Сон и его значение
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Голубева Татьяна Валентиновна

Проект урока биологии в 9 классе для обучающихся с ОВЗ по теме "Сон и его значение". Цель урока - это создание условий для изучения и раскрытия особенностей сна через использование технологии критического мышления. Обучающиеся узнают, что такое сон, его функции и значение в жизни человека, почему происходит нарушение сна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_konspekt.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии с обучающимися с ОВЗ в 9 классе

Авторы,  разработчики:

Голубева Татьяна Валентиновна

Предмет

биология

Класс

9 класс

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Технология развития критического мышления

Методические приёмы

Анализ, синтез, беседа, обобщение, приемы: биологический диктант (вопросы «да», «нет»); таблица понятий, карта понятий.

Тема

Сон и его значение

Цель

Создание условий для изучения и раскрытия особенностей сна через использование технологии критического мышления

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Расширить представления учащихся о функциях мозга, которая связана с внутренним миром человека, его психикой за счет раскрытия понятия сна и его значения.

Продолжить развитие умений:

-систематизировать материал в виде карт-понятий и таблиц;

 -высказывать и обосновывать свое мнение;

-развивать коммуникативные навыки (умения работать в группах).

Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний;

- умения ставить цели и определять пути их решения.

- уметь оценивать свою оценку.

Основные термины, понятия

Сон, медленный (ортодоксальный) и быстрый (парадоксальный) сон, биоритм, сновидения,  электроэнцефалограмма.

Таблица № 1                                                                              Планируемый результат

Предметные умения:

1.Давать определение изученных понятий:  Сон, медленный (ортодоксальный) и быстрый (парадоксальный) сон, биоритм, сновидения, летаргия, электроэнцефалограмма.

2.Выявлять нарушения сна

3.Описывать основные этапы сна

4. Обосновывать роль сна для человека

5. Использовать 

информационные тексты для подготовки сообщений об особенностях сна, его значении, функциях, нарушениях.

 Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Умение управлять своей познавательной деятельностью. 

4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные УУД:

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

2. Умение планировать и регулировать свою деятельность. 

3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 

4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами 

  

Познавательные УУД:

1. Работать с информационным текстом

2. Сравнивать и выделять признаки

3. Составление карты понятий

4. Объяснение значения новых слов

Коммуникативные УУД:

 1. Слушать товарища и обосновывать свое мнение

 2. Выражать свои мысли и идеи

 3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами 

 4. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию 

Таблица №2        Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая

Ресурсы: распечатанный научный текст,  таблицы для заполнения, листы для заполнения карт понятий, вопросы проверочной работы по прошлой теме  

Таблица №3        Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения)

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

 - определять критерии изучения выделительных органов

        Познавательные УУД:

работать  с информационным текстом и таблицей

       

        Личностные УУД

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Осмысление (активное получение новой информации)

Познавательные УУД:

-  составлять схемы-опоры

- работать с информационными текстами

- объяснять значения новых слов

- сравнивать и выделять признаки

        Коммуникативные УУД:

- работать в группах по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:

- знать особенности строения и функции мочевыделительной функции

- уметь связывать строение почек с выполняемой функцией

Рефлексия (анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации)

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

 

Таблица № 4                                                                           

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вызов

Регулятивные УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Коммуникатиные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении

  1. Проверяет готовность учащихся к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.

Вам было дано задание повторить тему «Рефлекторная деятельность нервной системы». В ней есть определенные термины и понятия, которые необходимо знать и уметь ими пользоваться. В виде биологического диктанта мы проверим ваши знания.

На столах лежат листы с вопросами. Вам необходимо отметить «да» или «нет». Приложение 1

  1.  Объясняет правила работы в группах.

Вас методом случайного подбора разделили на 4 группы. У каждой группы есть спикер (тот кто выступает после работы группы), секретарь (тот, кто не участвует в обсуждении, ведет запись того, что обсуждают в группе остальные). У каждой группы своя информация. На изучение дается 10 минут. Во время обсуждения вам надо заполнить таблицы или карты понятий.

4. Подводит учащихся к формированию темы урока:

Создание проблемной ситуации.

Послушайте отрывок из произведения В.Катаева

«Бойцы конницы С.М.Буденного в течении трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилась еще одна непреодолимая мука. Бороться с ней не было сил.

…Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться с этой мукой. Наступал вечер. Мука заводила глаза. Веки были намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, въезжали на лоб фуражки…»

О чем пойдет речь на уроке?

Пишет тему на доске (2 мин)

Слушают учителя

Работают с биологическим диктантом.

Осуществляют взаимопроверку. Ответы написаны на доске. Критерии оценивания тоже.

 Высказывают свое мнение,  формулируют тему и цели урока.

Пишут тему урока

Осмысление

Познавательные УУД:

- структурирование знаний при составлении  кластера

- поиск и выделение необходимой информации при работе с информационными текстами

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

-групповая работа по обсуждению информации

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Личностные УУД:

- участвовать в творческом процессе

- осознавать свои трудности и стремиться их преодолевать

осваивать новые виды деятельности

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Регулятивные УУД:

умение запоминать и удерживать правило, инструкцию по времени

- коррекция своих действий

1.Организует работу в группах.

1 группа изучает текст «Сон и его стадии», затем заполняет таблицу

 Приложение 2

2 группа изучает текст «Функции сна», затем составляют карту понятий.

Приложение 3

3 группа изучает текст «Нарушения сна», заполняют таблицу.

Приложение 4

4 группа изучает текст «Несколько советов, как быстрее заснуть и лучше спать», затем составляют карту понятий.

2. Физкультминутка (2мин)

3. Организует выступление групп.  Обобщает,  исправляет ошибки работ учащихся. (5мин)

  1. Обобщает ответы подводит итоги выступлений, дает бонусы. Проверяет ответы групп.(3мин)

Работают в группах. Выполняют задание. Спикеры групп устно озвучивают свои ответы.

 Каждая группа выступает, объясняет новые понятия. Отвечают на вопросы других групп

 Обобщают. Делают выводы.

Рефлексия

Регулятивные УУД:

- оценка успешности усвоения изученного материала

Познавательные УУД:

- рефлексия, оценка результатов деятельности

ЛичностныеУУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- оценивать собственный вклад в работу группы

Коммуникативные УУД:

-слушать товарища и обосновывать свое мнение

- выражать свои мысли и идеи

Что нового вы сегодня узнали на уроке?    

Берегите свое здоровье, спите долго, крепко и желаю вам хорошего самочувствия.

Какие оценки вы поставите себе за работу на уроке?  

Подводит итоги. Дает домашнее задание

Параграф стр. 226 - 230, сообщение интересное о снах (по желанию).

- изучили физиологию сна

- узнали значение сна

- узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма

- узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым

- изучили изменения в организме, которые происходят во время сна.

Оценивают свою деятельность, обосновывают ее.

Приложение 1

Что такое сон?

        В среднем мы проводим во сне около трети жизни: его качество и достаточное количество крайне необходимы для нормального функционирования организма.

        Также сон важен для ряда функций головного мозга. Исследования показали, что сон играет роль своеобразного уборщика, который удаляет из мозга продукты метаболизма, накопленные в течении дня. К тому же хроническое недосыпание увеличивает риск возникновения гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, депрессии, и ожирения. Сон – глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток.

        Сон начинается с фазы медленного сна и включает в себя три стадии, каждой следующей стадией человек постепенно переходит в более глубокий сон. Большая часть сна приходится на вторую стадию медленного сна. После 3 стадии человек переходит в быстрый сон, в котором стадии не выделяют.

        Стадии сна следуют одна за другой по кругу. За ночь мы поочередно проходим через фазы медленного и быстрого сна, которые образуют повторяющуюся последовательность, которую называют циклом сна. Первый цикл часто самый короткий, длится от 70 до 100 минут, в то время как более поздние циклы составляют от 90 до 120 минут. Длительность циклов сна может варьироваться от человека к человеку и от ночи к ночи в зависимости от широкого спектра факторов, таких как возраст, режим сна и отдыха, употребления алкоголя. Обычно за ночь человек проходит от четырех до шести циклов сна. Для регистрации биологической активности головного мозга применяется электроэнцефалография (ЭЭГ) – не инвазивный метод исследования, при котором на голове пациента закрепляется множество электродов.

