Анафаза 2– 2n2c

Телофаза – 2n2c

Телофаза 1 – n2c

Телофаза 2 - nc

Cперматогенез и Овогенез.

сперматогенез и овогенез - зоны и наборы.jpg

Обратите внимание что в период размножения хромосомный набор сперматогоний и оогоний составляет 2n2c, а также в этот период (зону) происходит два митотических деления или 2 митоза.

  1. Подводные камни.

И так мои дорогие на чем вас будут ловить хитренькие разработчики КиМОВ ЕГЭ.

  1. Самое больное это «Жизненные циклы растений», вы спросите меня ПОЧЕМУ? Вся суть ситуации в том, что нам часто говорят: все половые клетки появляются путем МЕЙОЗА! Это не так друзья мои, половые клетки споровых растений формируются путем МИТОЗА так как Протонема мхов и Заростки плаунов, хвощей и папоротников имеют гаплоидный (одинарный) набор хромосом – n. Исходя из этого половые клетки просто напросто не могут появится путем мейоза, потому что мейоз не сохраняет исходный хромосомный набор, а делит его грубо говоря пополам. Хромосомного набора n/2 в природе не существует. Таже самая история наблюдается у водорослей, так как у них в жизненном цикле доминирует гаметофит – гаплоидное поколение – n.
  2. А теперь друзья мои «Эндоспермы». Эндоспермы это вообще больная тема)), но во внимание надо принять следующее:

- Эндоспермы есть только у семенных растений.

- Эндосперм – это запасающая ткань семени.

- Двойное оплодотворение есть только у цветковых растений.

Вся эта информация более доступна будет в разборе заданий по «Жизненным циклам растений». Главное принять следующие факты: у голосеменных растений Эндосперм гаплоидный – n, а у Покрытосеменных триплоидный - 3n.

  1. Ну а теперь приземлимся на наш любимый МИТОЗ и МЕЙОЗ.

- На митоз похоже второе деление мейоза, потому что во втором делении мейоза нет кроссинговера.

- Если вам попадается фраза: набор клетки перед делением, то надо иметь ввиду, что перед Профазой (первый этап Митоза и Мейоза есть ИНТЕРФАЗА) есть ИНТЕРФАЗА и там идет удвоение ДНК, то есть 2n2c => 2n4c.

     4) Ну и напоследок! Никогда не следует забывать понятия: Кариотип и Геном.

          Кариотип – это совокупность генов или хромосомного набора организма определенного вида, то есть 2n2c => 2n = 46 хромосом, 2с = 46 ДНК (на примере человека).

           Геном – это совокупность генов или хромосомного набора гаплоидной клетки, яйцеклетки и сперматозоида то есть nc => n=23 хромосомы, c = 23 ДНК (на примере человека).

ПРОБНЫЕ ЗАДАНИЯ ИЗ ЕГЭ.

1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

2. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается. К какому набору хромосом в клетке приводит мейоз.

3. Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.

4. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

6. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

7. Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните причины появления такого хромосомного набора у человека.

8. Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления?

9. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

10. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

11. Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.

12. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК(с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

13. Каковы особенности мейоза, которые обеспечивают разнообразие гамет?

Укажите не менее трёх особенностей.

14. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

15. Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?

16. Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотического деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления?

17. У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников при овогенезе в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните полученные результаты на каждом этапе.

18. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

19. Рассмотрите кариотип человека и ответьте на вопросы.

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=17837

 

1. Какого пола этот человек?

2. Какие отклонения имеет кариотип этого человека?

3. В результате каких событий могут возникать такие отклонения?

20. Рассмотрите кариотип человека и ответьте на вопросы.

 

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=17839

 

1. Какого пола этот человек?

2. Какие отклонения имеет кариотип этого человека?

3. В результате каких событий могут возникать такие отклонения?

21. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

22. Соматические клетки кролика содержат 44 хромосомы. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.

23. В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах?

24. Какой хромосомный набор характерен для споры, гаметофита и спорофита мха кукушкин лён? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти стадии развития мха?

25. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

26. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.

27. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

28. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при сперматогенезе перед началом мейоза, после мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.

29. Кариотип собаки включает 78 хромосом. Определите число хромосом и число молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Какие процессы происходят в этих зонах? Ответ обоснуйте (в ответе должно содержаться четыре критерия).

