урок по теме "Нормы и режим питания"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Тема данного урока актуальна для подростков и всегда ввызывает живой интерес. Групповая работа по составлению меню и рекомендаций подросткам постороена на основе предварительной работы с меню детей данного класса. Публикация будет полезной для учителей биологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 83.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Норма и режим питания.
Цель урока: познакомиться с понятиями нормы и режим питания, выяснить, соответствует ли питание подростков существующим нормам.
Задачи урока:
Образовательная - показать влияние пищи на нормальную жизнедеятельность человека; сформировать у учащихся понятие «нормы питания», «рациональное питание», «режим питания»; раскрыть связь между рациональным питанием и здоровьем человека.
Воспитательная - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развивающая - продолжить развитие навыков по применению биологических знаний на практике; умения делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся, вырабатывать свое мнение в ходе дискуссии.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты обучения
Предметные:
Обучающиеся научатся составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать нормы питания.
Развивать исследовательские и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и дополнительной литературе. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении биологических задач.
Метапредметные
Познавательные: учащиеся смогут устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; смогут отобрать и проанализировать полученную информацию.
Регулятивные: учащиеся смогут поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что нужно найти; оценить результаты своей деятельности и работы товарищей по команде.
Коммуникативные УУД: учащиеся примут активное участие в работе своей команды, будут использовать правила вежливости, корректно вести диалог, участвовать в обсуждении ответов на вопросы свой команды.
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с таблицами, схемами), практические (частично – поисковые), проблемный, проектный.
Ресурсы
Учебник «Биология. Человек» 8 класс. Пасечник УМК «Просвещение»
Приложение.
Задания группам.
1 группа
- Выберите высказывания
А) о нормах питания,
Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.
1. Кто долго жует, тот долго живет.
2. Лучше 5 раз поесть, чем один раз наесться.
3. Недосол на столе, пересол на спине.
4. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты» А.С. Пушкин
5. От многословия болит голова, от обжорства - желудок.
- Заполните пищевую пирамиду.
А) Вода
Б) Овощи, фрукты
В) Мясо, рыба, птица
Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты
Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами
Е) Сладости
Ж) Крупы
- Используя таблицу 2 на стр.142, рассчитайте необходимую массу белков, жиров, углеводов в пище, которую, в течение дня должен получить 16-летний подросток, массой 60 кг.
Белков ………….г
Жиров…………..г
Углеводов……………г
Количество ккал за сутки…………………
- Перед вами меню 16-летнего Анатолия, который весит 60 кг.
Завтрак. Чай с сахаром, бутерброд, мюсли.
Обед. Гороховый суп, бутерброды 2 шт., чай с сахаром.
Ужин. Гороховый суп, бутерброды 2 шт., чай с сахаром.
Определите количество килокалорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания подростка. Заполните таблицу. Для этого используйте приложение 1.
Прием пищи | Энергетическая ценность пищи, ккакл | Масса белков, г | Масса углеводов, г | Масса жиров, г |
Завтрак | ||||
Обед | ||||
Ужин | ||||
Итого: |
Сравните результаты с существующими нормами питания и дайте рекомендации подростку. Для сравнения используйте расчеты 3 задания.
- Известно, что после обеда Анатолий тренируется 2 часа, при этом он тратит 9,5 ккал в минуту. Сколько ккал Анатолий потратит во время тренировки? Возместит ли его ужин эти энергозатраты? Предложите Анатолию меню на ужин, чтобы организм мог восполнить энергозатраты. Используйте приложение 1.
Приложение 1.
Блюдо | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
чай с сахаром | 0 | 0 | 14 | 68 |
какао с сахаром | 4,6 | 5,4 | 28 | 170 |
яблочный сок | 0 | 0 | 19 | 84 |
Лимонад | 0 | 0 | 42 | 170 |
Кисель | 0,2 | 0 | 20,4 | 82 |
каша овсяная молочная с маслом | 6,8 | 10,3 | 15,5 | 181,7 |
каша овсяная на воде/мюсли | 6,2 | 1,7 | 32 | 158 |
запеканка из творога со сгущенкой | 7 | 23,8 | 31,3 | 368,2 |
каша гречневая молочная 100г | 5,6 | 6,8 | 23,7 | 102 |
плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Пельмени | 11 | 11 | 24 | 250 |
Борщ | 2 | 17 | 7 | 200 |
гороховый суп | 8 | 6 | 21 | 165,4 |
рассольник | 5 | 13 | 17 | 206 |
сырный суп | 9,4 | 13,8 | 6,4 | 186,8 |
куриный суп лапша | 12 | 4 | 20 | 165 |
сосиски 2 шт. | 10,3 | 17,9 | 0,4 | 200 |
салат овощной | 3 | 0 | 10 | 60 |
салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
бутерброд с ветчиной | 19 | 18 | 35 | 380 |
омлет с ветчиной | 21 | 14 | 35 | 350 |
яйцо отварное | 6,3 | 5,7 | 0,3 | 78,5 |
мясо тушеное | 17,3 | 9 | 27 | 252,3 |
курица жареная | 16,6 | 18,6 | 8,6 | 167,6 |
мясные биточки 1 шт. | 8 | 21 | 9,3 | 266,6 |
бефстроганы | 21,9 | 27,4 | 5,7 | 355,4 |
гарнир из отварных макарон | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
гарнир из гречки | 7,2 | 4,1 | 34,8 | 198,3 |
гарнир из риса | 2,1 | 3 | 22,5 | 125 |
яблоко | 0,6 | 0,6 | 13,7 | 65,8 |
шоколадный рулет 100г | 6,5 | 17,3 | 38,7 | 326,4 |
шоколадка 100г | 9,8 | 34,7 | 50,4 | 554 |
сдобная булочка 50г | 3,9 | 4,8 | 27,3 | 170 |
черный хлеб (40 г) | 1,8 | 0,25 | 20 | 85,6 |
белый хлеб (22 г) | 1,7 | 0,5 | 11,7 | 58,3 |
2 группа
- Выберите высказывания
А) о нормах питания,
Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.
