Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)

Зубан Светлана Ивановна

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_8b_klass.docx188.16 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

(для 5-9 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

                    с углублённым изучением отдельных предметов»

\\serv-103\Сервер 103-2\1_1 Методическая служба\2022-2023\РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ\ВСТАВКА ПОДПИСИ НА ТИТУЛЬНЫЙ лист\хим.jpg

Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

для 8 «Б» класса

Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

                                Составитель:

                                                       Зубан Светлана Ивановна

                                          учитель биологии,

                                                                                   высшая квалификационная категория.                                                                                                                                                                                                                                                

гп Излучинск, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для обучающихся  8 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:

- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;  

-  учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации в 2022-2023 уч.г.:Колесов Д.В, МашР.Д. Биология. Человек 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г. ;

- программой основного общего образования, биология 5-9 классы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Рабочие программы. 5—9 классы.»составитель Г.М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2015.);

- локальным актом школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».

Данная программа рассчитана на 1 год – 8 класс. Общее число учебных часов в 8 классе - 68 часов (2ч в неделю).

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8 классе.

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—методы наук, изучающих человека;

—основные этапы развития наук, изучающих человека.

Учащиеся должны уметь:

—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—работать с учебником и дополнительной литературой

Раздел 2. Происхождение человека

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—место человека в систематике;

—основные этапы эволюции человека;

—человеческие расы.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять место и роль человека в природе;

—определять черты сходства и различия человека и животных;

—доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—составлять сообщения на основе обобщения материала

учебника и дополнительной литературы;

—устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.

Раздел 3. Строение организма человека

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—общее строение организма человека;

—строение тканей организма человека;

—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки организма человека,

особенности его биологической природы;

—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;

—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать

выводы на основе сравнения;

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 4. Опорно-двигательная система

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—строение скелета и мышц, их функции.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять особенности строения скелета человека;

—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;

—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.

Раздел 5. Внутренняя среда организма

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—компоненты внутренней среды организма человека;

—защитные барьеры организма;

—правила переливания крови.

Учащиеся должны уметь:

—выявлять взаимосвязь между особенностями строения

клеток крови и их функциями;

—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;

—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;

—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;

—выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;

—измерять пульс и кровяное давление.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 7. Дыхание

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—строение и функции органов дыхания;

—механизмы вдоха и выдоха;

—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;

—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Раздел 8. Пищеварение

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—строение и функции пищеварительной системы;

—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;

—правила предупреждения желудочно -кишечных инфекций и гельминтозов.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

—приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной  системы.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;

—роль ферментов в обмене веществ;

—классификацию витаминов;

—нормы и режим питания.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;

—объяснять роль витаминов в организме человека;

—приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-классифицировать витамины.

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция.

Выделение

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—наружные покровы тела человека;

—строение и функция кожи;

—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;

—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;

—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 11. Нервная система

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—строение нервной системы;

—соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—анализаторы и органы чувств, их значение.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;

—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

—особенности высшей нервной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные особенности поведения и психики человека;

—объяснять роль обучения и воспитания в развитии

поведения и психики человека;

—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—классифицировать типы и виды памяти.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;

—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;

—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—классифицировать железы в организме человека;

—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—жизненные циклы организмов;

—мужскую и женскую половые системы;

—наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

—выделять существенные признаки органов размножения человека;

—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Личностные результаты обучения

—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

—соблюдать правила поведения в природе;

—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

—осознание значения семьи в жизни человека и общества;

—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

—признание права каждого на собственное мнение;

—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

—умение отстаивать свою точку зрения;

—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так

и для опровержения существующего мнения.

Выпускник научится:

 выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

 аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человекаи окружающей среды, родства человека с животными;

 аргументировать, приводить доказательства отличий человека отживотных;

 аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов,вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

 объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) илиих изображения, выявлять отличительные признаки биологическихобъектов;

 сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системыорганов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обменвеществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

 использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследованияорганизма человека и объяснять их результаты;

 знать и аргументировать основные принципы здорового образажизни, рациональной организации труда и отдыха;

 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровьечеловека;

 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

объяснять необходимость применения тех или иных приемов приоказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях,справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее,переводить из одной формы в другую;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в видеустных сообщений и докладов;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к здоровью своемуи окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровьечеловека;

создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе несколькихисточников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельностиорганизма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Календарно- тематическое планирование.

Биология. Животные.

(68 часов, 2 часа в неделю) 8с класс.

урока

Тема

Дата

примечание

план

факт

Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч.)

1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

2

Становление наук о человеке.

Раздел 2. «Происхождение человека»(3 ч.)

3

Систематическое положение человека.

4

Историческое прошлое людей.

5

Расы человека. Среда обитания.

Раздел 3.Строение организма человека (5 ч.)

6

Общий обзор организма человека.

7

Клеточное строение организма.

8

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

9

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

Лабораторная работа№ 2 «Коленный и надбровный  рефлексы»,«Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения»

10

Рефлекторная регуляция.

Лабораторная работа №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения».

Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч.)

11

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.

Лабораторная работа № 4.

«Микроскопическое строение кости»

12

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

13

Соединения костей.

14

Строение мышц. Обзор мышц человека.

Лабораторная работа № 5. «Работа основных мышц».

15

Работа скелетных мышц и её регуляция. Лабораторная работа № 6. «Утомление при статической и динамической работе».

16

Нарушения опорно-двигательной системы. Лабораторная работа№ 7. «Выявление плоскостопия»

17

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч.)

18

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

19

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

20

Иммунология на службе здоровья.

Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч.)

21

Транспортные системы организма

22

Круги кровообращенияЛабораторная работа№ 8. «Измерение кровяного давления».

Лабораторная работа № 9 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке», (выполняется дома)

23

Строение и работа сердца

24

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения . Лабораторная работа№ 10. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

25

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

26

Первая помощь при кровотечениях.

27

Обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма».

Раздел 7. Дыхание (4часов)

28

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей

29

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

30

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

31

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Лабораторная работа№ 11. «Определение частоты дыхания»

Раздел 8. (Пищеварительная система ( 6 ч.)

32

Питание и пищеварение

33

Пищеварение в ротовой полости .Лабораторная работа№ 12. «Определение положения слюнных желёз»

34

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа № 13. «Действие ферментов слюны на крахмал»

35

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.

36

Регуляция пищеварения.

37

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч.)

38

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ

39

Витамины.

40

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 14. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (дома)

Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 ч.)

41

Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. Лабораторная работа15. «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

42

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

43

Терморегуляция организма. Закаливание

44

Выделение.

45

Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии. Покровная система».

Раздел 11. Нервная система (6 ч.)

46

Значение нервной системы.

47

Строение нервной системы. Спинной мозг.

48

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и можзечка.

49

Функции переднего мозга.

50

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа. 16  «Штриховое раздражение кожи».

Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)

51

Анализаторы.

52

Зрительный анализатор.

53

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезне

54

Слуховой анализатор.

55

Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч.)

56

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

57

Врождённые и приобретённые программы поведения.

58

Сон и сновидения.

59

Особенноститвысшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

60

Воля. Эмоции. Внимание.

Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч.)

61

Роль эндокринной регуляции.

62

Функция желёз внутренней секреции.

Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5ч.)

63

Жизненные циклы. Размножение. Половая система.

64

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

65

Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём.

66

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

67

Интересы, склонности, способности.

68

Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 классов

Рабочая  программа  по  биологии разработана  на  основе  требований  к результатам  освоения  основной  образовательной  программы  основно...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов

Рабочая программа по  биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и  программы а...

Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 классов

Программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предмет...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной  образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс

Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...