        Когда мы ложимся спать, то еще  находимся в состоянии бодрствования, которое предшевствует засыпанию. Во время бодрствования с открытыми глазами в головном мозге преобладают волны – высокочастотные колебания (частота составляет 12 -35 Гц). Когда мы закрываем глаза преобладающим становится низкочастотный – ритм (частота составлет 8-12 Гц), более характерны для расслабленного состояния организма.

Первая стадия медленного сна (ортодоксальный сон)

Эта стадия соответствует дремоте, обычно длится от 1 до 5 минут и составляет около 5% от общей продолжительности цикла. В течении этого короткого периода сердцебиение, дыхание и движения глаз замедляется, а мышцы расслабляются. Иногда могут наблюдаться периодические подергивания мускулатуры.

        На этой стадии наблюдаются небольшие изменения активности мозга, связанные с засыпанием.

Вторая стадия медленного сна

        Представляет собой более глубокий сон, частота сердечных сокращений и температура тела снижается. На второй стадии мышцы еще сильнее расслабляются, а движения глаз прекращаются. Сон второй стадии длится около 25 минут в начальном цикле и удлиняется с каждым последующим циклом – максимальная продолжительность может доходить до часа.

        Вторая стадия характеризуется наличием так называемых сонных веретен. Сонные веретёна – это вспышки активности головного мозга с частотой  12-14Гц, возникают спонтанно высокоамплитудные медленные волны, длящиеся около секунды. Они возникают спонтанно или в ответ на сенсорные стимулы.

        Третья стадия медленного сна

Третья стадия – это глубокий сон, когда в головном мозге преобладают медленные волны (частотой 0,5 – 4 Гц).

На этой стадии сердцебиение, дыхание замедляются, а в организме особенно активно протекают восстановительные процессы регенерация и рост костной и мышечной ткани, производство новых клеток иммунной системы.

        Больше всего времени на третьей стадии медленного сна человек проводит в первую половину ночи.

        Быстрый сон ( парадоксальный потому, что, не смотря на то, что человек спит, его мозг генерирует такие же волны, как в состоянии бодрствования). Во время фазы быстрого сна глаза быстро перемещаются в различных направлениях, хотя не посылают в мозг никакой визуальной информации. Фаза быстрого сна связана со сновидениями, т.к. в этот период мозг наиболее активен. Если сделать ЭЭГ спящему человеку, то в фазе быстрого сна показатели будут схожи с периодом бодрствования.

        Скелетные мышцы у человека полностью расслаблены и буквально парализованы, при этом глаза совершают быстрые движения под веками, частота дыхания становится нерегулярной, а пульс и артериальное давление повышаются до состояния бодрствования. Эта фаза обычно начинается через 90 минут после засыпания и в каждом следующем цикле становится все длиннее. В первом цикле быстрый сон занимает около 10 минут, а в последнем может длиться до часа.

        У некоторых людей в течении ночи наблюдаются короткие пробуждения после или во время быстрого сна. При этом организм не переходит в состояние бодрствования, а сам человек зачастую не помнит, что просыпался. Ученые предполагают, что в этом может заключаться одна из функций быстрого сна – подготовка тела к пробуждению. Возраст сильно влияет на структуру сна. Новорожденные проводят гораздо больше времени (около 50%) в фазе быстрого сна и могут погружаться в него почти сразу после засыпания. По мере взросления их сон становится похожим на сон взрослых и достигает сопоставимой структуры фаз к 5-11 годам (где преобладает вторая стадия медленного сна). В пожилом возрасте продолжительность быстрого сна сокращается еще сильнее.

Приложение 2

Функции сна

        На вопрос о том, зачем нужен сон, каждый ответит: чтобы организм отдохнул! Но отдыхает ли он на самом деле?

        Да, во сне расслабляются мышцы, снижается скорость обменных процессов, все органы работают вполсилы. Но изменения, происходящие в мозге спящего, не позволяют сказать, что нервная система тоже отдыхает.

        Есть такое выражение «Смена деятельности – лучший отдых». Для головного мозга сон – это всего лишь смена деятельности, но никак не расслабление. Всю ночь в нервных центрах кипит работа – мозг реализует функции сна.

        Итак, зачем человек должен спать?

