Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
(для 5-9 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 «Б» класса Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год. Составитель: Зубан Светлана Ивановна учитель биологии, высшая квалификационная категория. гп Излучинск, 2022 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами:
- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации в 2022-2023 уч.г.:Колесов Д.В, МашР.Д. Биология. Человек 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г. ;
- программой основного общего образования, биология 5-9 классы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Рабочие программы. 5—9 классы.»составитель Г.М. Пальдяева - М.: Дрофа, 2015.);
- локальным актом школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Данная программа рассчитана на 1 год – 8 класс. Общее число учебных часов в 8 классе - 68 часов (2ч в неделю).
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8 классе.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—методы наук, изучающих человека;
—основные этапы развития наук, изучающих человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником и дополнительной литературой
Раздел 2. Происхождение человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—место человека в систематике;
—основные этапы эволюции человека;
—человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять место и роль человека в природе;
—определять черты сходства и различия человека и животных;
—доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять сообщения на основе обобщения материала
учебника и дополнительной литературы;
—устанавливать причинно - следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Раздел 3. Строение организма человека
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—общее строение организма человека;
—строение тканей организма человека;
—рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки организма человека,
особенности его биологической природы;
—наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
—выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—сравнивать клетки, ткани организма человека и делать
выводы на основе сравнения;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 4. Опорно-двигательная система
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять особенности строения скелета человека;
—распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
—оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно - следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Раздел 5. Внутренняя среда организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—компоненты внутренней среды организма человека;
—защитные барьеры организма;
—правила переливания крови.
Учащиеся должны уметь:
—выявлять взаимосвязь между особенностями строения
клеток крови и их функциями;
—проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
—выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
—о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
—выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
—измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечнососудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 7. Дыхание
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции органов дыхания;
—механизмы вдоха и выдоха;
—нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
—оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Раздел 8. Пищеварение
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и функции пищеварительной системы;
—пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
—правила предупреждения желудочно -кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
—приводить доказательства соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
—роль ферментов в обмене веществ;
—классификацию витаминов;
—нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
—объяснять роль витаминов в организме человека;
—приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-классифицировать витамины.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция.
Выделение
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—наружные покровы тела человека;
—строение и функция кожи;
—органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
—заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
—оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 11. Нервная система
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение нервной системы;
—соматический и вегетативный отделы нервной системы.
Учащиеся должны уметь:
—объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
—объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
—проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
—особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные особенности поведения и психики человека;
—объяснять роль обучения и воспитания в развитии
поведения и психики человека;
—характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать типы и виды памяти.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
—взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
—устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—классифицировать железы в организме человека;
—устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—жизненные циклы организмов;
—мужскую и женскую половые системы;
—наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
—выделять существенные признаки органов размножения человека;
—объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
—приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
—Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—соблюдать правила поведения в природе;
—понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
—признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
—осознание значения семьи в жизни человека и общества;
—готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
—уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
—понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
—проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
—признание права каждого на собственное мнение;
—эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так
и для опровержения существующего мнения.
Выпускник научится:
◾ выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
◾ аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человекаи окружающей среды, родства человека с животными;
◾ аргументировать, приводить доказательства отличий человека отживотных;
◾ аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов,вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
◾ объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
◾ выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
◾ различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов) илиих изображения, выявлять отличительные признаки биологическихобъектов;
◾ сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системыорганов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обменвеществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
◾ устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
◾ использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследованияорганизма человека и объяснять их результаты;
◾ знать и аргументировать основные принципы здорового образажизни, рациональной организации труда и отдыха;
◾ анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровьечеловека;
◾ описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
◾ знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
◾объяснять необходимость применения тех или иных приемов приоказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах,обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
◾находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях,справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее,переводить из одной формы в другую;
◾ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
◾находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в видеустных сообщений и докладов;
◾анализировать и оценивать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к здоровью своемуи окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровьечеловека;
◾создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе несколькихисточников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
◾работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельностиорганизма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Календарно- тематическое планирование.
Биология. Животные.
(68 часов, 2 часа в неделю) 8с класс.
