Формирование умений читательской грамотности при работе с текстом на уроках химии, биологии, географии
учебно-методический материал по биологии (7, 8, 9 класс)
Пройдя курсы «Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках различных учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО», и, выполняя задания по данной теме, нашла интересные примеры текстов по биологии 7 класс, по географии 8 класс, по химии 9 класс.
Цель работы: связь требований ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам с умениями читательской грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пройдя курсы «Формирование читательской грамотности при работе с текстом на уроках различных учебных предметов в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО», и, выполняя задания по данной теме, нашла интересные примеры текстов по биологии 7 класс, по географии 8 класс, по химии 9 класс. Цель работы: связь требований ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам с умениями читательской грамотности. Формирование умений читательской грамотности при работе с текстом на уроках различных учебных предметов
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
7 класс
ОПЫТ ВАН ГЕЛЬМОНТА
Древние греки считали, что растения питаются так же, как животные. Только растения перевёрнуты вниз «головой». У животных рот находится сверху и впереди, а у растений «рот» (корень) – снизу. Растения «откусывают» и «проглатывают» «жирные» частицы почвы (гумус), пока почва не станет совсем бесплодной.
Около 400 лет назад известный голландский ученый ван Гельмонт провёл следующий эксперимент. Он взял около 80 кг сухой земли в кадке и в неё посадил ветвь ивы весом 2 кг. В течение пяти лет естествоиспытатель выращивал её, поливая только дождевой водой. За это время вес ивы увеличился до 76,5 кг, а вес земли уменьшился всего на несколько десятков граммов.
Подтвердил или опроверг гумусную теорию питания растений ван Гельмонт? Свой ответ поясните. Ответ_____________________________________________________________
Какой вывод из опыта можно сделать с позиций сегодняшних знаний о росте и развитии растений?
1) Ива растет благодаря воде, которая накапливается в ней.
2) Рост ивы определяется характером и составом почвы, в которой оно находится.
3) Материал, из которого выросло дерево, изначально находился в исходной ветке.
4) Данный опыт не позволяет выявить главную причину образования материала, из которого выросло дерево.
Ответ: __
По результату своего эксперимента ван Гельмонт сделал следующий вывод: «Растение выросло только за счёт дождевой воды». Это позволило считать его основателем водной теории питания растений. В чём была ошибка естествоиспытателя?
Ответ:________________________________________________________________________
1. Описание задания
Это текст естественно-научного содержания, в котором преобладает научный стиль изложения. Текст посвящён описанию питания растений. В нём рассказывается об историческом опыте известного голландского ученого ван Гельмонта.
2. При изучении какой темы можно использовать задание и почему
Данный материал целесообразно использовать при изучении темы «Фотосинтез». Он позволит создать проблемную ситуацию на уроке.
3. Формируемые заданием читательские умения
Умение осмыслить и оценить информацию, соотнести сообщение текста с внетекстовой информацией (Умение сначала дать собственное толкование текста, затем соотнесение со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов).
4. Связь читательских умений с планируемыми для достижения на уроке предметными, и/или метапредметными, и/или личностными результатами
- сравнивать события, факты, явления, суждения;
- сопоставлять информацию различных источников;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента).
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
8 класс
ПРОМЕРЗАНИЕ ГРУНТА
Температура верхних слоёв грунта зависит в основном от внешних факторов – солнечного освещения и температуры воздуха. Летом и днём грунт до определённых глубин прогревается, а зимой и ночью охлаждается вслед за изменением температуры воздуха и с некоторым запаздыванием, нарастающим с глубиной. Влияние суточных колебаний температуры воздуха заканчивается на глубинах от единиц до нескольких десятков сантиметров. Сезонные колебания захватывают более глубокие пласты грунта – до десятков метров.
На некоторой глубине – от десятков до сотен метров – температура грунта держится постоянной, равной среднегодовой температуре воздуха у поверхности Земли. В этом легко убедиться, спустившись в достаточно глубокую пещеру. На рисунке 1 приведён график изменения температуры грунта с глубиной для четырёх дней разных месяцев года, построенный по результатам измерений в одной и той же местности.
Зимой грунт в нашей стране промерзает. Глубина промерзания грунта может в зависимости от региона РФ и локальных условий меняться в широких пределах. Наблюдениями за глубиной промерзания грунтов установлено, что влажные глины и суглинки промерзают заметно меньше, чем супеси, мелкие и пылеватые пески, а крупные пески и крупнообломочные грунты промерзают ещё больше, чем супеси и пылеватые пески. На рисунке 2 приведена карта, на которой показаны изолинии промерзания суглинистых грунтов в нашей стране. Глубина промерзания указана в сантиметрах.
Выберите все верные утверждения, которые соответствуют графику на рисунке 1.
1) В феврале температура грунта на глубине 7 м выше, чем на глубине 2 м.