30. У полевой мыши 40 хромосом. Сколько хромосом у самца мыши в сперматогониях, с которых начинается формирование сперматозоидов, в зрелых сперматозоидах и в клетках зародыша? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются?

31. В кариотипе яблони 34 хромосомы. Сколько хромосом и ДНК будет содержаться в яйцеклетке яблони, клетках эндосперма её семени и клетках листа? Из каких клеток образуются указанные клетки?

32. Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.

33. Масса молекул ДНК в соматических клетках равна 6*10-9. Чему равна масса молекул ДНК перед началом мейоза и в анафазе мейоза 1, ответ поясните.

34. В соматических клетках овса 42 хромосомы. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Ответ поясните.

35. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Объясните из каких исходных клеток образуются взрослые особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки.

36. Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы - 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.

37. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

38. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

39. У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ в каждом случае.

40. Укажите:

1) способы деления клеток при образовании микроспор из спорогенной ткани;

2) способы деления при образовании вегетативной и генеративной клеток покрытосеменного растения;

3) число хромосом и молекул ДНК в микроспоре, вегетативной и генеративной клетках покрытосеменного растения (выразить формулой).

41. Как изменяется число хромосом и ДНК в клетке мужчины в процессе сперматогенеза на стадиях: интерфаза I , телофаза I, анафаза II, телофаза II.

42. Какой хромосомный набор характерен для заростка и зародыша плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки заростка и зародыша плауна?

43. В соматической клетке кукурузы 20 хромосом. Определить набор хромосом в клетке верхушки растения и в ядре пыльцевого зерна.

44. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

45. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуй женских шишек и женской споры ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются клетки шишки и мегаспора ели.

46. Определите хромосомный набор макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки. Объясните, из каких клеток и каким делением образованы макроспора и яйцеклетка.

47. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в ядре клетки при гаметогенезе в метафазе I мейоза и анафазе II мейоза. Объясните результаты в каждом случае.

48. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма лиственницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

49. Какой хромосомный набор характерен для клеток чешуек мужской шишки и микроспоры ели? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

50. Какой набор хромосом характерен для листьев и для спор зелёного мха кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

51. В кариотипе домашней кошки 38 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК при сперматогенезе в клетках в конце зоны роста и в конце зоны созревания гамет. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах.

52. У зеленой водоросли улотрикса преодладающим поколением является гаметофит. Какой хромосомный набор имеют клетки взрослого организма и спорофита? Объясните, чем представлен спорофит, из каких исходных клеток и в результате какого процесса образуются взрослый организм и спорофит.

53. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в метафазе и конце телофазы митоза. Объясните все полученные результаты.

54. Хромосомный набор соматических клеток вишни равен 32. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка в анафазе I и в конце телофазы I мейоза. Объясните все полученные результаты.

55. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

56. Какой хромосомный набор характерен для клеток микроспоры и спермия томата? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

Использованные источники:

  1. https://vseobiology.ru/brr/172-polovye-i-somoticheskie-kletki-skhodstvo-i-razlichie
  2. https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=219



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г.НИЖНЕВАРТОВСК

Открытый урок по биологии

с применением информационно-коммуникативных технологий.

Учитель В.В. Рыженькова

2019-2020 учебный год

Тема: «Витамины. Роль витаминов в обмене веществ человека».

Тип урока и форма его организации - урок изучения нового материала.

Цели:

1.Образовательные:

- сформировать понятие о витаминах;

- сформировать умения распределять витамины по группам: жирорастворимые, водорастворимые.

- описывать значение витаминов развития организма;

- сформировать представление о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.

2.Деятельностные:

- сформировать умение ставить цель;
- научить выбирать способ решения поставленной задачи;
- научить сравнивать, анализировать, классифицировать;
- научить оценивать и корректировать свою деятельность;
- научить работать в группе;

- работа с ИКТ технологиями и развитию коммуникативной компетентности.

Методы, используемые на уроке:

- словесный (беседа учителя с обучающимися, сообщения обучающихся

по новой теме);

- наглядный (использование муляжей овощей и фруктов);

- информационный (обработка полученной информации через

ИКТ технологии).

Оборудование:

- Электронное приложение к учебнику;

- Муляжи овощей и фруктов;

- Презентация;

- Заготовки оценочных карточек для этапа рефлексии;

- Ноутбуки для групповой работы обучающихся.