№ урока | Тема | Дата | примечание | |
план | факт | |||
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч.) | ||||
1 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. | |||
2 | Становление наук о человеке. | |||
Раздел 2. «Происхождение человека»(3 ч.) | ||||
3 | Систематическое положение человека. | |||
4 | Историческое прошлое людей. | |||
5 | Расы человека. Среда обитания. | |||
Раздел 3.Строение организма человека (5 ч.) | ||||
6 | Общий обзор организма человека. | |||
7 | Клеточное строение организма. | |||
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | |||
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. Лабораторная работа№ 2 «Коленный и надбровный рефлексы»,«Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения» | |||
10 | Рефлекторная регуляция. Лабораторная работа №3 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». | |||
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч.) | ||||
11 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторная работа № 4. «Микроскопическое строение кости» | |||
12 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей | |||
13 | Соединения костей. | |||
14 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Лабораторная работа № 5. «Работа основных мышц». | |||
15 | Работа скелетных мышц и её регуляция. Лабораторная работа № 6. «Утомление при статической и динамической работе». | |||
16 | Нарушения опорно-двигательной системы. Лабораторная работа№ 7. «Выявление плоскостопия» | |||
17 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | |||
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч.) | ||||
18 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | |||
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | |||
20 | Иммунология на службе здоровья. | |||
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч.) | ||||
21 | Транспортные системы организма | |||
22 | Круги кровообращенияЛабораторная работа№ 8. «Измерение кровяного давления». Лабораторная работа № 9 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке», (выполняется дома) | |||
23 | Строение и работа сердца | |||
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения . Лабораторная работа№ 10. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | |||
25 | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | |||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | |||
27 | Обобщающий урок по теме «Кровеносная и лимфатическая системы организма». | |||
Раздел 7. Дыхание (4часов) | ||||
28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | |||
29 | Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | |||
30 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Лабораторная работа№ 11. «Определение частоты дыхания» | |||
Раздел 8. (Пищеварительная система ( 6 ч.) | ||||
32 | Питание и пищеварение | |||
33 | Пищеварение в ротовой полости .Лабораторная работа№ 12. «Определение положения слюнных желёз» | |||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока. Лабораторная работа № 13. «Действие ферментов слюны на крахмал» | |||
35 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. | |||
36 | Регуляция пищеварения. | |||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | |||
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч.) | ||||
38 | Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ | |||
39 | Витамины. | |||
40 | Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 14. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (дома) | |||
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 ч.) | ||||
41 | Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган. Лабораторная работа15. «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти. | |||
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | |||
43 | Терморегуляция организма. Закаливание | |||
44 | Выделение. | |||
45 | Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и энергии. Покровная система». | |||
Раздел 11. Нервная система (6 ч.) | ||||
46 | Значение нервной системы. | |||
47 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | |||
48 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и можзечка. | |||
49 | Функции переднего мозга. | |||
50 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа. 16 «Штриховое раздражение кожи». | |||
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.) | ||||
51 | Анализаторы. | |||
52 | Зрительный анализатор. | |||
53 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезне | |||
54 | Слуховой анализатор. | |||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус. | |||
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч.) | ||||
56 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. | |||
57 | Врождённые и приобретённые программы поведения. | |||
58 | Сон и сновидения. | |||
59 | Особенноститвысшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | |||
60 | Воля. Эмоции. Внимание. | |||
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч.) | ||||
61 | Роль эндокринной регуляции. | |||
62 | Функция желёз внутренней секреции. | |||
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5ч.) | ||||
63 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система. | |||
64 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | |||
65 | Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | |||
66 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. | |||
67 | Интересы, склонности, способности. | |||
68 | Обобщение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/29/picture-353505-1432916265.jpg)
Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)
Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-46873-1498039148.jpg)
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 классов
Рабочая программа по биологии разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-46873-1498039148.jpg)
Рабочая программа по биологии для обучающихся 6 классов
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-46873-1498039148.jpg)
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 классов
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и программы а...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-46873-1498039148.jpg)
Рабочая программа по биологии для обучающихся 8 классов
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предмет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-1054037-1536139797.jpg)
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 6 класс на 2017-2018 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-1054037-1536139797.jpg)
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс
Рабочая программа по биологии для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 7 класс на 2018-2019 учебный год...