- Хорошо прожуешь - сладко проглотишь.
- Кто жаден до еды, доходит до беды.
- Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу (афоризм)
- Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел.
- Многих губит излишество пищи, а не ее недостаток.
2. Заполните пищевую пирамиду.
А) Вода
Б) Овощи, фрукты
В) Мясо, рыба, птица
Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты
Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами
Е) Сладости
Ж) Крупы
- Используя таблицу 2 на стр.142, рассчитайте необходимую массу белков, жиров, углеводов в пище, которую, в течение дня должен получить 16-летний подросток массой 50 кг.
Белков ………….г
Жиров…………..г
Углеводов……………г
Количество ккал за сутки…………………
- Определите количество килокалорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания 16-летней Ирины, которая весит 50 кг. Заполните таблицу. Используйте приложение 1.
Завтрака нет.
Обеда нет.
Ужин. Макароны, 3 сосиски или сырный суп и сладкий чай.
Прием пищи | Энергетическая ценность пищи, ккакл | Масса белков, г | Масса углеводов, г | Масса жиров, г |
Завтрак | ||||
Обед | ||||
Ужин | ||||
Итого: |
Сравните полученные результаты с существующими нормами питания и дайте рекомендации данному подростку.
- Предложите Ирине меню на завтрак, обед и ужин, чтобы оно покрывало энергозатраты девушки за день. Используйте приложение 1.
Приложение 1.
Блюдо | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
чай с сахаром | 0 | 0 | 14 | 68 |
какао с сахаром | 4,6 | 5,4 | 28 | 170 |
яблочный сок | 0 | 0 | 19 | 84 |
Лимонад | 0 | 0 | 42 | 170 |
Кисель | 0,2 | 0 | 20,4 | 82 |
каша овсяная молочная с маслом | 6,8 | 10,3 | 15,5 | 181,7 |
каша овсяная на воде/мюсли | 6,2 | 1,7 | 32 | 158 |
запеканка из творога со сгущенкой | 7 | 23,8 | 31,3 | 368,2 |
каша гречневая молочная 100г | 5,6 | 6,8 | 23,7 | 102 |
плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Пельмени | 11 | 11 | 24 | 250 |
Борщ | 2 | 17 | 7 | 200 |
гороховый суп | 8 | 6 | 21 | 165,4 |
рассольник | 5 | 13 | 17 | 206 |
сырный суп | 9,4 | 13,8 | 6,4 | 186,8 |
куриный суп лапша | 12 | 4 | 20 | 165 |
сосиски 2 шт. | 10,3 | 17,9 | 0,4 | 200 |
салат овощной | 3 | 0 | 10 | 60 |
салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
бутерброд с ветчиной | 19 | 18 | 35 | 380 |
омлет с ветчиной | 21 | 14 | 35 | 350 |
яйцо отварное | 6,3 | 5,7 | 0,3 | 78,5 |
мясо тушеное | 17,3 | 9 | 27 | 252,3 |
курица жареная | 16,6 | 18,6 | 8,6 | 167,6 |
мясные биточки 1 шт. | 8 | 21 | 9,3 | 266,6 |
бефстроганы | 21,9 | 27,4 | 5,7 | 355,4 |
гарнир из отварных макарон | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
гарнир из гречки | 7,2 | 4,1 | 34,8 | 198,3 |
гарнир из риса | 2,1 | 3 | 22,5 | 120 |
яблоко | 0,6 | 0,6 | 13,7 | 65,8 |
шоколадный рулет 100г | 6,5 | 17,3 | 38,7 | 326,4 |
шоколадка 100г | 9,8 | 34,7 | 50,4 | 554 |
сдобная булочка 50г | 3,9 | 4,8 | 27,3 | 170 |
черный хлеб ( 40 г) | 1,8 | 0,25 | 20 | 85,6 |
белый хлеб (22 г) | 1,7 | 0,5 | 11,7 | 58,3 |
- группа
- Выберите высказывания
А) о нормах питания,
Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.
