урок по теме "Нормы и режим питания"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Тема данного урока актуальна для подростков и всегда ввызывает живой интерес. Групповая работа по составлению меню и рекомендаций подросткам  постороена на основе предварительной работы с меню детей данного класса. Публикация будет полезной для учителей биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_normy_i_rezhim_pitaniya.docx83.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Норма и режим питания.

Цель урока: познакомиться с понятиями нормы и режим питания, выяснить, соответствует ли питание подростков существующим нормам.

Задачи урока:

Образовательная - показать влияние пищи на нормальную жизнедеятельность человека; сформировать у учащихся понятие «нормы питания», «рациональное питание», «режим питания»; раскрыть связь между рациональным питанием и здоровьем человека.

Воспитательная - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развивающая - продолжить развитие навыков по применению биологических знаний на практике; умения делать выводы, анализировать; развивать речь учащихся, вырабатывать свое мнение в ходе дискуссии.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты обучения

Предметные:

Обучающиеся научатся составлять пищевой рацион подростков, учитывая возрастные, физиологические, индивидуальные особенности с учётом энерготрат, выявлять взаимосвязь между энерготратами человека и его рационом питания, характеризовать нормы питания.

Развивать исследовательские и частично-поисковые компетенции, анализ и логическое мышление. Работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и дополнительной литературе. Осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении биологических задач.  

Метапредметные

Познавательные: учащиеся смогут устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; смогут отобрать и проанализировать полученную информацию.

Регулятивные: учащиеся смогут поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что нужно найти; оценить результаты своей деятельности и работы товарищей по команде.

Коммуникативные УУД: учащиеся примут активное участие в работе своей команды, будут использовать правила вежливости, корректно вести диалог, участвовать в обсуждении ответов на вопросы свой команды.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Методы: словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с таблицами, схемами), практические (частично – поисковые), проблемный, проектный.

   

Ход урока

  1. Организационный

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Поприветствовать учеников, Объяснить правила работы в команде, выставления оценок.

Слушают учителя.

  1. Мотивационный

Форма работы

Деятельность учителя

Фронтальная

Эпиграф нашего урока «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Как вы понимаете это высказывание?

Высказывают свое мнение.

  1. Целеполагание.

Фронтальная

Как вы думаете, что мы будем разбирать сегодня на уроке?

Формулируют тему урока.

  1. Изучение нового материала.

Фронтальная

Что такое норма питания?

Что такое режим питания?

Отвечают на вопросы. В случае затруднений смотрят определения в учебнике.

Групповая

В 1 задании найдите высказывания о нормах питания и режиме питания. Прокомментируйте их. Время 2 мин.

Работают в группе, отвечают и заслушивают ответы команд.

Фронтальная

Давайте обсудим режим питания школьника 15-16 лет. Как часто надо кушать? Что кушать?

Отвечают на вопросы.

Групповая

Во 2 задании вам предлагаются продукты питания, которые надо расставить по мере важности и их необходимого количества. 2 мин на обсуждение, потом проверка.

Работают в группе, обсуждают, сообщают результаты, проверяют с эталоном.

Фронтальная, групповая

Сколько требуется 16- летнему подростку съесть белков, жиров, углеводов за день? Давайте посмотрим таблицу в учебнике. Объяснить, как ей пользоваться. Определите необходимое количество БЖУ, ккал для 16-летнего подростка, массой 60 кг. 2 мин

Как вы думаете, это количество БЖУ надо съесть за один раз? А как распределить БЖУ, ккал в течение дня?

Отвечают на вопрос, работают по учебнику, выполняя 3 задание.  Проводят расчеты, ответы проверяют с эталоном.

  1. Первичное закрепление изученного материала

Групповая, парная

Давайте посмотрим, как питаются ваши одноклассники.

Перед вами 4 задание. Найдите меню. Вам надо подсчитать количество БЖУ, килокалорий и сравнить с результатами 3 задания, сделать выводы.

Выполняют 4 задание, сообщают классу результаты, проверяют по эталону. Все команды обсуждают результаты.

  1. Применение полученных знаний.

