Внеклассное мероприятие: "Наркотикам - нет!"
план-конспект занятия по биологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Данный сценарий предлагается организаторам внеклассной работы в школе, социальным педагогам, классным руководителям 8-11 классов, воспитателям. Материал рассчитан на старшеклассников. Разработку можно использовать при проведении профилактической работы против употребления наркотиков: различных Акций, классных часов, конкурсов агитбригад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Малонагаткинская средняя школа

МО «Цильнинский район» Ульяновской области

Внеклассное мероприятие для старшеклассников «Наркотикам – Нет!»

Разработала и провела:

учитель химии, биологии

Илямакова Зинаида Николаевна

Описание: Данный сценарий предлагается организаторам внеклассной работы в школе, социальным педагогам, классным руководителям 8-11 классов, воспитателям. Материал рассчитан на старшеклассников. Разработку можно использовать при проведении профилактической работы против употребления наркотиков: различных Акций, классных часов, конкурсов агитбригад

Цель: Закрепить у воспитанников знания о том, что здоровье- главное условие счастливой жизни. Провести профилактику употребления наркотических средств  среди детей.

Задачи:

  • Формировать отрицательное отношение к наркотикам;
  • Пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе;
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

Сценарный план:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Изучение нового материала:

- Продолжение фразы: "Счастливая жизнь- это:.."

- Факторы здоровья.

- Просмотр отрывка учебного фильма"Наркотики – это зло!"

Информационный блок "Вся правда о наркотиках".

4. Выступление детей в роли:

  • врача;
  • юриста;
  • психолога.

5. Разбор ситуаций.

6. Упражнение «Провокация».

7. Незаконченное предложение по теме "Жизнь- это чудо!"

8. Заключительное слово.

9. Подведение итогов (рефлексия).
Оформление:
плакаты «Скажи наркотикам: «Нет!»», «Мир душе – война наркотикам», «Наркота – она слепа, всех без разбору и до дна», выставка рисунков  «Наркотикам  - нет!»
Формы и методы организации деятельности: :выступления детей, чтение стихов по теме фронтальная. групповая, ролевая игра.
Примечание: на мероприятие приглашается по возможности врач-нарколог

Ход мероприятия:
Впереди стол, покрытый зеленым сукном, на столе лампа, лежат письма.

1. Выступление учителя, который  сообщает тему и  цели мероприятия

- Ребята, тема нашего занятия «Наркотикам – нет!».  Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, как о главном условии счастливой жизни. Раскроем вредное влияние наркотических средств на организм человека.

Наше с вами занятие я хотела бы начать с вопроса:

- Вы любите жизнь? (ответы детей)

Жизнь - это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь?

Продолжение фразы: "Счастливая жизнь - это:.."

Поразмышляйте об этом, пожалуйста, и запишите продолжение фразы: "Счастливая жизнь - это:.."

Варианты ответов:

  • Здоровье
  • Взаимопонимание с окружающими
  • Дружба
  • Любовь
  • Материальные блага.

Самое главное это здоровье, не будет здоровья и не будет всего выше перечисленного.

Хотелось бы поподробнее остановиться на здоровье.

Факторы здоровья.

Подумайте, от каких факторов зависит наше здоровье?

https://urok.1sept.ru/articles/553448/img1.gif

Но мне хотелось обратить ваше внимание на такой фактор как - вредные привычки.

(курение, употребление алкоголя, наркотиков)

Сейчас  мы с вами посмотрим фильм «Наркотики – зло!». Посмотрите внимательно

Учитель: Да, это страшно. Вот, чтобы с нами такого не случилось мы хотим провести данное мероприятие.

Информационный блок»

1.Выступления детей

*Откуда появилось это зло?. Упоминая о растениях, обладающих наркотическими свойствами, встречаются в различных древнейших источниках.

Например, в древнеегипетских папирусах есть описание сбора макового сока и приготовления из него опиума. На древних настенных рисунках, найденных в Южной Америке, встречаются изображения индейцев, жующих листья кустарника «коки». Листья коки индейцы жевали для повышения выносливости, для заглушения голода в военных походах.

В древнем Китае настой конопли использовался в качестве лекарства.

Шаманы и жрецы употребляли опиум, коноплю для вхождения в транс при проведении различных ритуалов.

