Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: « Систематика растений» ( учитель Высоцкая Т.Б)
методическая разработка по биологии (7 класс)

Высоцкая Татьяна Борисовна

данную технологическую карту можно использовать на уроке обобщения материала в 7 классе  по теме систематика растений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematika_tehnologicheskaya_karta_uroka_31.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: « Систематика растений» ( учитель Высоцкая Т.Б)

Предмет

биология

Класс

7

Тема

Систематика растений.

Цель учебного занятия

Содействовать формированию знаний об основах систематики растений, изучить основные систематические группы растений, научиться распознавать растения классов однодольных и двудольных растений.

Основные задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с основными систематическими группами  растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство,

развивающие: научить анализировать, делать выводы, работать с учебником; развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учёбе, осуществлять на уроке экологическое воспитание обучающихся.

Тип учебного занятия

Урок открытия новых знаний

Термины и понятия

Систематика растений, род, вид, семейство, порядок, класс, отдел, царство, сорт, класс однодольные, класс двудольные

Специфическое сопровождение

мультимедийный проектор

Методы и формы обучения

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительные:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами, картинками на проекторе);

- практические (составление схем, поиск информации);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Планируемые результаты

Личностные

достигаются в течении всего занятия

Предметные

достигаются в течении всего занятия

- формирование интереса к учебному материалу, отдельным заданиям;

- представление об основных моральных нормах поведения на уроке;

- понимание заданных критериев успешности учебной деятельности

- умение проводить самооценку на основании критерия универсальных учебных действий.

- определение значения систематики растений как процесса классификации растений видовому разнообразию

- выявление признаков классов двудольных и однодольных растений как представителей покрытосеменных;

- выделение существенных признаков размножения различных групп живых организмов

Метапредметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

- формировать умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

- находить необходимую информацию в учебнике и дополнительной литературе;

 - понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- на основе анализа и сравнения группировать объекты изученного материала по заданному основанию;

 - устанавливать причинно-следственные связи

- предоставлять возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

 - осуществлять синтез, как составленное целого из частей;

–формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

 - продолжить формирование умения слушать и обосновывать свое мнение.

- формировать умения выражать свои мысли и идеи;

 - иметь представление о разнообразии форм учебной деятельности (индивидуальной, фронтальной, парной, групповой);

 - иметь представления о правилах общения в классе;

 - иметь представление о формах работы в классе (индивидуальная, фронтальная, в парах и.т.п);

–формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 - продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

 - продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

- принимать учебную задачу. соответствующую этапу обучения;

 - понимать выделенные учителем ориентиры и действия в учебном материале;

 - оценивать совместно с учителем результаты своих действий;

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(универсальные учебные действия)

1

2

3

4

5

6

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

 (Учитель организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности)

Добрый день! Я рада вас видеть. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам только положительные эмоции, вы получите новые знания и будете еще умнее и как гласит древний китайский афоризм : «Ты можешь стать умнее 3 путями: путём опыта и размышления– самый тяжелый путь, путём подражания – самый быстрый путь, путём соглашения с увиденным и услышанным - самый легкий путь» (китайский афоризм)( слайд 1)

Ребята! Какой из этих путей выберете вы?

Отвечают на приветствие учителя,

размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Фронтальная

Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности.

Умеют самостоятельно подготовить рабочее место для занятий.

Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Просмотр слайдов  с видами природы под звучание музыки» Как прекрасен этот мир!»

Установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

(Учитель создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки)

Я предлагаю Вам посмотреть на экран и поразмышлять..в каком замечательном растительном мире  мы живем.

(слайд 2-12)

Ребята! Сколько видов растений известно в настоящее время?

Чем различаются растения между собой?

 Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?( слайд 13)

Обратите внимание на слайд. Переставьте правильно буквы и определите тему нашего сегодняшнего урока.( слайд 14)

Систематика растений.

Отвечают на поставленные вопросы, используя информационный лист № 1 пользуясь ранее полученными навыками и знаниями.

Определяют  тему урока используя проблемно-поисковый метод;

Участвуют в постановке познавательной цели урока.

Фронтально-индивидуальная

Познавательные: анализируют и дифференцируют полученные ранее знания, занимаются поиском необходимой информации, структурируют знания; анализируют текст и рисунки учебника.

Регулятивные: самостоятельно определяют  цель учебной деятельности; осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников, принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают учителя, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, формулируют собственные высказывания в рамках учебного диалога.

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Целеполагание , определение цели урока и ее фиксация

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

(Учитель предлагает  обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления понятия систематики растений, их классификации, видовому разнообразию. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения)

Ребята! Обратите внимание на экран. Вам даны слова и словосочетания. Из предложенных слов и словосочетаний попробуйте выбрать те, которые на Ваш взгляд ассоциируются с понятием «систематика» и самостоятельно  дайте определение понятию «систематика»:

Раздел биологии; Распределение по группам( систематическим категориям); Движение; Классификация; Дыхание; Сходство и родство растений; Фотосинтез; Систематизация; ( слайд15)

 (Записываем определения в тетрадь)

Систематика это раздел биологии, в котором растения распределяются на группы ( систематические категории) на основании их сходства и родства. (слайд 16)

 Кто является основоположником систематики?

Особую роль в развитии науки систематики сыграл шведский ученый 18 века

 Карл Линней (1707-1778) – основоположник систематики растений. (слайд 17-18)

А теперь давайте попробуем погрузиться в роль ученого систематика и  выполнить его работу. Попытайтесь расположить данные систематические категории в порядке возрастания , начиная с наименьшей, наименьшей единицей систематики является « вид» Как Вы думаете. Какая из предложенных категорий будет самой наивысшей?( слайд 19)

  • Класс                      
  • Царство
  • Род
  • Порядок
  • Вид
  • Семейство
  • Отдел

Ну давайте попробуем выполнить следующее задание:Растения имеют имя и фамилию.