Групповая, парная

Выполним 5 задание. Задание позволит ответить на вопрос «От чего зависит количество необходимых организму килокалорий?», а так же покажет ваше умение грамотно составлять меню с учетом норм питания.

Выполняют 5 задание, сообщают результаты.

  1. Подведение итогов.

Фронтальная

Капитаны команд выставляют оценки.

Что нового вы узнали на уроке?

Что запомнилось больше всего?

Что будет использовать в повседневной жизни?

Кто решил пересмотреть свое меню?

Отвечают на вопросы

  1. Домашнее задание

Выучить п. 32, составить меню с учетом норм питания, вычислить количество БЖУ, ккал.

Слушают д/з.

  1. Рефлексия

Индивидуальная

С помощью смайлика оцените свое эмоциональное состояние на уроке.

Рисуют смайлик

Всем спасибо за урок.

     

Ресурсы

Учебник «Биология. Человек» 8 класс. Пасечник УМК «Просвещение»

 

 

 Приложение.

Задания группам.

1 группа

  1. Выберите высказывания

А) о нормах питания,

Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.

1. Кто долго жует, тот долго живет.
2. Лучше 5 раз поесть, чем один раз наесться.
3.
Недосол на столе, пересол на спине.

4. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты» А.С. Пушкин

5. От многословия болит голова, от обжорства - желудок.

  1. Заполните пищевую пирамиду.

А) Вода

Б) Овощи, фрукты

В) Мясо, рыба, птица

Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты

Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами

Е) Сладости

Ж) Крупы

Picture background

  1. Используя таблицу 2 на стр.142, рассчитайте необходимую массу белков, жиров, углеводов в пище, которую, в течение дня должен получить 16-летний подросток, массой 60 кг.

Белков ………….г

Жиров…………..г

Углеводов……………г

Количество ккал за сутки…………………

  1. Перед вами меню 16-летнего Анатолия, который весит 60 кг.

Завтрак.      Чай с сахаром, бутерброд, мюсли.

Обед.           Гороховый суп, бутерброды 2 шт., чай с сахаром.

Ужин.          Гороховый суп, бутерброды 2 шт., чай с сахаром.

Определите количество килокалорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания подростка. Заполните таблицу. Для этого используйте приложение 1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Прием пищи

Энергетическая ценность пищи, ккакл

Масса белков, г

Масса углеводов, г

Масса жиров, г

Завтрак

Обед

Ужин

Итого:

Сравните результаты с существующими нормами питания и дайте рекомендации подростку. Для сравнения используйте расчеты 3 задания.

  1. Известно, что после обеда Анатолий тренируется 2 часа, при этом он тратит 9,5 ккал в минуту. Сколько ккал Анатолий потратит во время тренировки? Возместит ли его ужин эти энергозатраты? Предложите Анатолию меню на ужин, чтобы организм мог восполнить энергозатраты. Используйте приложение 1.

Приложение 1.

Блюдо

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

чай с сахаром

0

0

14

68

какао с сахаром

4,6

5,4

28

170

яблочный сок

0

0

19

84

Лимонад

0

0

42

170

Кисель

0,2

0

20,4

82

каша овсяная молочная с маслом                                    

6,8

10,3

15,5

181,7

каша овсяная на воде/мюсли

6,2

1,7

32

158

запеканка из творога со сгущенкой

7

23,8

31,3

368,2

каша гречневая молочная 100г

5,6

6,8

23,7

102

плов с курицей

14

18

36

360

Пельмени

11

11

24

250

Борщ

2

17

7

200

гороховый суп

8

6

21

165,4

рассольник

5

13

17

206

сырный суп

9,4

13,8

6,4

186,8

куриный суп лапша

12

4

20

165

сосиски 2 шт.

10,3

17,9

0,4

200

салат овощной

3

0

10

60

салат мясной

6

23

10

285

бутерброд с ветчиной

19

18

35

380

омлет с ветчиной

21

14

35

350

яйцо отварное

6,3

5,7

0,3

78,5

мясо тушеное

17,3

9

27

252,3

курица жареная

16,6

18,6

8,6

167,6

мясные биточки 1 шт.