ХОД УРОКА (ЭТАПЫ)

1.Мотивация к учебной деятельности.

Вводная часть.

Учитель:

- К сожалению, железным здоровьем сейчас мало кто может похвастать, даже самые заядлые спортсмены испытывают недуги. Кажется, что люди хорошо питаются, занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, но увы …Как вы думаете, почему это происходит?

Ответы детей.

Учитель: Точно. В организме не хватает витаминов. Даже при строгом соблюдении правильного питания. Какими последствиями чреват недостаток витаминов и как понять, что имеется дефицит витамина?

-Итак, давайте сформулируем тему нашего урока.

Ученики: Витамины.

Слайд №1

C:\Users\User\Desktop\vitaminy-iloveimg-compressed.jpg

2.Изучение нового материала.

Учитель:

-Открытие витаминов принадлежит русскому врачу Н. И. Лунину (в 1880 г.). Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".

(Далее сообщение ученика о Н.И.Лунине)

Слайд №2

C:\Users\User\Desktop\img6.jpg

- Витамины необходимы как регуляторы жизнедеятельности организма и участники всех биохимических и физиологических процессов. Они являются ферментами, входят в состав ферментов или их активируют. Витамины должны поступать в организм с пищей, в соответствии с их суточной нормой. Недостаток, как и переизбыток этих веществ, может приводить к различным заболеваниям. Вспомните пословицу « Всё хорошо в меру!». Для нормальной жизнедеятельности необходимо около 20 витаминов.

Учитель:

- Откройте учебник и перепишите определение.

Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Учитель:

- В настоящее время известно около 50 видов витаминов. Рассмотрим некоторые витамины.

Слайд №3

C:\Users\User\Desktop\b82a42a0dd073fcdb396820492337f5b.jpg

Далее обучающиеся смотрят подготовленные заранее ребятами из класса презентации и слушают сообщения о различных витаминах.

(В процессе работы с презентациями и сообщениями по теме урока обучающиеся заполняют компьютерный вариант сводной таблицы).

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИТАМИНОВ,

НЕОБХОДИМЫХ ЧЕЛОВЕКУ

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины

А-ретинол

Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты

Д-эргокальциферол

Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

Е-токоферол

Дистрофия скелетных мышц, атрофия, бесплодие, малокровие

Растительные масла,

Зелёные части овощей

С-аскорбиновая кислота

Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов

Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук , молоко, печень

РР-никотиновая кислота

Воспаление кожи, поражение слизистых оболочек ротовой полости, пеллагра, нарушение психики

Говядина, печень, почки, рыба (лосось, сельдь), пророщенные злаки (пшеница , рожь)

В1-тиамин

Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце

В2-рибофлавин

Задержка роста, катаракта, поражение слизистой оболочки полости рта

Пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, молоко, томаты, яйца, шпинат, капуста

В6-пиридоксин

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр , рыба;+синтезируется микрофлорой кишечника

В12- цианкобаламин

Злокачественная анемия

Печень рыбы, свиней, крупного рогатого скота + синтезируется микрофлорой кишечника

Учитель:

- Хотите ли Вы узнать, на какие группы делятся витамины?

- Хотите научиться определять, какая группа витаминов находиться в продукте?

Учитель:

- Сейчас я покажу небольшой опыт - натертую морковь заливаю маслом, а дольку лимона, в которой содержится витамин С кладем в чай. Предположите, какие 2 группы витаминов вы увидели?

Ответы ребят:

- Водорастворимые и жирорастворимые.

Учитель:

- Запишите в тетрадь и зарисуйте схему.

Витамины

                         Жирорастворимые                            Водорастворимые

                                А, Д, Е, К                                             В, С, РР

Слайд №4

C:\Users\User\Desktop\img4.jpg

Учитель:

- Вы слышали пословицу «Все хорошо в меру»? Каков ее смысл?

Ответы детей.

Учитель:

- Сейчас вы будете работать группами, и узнаете, какие возникают болезни вследствие отсутствия в пище тех или иных витаминов.

Обучающихся разбиваю на 3 группы. Даю задание каждой группе. При получении заданий ребята пользуются ноутбуком и справочными пособиями, конспектируют, а затем выполняем проверку.

Время выполнения заданий – 10 минут.