  1. Органы и мускулатура получают «передышку».
  2. Организм восполняет энергетические ресурсы.
  3. Во сне под руководством головного мозга в организме происходит «уборка», активно идут процессы связывания и нейтрализации токсинов. Головной мозг и сам себя очищает. В 2012 году зарубежными учеными была открыта глимфатическая система – система микроканальцев в мозге, которая открывается во время сна и отвечает за выведение токсинов из центральной нервной системы.
  4. Происходит запоминание, формирование долгосрочной памяти, закрепление новых навыков.
  5. Осуществляется «сканирование» организма – анализ состояния органов, а также устранение выявленных неполадок.
  6. Улучшается состояние иммунитета, так как именно во сне происходит наиболее активное образование иммунокомпетентных клеток.
  7. Усталость.
  8. Смена сна и бодрствования – это повторение природного ритма Земли – смена дня и ночи.
  9. Активное поведение людей преимущественно приурочено к дневным часам. Ночью наступает сон. Однако все люди границу между сном и бодрствованием ощущают по-разному. Среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонки рано ложатся, но и легко рано встают. Совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.

Приложение 3

Нарушения сна

        Сон человека может пострадать от различных внутренних и внешних причин. Всего по современной классификации существует 89 болезней сна. Их изучает наука сомнология.

        Среди заболеваний сна наиболее часто встречаются разные виды бессонницы, храп , синдром беспокойных ног. Реже сомнологи сталкиваются с другими расстройствами.

        Есть и другие заболевания, которые ни разу не встречались большинству докторов – до того они редкие. Например, существует генетические расстройства под названием фатальная семейная бессонница. За всю историю медицины случаи этой болезни были зарегистрированы у представителей лишь 40 семей в мире.

        Основными причинами нарушения сна можно назвать: физиологические – изменения нормального биоритма (работа в ночное время, смена часового пояса), психологические (стресс, повышенное беспокойство, положительные и отрицательные эмоции, напряженная умственная деятельность в течении дня и вечером), патологические (боль, кашель, зуд), психиатрические (депрессия, бред, галлюцинации), фармакологические (из-за приема лекарственных средств, возбуждающих ЦНС), при специфических синдромах (ночное апное, насильственные движении конечностей), идиопатические (без видимых причин).

Приложение 4

Несколько советов, как быстрее заснуть и лучше спать.

        Хотя у нас нет полного контроля над циклом сна, мы можем предпринять шаги, чтобы увеличить шансы на здоровый сон.

        Ключевое решение – сосредоточиться на улучшении гигиены сна, на том что относится к спальне и кровати – купить удобный матрас, подушки и простыню. Так же необходимо устранить шумовые и световые помехи, которые создают дискомфорт во время засыпания. Подобные шаги позволяю выправить колебания биологических процессов  в организме, связанных со сменой дня иночи.

        Если у вас есть проблемы с засыпанием или вы чувствуете себя уставшим, хотя спали достаточно времени, попробуйте следовать предложенным рекомендациям:

  1. Установите расписание. Ложитесь спать и просыпайтесь в одно и тоже время каждый день.
  2. Занимайтесь физическими упражнениями по 20 -30 минут в день, но не позднее, чем за несколько часов до отдыха ко сну.
  3. Избегайте кофеина и никотина в конце дня и алкогольных напитков перед сном.
  4. Расслабьтесь перед сном: примите теплую ванну, почитайте книгу или внедрите в жизнь другой расслабляющий ритуал.
  5. Создайте комнату для сна. Избегайте яркого света и громких звуков. Поддерживайте в комнате комфортную температуру. Не смотрите телевизор и не держите компьютер в спальне.
  6. Если вы не можете заснуть, займитесь чем-нибудь другим, например, почитайте или послушайте музыку, пока не почувствуете усталость.
  7. Врачи не рекомендуют играть в компьютерные игры или работать в кровати: считается, что это разрушает привычку и мешает легкому засыпанию.
  8. Обратитесь к врачу, если у вас проблемы со сном или вы чувствуете себя усталым в течении дня. Большинство нарушений сна поддаются лечению.
  9. Запомните правило: сном как и пищей нельзя запастись впрок. Избыточный сон также вреден для организма как и переедание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

« Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие.»

Урок -изучение нового материала. Учащиеся изучают строение цветка, типы соцветий и плодов. Здесь же ребята знакомятся с применением цветков, плодов и соцветий как лекарственных  растений....

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.

Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции

Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...