ПРИРОДА - НАШ ДОМ.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ведерникова Светлана Вячеславовна

Урок взаимоотношения природы и человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._mer._priroda_nash_dom.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

.

ПРИРОДА - НАШ ДОМ.

Цель: Дать представление о полной взаимосвязи человека с природой.        

Задачи: 

1.Рассказать экологические правила поведения на природе.  Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих  по отношению к природе.

2. Развивать творческие способности детей, умение вести себя на сцене, речь, память.

3. Воспитывать экологическую  грамотность, умение вести себя в окружающей среде, ответственность за свои поступки.

Оборудование:    сцена делиться на несколько зон: двор, лес, поляна,  водоём , каждая зона оформляется соответствующим образом:  деревья(зона леса), цветы(поляна), озеро вокруг которого лягушки из бумаги и мусор, бумажные кирпичики на которых написаны правила поведения на природе, магнитофон.

Музыкальное сопровождение : мелодия  журчащий ручей, голоса птиц, ветер, песня водяного  из мультфильма «Летучий корабль», пение соловья, «Вальс цветов» П.И. Чайковского, песня «Земля – это общий дом» на мелодию песни А. Б. Пугачёвой   « А знаешь, всё ещё будет».

Ход мероприятия.

 1. Организационный момент.

2. Сообщение темы мероприятия:       

Дети прочитайте зашифрованные слова, и вы узнаете тему нашего
мероприятия. Под каждой буквой есть цифра и это поможет вам.
Р    П  И Д О Р А   -     ШАН        МОД. ( природа- наш дом).

2   1   3 6  5  4  7         3   2   1          3 2 1

Сегодня мы поговорим о природе, о нашем доме в котором мы живём. Как и в любом доме, в природе есть свои несложные правила, усвоив которые мы можем сберечь её. А как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Конечно же, да. А вот какую помощь может оказать ей человек, мы с вами узнаем из экологической сказки, которую вы сей час посмотрите.

Действующие лица:     Мальчики: Вова и Миша, Берёзки, Соловей, Белка,

Кузнечик, Бабочка, Ромашка, Водяной. Миша: Вовка, привет! Ты домой идёшь?

Вова: Да, домой. Столько дел, проблем, забот: по математике 5 номеров

задали , по чтению 2 рассказа, по русскому языку сочинение надо написать,

да ещё мама список дел дала.        

Миша: А давай, я тебе помогу сделать уроки и  дела, а  потом вместе   погуляем.

Вова: Давай (делают уроки).

Миша: Ну, вот уроки сделали.

Вова: Так,  а теперь перейдём к делам,   мне надо выкинуть мусор, может,

поможешь мне в этом деле?

Миша:   Я тебе помогу, пошли вместе выкинем.

Вова: Контейнеры в другом дворе, туда идти далеко, идти неохота.

Миша: А давай мы вон за те кусты выкинем, и видно не будет.  Сгниёт со временем.(выкидывают мусор в кусты).
Прохожая: Мальчики, а что вы там ищите?        ;

Вова: Мы ничего тут не ищем, так мимо проходили.
Прохожая:: Надо же ! Сколько здесь мусора!  Кто же его сюда выбросил ?
Вова: А мы не знаем, кто его сюда выкинул? Сами удивились, кто так сделал?(прячут ведро за спиной).
Прохожая: Ну, хорошо, когда узнаете. Вы мне об этом скажете?
Миша: А как же мы это узнаем?

Прохожая: А я вам помогу это узнать!(переносит их в лес с помощью волшебства , звучит музыка ветра).

Миша: He понял, а где это мы?  Ты видишь то же самое, что и я?

Вова: Да! Может это сон? Ущипни меня.

Миша: Да нет, это  сон. Не может же один и тот же сон сразу обоим снится

Мы что в лесу что ли?  Интересно как мы здесь оказались?

(Мелодия леса)

В лесу:  Миша : Ой, что это? Мне больно.

