Урок по биологии 8 класс.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Тарасова Александра Александровна

"Морские рыбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_ryby_biologiya_8_kl_13.11.23.docx424.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫШЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 143334 Московская область, Наро-Фоминский район, д.Вышегород, д.3,4 тел.(496)-346-81-37

Урок биологии в 8 классе

Тема: «Морские рыбы».

Подготовила: Тарасова А.А.

Учитель естествознания

Наро-Фоминский городской округ

д. Вышегород

2023 год

Дата: 13.11.23

Конспект урока по биологии в 8 классе по теме «Морские рыбы»

Цель:

Познакомить учащихся с морскими рыбами на примере трески и сельди.

Задачи:

Образовательные: 

  • Сформировать у учащихся представление о классификации рыб (морские и речные (пресноводные), подразделение их на мирных и хищных.
  • Рассказать о практической значимости морских рыб;
  • Познакомить с особенностями морских рыб.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательные способности, восприятие, память, внимание, воображение посредством подготовки сообщений;
  • Развивать умения выделять существенные признаки при сравнении рыб;
  • Расширение активного словаря путем введения и использования новых терминов.
  • Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к предмету биология, через демонстрацию практической значимости изучения водных позвоночных.

На уроке учащиеся должны

Узнать:

Особенности внешнего строения и образа жизни трески и океанической сельди.

Научиться:

Отличать треску и сельдь от других рыб

Оборудование:

  • Презентация  
  • Карточки

Тип урока.

  • Комбинированный с презентацией

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель:            

Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса:

Все готовы?

Ученики.

Да!

Учитель.

Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Быстренько начнем урок.

Кто дежурит сегодня по классу?

Какое сегодня число?

Кто отсутствует сегодня на уроке?

Ребята, вы обратили внимание, у нас сегодня присутствуют гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им и отвернитесь, и больше не отвлекайтесь на уроке.

А сейчас закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: «Я ученик, я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, я уверен в себе, я отвечаю на вопросы полными ответами». Откройте глаза.  Я вам всем желаю успеха на уроке, и вы тоже пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. (дети желают удачи)

Спасибо.

  1. Повторение

Мы с вами знаем, что животный мир велик и разнообразен. А кто скажет, на какие большие две группы разделены все представители животного мира.

Ответы детей: позвоночные и беспозвоночные.

Учитель:

Позвоночные это –

Беспозвоночные это –

Учитель: Как одним словом назвать щуку, окуня, карпа, карася?

Дети: Рыбы

Учитель: Почему рыб относят к классу позвоночных?

Дети: Потому что они имеют скелет.

Учитель: Вспомните, какую тему мы изучали на прошлом уроке. Верно Речные рыбы. Вы готовились дома к уроку. Хорошо. Вот сейчас и проверим.

  1. Каких рыб называют речными?
  2. Какая река протекает в нашем селе?
  3. Назовите речных рыб, живущих в реке Протва?
  4. Где живет окунь?
  5. Чем питается окунь?
  6. Где живет щука?
  7. Чем питается щука?
  8. Почему в прудах, где разводят ценных рыб, соседство речного окуня и щуки может нанести вред?

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/10f9/0005b648-5835b73c/img4.jpghttp://900igr.net/up/datas/167453/009.jpg

Закончи предложения:

  • Речной окунь живет … В ОЗЕРАХ И РЕКАХ
  • Питается окунь … МЕЛКИМИ РЫБЕШКАМИ, ИНОГДА ПОЕДАЕТ СВОЮ МОЛОДЬ.
  • Окраска тела …
  • Из икринки развиваются … ЛИЧИНКИ, А ЗАТЕМ ЛИЧИНКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МАЛЬКА
  •  Щука живет … В ОЗЕРАХ И ПРУДАХ СО СТОЯЧЕЙ ВОДОЙ ИЛИ В РЕАКАХ С МЕДЛЕННЫМ ТЕЧЕНИЕМ.
  • Форма тела у щуки… ДЛИННОЕ, ПОХОЖЕЕ НА БРЕВНО, МУСКУЛИСТОЕ ТЕЛО
  • Щука питается… ЛЯГУШКАМИ, РЫБАМИ, И ДАЖЕ УТКАМИ

Учитель:

Почему окуня, щуку называют пресноводными рыбами?

Ответы детей:

Где еще могут обитать рыбы?

Ответы детей: в морях и океанах.

Учитель: а как называют рыб, живущих в морях и океанах?

Дети: Морские рыбы. 

  1. Сообщение темы урока.                                                                                                        Откройте тетради, запишите число 13 ноября.

Тема нашего сегодня урока «Морские рыбы».

Мы познакомимся на уроке с двумя видами морских рыб. А с какими вы узнаете, составив из букв слово:

Растке   - треска

 Ьдесль – сельдь

Запишите в тетради Треска и сельдь -  морские рыбы.

  1. Физминутка

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское.  