- Переедание приводит к болезни. (Гиппократ)
- Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда. (Л.Н. Толстой)
- Щи, да каша – еда наша.
- Всякому нужен и обед, и ужин.
- Когда я ем, то глух и нем.
- Заполните пищевую пирамиду.
А) Вода
Б) Овощи, фрукты
В) Мясо, рыба, птица
Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты
Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами
Е) Сладости
Ж) Крупы
- Определите количество калорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания 16-летнего подростка, который весит 60 кг. Для расчетов используйте табл.2 на стр.142.
Белков ………….г
Жиров…………..г
Углеводов……………г
Количество ккал за сутки…………………
- Пред вами меню 16-летнего Глеба, который весит 60 кг.
Завтрак. Шоколадный рулет, рис 150 г.
Обед. Шоколадка, вода.
Ужин. 150 г риса, кисель.
Рассчитайте количество ккал, массу белков, жиров, углеводов, которые получил с пищей этот подросток. Заполните таблицу. Используйте приложение 1.
Прием пищи | Энергетическая ценность пищи, ккакл | Масса белков, г | Масса углеводов, г | Масса жиров, г |
Завтрак | ||||
Обед | ||||
Ужин | ||||
Итого: |
Сравните полученные данные с существующими нормами питания, которые записывали в 3 задании.
- Предложите Глебу меню на завтрак, обед и ужин, чтобы оно покрывало энергозатраты юноши за день. Для этого используйте приложение 1.
Приложение 1.
Блюдо | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
чай с сахаром | 0 | 0 | 14 | 68 |
какао с сахаром | 4,6 | 5,4 | 28 | 170 |
яблочный сок | 0 | 0 | 19 | 84 |
Лимонад | 0 | 0 | 42 | 170 |
Кисель | 0,2 | 0 | 20,4 | 82 |
каша овсяная молочная с маслом | 6,8 | 10,3 | 15,5 | 181,7 |
каша овсяная на воде/мюсли | 6,2 | 1,7 | 32 | 158 |
запеканка из творога со сгущенкой | 7 | 23,8 | 31,3 | 368,2 |
каша гречневая молочная 100г | 5,6 | 6,8 | 23,7 | 102 |
плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
Пельмени | 11 | 11 | 24 | 250 |
Борщ | 2 | 17 | 7 | 200 |
гороховый суп | 8 | 6 | 21 | 165,4 |
рассольник | 5 | 13 | 17 | 206 |
сырный суп | 9,4 | 13,8 | 6,4 | 186,8 |
куриный суп лапша | 12 | 4 | 20 | 165 |
сосиски 2 шт. | 10,3 | 17,9 | 0,4 | 200 |
салат овощной | 3 | 0 | 10 | 60 |
салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
бутерброд с ветчиной | 19 | 18 | 35 | 380 |
омлет с ветчиной | 21 | 14 | 35 | 350 |
яйцо отварное | 6,3 | 5,7 | 0,3 | 78,5 |
мясо тушеное | 17,3 | 9 | 27 | 252,3 |
курица жареная | 16,6 | 18,6 | 8,6 | 167,6 |
мясные биточки 1 шт. | 8 | 21 | 9,3 | 266,6 |
бефстроганы | 21,9 | 27,4 | 5,7 | 355,4 |
гарнир из отварных макарон | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
гарнир из гречки | 7,2 | 4,1 | 34,8 | 198,3 |
гарнир из риса | 120 | |||
яблоко | 0,6 | 0,6 | 13,7 | 65,8 |
шоколадный рулет 100г | 6,5 | 17,3 | 38,7 | 326,4 |
шоколадка 100г | 9,8 | 34,7 | 50,4 | 554 |
сдобная булочка 50г | 3,9 | 4,8 | 27,3 | 170 |
черный хлеб ( 40 г) | 1,8 | 0,25 | 20 | 85,6 |
белый хлеб ( 22 г) | 1,7 | 0,5 | 11,7 | 58,3 |
- группа
- Выберите высказывания
А) о нормах питания,
Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.
- "Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания" А. Джами.
- Укоротить ужин – удлинить жизнь.
- Если хочешь здоровья, не ешь много; если хочешь почета, не говори много (азербайджанская пословица).
- Кто ест лук, того бог избавит от мук.
- «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». Сократ
- Заполните пищевую пирамиду.