Opium употребляли  в качестве  снотворного, болеутоляющего средства.

В средневековье наркотические растения проникают в Европу. Опиум поначалу используется только в медицине для лечения.

В 1887 г. в Германии вперые был синтезирован амфитамин.Он использовался в медицине (например: лечение астмы, болезни Паркинсона, депрессии, таблетки для похудения), применялся в боевых операциях для снятия усталости и поднятии работоспособности у людей.

23 ноября 1897 г. впервые мескалин (mescaline) был получен из мексиканского кактуса «пейот»,  содержащегося галлюциноген  - психоделик. В 1919 году был получен химическим путём с помощью синтеза.

В 19 веке употребление опиума и гашиша широко распространяется, особенно в богемной среде, и становится уже проблемой. В это время из опиума был выделен морфий, который, после изобретения инъекционной иглы, получил широкое распространение. Морфий стал доступным средством для обезболивания, лечения бессонницы, в качестве успокоительного средства. Тогда никто не задумался о том, как вредны наркотики и к чему это может привести.

Второй виток употребления наркотических средств пришелся на 1960-е годы, во время появления хиппи.

К началу 1960-х г. стало очевидно, что амфитамин способен вызывать сильнейшую психологическую зависимость, вызывает психозы с характерными параноидальными симптомами. В результате всего этого, в конце концов, стало понятно, как вредны наркотики, амфетамины попали под запрет.

Бесконтрольное употребление данных веществ привело к появлению новой болезни «наркомании» и проблеме как  бросить употреблять наркотики.

По мнению специалистов, в России массово стали употреблять наркотики с  1980-х годов, когда они пошли из Афганистана.

*Какие бывают наркотики
ОПИАТЫ

Наркотики, обладающие седативным, «затормаживающим» действием. К этой группе относятся природные и синтетические морфиноподобные соединения. Все природные наркотические средства опийной группы получают из мака. Вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворения. Включаясь в обменные процессы, приводят к быстрому (иногда после одного-двух приемов) возникновению сильнейшей психической и физической зависимости. Крайне разрушительно действуют на организм. Наркотические зависимости, вызываемые опиатами, очень трудно поддаются лечению. (Это героин, маковая соломка, ацетилированный опий, опий-сырец, метадон…)

ПРЕППАРАТЫ  КОНОПЛИ

Конопля произрастает в регионах с умеренно теплым климатом. Чем южнее выращено растение, тем больший наркотический эффект вызывает изготовленный из него наркотик. Действующие вещества — каннабиноиды. Воздействие — изменение сознания. В помещении надолго остается характерный запах жженной травы. Сохраняет этот запах и одежда. (Марихуана, гашиш

АМФЕТАМИНЫ

Наркотики, обладающие психостимулирующим, «возбуждающим» действием. К этой группе относятся синтетические вещества, содержащие соединения амфетамина. В большинстве случаев вводятся внутривенно. Эти наркотики получают из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин (солутан, эфидрина гидрохлорид). В природе эфедрин содержится в растении «эфедра». Действие наркотика продолжается 2–12 часов (в зависимости от типа вещества). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика. Обостряются вспыльчивость, злобность, агрессивность. Это эфедрон, первитин, эфедрин)

КОКАИН

Психостимулятор растительного происхождения, получаемый из листьев растения коки. Привыкание развивается незаметно, но стойко. Кокаин вымораживает область от глаз до груди — тело становится нечувствительным.

ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ

Неоднородная по происхождению и химическому составу группа психоделических препаратов, изменяющих сознание — ощущения, мысли, эмоции и восприятие.. ЛСД («кислота», «марки», «промокашка», «красный дракон») — синтетический наркотик, производное лизергиновой кислоты, содержащейся в спорынье. Бесцветный порошок без запаха или прозрачная жидкость без запаха, цвета и вкуса. Жидкостью пропитывают разрисованную яркими рисунками бумагу или ткань. Кусочек ее кладется под язык, действие оказывает через 30–60 минут и продолжается до 12 часов. Оказывает огромный галлюциногенный эффект в малых концентрациях — 30г. ЛСД достаточно для 300 000 тысяч человек.