Белка: Мне тоже больно.
Вова: Кто ты такая? И от чего тебе больно?
Белка: Угадайте, кто я:

Не мышь, не птица, в лесу резвиться,

 На деревьях живёт и орешки грызёт.

 Нас было много на Земле.

 Любили мы резвиться вволю.

 Но появился человек,

               И стало много нас в неволе.
              Мой брат стал « белкой в колесе»,
              Шубы носят из сестричек...
              Из всех моих друзей вообще
              Осталось чуть - спроси у птичек.

Соловей: Это правда. Что лукавить!
                Человек не знает меры,
                Я готов людей прославить,
                Но у нас исчезла вера!
Миша: Подожди, подожди, о какой вере ты говоришь? Чему надо верить?
Соловей: Верить что мы нужны. Без нас плохо на земле. Вот я- соловей

(во время чтения стиха раздаётся песнь соловья).
Я - певец любви и счастья.
Я встречаю здесь весну.
Славлю жизнь я, прочь, несчастья,
Воспеваю красоту.

Вова: Да, соловей! Поёшь ты прекрасно.

Душа радуется! А белок мы не обидим.

  Их становится всё меньше и  меньше.
Берёзки: И нас становиться всё меньше и меньше. А ведь мы символ России.        Она славиться берёзовыми рощами

                  Во поле берёзоньки стояли,
        Летом всех, от зноя укрывали,

                  А зимой у печки согревали,

                  В баньке веничком здоровья прибавляли...

 Люди,  мы вас любим? Почему вы бываете к нам жестоки? Зачем вам нож и топор? Мы каждому из вас готовы отдать любовь и красоту.

Миша:  Да, что-то стыдно  нам становится. Особенно за тех людей, которые губят природу.

 Вова: А знаешь что: Пой соловей свои песни о лесе,

            Радуй нас, белка, своей красотой.

            Наполняйте нас, берёзы своей жизненной силой

            Мы уверены, что люди откликнутся всей душой.

Поляна:

Миша: А здесь как красиво! Вот кузнечик поскакал! Какая чудесная бабочка

полетела. А запахи:  клевер, ромашек море,  колокольчики звенят. А как

здорово поют птицы! Куда мы попали? Что эта за музыка звучит?

(Танец бабочек под вальс  цветов).

Вова: Теперь мы догадались, куда мы попали

Миша: Тут, наверное, проблем нет!

Бабочка: Как ты ошибаешься! Мои крылышки протёрлись от пальцев ребят.

Сколько моих друзей в коллекциях! Мы же нужны природе! Мы опыляем эти

прекрасные    цветы!    Не    проще    ли    ребятам    нарисовать  нас  или

сфотографировать?

Ромашка: Посмотрите на меня. Вы знаете кто я?

Сердцевинка  жёлтая у цветка того,        '

Будто крошка солнышка забралась в него.

 Все прекрасно знают, что я могу лечить людей при простудах, болезнях желудка. Я рада служить людям. Но, оторвавшись от земли, я не живу. Не рвите меня с корнем, пожалуйста. Кто будет вас лечить, если мы исчезнем?

 (Появляется кузнечик).

Вова: А это кто ещё? Кузнечик ты что ли?  Что с тобой случилось?

Кузнечик: Мальчик меня поймал, поиграть хотел... И лапку сломал. Как же я теперь буду прыгать-скакать?

Миша: Да, и тут оказывается, проблемы есть. И здесь человек постарался.

Знаете, мы обещаем беречь бабочек, кузнечиков , в общем всех насекомых и конечно же цветы! .

Водоём:

Вова: Так, а теперь мы где? Посмотри!        .

Миша : А это что за чудо? Неужели сам водяной? Водяной:(песня водяного ).

                       Я одинокий водяной,

Никто не водится со мной.        

        Друзья мои лягушки

                      Болеют, как старушки.        