А) Вода
Б) Овощи, фрукты
В) Мясо, рыба, птица
Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты
Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами
Е) Сладости
Ж) Крупы
- Определите количество калорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания 16-летнего подростка, который весит 60 кг. Для расчетов используйте табл. 2 на стр.142.
- Перед вами меню 16-летнего Кирилла, массой 60 кг.
Завтрак. Овсяная каша на молоке.
Обед. Куриный суп.
Ужин. Макароны с куриными ножками.
Определите количество ккал, массу белков, жиров, углеводов, которые получит за сутки данный подросток. Заполните таблицу. Для вычислений используйте приложение 1.
Прием пищи | Энергетическая ценность пищи, ккакл | Масса белков, г | Масса углеводов, г | Масса жиров, г |
Завтрак | ||||
Обед | ||||
Ужин | ||||
Итого: |
Сравните полученные данные с существующими нормами питания, которые записывали в 3 задании.
- Известно, что после обеда Кирилл тренируется 3 часа, при этом он тратит 9,5 ккал в минуту. Сколько ккал Кирилл потратит во время тренировки? Возместит ли его ужин эти энергозатраты? Предложите Кириллу меню на полдник и ужин, чтобы организм мог восполнить энергозатраты. Используйте приложение 1.
Приложение 1.
Блюдо | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
чай с сахаром | 0 | 0 | 14 | 68 |
какао с сахаром | 4,6 | 5,4 | 28 | 170 |
яблочный сок | 0 | 0 | 19 | 84 |
лимонад | 0 | 0 | 42 | 170 |
кисель | 0,2 | 0 | 20,4 | 82 |
каша овсяная молочная с маслом | 6,8 | 10,3 | 15,5 | 181,7 |
каша овсяная на воде/мюсли | 6,2 | 1,7 | 32 | 158 |
запеканка из творога со сгущенкой | 7 | 23,8 | 31,3 | 368,2 |
каша гречневая молочная 100г | 5,6 | 6,8 | 23,7 | 102 |
плов с курицей | 14 | 18 | 36 | 360 |
пельмени | 11 | 11 | 24 | 250 |
борщ | 2 | 17 | 7 | 200 |
гороховый суп | 8 | 6 | 21 | 165,4 |
рассольник | 5 | 13 | 17 | 206 |
сырный суп | 9,4 | 13,8 | 6,4 | 186,8 |
куриный суп лапша | 12 | 4 | 20 | 165 |
сосиски 2 шт. | 10,3 | 17,9 | 0,4 | 200 |
салат овощной | 3 | 0 | 10 | 60 |
салат мясной | 6 | 23 | 10 | 285 |
бутерброд с ветчиной | 19 | 18 | 35 | 380 |
омлет с ветчиной | 21 | 14 | 35 | 350 |
яйцо отварное | 6,3 | 5,7 | 0,3 | 78,5 |
мясо тушеное | 17,3 | 9 | 27 | 252,3 |
курица жареная | 16,6 | 18,6 | 8,6 | 167,6 |
мясные биточки 1 шт. | 8 | 21 | 9,3 | 266,6 |
бефстроганы | 21,9 | 27,4 | 5,7 | 355,4 |
гарнир из отварных макарон | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
гарнир из гречки | 7,2 | 4,1 | 34,8 | 198,3 |
гарнир из риса | 120 | |||
яблоко | 0,6 | 0,6 | 13,7 | 65,8 |
шоколадный рулет 100г | 6,5 | 17,3 | 38,7 | 326,4 |
шоколадка 100г | 9,8 | 34,7 | 50,4 | 554 |
сдобная булочка 50г | 3,9 | 4,8 | 27,3 | 170 |
черный хлеб (40 г) | 1,8 | 0,25 | 20 | 85,6 |
белый хлеб (22 г) | 1,7 | 0,5 | 11,7 | 58,3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пища человека и режим питания"
План -коспект урока технологии в 5 классе....
Рациональное питание. Режим питания.
Разработка урока по экологии в 8класс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Режим питания".
Без еды человек может прожить около месяца, а вот без воды только 7 дней. Человек на 2/3 состоит из воды, вольше всего воды в крови, мышцах и головном мозге, но даже костях есть вода. При обезвоживани...

Урок географии по теме "Режим и питание рек"
Конспект к уроку географии 6 класс по теме "Режим и питание рек". Автор : Исакова С.В.....

Конспект урока в 5 классе по теме "Режим питания"
Представлен конспект урока в 5 классе для детей с умеренной умственной отсталостью по теме "Режим питания". На уроке разбирались свойства полезных и вредных продуктов и режим питания человек...
Тема:"Виды питания. Режим питания"
Тема:"Виды питания. Режим питания"...

Презентация "Физиология и режим питани" к уроку по технологии для 5-х классов.
Данную презентацию можно использовать на занятиях кулинарии по технологии в 5-х классах. Тема: "Физиология и режим питани"....
