Открытый урок по биологии 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Троякова Ольга Александровна

Разработки для проведения открытого урока по биологии в 5 классе. УМК Пономарева. Третий ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: биология, 5 класс

Тема: Разнообразие организмов и их классификация.

Цель урока: познакомить обучающихся с основными царствами живой природы, сформировать представление об таксономических единицах.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о классификации организмов, признаках царств живой природы;

Развивающие:

- развивать логическое мышление, познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные: 

-  воспитывать ответственное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:  

1) применять биологические термины и понятия (систематика, царство, вид) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;

2) различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям различные биологические объекты: растения, животных, грибы, бактерии.

Метапредметные:

Познавательные

- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов;

Регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Коммуникативные:

-  выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей.

Личностные:

- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологии: ИКТ, развития критического мышления, здоровьесберегающие.

Методы и приемы: словесные, наглядные; «Мозговой штурм».  

Формы организации работы на уроке: фронтальная, парная, групповая.

Виды оценивания: самооценивание, групповое оценивание.

УМК: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология 5 класс.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедиа.

Ход урока.

I этап. Организационный этап (2 мин).

Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы урока, подготовка к уроку, организация рабочего места.

Учитель: Ребята все готовы к ТРУДУ?

Ученики дают расшифровку слова ТРУД, проверяют наличие всех атрибутов (так как такой прием используется на каждом уроке, учащиеся понимают значение: Т-тетрадь, Р-ручка, У-учебник, Д-дневник).

Учитель: для хорошего настроения и уверенности не хватает улыбки, давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II этап. Актуализация, мотивация, целеполагание (5 мин).

Актуализация

Учитель: в течение нескольких уроков мы изучали клетки и ткани. И пришли к выводу, что именно из них состоят все живые организмы на нашей планете (Слайд 1).

Но вот в чем вопрос, все ли организмы одинаковые? И много ли их на нашей планете?

Ученики фронтально дают ответы на вопросы (организмы все разные и их огромное количество)

Постановка проблемной ситуации:

Учитель: Давайте посмотрим на слайд, что мы видим? (Слайд 2)

Мы видим разнообразие живых организмов, но как их изучать?

Ученики делают предположения (делить на группы и т.д.).

Лучше всего, сначала поделить их на группы, но как именно это происходит мы узнаем сегодня на уроке.

Целеполагание, определение темы урока:

А теперь давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок:

Тема: Разнообразие организмов и их классификация.  (Слайд 3)

Цель урока: узнать каким образом организмы делят на группы (классифицируют).

Ученики записывают тему в тетради.

III этап. Открытие нового знания (15 мин).

Прием «Мозговой штурм»:

Учитель: на слайде мы видим с вами разных представителей живого мира. Что их объединяет и отличает от объектов неживой природы?

Ученики перечисляют свойства живого (Слайд 4)

А теперь давайте подумаем, одинаково ли все эти процессы и свойства проявляются у организмов?

Совместно, приходим к выводу, что процессы происходят по-разному.

Учитель: можем ли мы эти свойства живых организмов использовать для их деления на группы? Какой пример мы можем привести (подвижный и неподвижный образ жизни).

Учитель: делением организмов на группы занимается определенный раздел биологии, под названием «систематика», давайте запишем определение (Слайд 5).

Учитель: Крупнейшими группами или таксонами являются Царства.

Ученые на основе различий между организмами, смогли их разделить на четыре царства (бактерии, растения, грибы, животные) (слайд 7).

Работа с текстом в парах.

Учитель: давайте как ученые, попробуем выделить общие признаки для организмов разных царств. Работаем в парах с текстом на столе, внимательно читаем и подчеркиваем признаки.

Приложение 1.

Совместное обсуждение полученных результатов.

Учитель: а теперь запишем в тетради общие признаки для каждого царства (слайд 8).

Учитель: помимо царств, существуют таксоны меньшего ранга (Слайд 9-10). Есть небольшие различия в делении между царствами растений и животных, давайте посмотри на слайде.

Наименьшим таксоном является вид. Но что, это такое?

Учитель: попробуем найти информацию в учебнике (п. 8, стр. 37-39).

Обсуждение полученной информации. (Слайд 11)

IV этап. Первичная проверка понимания (2 мин)

Задание: на картинках найти вид.