  1. Изучение нового материала

Треска имеет удлиненное тело, постепенно сужающееся к хвосту туловище. Голова большая, с огромным ртом, верхняя челюсть нависает. На подбородке имеется длинный усик. С его помощью треска ощупывает дно и находит пищу. Спинных плавников 3, анальных 2; окраска от зеленовато-оливковой до буры с мелкими жёлто-коричневыми пятнышками, брюхо белое. Светлая боковая линия хорошо заметна.
Длина тела до 1,5 м, весит до 40 кг; в промысле преобладают рыбы дл. 40-80 см, весом до 10 кг.

       В России треска обитает в Баренцевом, Балтийском и Белом морях   и морях Дальнего Востока. Излюбленным местом обитания является глубина 100–120 м., т.е она ведет придонный образ жизни. Нерестится треска в апреле — мае на глубине 100 м. Самка способна выметать до 10 млн. икринок. Оплодотворенные икринки поднимаются и уносятся течением. Через 4 недели из икринок вылупляются мальки.   http://www.lovisam.ru/sites/default/files/treska.jpg

        Треска хищник, питается сельдью, мойвой, песчанкой и другими рыбами, может питаться лягушками и даже утками.

                Треска - одна из важнейших промысловых рыб. Печень Трески богата жиром (до 57%), из которого получают витамины А и D. Человек употребляет треску в пищу.

Океаническая сельдь обитает в России в Баренцевом и Белом морях. Это рыбы с телом, сжатым по бокам, покрытым закругленной чешуей. Причудливую форму имеет хвост сельдеобразных, напоминающий двузубую вилку. Большинство сельдеобразных — обитатели верхних слоев воды.http://www.lovisam.ru/sites/default/files/seld.jpg

      Собственно, сельдь имеет невысокое тело с закругленным брюшком. Окраска тела равномерная, без пятен. Спина темно–синяя или темно–серая, брюшко и бока серые с серебряным отливом. Примерный размер обычной рыбы — 20–25 см, но встречаются экземпляры длиной до 35 см. Немалую опасность для икринок представляет другая рыба, в большом количестве обитающая около мест нерестилища сельди. В связи с этим высокая плодовитость сельди является необходимостью для продолжения рода. Отнерестившаяся сельдь сносится течением в море, где она снова набирается сил. Встречаются такие рыбы, которые откладывают икру осенью и зимой, так что размножаются они практически круглый год.  Питаются сельди мелкими беспозвоночными, мелкой рыбой.

Собираясь в огромные стаи (косяки), состоящие из сотен тысяч рыб, сельди держатся в верхних слоях воды. Косяку легче уйти от преследования, так как множество солнечных зайчиков, отраженных рыбьей чешуей, вызывает у хищника замешательство.  https://youtu.be/3aNyvkr3lSc 

Сельдь — самая распространенная рыба в мире. Копченая, соленая и маринованная сельдь была востребована в рационе многих народов во все времена. Эта рыба довольно часто является героиней фильмов, картин, о ней слагают песни и сказки. Такая популярность связана с питательной ценностью сельди как дешевого источника белка и способностью вносить разнообразие в ежедневный рацион.

Откройте учебник на странице 58  

1). Прочитайте в учебнике о местах обитания:

  • трески
  • сельди, и покажи их на карте.

2). А теперь найдите в тексте описание размножения трески и сельди.

Чтение вслух.

Запишите в тетради новые слова.

Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах: морях и океанах.

Треска

Океаническая сельдь

Рыбьи стаи – КОСЯКИ. 

  1. Первичное закрепление нового материала

Сравнительная таблица: треска и сельдь океаническая.

Вопросы

треска

сельдь

вес, длина

Вес-40 кг, длина- 1,5 м

Длина- 35 см

места обитания

Балтийское, Баренцево, Белое моря, моря Дальнего Востока

В северных морях: Баренцевом и Белом.

образ жизни

придонный

Сельди живут стаями (косяками), состоящими из сотен тысяч рыб

чем питается

Прожорливый хищник: питается рыбами, преимущественно сельдью.

Мелкими водными животными и водорослями

где происходит размножение

В Норвежском море. Самка выметывает икринки на глубине. Морскими течениями икринки переносятся в Баренцево море, на восток.

В Норвежском море.

Самка выметывает икринки на мелководье.

особенности развития мальков

Мальки трески кормятся мелкими водными животными и через 2-3 года вырастают во взрослых рыб.

Вышедшие из икринок личинки переносятся течением к берегам Баренцева и Берингова морей.

А сейчас послушайте и скажите правильно это или что-то не так?

Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков окуня, щуки, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.

Ответы: неправильно, потому что: 1. Сельдь – морская рыба, треска – морская рыба и они в реках не водятся.

Учитель:

Молодцы, заметили и объяснили ошибку.

  1. Рефлексия. (Подведение итогов занятия)

Урок наш подошел к концу. Давайте подведем итог

 Вспомните тему урока?

Что нового узнали на уроке?

С какими рыбами познакомились на уроке?

Вы довольны своей работой на уроке?

8.Информация о домашнем задании.                                                                                 Читать текст учебника стр. 57-58 и ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...