ЭКСТАЗИ

«Экстази» — общее название для группы синтетических наркотиков-стимуляторов амфетаминной группы, часто с галлюциногенным эффектом. Белые, коричневые, розовые и желтые таблетки или разноцветные, часто с рисунками, капсулы содержат около 150 мг препарата. «Экстази» — дорогой наркотик, и обычно его потребители переходят на систематический прием героина или амфетаминов.

 

СНОТВОРНЫЕ

Группа седативных (успокаивающих) и снотворных веществ, встречающихся в виде официальных препаратов, обычно таблеток («колеса») или капсул. Существует много разновидностей, наиболее опасны — производные барбатуровой кислоты, но и другие, более или менее свободно продающиеся в аптеках препараты (феназепам, реланиум, реладорм), могут вызвать психическую и физическую зависимость. Снотворные обычно принимаются внутрь, но иногда их вводят внутривенно. Вызывают сильную зависимость как на физическом, так и на психологическом уровнях. Особенно опасны при использовании вместе с алкоголем.

ИНГАЛЯНТЫ

Летучие вещества наркотического действия. Содержаться в препаратах бытовой химии: красителях, растворителях, клее, бензине, лаке для волос, средствах от насекомых. Сами по себе они к наркотикам не относятся. Опьяняющее действие возможно, если количество вещества, поступившее в организм, очень велико.


Учитель: А так хотелось просто жить. Но жизнь оборвалась. Вместо того чтобы радоваться жизни, чистой воде, голубому небу, яркому солнцу человек оказался в кромешной холодной тьме.

*«Страшная статистика»
1. По данным Минздрава на начало XXI в. наркотическую зависимость испытывают от 3 до 5 млн. россиян.
2. 60% российских наркоманов имеют возраст от 18 до 30 лет.
3. 20% из числа наркоманов в России – школьники.
4. Почти треть городского населения пробовала наркотики хотя бы раз в жизни.
5. А Всемирная организация здравоохранения сообщает, что из 8 млн. жителей Земли, регулярно употребляющих героин и опиум более 2 млн. проживают в России.

Учитель: Страшная статистика, не правда ли? За каждой цифрой горе и страдания, которые несет эта, казалось бы, маленькая безобидная игла. Согласно мировой статистике 1 наркоман вовлекает в этот смертоносный омут 13-15 человек.
Откуда пришла эта беда. Небольшой экскурс в историю (аудитория смотрит видеоролик).

Встреча с врачом-наркологом
Вопросы ребят к врачу:
1. Какие виды наркомании различаются?
2. Какое воздействие оказывают наркотики на организм человека?
3. Говорят, что наркозависимость может возникнуть даже после одной дозы. Так ли это?
4. Есть ли у нас в районе наркоманы?
5. Можно ли излечиться от этой страшной болезни?
6. Как в этом опасном современном мире защитить себя от наркомании?

*"Закон против наркотиков"

Юрист: Во многих европейских странах производство, хранение, употребление и продажа наркотиков - это уголовное преступление. А в странах Азии одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.

За хранение наркотиков в крупном размере- 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере- до 10 лет.

- Все наркотики имеют смертельно опасное свойство: они вызывают физическую и психологическую зависимость, подчиняют волю человека и, разрушают его тело.

Дорога а ад будет короткой, всего 4 ступеньки. Предоставляю слово нашему психологу.

Психолог:

Первый шаг: простое любопытство и давление услужливых друзей. Они первый раз предлагают, конечно, бесплатно, попробовать, говоря, что один раз ничего не решает. Уже после первого раза многие современные наркотики вызывают зависимость.

Второй шаг: предупреждение. Вторая стадия зависимости приходит быстро, когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На её покупку уходят все деньги. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Самому из этой стадии не выбраться.

Третий шаг: дорога в никуда. Это критическая стадия. Доза становится ежедневной необходимостью. Ради новой дозы человек готов на всё: воровство, разбой, убийство.

Четвёртый шаг: последний акт трагедии. Для тех, кто кололся, он наступает уже через 6-8 лет. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет. Так заканчивается трагедия, которая начиналась внешне так безобидно.

- Учёные установили, что каждый наркоман за год втягивает в свою паутину наркотиков пятерых. Так что каждый из вас может попасть в эти сети. При этом очень важно понять два правила. Первое: "добрый" приятель, предлагая травку, таблетку, жвачку бесплатно, преследует свои корыстные цели. Второе: никто из тех, кто пробовал первый раз, не собирался становиться наркоманом. Они лишь тешили своё любопытство, но результатом может оказаться сломанная судьба.