Учитель: А теперь сравним два изображения, в чем их отличия и на каком изображен вид (слайд 12)

Вид имеет бинарное название (двойное существительное и прилагательное).

V этап. Физкультминутка (2 мин).

(изобразить жестами, движениями выделенные слова)

В царство леса мы попали, оглядели все вокруг, походили, поиграли, много там грибов набрали. На пенечке посидели, друг на друга поглядели, видим, стая птиц летит, муравей домой спешит. По тропиночке лесной, дружно мы пошли домой.

VI этап. Проверка понимания (10 мин).

Работа в группах. Приложение 2.

Ученики делятся на несколько групп по 3-4 человека. Задача группы распределить виды по царствам живой природы.

Несколько групп озвучивают получившийся результат. Ученики оценивают работу своей группы.

VII этап. Подведение итогов, выставление оценок (1 мин).

VIII этап. Домашнее задание (2 мин).

Основное:

Решить тест по теме «Разнообразие организмов и их классификация» на платформе Учи.ру.

Дополнительное:

Подготовить небольшое сообщение об интересующем виде растений.

IX этап. Рефлексия (1 мин).

«Смайлики».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Р у Д тетрадь ручка учебник дневник

Слайд 4

Тема урока: Разнообразие организмов и их классификация. 15.12.2023 г.

Слайд 5

Свойства живых организмов: 1) Клеточное строение; 2) Движение; 3) Размножение; 4) Питание; 5) Дыхание; 6) Рост и развитие.

Слайд 6

Понятие о систематике. Систематика – наука о классификации живых организмов. Классификация – распределение живых организмов на группы (таксоны) на основании общих признаков.

Слайд 8

Царства живой природы: Царство Бактерии: одноклеточные, нет ядра, подвижны. Царство Растения: создают органические вещества, неподвижны. Царство Грибы: питаются готовыми органическими веществами, неподвижны. Царство Животные: питаются готовыми органическими веществами, подвижны.

Слайд 11

Что такое вид ?

Слайд 12

Вид – это группа родственных между собой организмов, близких по строению и особенностям жизнедеятельности, способных скрещиваться между собой и давать потомство, похожее на родителей.

Слайд 13

Особь, организм Вид: Одуванчик лекарственный

Слайд 14

Физкультминутка!

Слайд 15

Царство растения Ландыш майский Клевер ползучий Сосна обыкновенная Рябина обыкновенная Царство Бактерии Кишечная палочка Золотистый стафилококк Хеликобактер пилори Пиогенный стрептококк Царство Грибы Белый гриб Опенок осенний Маслёнок летний Бледная поганка Царство Животные Белка краснохвостая Олень северный Заяц-беляк Волк обыкновенный

Слайд 16

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Основное: Решить тест по теме «Разнообразие организмов и их классификация» на платформе Учи.ру . Дополнительное: Подготовить небольшое сообщение об интересующем виде растений.



Предварительный просмотр:

Царство Растения.

Представители царства Растения характеризуются наличием в их клетках хлорофилла и способностью создавать органические вещества из неорганических. Почти все они ведут неподвижный образ жизни.

Царство Животные.

Организмы царства Животные отличает огромное многообразие и сложные формы поведения. Животные в отличие от растений питаются готовыми органическими веществами. Они активно отыскивают пищу, убежища от врагов и непогоды, места, благоприятные для размножения.

Царство Бактерии.

Царство Бактерии включает мельчайшие одноклеточные организмы, невидимые невооружённым глазом. В клетках бактерий нет ядра. Большинство бактерий подвижны, и их подвижность обеспечивается одним или нескольким жгутиками.

Царство Грибы.

Царство Грибы – одна из наиболее разнообразных групп живых организмов. Они питаются готовыми органическими веществами. Почти все ведут неподвижный образ жизни.



Предварительный просмотр:

Тема: Царства живых организмов.

Участники группы: _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Царство растения

Царство Бактерии

Царство Грибы

Царство Животные

Оценка:________________________________________________________

Белый гриб

Опенок осенний

Маслёнок летний

Бледная поганка

Ландыш майский

Клевер ползучий

Сосна обыкновенная

Рябина обыкновенная

Белка краснохвостая

Олень северный

Заяц-беляк

Волк обыкновенный

Кишечная палочка

Золотистый стафилококк

Хеликобактер пилори

Пиогенный стрептококк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».

7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...