Конспект урока "Органы дыхания"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Мишакина Татьяна Сергеевна

Урок помогает раскрыть обучающимся содержание понятий о болезнях органов дыхания и их предупреждении, о вредном влиянии курения на органы дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_dyhaniya.docx77.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ КК специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ванновского

Разработка урока

по  природоведению для обучающихся

6 класса по теме

«

                                             

Разработала: Мишакина Т.С., учитель высшей

                          квалификационной категории

                                             ГКОУ КК специальной (коррекционной)

                                школы-интерната с. Ванновского

 с. Ванновское - 2022

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания и на их основе вывести правила гигиены дыхания.

Задачи:

Образовательные:

-дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни;

 -установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей;

-познакомить с болезнями верхних дыхательных путей;

 

Коррекционно-развивающие:

- коррекция памяти- совершенствовать умение воспроизводить знания в новых условиях;

-коррекция мышления- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты, рассуждать, делать выводы; активизировать мыслительную деятельность 

-развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни

Воспитательные:

-формировать знания о гигиене дыхания, стремление к здоровому образу жизни;

Демонстрационное оборудование: компьютер, презентация, плакат  «торс человека с внутренними органами»,  видеоматериал “Дыхательная система”, памятки «Задания на всю жизнь».

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Эпиграф: «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой». «Легко дышать – легко жить»

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Доброе утро! Я рада вас видеть! Проверьте, готовы ли вы к уроку.

Прошла перемена,

Раздался звонок.

 Пора поскорее

 Начать наш урок.

Вы друг другу улыбнитесь

 И тихонечко садитесь.

2. Подготовка к усвоению новых знаний.

Учитель:  На прошлых  уроках  мы с вами говорили об органах чувств .  Назовите орган обоняния

Дети: нос

Учитель:

Давайте поиграем в игру. Я буду называть утверждение, а вы будете отвечать. Если утверждение верное, то вы хлопайте в ладоши, а если не согласны топайте ногами.

Игра  «Знайка». Дети выполняют задание

1.  Нос служит для украшения лица. (Нет.)

2.  В носу воздух согревается и очищается. (Да.)

 3.  Трахея и бронхи имеют вид трубок. (Да.)

 4.  Из носа воздух попадает в лёгкие. (Нет.)

5.  Человек вдыхает углекислый газ, а выдыхает кислород.(Нет.)

6.  Откашливаясь, человек удаляет грязь из организма. (Да.)

 7.  В лёгких происходит обмен газов. (Нет.)

Учитель:

А теперь сделаем глубокий  вдох через нос – спокойный выдох через рот, вдох - выдох, вдох – выдох.

 - Ребята, пока мы делали это упражнение,  прошло 30 секунд.

А вы знаете, если бы мы не дышали в это время, то мы  бы начали задыхаться.

 - Человек постоянно дышит. Мы настолько привыкли к этому, что и не замечаем.

- А давайте попробуем не дышать. Я засекаю время, а вы задержите дыхание. Кто сколько выдержит?

- Вам легко было не дышать?

Дети: нет

Учитель:

 Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Человек не может не дышать. Если не дышать, то  можно умереть

Учитель:

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

Дети: О дыхании

Учитель:

- А что такое  дыхание?

Дети: Это вдох и выдох

Учитель:

- При вдохе мы набираем  в себя воздух в грудь, при выдохе- выдыхаем, т.е. наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающим.

Учитель:

 - Давайте попробуем обнаружить воздух:

Дети выполняют задания

1) Помашите перед собой рукой.

2) Подуйте  на свою руку.

3) Помашите перед собой тетрадкой на лицо.

Учитель:  Что вы ощутили?

Дети: Ветерок.

Учитель: А ветер это колебания воздуха.

-Зачем организму нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Учитель:

 Сегодня на уроке мы с вами  изучим органы дыхания и правила гигиены.

3. Изучение нового материала

Учитель:

Какие органы дыхания есть у человека? (открываем учебник стр163, на рисунке 235 мы видим органы, которые помогают человеку дышать)

https://urok.1sept.ru/articles/533694/img2.JPG

Учитель:

Дыхательная система:– носовая полость,  гортань, трахея, бронхи, легкие.

- Мы делаем вдох. Куда попадает прежде всего воздух?

Дети: В нос.

Учитель:

 -Какие  функции выполняет нос?