3.Самостоятельная работа

Групповые задания:

1 группа ищет материал по теме «Заболевания от недостатка, отсутствия и переизбытка витаминов»;

2 группа ищет материал по теме «Суточная норма витаминов»;

3 группа ищет материал по теме «Правила сохранения витаминов в пище».

Учитель:

- Как мы работаем в группах? Давайте повторим правила.

Ученики:

- Работать дружно. Не перебивать друг друга. Выслушиваем мнение других.

Проверка заданий (ребята защищают свои работы).

1 группа «Заболевания от недостатка, отсутствия, переизбытка витаминов».

Слайд №5

C:\Users\User\Desktop\83866_Kak-lechit-nedostatok-vitamina-D-2.jpg

C:\Users\User\Desktop\slide_12.jpg

Сообщение детей:

Болезни, которые возникают вследствие отсутствия в пище тех или иных витаминов, стали называть авитаминозами. Если болезнь возникает вследствие отсутствия нескольких витаминов, её называют поливитаминозом. Авитаминозы в настоящее время встречаются довольно редко. Чаще приходиться иметь дело с относительным недостатком какого-либо витамина, такое заболевание называется гиповитаминозом. Если правильно и своевременно поставлен диагноз, то авитаминозы и особенно гиповитаминозы легко излечить введением в организм соответствующих витаминов. Чрезмерное введение в организм некоторых витаминов может вызвать заболевание, называемое гипервитаминозом.

2 группа «Суточная норма витаминов».

Слайд №6

C:\Users\User\Desktop\нормы_витаминов_гл.jpg

витамины, суточная норма

А-ретинол - 1,5 мг

Д-эргокальциферол - 0,025 мг

Е-токоферол - 10-12 мг

С-аскорбиновая кислота - 50-100 мг

РР-никотиновая кислота - 15 мг

В1-тиамин -2-3 мг

В2-рибофлавин - 2 мг

В6-пиридоксин - 1-2 мг

В12- цианкобаламин -0,001-0,003 мг

3группа «Правила сохранения витаминов в пище».

Слайд №7

1.Избегать металлической посуды, особенно если она соприкасается с овощами и фруктами, именно металл в первую очередь способствует расщеплению некоторых витаминов, особенно это относится к витамину С;

2.Витамин С очень восприимчив к свету, нагреванию, теплу и кислороду;

3.Витамин А и большинство витаминов группы В очень чувствительны к кислороду и свету, но они отлично подвергаются тепловой обработке;

4.Для нормального хранения фруктов, овощей и зелени лучше всего выбрать темное и прохладное место (отлично подойдет холодильник или подвал), сорванную зелень также лучше всего поставить в стакан с прохладной водой, так она продержится намного дольше;

5.Свежие плоды нужно съедать как можно раньше, чем раньше вы их употребите в пищу, тем больше будет в них витаминов, поэтому лучше покупать такие продукты небольшими порциями (например, на одну или две порции);

6.Перед заморозкой нужно подвергнуть плоды так называемой «шоковой» заморозке, это процесс при котором продукты замораживаются почти моментально и при максимальной температуре, за такое короткое время в них сохраняется максимальное количество всех полезных веществ;

7.Сушка овощей или фруктов практически «убивает» в них все полезные вещества, поэтому лучше отдать предпочтение другим методам обработки продуктов;

8.Если вы хотите сохранить свежие ягоды на как можно дольше, то лучше всего их заморозить или просто протереть с обычным сахаром, этот метод помогает ягодам сохранить всю их пользу на длительный срок;

9.Для сохранности витамина С в ягодах лучше не делать из них варенье, такой способ не делает продукты лучше, а скорее наоборот

4.Подведение итогов.

Учитель:

- Молодцы. Мы проверили работу всех групп.

- Скажите, а у кого были ошибки в самостоятельной работе?
- Какие у вас были затруднения в ходе выполнения этой работы?
- Как можно исправить допущенные ошибки?
- Что можно сделать, чтобы такие ошибки больше не возникали?

5.Рефлексия учебной деятельности:

- Вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока?
- Достигли цели?
- Какие знания стали для вас новыми?

- Возникали у вас трудности в процессе работы?
- Оцените себя при помощи оценочной таблицы.

Учитель:

- Ребята, а как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме?

- Ответ на этот вопрос вы найдете самостоятельно, используя в своей домашней работе разные источники информации.

