Технологическая карта урока «Витамины» 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
8 класс
Тема урока: «Витамины»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Предметно-дидактическая цель: формирование знаний о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые предметные результаты обучения Формируемые УУД | |||||||||||
Организационный | Проверяет присутствующих, готовит к работе на уроке, проверяет формирование групп, подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. | Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование | |||||||||||
Актуализация знаний | Побуждающий диалог. Здравствуйте! Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми! - Что помогает нам сохранить здоровье? - Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма? - Какие питательные вещества содержатся в пище? - Как используются питательные вещества, попавшие в клетку? - Сформулируйте основные принципы составления рациона питания. | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Формулируют основные принципы составления рациона питания: при составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение. | |||||||||||
Целеполагание | Проводит подводящий диалог. — Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению). Мы часто слышим разную информацию о витаминах: -Витамины есть только в овощах и фруктах. -Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. -В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. -Витамины нужно принимать только зимой и весной. -Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. Постановка проблемного вопроса: - Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос. | Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её. | Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; | |||||||||||
-Внимательно посмотрите на тему урока, записи на доске и выделите основные понятия урока. Сформулируйте цель урока. | Выделяют понятия. Формулируют цель своих будущих учебных действий: «Какую роль выполняют витамины в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов». Осознают цель предстоящей деятельности. | Предметные: называют понятия: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Познавательные УУД: - учатся определять цели урока, строить высказывания, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. | ||||||||||||
Изучение нового материала Первичная проверка понимания | Рассказывает об открытии витаминов. - В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери – так называли это заболевание люди стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «vita» - жизнь и «amin» содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ сохранилось. Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах (мг). Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обращает внимание на схему на доске: - Вспомните, что такое ферменты? - Какую роль они играют в обмене веществ? Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции, протекают при участии биологических катализаторов, ферментов. Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями кишечника. Известно более 30 витаминов. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: аскорбиновая кислота, ретинол, тиамин, - соответственно витамины С, А, В1. Привычные буквенные обозначения – это дань традиции. Важнейший признак классификации – это способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов: Витамины:
При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. Для дальнейшего изучения витаминов организует работу в группах. Побуждает к выработке алгоритма изучения каждой группы витаминов. Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Демонстрирует коллективно составленный алгоритм:
Выполнение работы по группам «Витамины Д, А, С, группы В в соответствии с коллективно составленным алгоритмом По ходу выступлений (Приложение №1) заполните таблицу в тетради. Проанализируйте заполненную таблицу в тетради. Сделайте выводы. Подводящий под выводы диалог: - Какой витамин самый важный? - Что является источником витаминов в организме? - Почему витамины нужно получать в определенной дозировке? - Как восполнить недостаток витаминов в организме? - Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты? Предлагает выполнить лабораторную работу «Обнаружение и устойчивость витамина С» (Приложение 2) Организует работу по изучению сохранения витаминов в продуктах питания. Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр. 162 и ответьте на вопрос: «Как сохранить витамины при приготовлении пищи?» . - А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются? Рассказывает о веществах, мешающих усвоению витаминов: -Что мешает усвоению витаминов: алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния; никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена; кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка; аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия; антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния; снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция. | Воспринимают новый материал Записывают определение в тетрадь. Высказывают свои предположения (гипотезы) Отвечают на вопросы Составляют схему: «Водо- и жирорастворимые витамины» Записывают в тетрадях определения Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы. Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы. Заполняют таблицу Рассказывают о результатах выполнения задания. Выступают с результатами работы. . Делают выводы: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток. Учащиеся выполняют лабораторную работу. Формулируют вывод: «Витамин С содержится в свежем яблочном соке; витамина С нет в продуктах, подвергнутых термической обработке. Читают текст учебника. Отвечают на поставленный вопрос. Делают вывод: -Таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной Называют вещества, которые, по их мнению, мешает усвоению витаминов. | Предметные : учатся давать определения изученным понятиям: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз; описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ; классифицировать по различным признакам; анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике и раздаточном материале, находить и использовать нужную информацию; учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; учатся выражать свои мысли. Личностные УУД: формирование личностного и жизненного самоопределения Предметные УУД: формирование знаний о витаминах, их роли в организме, авитаминозах, продуктах, в которых содержится витамин. Коммуникативные УУД: умение использовать речевые средства для представления результата Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; умение сравнивать свою работу с заданным эталоном. Предметные УУД: получение знаний о воздействии тепловой обработки на витамин С. Познавательные УУД: умение проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперемента. Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками. Регулятивные УУД: умение работать в заданном темпе. Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию из текста учебника. Познавательные УУД: выдвижение тезисов | |||||||||||
Первичное закрепление | Решение проблемной ситуации Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.
Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. «Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться». | Анализируют факты. Исправляют ошибки.
Объясняют отсутствие витамина А в пище солдат во время блокады Ленинграда: Он входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз и его наличие в рыбьем жире. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Витамин А присутствует в рыбьем жире. | Предметные УУД: учатся находить и исправлять ошибки в высказываниях по теме. Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: учатся участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Личностные УУД: - использование приобретенных знаний для поддержания здоровья. Предметные УУД: умение применять приобретенные знания в новых условиях. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. Личностные УУД: - использование приобретенных знаний для поддержания здоровья. | |||||||||||
Обобщение знаний | Сформулируйте принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. | Обсуждение и ответы учащихся, запись принципов в тетрадь. -Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной. -Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов. -Больше времени бывать на улице. -Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе. -Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача. -Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача. -Не злоупотреблять витаминами. | Познавательные УУД: учатся анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся аргументировать свое мнение. Личностные УУД: осознают принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма. | |||||||||||
Рефлексия | Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог: - Понравился ли тебе урок? - Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе? - Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион? - Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса. | Самооценка и мнение учащихся об уроке Формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию, адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные УУД: формирование личностного самоопределения. | |||||||||||
Домашнее задание | Озвучивает домашнее задание: 1.Изучить параграф 38 «Витамины»; 2.Используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В6, В12, РР. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"
Технологическая карта -это трудность для начинающих учителей ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока "Витамины из разных стран"
Урок был проведен в рамках проекта "Витаминная корзина" для параллели 5-9 классов. Проект разработан учителями методического объединения естественно-математического цикла и включ...

Технологическая карта урока "Витамины"
Технологическая карта урока "Витамины" составлена с применением Технологии развития критического мышления....
Технологическая карта урока "Витамины"
формировать умение объяснять значение витаминов в жизни человека...