Дети: с помощью носа мы различаем запахи и можем дышать

Учитель:

Нос-это не только часть лица. Это важная часть всего организма. Его главная задача-согревать воздух и очищать его от пыли. В носу очень много маленьких волосков, которые очищая воздух, не дают микробам попасть внутрь.

Иными словами, нос – это Фильтр    Увлажнитель      Сторожевой пост     Печка

Фильтр- очищает воздух от пыли. Внутри поверхность носа усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер.

К этим ресничкам прилипают на лету пылинки.

Увлажнитель- увлажняет воздух.

Печка- так как стенки носа пронизаны множеством тонких сосудов, по которым течёт кровь. Поэтому  даже  в морозные дни воздух успевает согреться.

Сторожевой пост-  распознает запахи, препятствует проникновению микробов.

Физминутка.  Дети выполняют задания

Очень биологию мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера, если, правда, топай смело.

В атмосфере есть азот, делай вправо поворот.

Так же есть и кислород, делай влево поворот,

Воздух обладает массой, мы попрыгаем по классу.

 К учителю повернёмся и дружно улыбнёмся!

Учитель: воздух дальше  проходит через гортань в трахею.

-Прощупайте в передней части шеи жёсткую ребристую трубку. Это и есть трахея.

Трахея устроена очень хитро. Когда вы что-нибудь глотаете, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала в лёгкие. А когда делаете вдох  закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в лёгкие. Но если вы вздумаете говорить или кричать во время еды заслонка может вовремя не закрыться, крошка попадёт в трахею, и тогда вам придётся долго кашлять, пока она оттуда не вылетит.  

Не зря гласит пословица «Когда я ем,

Дети:  я глух и нем

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

Дети выполняют задание и делают вывод, что дыхание останавливается.

Учитель:

Далее трахея разветвляется на 2 широкие трубки. Это бронхи.

- Они соединяют трахею с правым и левым лёгким .  Оттуда  воздух кровью разносится по всему организму.

- Лёгкие похожи на губки. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков- альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ  выходит, совершая обратный путь. В  лёгких происходит обмен газов.

Когда вы вдыхаете, легкие наполняются воздухом и увеличиваются.

Учитель:

 Давайте это проверим. Положите руку на грудь и глубоко вдохните. Если рука слегка поднимается, значит легкие хорошо работают.  

Дыхание не только доставляет в организм воздух, но и помогают говорить, петь.

Дети записывают в тетрадях

Органы дыхания и их функции

Название органов

Выполняемые функции

1. Носовая полость

1. согревание воздуха
2. очищение воздуха
3. увлажнение воздуха
4. обезвреживание бактерий
5. орган обоняния

2. Носоглотка

проведение воздуха

3. Гортань

участвует в образовании звуков

4. Трахея, 12 см

прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение

5. Бронхи

прохождение и очищение воздуха

6. Легкие

газообмен

Учитель:

Мы с вами выяснили, что дыхание – очень важный процесс для нашего организма. Но если не соблюдать правила личной гигиены, не следить за чистотой воздуха в помещении и общаться с больными без средств личной защиты. К чему это может привести?

Дети: к различным заболеваниям дыхательных путей).

Учитель:

- Например, если больной человек кашляет, чихает или разговаривает рядом с вами и не прикрывает рот платком, то есть вероятность, что вы можете заразиться. Так как при кашле выбрасывается множество капелек слизи и слюны, в которых содержится огромное количество бактерий. Таким образом, через загрязнённый воздух передаются грипп, туберкулёз, коклюш, корь и некоторые другие заболевания.

- Порой бывает так, что вред для органов дыхания наносят не болезни (грипп, туберкулёз и др.), а сам человек называется это самоотравление – КУРЕНИЕ.

Вы наверняка видели множество курящих людей. (Да)

- Большинство из них даже не знают, какой вред они наносят своему здоровью. Как вы думаете, какой вред причиняется для организма при курении?

Дети:

 Кашель, отдышка, замедление или остановка роста, рак…

Учитель:

 Да ребята, вы правы.

При курении человек вдыхает горячий табачный дым, в котором содержится большое количество ядовитых веществ, сажи и смол. Сажа и смолы забивают мелкие бронхи и лёгочные пузырьки. Самое ядовитое вещество табака – это НИКОТИН. Он быстро проникает в кровь и отрицательно влияет на весь организм курящего и не курящего человека.

- Нам необходимо беречь свои лёгкие. Невнимание к своему здоровью приводит ко многим серьёзным заболеваниям. 