8

21

9,3

266,6

бефстроганы

21,9

27,4

5,7

355,4

гарнир из отварных макарон

5,4

4,3

38,7

218,9

гарнир из гречки

7,2

4,1

34,8

198,3

гарнир из риса

2,1

3

22,5

125

яблоко

0,6

0,6

13,7

65,8

шоколадный рулет 100г

6,5

17,3

38,7

326,4

шоколадка 100г

9,8

34,7

50,4

554

сдобная булочка 50г

3,9

4,8

27,3

170

черный хлеб (40 г)

1,8

0,25

20

85,6

белый хлеб (22 г)

1,7

0,5

11,7

58,3

2  группа

  1. Выберите высказывания

А) о нормах питания,

Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.

  1. Хорошо прожуешь - сладко проглотишь.
  2. Кто жаден до еды, доходит до беды.
  3. Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу (афоризм)
  4. Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел.
  5. Многих губит излишество пищи, а не ее недостаток.

2. Заполните пищевую пирамиду.
А) Вода

Б) Овощи, фрукты

В) Мясо, рыба, птица

Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты

Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами

Е) Сладости

Ж) Крупы

Picture background

  1. Используя таблицу 2 на стр.142, рассчитайте необходимую массу белков, жиров, углеводов в пище, которую, в течение дня должен получить 16-летний подросток массой 50 кг.

Белков ………….г

Жиров…………..г

Углеводов……………г

Количество ккал за сутки…………………

  1. Определите количество килокалорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания 16-летней Ирины, которая весит 50 кг. Заполните таблицу. Используйте приложение 1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Завтрака нет.  

Обеда нет.

Ужин. Макароны, 3 сосиски или сырный суп и сладкий чай.  

Прием пищи

Энергетическая ценность пищи, ккакл

Масса белков, г

Масса углеводов, г

Масса жиров, г

Завтрак

Обед

Ужин

Итого:

Сравните полученные результаты с существующими нормами питания и дайте рекомендации данному подростку.

  1. Предложите Ирине меню на завтрак, обед и ужин, чтобы оно покрывало энергозатраты  девушки за день. Используйте приложение 1.

        

Приложение 1.

Блюдо

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

чай с сахаром

0

0

14

68

какао с сахаром

4,6

5,4

28

170

яблочный сок

0

0

19

84

Лимонад

0

0

42

170

Кисель

0,2

0

20,4

82

каша овсяная молочная с маслом                                    

6,8

10,3

15,5

181,7

каша овсяная на воде/мюсли

6,2

1,7

32

158

запеканка из творога со сгущенкой

7

23,8

31,3

368,2

каша гречневая молочная 100г

5,6

6,8

23,7

102

плов с курицей

14

18

36

360

Пельмени

11

11

24

250

Борщ

2

17

7

200

гороховый суп

8

6

21

165,4

рассольник

5

13

17

206

сырный суп

9,4

13,8

6,4

186,8

куриный суп лапша

12

4

20

165

сосиски 2 шт.

10,3

17,9

0,4

200

салат овощной

3

0

10

60

салат мясной

6

23

10

285

бутерброд с ветчиной

19

18

35

380

омлет с ветчиной

21

14

35

350

яйцо отварное

6,3

5,7

0,3

78,5

мясо тушеное

17,3

9

27

252,3

курица жареная

16,6

18,6

8,6

167,6

мясные биточки 1 шт.

8

21

9,3

266,6

бефстроганы

21,9

27,4

5,7

355,4

гарнир из отварных макарон

5,4

4,3

38,7

218,9

гарнир из гречки

7,2

4,1

34,8

198,3

гарнир из риса

2,1

3

22,5

120

яблоко

0,6

0,6

13,7

65,8

шоколадный рулет 100г

6,5

17,3

38,7

326,4

шоколадка 100г

9,8

34,7

50,4

554

сдобная булочка 50г

3,9

4,8

27,3

170

черный хлеб ( 40 г)

1,8

0,25

20

85,6

белый хлеб (22 г)

1,7

0,5

11,7

58,3

  1. группа

  1. Выберите высказывания

А) о нормах питания,

Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.

