Конспект урока по теме "Грибы"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Конспект урока по теме "Грибы" и разработка лабораторной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby_urok.docx96.32 КБ
Microsoft Office document icon griby.doc329 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Царство Грибы.  Лабораторная работа: «Строение мукора»».

Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- исследование.

Метод: комбинированный,  групповая работа.

Цели урока:

Образовательные:   Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

Развивающие:

 Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы.

Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Этап урока

 Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Л:Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

М: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 2. Актуализация

знаний, сообщение темы и целей урока

(4 минуты)

(Слайд 1) Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

- Что за чудище такое?

Есть как мизер, есть большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в баночке литровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

(Слайд 2) Тема урока: «Царство Грибы».

 Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

М: 

- самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, - умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

 3. Постановка учебной задачи.

(4 минута)

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

 - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в   одно из самых загадочных царств живой природы -Царство  Грибов!

- Откройте тетради, запишите число.   Тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными  царствами живой природы. Царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться 2  урока. Выполним одну лабораторную работу, заглянем внутрь гриба, рассмотрим его клеточное строение. Научимся отличать съедобные грибы от несъедобных. Постараемся разобраться, какую роль в природе и жизни человека играют грибы.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, изучить строение грибов. (Слайд 3).

Запись учащимися числа, темы урока.

Учащиеся конкретизируют цель урока.

М: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

4.  Усвоение новых знаний.

4 минуты

 (Слайд 4) Демонстрация строение  шляпочных грибов, используя презентацию,  муляжи грибов.

-По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

Чтобы ответить на этот вопросов, выполним задание:

- читаем текст 82-84 (до «Грибы съедобные и ядовитые»),

- Совместно заполняем схему

(Слайд 5) «Общая характеристика грибов» (таблица на столе)

- после вместе работаем с рисунками 49-50. 

(Слайд 6) Проверка заполнения таблицы.

- работа с рисунка, подписывают обозначения. (Слайд 7)

1.  Работа с учебниками.

Работа в  рабочих тетрадях:

- составляют схему, подписывают основные части гриба.

Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р: Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

К: Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

5. физкультминутка

1 минута

(Слайд 8) Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

6. Первичное закрепление знаний.

7 минут

Дает четкие инструкции по выполнению лабораторной работы (Инструкционные карты для каждого)

Учащиеся в парах выполняют  лабораторную работу, оформляют записи в тетрадке, делают выводы о проделанной работе.

Л: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Р:

- Умение организовать выполнение заданий учителя,  делать выводы по результатам работы  

-умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

7.Рефлексия деятельности.

3 минуты

Дает четкую инструкцию выполнения задания.

- По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Учащиеся заполняют таблицу и шкалу

Л:Самооценка на основе успешности    

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности  

К: Умение выражать свои мысли  

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

§13 стр 82-84. (Слайд 9)

 Индивидуальное задание на выбор:

а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;

б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);

в) сообщение о плесневых грибах;

г) галерея грибника. Рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением - пояснением (краткое описание);

д) сказка собственного сочинения по теме урока.

Сегодня на уроке

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

Лабораторная работа

Тема: Строение плесневого гриба мукора.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов.

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты мукора.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат мукора.
  2. Зарисуйте мукор (под микроскопом), подпишите их главные части. 
  1. Мицелий гриба410879_html_m351bf6ac
  2. Гифы гриба
  3. Спорангий
  4. Споры

  1. Какие нужны условия для прорастания спор плесневого гриба мукор? Ответ запишите в тетрадь.

Вывод: Какие бывают грибы? Что вы узнали о строении грибов?

Лабораторная работа

Тема: Строение плесневого гриба мукора.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов.

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты мукора.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат мукора.
  2. Зарисуйте мукор (под микроскопом), подпишите их главные части. 
  1. Мицелий гриба410879_html_m351bf6ac
  2. Гифы гриба
  3. Спорангий
  4. Споры

3.Какие нужны условия для прорастания спор плесневого гриба мукор? Ответ запишите в тетрадь.

Вывод: Какие бывают грибы? Что вы узнали о строении грибов?



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №4

Тема: Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Цель: Изучить особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.

Оборудование: Микроскоп, микропрепараты мукора и дрожжей.

Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат мукора.
  2. Зарисуйте мукор (под микроскопом), подпишите их главные части. 
  1. Мицелий гриба
  2. Гифы гриба
  3. Спорангий
  4. Споры

  1. Какие нужны условия для прорастания спор плесневого гриба мукор? Ответ запишите в тетрадь.
  2. Рассмотрите микропрепарат дрожжей.
  3. Зарисуйте клетки дрожжей. 

  1. Какой процесс можно наблюдать, рассматривая клетки дрожжей? Ответ запишите в тетрадь.

Вывод: Какие бывают грибы? Что вы узнали о строении грибов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...