Слайд №8

Озвучивание оценок за урок

Учитель:

-Благодарю всех за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в учебной деятельности в предметной области естествознания. Рыженькова Вера Викторовна, учитель биологии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 3» Нижневартовск 2022

Слайд 2

Биология-наука о жизни « Цель обучения ребенка – сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя » Л . Рон Хаббард здравоохранение медицина окружающая среда о бразование ветеринария биотехнологии криминалистика политика

Слайд 3

Естественно-научная грамотность – составляющая часть функциональной грамотности. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства. Основное требование к заданиям по оцениванию и формированию естественно-научной грамотности: эти задания должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для школьников .

Слайд 4

Прогрессом движет любопытство… Почему тонкая соломина такая прочная? Может ли вода кипеть не при 100 °C ? Почему растение растет всю жизнь, а растение нет? Зачем гуси при перелетах поднимаются на высоту более 10 км? Пристал, как репей…? Почему так говорят ? Почему он так легко цепляется к одежде человека и шерсти животных? Зачем курице в меню песок и скорлупа ? Что вреднее сахар или соль? Как вырастить петунию-шар? Что такое нижнее и верхнее артериальное давление?

Слайд 5

Текст для чтения. Миша пожаловался маме на головную боль. Мама измерила давление сына дважды. Сначала на левой плечевой артерии, затем через какое то время на правой, записала показания. Миша усмехаясь посоветовал маме еще и на ногах давление измерить Вопросы: 1. Что обозначает верхнее и нижнее давление? О чем расскажут эти цифры? Надо ли было маме измерять давление на верхних и нижних конечностях ? Ответ обоснуйте. Задание 1. Ситуация «Как правильно измерить артериальное давление?»

Слайд 8

Ответ на 1 задание Верхнее давление ( систолическое)-сила выброса крови из сердца ( Р абота сердца) Нижнее давление (диастолическое)-давление крови на стенки кровеносных сосудов (Состояние сосудов – их тонус и эластичность ) 2. Необходимо измерять артериальное давление на левой и правой плечевой артерии. Разница в показаниях более 20 мм.рт.ст укажет на наличие атеросклероза (там, где давление будет ниже, значит есть атеросклеротическое поражение подключичных артерий-преграда, которая заставляет искать крови другие пути циркуляции). Ориентироваться надо на давление, которое выше по показателям ! Иначе можно пропустить инсульт! 3. Маме необходимо было измерить давление на ногах и руках сына т к. обнаруженная разница в 20 мм.рт.ст . укажет на наличие коарктации аорты у детей. Клинически, заболевание проявляется повышением АД в артериях верхней половины тела и снижением его в артериях нижних конечностей. При достаточно выраженном сужении, отмечается пульсация в голове, головная боль , реже тошнота , рвота , нарушение зрения. В результате недостатка кровоснабжения нижней половины тела наблюдается онемение нижних конечностей, тяжесть, слабость при ходьбе. В связи с этим, в случае гипертонии неясной этиологии необходимо измерять артериальное давление на руках и на ногах.

Слайд 10

Текст для чтения. Даша рассказала о том, что семья на даче выращивает очень красивую петунию. К зиме петуния на участке погибает, морозы она не выдерживает. Красивые ампельные сорта достаточно дорого стоят, в пачке семян мало, да и вырастить ее из семян весной достаточно трудоемкий процесс. Вопросы: 1. Петуния –это однолетник или многолетник? 2. Можно ли найти способ сократить временные и финансовые расходы семьи при выращивании петунии? Ответ обоснуйте. Задание 2 . Ситуация «Как правильно формировать петунию ?»

Слайд 11

Ответ на 2 задание 1.Многие цветоводы считают петунию однолетником, поэтому и уход ей организуют соответствующий. На самом же деле, это многолетники и при правильной культивации на следующий год можно получить роскошно цветущий и пышный куст. 2. Чтобы цветок остался жив и здоров до нового летнего сезона, нужно сделать две вещи: сохранить маточный куст и черенковать растение . Чтобы кустики многолетника без потерь пережили холода, за ними придется ухаживать: поливают петунию раз в 10 дней; удобрения не вносят; влажность поддерживают высокую; организуют достаточное количество света; в ести прищипование 3. Весной подвергнуть многократному черенкованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...