Определите где имя а где фамилия у представленных растений :

  • Видовые названия:
  • Имя  это  вид (систематическая категория) а фамилия – род (систематическая категория) растений

1смородина красная

2 смородина черная

3 радиола розовая

4 лапчатка прямостоячая

5 клён татарский

6 клён остролистный( слайд 20-21)

Почему не можем выполнить, почему у всех разные ответы. Чего то  мы наверное не знаем? На какой вопрос нужно ответить чтобы выполнить это задание?

В какой последовательности  раполагаются систематические категории и как определить у растения принадлежность к виду и роду?

Определяют понятие систематика растений, классификация растений.  Занимаются поиском причин различий осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Делают вывод.

Индивидуальная работа с понятием.

Возникновение ситуации интеллектуального конфликта,разрыва между имеющимися знаниями и предложенным заданием.

Учащиеся формулируют цель урока.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы, производят

информационный поиск;  анализируют информацию с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнивают, устанавливают причинно - следственные связи, обобщают;

выполняют знаково - символические действия (кодирование/ декодирование);

занимаются построением речевого высказывания.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Корректируют свои знания.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,

Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.

5.Построение  группового проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

(Учитель предлагает  обучающимся вопросы и задания с целью решения проблемы и выхода из ситуации интеллектуального разрыва. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Самая крупная группа в  систематике растений-это ЦАРСТВО. В царстве растений различают разные отделы:

▪Моховидные    ▪ Плауновидные    ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные    ▪ Голосеменные

 Покрытосеменные

 В отделе  Покрытосеменные различают два класса: Двудольные и Однодольные.

Класс двудольные включает в себя следующие порядки:

Порядок камнеломковые

Порядок макоцветные

Порядок бобовоцветные

Класс однодольные включает в себя следующие порядки:

Порядок лилиецветные

Порядок злакоцветные порядок аироцветные  

Семейства класса Двудольные: Крестоцветные, Крыжовниковые. Семейства класса Однодольные: Злаки . Лилейные.Семейстов Крыжовниковые включает в себя Род СМОРОДИНА И  Род Крыжовник. Род Смородина включает  в себя Вид  Смородина красная

Вид Смородина черная

Вид Смородина альпийская и др.

Положение вида красная смородина в системе растительного мира:

Царство          Растения

 Отдел              Покрытосеменные

Класс                Двудольные

Порядок           Камнеломкоые

Семейство       Крыжовниковые

Род                    Смородина

Вид                    Смородина Красная

  • существительное - родовое название;фамилия смородина
  • 2 – прилагательное - видовое название; имя состоит из двух слов смородина красная

Работа с учебником, работа с проектными листами, с информационным листом  №2,обсуждают задания  в группах и выполняют его. Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;

уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Индивидуально-групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из информационной карты№2,прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.

Информационный поиск;

Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, устанавливают причинно – следственные связи;

Выполняют знаково – символические действия

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные: корректируют свои знания.

6.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Представление проеков.Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с текстом заданий, беседа по вопросам.

(Учитель организует работу детей для ответа на проблемный вопрос. Обсуждает с учащимися критерии. Логическое мышление детей, анализ ответов)

      Давайте сейчас определим какие систематические категории существуют? (слайд 22-26)

  • Расположите систематические категории в порядке возрастания?

(Обучающиеся отвечают на вопрос, обосновывают свои ответы вопросы Осуществляет коррекцию, организует обсуждение)

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса,

осуществляют оценку по выработанным критериям.

Делают вывод о систематических категориях.

Отвечают на вопросы, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Групповая

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Корректируют свои знания. Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы. Информационный поиск; построение речевого высказывания. Участвуют в совместной деятельности. Излагают  собственные  мысли, ведут  диалог, учатся  вести дискуссию.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

7.Работа с проверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.

Проверка изученного материала

(Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения у учащихся, предложивших наиболее верные ответы)

Сколько видов представлено на слайде? Сколько родов? Лютик- род. Лютик едкий, Лютик ядовитый-виды.( слайд 27-28)

Групповая

Индивидуальная.Фронтальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Моделируют и формулируют

ответы.

Коммуникативные: осуществляют взаимооценку.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

- Сегодня вы познакомились с наукой систематикой и научились классифицировать растения по группам и видовому родству.

Давайте вернемся к цели урока.

- Мы ее достигли?

- Как мы ее достигли?Я Вам сказала или Вы сами путем размышления. Путем собственных действий и собственного опыта

- Понравилось ли вам на уроке? - Дайте оценку нашей работе заполните листок самооценки.  – карточку с  грустным лицом.

(Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке)

2. Оценивает работу отдельных  обучающихся. Дает комментарии к домашнему заданию.

Д/з: Параграф 19.Определить таксономическое положение вида земляника лесная в системе растительного мира

.(слайд 29-30)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Индивидуальная

Личностные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений  как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность; понимают в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая карта по биологии 5 класс по теме: "Мир растений".

КАРТА ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ, КАК ОБОБЩАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ....

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»

технологическая карта урока биологии 5 класс Тема: «Особенности строения клеток. Пластиды»...

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....

Технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме "Царства живой природы"...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы"

Технологическая карта урока биологии 7 класс по теме "Жгутиконосцы" по учебнику Биология. 7класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций./ В.М.Константинов, В.Г Бабенко,в.С. Ку...