 Фу, какая гадость,

 На дне моей квартиры-    .
              Бутылки тряпки вилы.        

 А мне так жить, а мне так жить

 А мне так жить охота!

 Я- водяной, я - водяной!

 Никто не водится со мной,

 Кругом все банки, склянки,

 Бумажки , в общем мусор,

 Не озеро- помойка

 Не уходи, постой-ка!

 А мне так жить, а мне так жить

 А мне так жить охота!
Водяной: Посмотрите, вся вода грязная.  Ходят люди сюда  отдыхать на
берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным
и непригодным для жизни.    Мальчики, ведь вы всё знаете, помогите что
делать?        

Вова: Ну, давай попробуем помочь (убирают мусор).

Миша: Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очиститься. Это только при условии, что никто ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если ещё и помочь воде: убрать все, что сбросили, возвратиться жизнь и водоём заживёт. Будут плавать рыбы. Цвести кувшинки.

Вова: Слушай, а ведь мы тоже плохое дело совершили, мусор то мы выкинули в кусты, да при этом ещё и прохожей соврали, что не видели, кто это сделал (возвращаются домой).

Вова: О, смотри, мы опять у своего дома Ура!

 Прохожая: Ну что, мальчики, узнали, кто мусор в кусты выкинул?

Миша : Тётенька, простите нас, это мы мусор выкинули и в птиц кидали камнем. Мы его сейчас уберём, и никого обижать не будем   больше. Мы поняли наши ошибки, мы исправимся.

(финальная песня):

Земля - это общий дом,

Где дружно мы вместе живём,

И чтобы сберечь красоту его,

Нам нужно объединиться.

Мы в доме своем хозяева        

И помнить об этом надо нам
В ответе за все живое мы        .

На нашей планете маленькой        

Припев:

  Вот она, летит такая, маленькая и голубая,

  Зыбкой прохладой веет,

  Все еще живет, все еще людям верит!        

Вот она плывет сквозь полночь,

Всех людей зовет на помощь,        •

Чтобы моря, океаны и реки,

Стали чистыми и голубыми:

Чтобы в них было больше рыбы,

Чтоб на полюсе жили пингвины,

Чтоб киты по волнам ходили

И дельфины играли с нами

Припев:

Вот она летит такая, маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Все еще живет, все еще людям верит!

З.Подведение итогов: Ребята, вот вы посмотрели экологическую сказку, мы надеемся, что вы узнали много полезного для себя. Сейчас мы посмотрим, какие экологические правила поведения людей на природе вы запомнили. А сделаем мы это с помощью игры. Говорят природа- наш дом. Вот и нам с вами надо будет построить дом, и дом этот будем строить из кирпичиков, но только вы должны выбрать правильные кирпичики, чтобы дом получился у нас счастливым.

Грязные реки

Не обижать животных

Горы мусора

Не мусорить на природе

Грязный воздух

Посадить деревья

Вырубленный лес

Не рвать зря цветы

Не загрязнять реки

Чистый воздух

Не устраивать пожары

Затоптанные цветы

Какие вы молодцы построили красивый дом из правильных кирпичиков , а это значит что вы запомнили все правила. Посмотрите на эти рисунки, кокой прекрасный , удивительный мир окружает нас (лес, река, птицы, поле, звери, небо, солнце, цветы}. Это - природа! Мне хочется прочитать вам стихотворение: Смотрю на глобус- шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,
               И, шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на тропах, как слеза!      

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!
        Грустит глубокая река,  

Свои, теряя  берега,

И слышу, голося реки:         

Ты береги нас, береги!

  Смотрю на глобус-шар земной.

                                  Такой прекрасный и родной!

                                 И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»-

Трудно представить себе Землю без лесов, птиц, зверей, растений. Берегите ПРИРОДУ!  А чтобы вы помнили и выполняли эти правила, мы дарим вам открытки  с этими правилами (вручение первоклассникам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"

Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»

Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...