5. Разбор ситуаций:

Ситуация 1.

После школьных соревнований ребята пошли на дискотеку. Потанцевали, выпили немного пива. Один из ребят предложил попробовать таблетки ЛСД. Одни приняли это предложение, другие отказались. "Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить",- услышали они вслед.

Ситуация 2.

В дверь позвонили, Инга открыла дверь- на пороге стояла Даша, её давняя подруга.

Девушки стали оживлённо обсуждать новости:

- Слушай, Инга, давай покурим.

- Давай, - согласилась Инга, - сейчас, только сигареты принесу.

- Не надо, у меня есть, правда с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?

- Нет, - растерялась Инга.

- Слушай, такой кайф и неопасно совсем! На, попробуй!- и Даша протянула Инге сигарету.

6. Упражнение "Провокация".

Сейчас мы проделаем упражнение. Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит человек и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза.

Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.

Спасибо, мне этого не нужно.

Не курю.

Нет, мне не нужны неприятности.

Я таких вещей боюсь.

Эта дрянь не для меня.

Я за витамины!

Я и без этого превосходно себя чувствую.

Нет, спасибо, это опасно для жизни.

Мне не хочется умереть молодым.

Спасибо, мне здоровье дороже!

Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.

Надеюсь, эти фразы помогут вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, быстро и любой ценой.

Запомните: фраза "Все это делают!" является прямым давлением на вас.

7. Работа с выставкой рисунков "Мир против наркотиков" (выполнена ребятами).

8. Предлагаю вам следующие задание: попробуем имитировать роли подростков, один из которых не пробовал наркотик, другой "колется". С помощью слов- антонимов представим картину падения:

  • Мудрость - Глупость
  • Свобода - зависимость
  • Удовольствие - страдание
  • Здоровье - болезнь
  • Счастье - горе
  • Радость - отчаяние
  • Добро - зло
  • Целеустремлённость- бесцельность
  • Жизнь- смерть.

Вы видите, что у здорового подростка жизнь состоит из ярких красок , а у наркомана из тёмных красок.

9. Следующие задание: незаконченное предложение по теме "Жизнь - это чудо".

Мы живём в огромном, прекрасном мире, где столько интересного и удивительного! Нужно только оглянуться вокруг. И вы сразу увидите, что можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: "Вокруг столько способов быть счастливым: можно:."

Каждый человек хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твёрдо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.

10. Заключительное слово.

Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Но я говорила, что есть ещё одно оружие от наркотиков - самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков?

- Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости- это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

11. Итог занятия.

Сегодня мы пытались бороться с наркотиками -оружием правды. Что дали вам эти знания? Что вам показалось особенно ценным и полезным сегодня на занятии?

Мне хотелось закончить наше занятие стихотворением:

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой.
Ты в праве сам командовать судьбой.
Ты согласиться можешь, но отказ
Окажется получше в сотню раз.
Ты вправе жизнь свою спасти
Подумай, может ты на правильном пути,
Но если всё-таки сумел свернуть,
То потрудись себе здоровие вернуть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Творческая работа к внеклассному мероприятию "Наркотикам- нет!"

Творческая работа (стихотворение) может быть использована во время классного часа или при проведении внеклассных мероприятий, посвященных борьбе с наркотиками....

Внеклассное мероприятие: «Наркотики – опасность, которая рядом»

Данное внеклассное мероприятие проводится в предметную декаду учителей естесственных наук, как межпредметное интегрированное мероприятие для учащихся 10-11-х классов, с целью сформировать у учащихся о...

Внеклассное мероприятие "Наркотики-путь в никуда"

Мероприятие, приуроченное к месячнику антинаркотической работы. В разработке представлены материалы о влиянии наркотиков на системы организма....

Воспитательное мероприятие "Наркотики: жизнь до и после"

Данное мероприятие было разработано для обучающихся в возрасте от 12 до 17 лет, с целью ознакомления с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением....

Сценарий внеклассного мероприятий «Наркотики: как от них уберечься?»

Данная разработка напрвлена на первичную профилактику потребления ПАВ....