Существует много способов укрепить лёгкие. Давайте их назовём.

  • Старайся как можно меньше дышать загрязнённым воздухом. Такой воздух очень вреден для лёгких.
  • Используй любую возможность пойти в парк или на берег реки, озера. Не упускай также случая съездить за город и подышать свежим воздухом.
  • Старайся поменьше простужаться – инфекция может проникнуть в бронхи или лёгкие.

- А если вы все-таки простудились, вы не должны подвергать окружающих вас людей опасности заразиться инфекцией. Вот что нужно делать, чтобы не распространять инфекцию.

(Далее читают дети)

  • Всегда при кашле прикрывай рот рукой. Это не даст болезнетворным вирусам разлететься вокруг.
  • Когда чихаешь, всегда прикрывайся носовым платком, лучше всего бумажным (демонстрация одноразовых носовых платков).
  • Не обнимай и не целуй никого, пока не будешь чувствовать себя гораздо лучше.
  • Старайся не контактировать с окружающими, если еще кашляешь или чихаешь.
  • Не ходи ни в школу, ни в гости, пока не поправишься.

Учитель:

- В домашних условиях против загрязнения воздуха пылью или микробами мы проводим влажную уборку комнат, проветривание, применяем пылесосы, очистители воздуха. Стараемся больше разводить комнатных растений, особенно с широкими листьями.

А еще,  необходимо делать  дыхательную гимнастику

1.Ходьба в игровой форме: «Хомячки»
Дети сильно надувают щеки, «как у хомячков» (дышат через нос) и ходят по классу. По сигналу кулачками надавливают на щеки, выпуская при этом воздух через рот «щечки, как у детей». Игра повторяется 5-6 раз

4. Закрепление 

 Учитель: Почему в лёгкие постоянно должен поступать воздух?

 Дети: Содержащийся в воздухе кислород жизненно необходим для человека

 Дети выполняют задания в карточках

  1. Назовите органы, обозначенные цифрами. https://urok.1sept.ru/articles/591895/img2.gif
  2. Вопросы:
  • То, без чего человек не может ни одной минуты.
  • Опасный яд, содержащийся в табачном дыме.
  • Что необходимо делать для предупреждения заболеваний органов дыхания.

Учитель

Ребята, давайте сделаем общие выводы урока.

Дети зачитывают правила

- Дыхание должно быть правильным.

- Необходимым условием для нормального газообмена является чистый воздух.

- Курение вредно для органов дыхания.

- К инфекционным заболеваниям относят грипп,орви,дифтерию, туберкулез.

- К профилактическим мерам борьбы с заболеваниями дыхательной системы относятся:

  • Борьба с пылью,
  • Влажная уборка,
  • Проветривание помещений.

- При оказании первой помощи нужно:

  • Обеспечить подачу кислорода в легкие,
  • Знать приемы искусственного дыхания,,
  • Сообщить 03.

Учитель

Вам в этом мире многое дано,

Расти, творить и ошибаться.

Но, главное дано дышать,

Искать, найти и не сдаваться!

  1. Рефлексия. 

Учитель:

Ребята сейчас проведем небольшое интервью. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать в мой волшебный микрофон  

Что делали сегодня на уроке?

Каким был этот урок для вас?

Что для вас было самым важным (интересным)?

Вы довольны результатами своей работы?

Чей ответ на уроке больше понравился?

Что запомнилось?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Где эти знания пригодятся в жизни?

  1. Домашнее задание. Запишите домашнее задание стр. 163-165 читать, ответить на вопросы. 

Памятки «Задание на всю жизнь».

  • Избегать мест с загрязнённым воздухом (а тем более не заниматься в этих условиях физическими упражнениями).
  • Чаще бывать за городом, чтобы подышать свежим, чистым воздухом.
  • Не брать в рот сигарету ни сейчас, ни когда вырастешь. Избегать мест, где курят.
  • Бороться с загрязнением воздуха.

7. Оценивание обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Дыхание - это жизнь"

Обучающиеся на уроке обобщают и закрепляют пройденный материал по темам "Дыхание " и " Кровообращение" . На уроке осуществляется воспитание здорового образа жизни.      ...

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....

Конспект урока : «Дыхание растений».

Конспект урока представлен в виде технологической карты, составленной по требованиям ФГОС....

Конспект урока "Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания" 8 класс

Разработка урока  с использование элементов проблемного обучения. по программе Понаморевой....