  1. Переедание приводит к болезни. (Гиппократ)
  2. Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда. (Л.Н. Толстой)
  3. Щи, да каша – еда наша.
  4. Всякому нужен и обед, и ужин.
  5. Когда я ем, то глух и нем.
  1. Заполните пищевую пирамиду.

А) Вода

Б) Овощи, фрукты

В) Мясо, рыба, птица

Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты

Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами

Е) Сладости

Ж) Крупы

Picture background

  1. Определите количество калорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания 16-летнего подростка, который весит 60 кг. Для расчетов используйте табл.2 на стр.142.  

 Белков ………….г

Жиров…………..г

Углеводов……………г

Количество ккал за сутки…………………

  1.  Пред вами меню 16-летнего Глеба, который весит 60 кг.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Завтрак. Шоколадный рулет, рис 150 г.

Обед. Шоколадка, вода.

Ужин. 150 г риса, кисель.

Рассчитайте количество ккал, массу белков, жиров, углеводов, которые получил с пищей этот подросток. Заполните таблицу. Используйте приложение 1.

Прием пищи

Энергетическая ценность пищи, ккакл

Масса белков, г

Масса углеводов, г

Масса жиров, г

Завтрак

Обед

Ужин

Итого:

Сравните полученные данные с существующими нормами питания, которые записывали в 3 задании.

  1. Предложите Глебу меню на завтрак, обед и ужин, чтобы оно покрывало энергозатраты юноши за день. Для этого используйте приложение 1.

Приложение 1.

Блюдо

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

чай с сахаром

0

0

14

68

какао с сахаром

4,6

5,4

28

170

яблочный сок

0

0

19

84

Лимонад

0

0

42

170

Кисель

0,2

0

20,4

82

каша овсяная молочная с маслом                                    

6,8

10,3

15,5

181,7

каша овсяная на воде/мюсли

6,2

1,7

32

158

запеканка из творога со сгущенкой

7

23,8

31,3

368,2

каша гречневая молочная 100г

5,6

6,8

23,7

102

плов с курицей

14

18

36

360

Пельмени

11

11

24

250

Борщ

2

17

7

200

гороховый суп

8

6

21

165,4

рассольник

5

13

17

206

сырный суп

9,4

13,8

6,4

186,8

куриный суп лапша

12

4

20

165

сосиски 2 шт.

10,3

17,9

0,4

200

салат овощной

3

0

10

60

салат мясной

6

23

10

285

бутерброд с ветчиной

19

18

35

380

омлет с ветчиной

21

14

35

350

яйцо отварное

6,3

5,7

0,3

78,5

мясо тушеное

17,3

9

27

252,3

курица жареная

16,6

18,6

8,6

167,6

мясные биточки 1 шт.

8

21

9,3

266,6

бефстроганы

21,9

27,4

5,7

355,4

гарнир из отварных макарон

5,4

4,3

38,7

218,9

гарнир из гречки

7,2

4,1

34,8

198,3

гарнир из риса

120

яблоко

0,6

0,6

13,7

65,8

шоколадный рулет 100г

6,5

17,3

38,7

326,4

шоколадка 100г

9,8

34,7

50,4

554

сдобная булочка 50г

3,9

4,8

27,3

170

черный хлеб ( 40 г)

1,8

0,25

20

85,6

белый хлеб ( 22 г)

1,7

0,5

11,7

58,3

  1. группа
  1. Выберите высказывания

А) о нормах питания,

Б) о режиме питания. Прокомментируйте эти высказывания.

  1. "Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания" А. Джами.
  2. Укоротить ужин – удлинить жизнь.
  3. Если хочешь здоровья, не ешь много; если хочешь почета, не говори много (азербайджанская пословица).
  4. Кто ест лук, того бог избавит от мук.
  5. «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». Сократ
  1. Заполните пищевую пирамиду.