2) В течение года температура на глубине 10 м колеблется от –5 ºС до 5 ºС.
3) Самая низкая температура грунта на глубине 4 м достигается в феврале.
4) На глубине 5 м температура грунта летом ниже, чем зимой.
5) Среднегодовая температура в местности, для которой проводилось исследование зависимости температуры грунта от глубины, составляет примерно 10 ºС
Ответ: ___________________________.
Какими особенностями теплопередачи в грунте можно объяснить такое изменение температуры с глубиной в течение года?
Ответ:________________________________________________________________________
1. Описание задания
Это задание по географии 8 класс, в котором рассказывается о промерзании грунта по сезонам. Оно очень актуально для нашей страны, так как большая часть территории у нас находится в зоне Севера.
2. При изучении какой темы можно использовать задание и почему
Это задание можно использовать при изучении темы «Многолетняя мерзлота», так как оно даёт возможность заинтересовать обучающихся данной темой.
3. Формируемые заданием читательские умения
Умение найти информацию и извлечь ее: определять место, где содержится искомая информация, концентрироваться на отдельных фрагментах текста, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, умение категоризации, например, два понятия надо отнести к общей категории или, напротив, увидеть различие между двумя сходными понятиями, относящимися к разным категориям. Подобное умение особенно востребовано при работе с таблицами, схемами.
4. Связь читательских умений с планируемыми для достижения на уроке предметными, и/или метапредметными, и/или личностными результатами
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной задачи и заданных критериев;
- умение работать с различными видами современных источников информации (учебник, научно-популярная литература, ресурсы сети «Интернет»), различать виды источников информации;
- умение оценивать достоверность полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
- находить аргументы в различных источниках информации;
- уметь читать и карты, схемы, таблицы, диаграммы.
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
9 класс
ИССЛЕДОВАНИЕ «СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ»
После того как человек провёл первую химическую реакцию – разжёг костер, ему пришлось задуматься о том, как управлять течением химических реакций. Сегодня человек умеет управлять реакцией: может замедлять нежелательные превращения веществ или ускорять реакции для получения большего количества нужного продукта. Скорость химической реакции определяется как изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Известно, что скорость химических реакций зависит от температуры, концентрации реагирующих веществ, природы реагирующих веществ, наличия катализатора или ингибитора (вещества, замедляющего реакцию).
На уроке химии учащиеся проводили эксперименты с целью определить факторы, которые влияют на скорость различных реакций. Они провели несколько опытов.
Опыт 1. Ученики взяли 10 г соляной кислоты с массовой долей вещества 20% и опустили в этот раствор гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.
Опыт 2. К соляной кислоте из первого опыта добавили 30 г воды. Затем отобрали 10 г получившегося раствора и опустили гранулы цинка. Наблюдали выделение газа.
1) В каком из опытов ученики наблюдали более интенсивное выделение газа?
2) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся?
Ответ:________________________________________________________________________
Опыт 3. В пробирку с раствором серной кислоты поместили немного чёрного порошка оксида меди(II). В течение 3 минут признаков протекания реакции не наблюдали. Тогда ученики нагрели пробирку с реакционной смесью. В результате наблюдали появление синей окраски раствора.
1) Действие какого фактора, влияющего на скорость реакции, наблюдали учащиеся?
2) Приведите пример использования знания о влиянии этого фактора на скорость химических реакций в быту.
Ответ:________________________________________________________________________
1. Описание задания
Это задание на исследование скорости химической реакции. Оно имеет практическую направленность. Указывает на факторы, с помощью которых можно управлять реакцией.
2. При изучении какой темы можно использовать задание и почему
Данный текст можно использовать при изучении темы «Скорость химической реакции» по химии в 9 классе, так как предложенные в тексте опыты обучающиеся могут провести при изучении данной темы.
3. Формируемые заданием читательские умения
Использовать информацию из текста для решения практической задачи (Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. Прогнозировать результаты эксперимента на основе информации текста).
4. Связь читательских умений с планируемыми для достижения на уроке предметными, и/или метапредметными, и/или личностными результатами
- определять познавательную задачу;
- умение оперировать научными понятиями, терминами;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- умение выбирать способ представления информации в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия "Межпредметный интегрированный урок "Химия-Биология-География": "Пресная вода" 8-11 класс"
Средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающимися индивидуально (домашнее обучение). Дети ст...

Технология развития критического мышления на уроках химии, биологии, географии.
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термин...
Презентация"Приёмы работы с текстом на уроках химии"
В настоящее время очень большое внимание уделяется работе с текстом на разных уроках, т. к . этому отводится большая роль в усвоении учебного материала в стандартах второго поколения. Уроки химии не я...
«Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках химии через применение технологии развивающего обучения»
Приводится выступление на методическом объединении...
Приемы работы с текстом на уроках химии
Методические приемы по работе с текстом...

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...