А) Вода

Б) Овощи, фрукты

В) Мясо, рыба, птица

Г) Молоко, сыр, кисломолочные продукты

Д) Масло, сало, продукты, богатые жирами

Е) Сладости

Ж) Крупы

Picture background

  1. Определите количество калорий, массу белков, углеводов, жиров в рационе питания 16-летнего подростка, который весит 60 кг. Для расчетов используйте табл. 2 на стр.142.
  2. Перед вами меню 16-летнего Кирилла, массой 60 кг.

Завтрак.         Овсяная каша на молоке.

Обед.                 Куриный суп.

Ужин.          Макароны с куриными ножками.

Определите количество ккал, массу белков, жиров, углеводов, которые получит за сутки данный подросток. Заполните таблицу. Для вычислений используйте приложение 1.

Прием пищи

Энергетическая ценность пищи, ккакл

Масса белков, г

Масса углеводов, г

Масса жиров, г

Завтрак

Обед

Ужин

Итого:

Сравните полученные данные с существующими нормами питания, которые записывали в 3 задании.

  1.  Известно, что после обеда Кирилл тренируется 3 часа, при этом он тратит 9,5 ккал в минуту. Сколько ккал Кирилл потратит во время тренировки? Возместит ли его ужин эти энергозатраты? Предложите Кириллу меню на полдник и ужин, чтобы организм мог восполнить энергозатраты. Используйте приложение 1.

Приложение 1.

Блюдо

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

чай с сахаром

0

0

14

68

какао с сахаром

4,6

5,4

28

170

яблочный сок

0

0

19

84

лимонад

0

0

42

170

кисель

0,2

0

20,4

82

каша овсяная молочная с маслом                                    

6,8

10,3

15,5

181,7

каша овсяная на воде/мюсли

6,2

1,7

32

158

запеканка из творога со сгущенкой

7

23,8

31,3

368,2

каша гречневая молочная 100г

5,6

6,8

23,7

102

плов с курицей

14

18

36

360

пельмени

11

11

24

250

борщ

2

17

7

200

гороховый суп

8

6

21

165,4

рассольник

5

13

17

206

сырный суп

9,4

13,8

6,4

186,8

куриный суп лапша

12

4

20

165

сосиски 2 шт.

10,3

17,9

0,4

200

салат овощной

3

0

10

60

салат мясной

6

23

10

285

бутерброд с ветчиной

19

18

35

380

омлет с ветчиной

21

14

35

350

яйцо отварное

6,3

5,7

0,3

78,5

мясо тушеное

17,3

9

27

252,3

курица жареная

16,6

18,6

8,6

167,6

мясные биточки 1 шт.

8

21

9,3

266,6

бефстроганы

21,9

27,4

5,7

355,4

гарнир из отварных макарон

5,4

4,3

38,7

218,9

гарнир из гречки

7,2

4,1

34,8

198,3

гарнир из риса

120

яблоко

0,6

0,6

13,7

65,8

шоколадный рулет 100г

6,5

17,3

38,7

326,4

шоколадка 100г

9,8

34,7

50,4

554

сдобная булочка 50г

3,9

4,8

27,3

170

черный хлеб (40 г)

1,8

0,25

20

85,6

белый хлеб (22 г)

1,7

0,5

11,7

58,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пища человека и режим питания"

План -коспект урока технологии в 5 классе....

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках обслуживающего труда "Режим питания".

Без еды человек может прожить около месяца, а вот без воды только 7 дней. Человек на 2/3 состоит из воды, вольше всего воды в крови, мышцах и головном мозге, но даже костях есть вода. При обезвоживани...

Урок географии по теме "Режим и питание рек"

Конспект к уроку географии 6 класс по теме "Режим и питание рек". Автор : Исакова С.В.....

Конспект урока в 5 классе по теме "Режим питания"

Представлен конспект урока в 5 классе для детей с умеренной умственной отсталостью по теме "Режим питания". На уроке разбирались свойства полезных и вредных продуктов и режим питания человек...

Тема:"Виды питания. Режим питания"

Тема:"Виды питания. Режим питания"...

Презентация "Физиология и режим питани" к уроку по технологии для 5-х классов.

Данную презентацию можно использовать на занятиях кулинарии по технологии в 5-х классах. Тема: "Физиология и режим питани"....